Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №30/2002

БИОЛОГИЯ

Н.Б. РАНЕВА, Н.И. СОНИН

Продолжение. Начало см. N 24, 28, 29/2002

Биология. Человек

Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, Н.Р. Сапина «Биология. Человек»

Урок 4. Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость

Задачи: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения; привлечь знания других предметов; обобщить знания об органах чувств.

Оборудование: см. уроки 1–3 темы; дополнительная литература.

? Как мы ощущаем мир?

Методические рекомендации

I. Повторение знаний об органах чувств и анализаторах. (Групповая работа учащихся с проверочными заданиями типа «Проверьте свои знания», «Подумайте». Контроль выполненных работ. Может быть организована игра «Вертушка» и т.д.)

II. Изучение нового материала

1. Чувствительность анализаторов, их взаимозаменяемость. (Рассказ учителя или сообщения учащихся; беседа о пороге чувствительности с демонстрацией опытов.)

2. Глаз человека – оптический прибор. (Рассказ учителя или сообщение учащихся. В случае интегрированного межпредметного урока, этот материал рассказывает учитель физики, сопровождая его демонстрацией опытов, таблиц и т.д. Могут быть привлечены видеоматериалы.)

3. Цветоощущение. Расстройства цветового зрения человека. Цветовое зрение животных. Роль цветоощущения в восприятии природы, явлений. (Рассказ учителя с использованием произведений изобразительного искусства.)

4. Выводы о взаимозаменяемости и связях органов чувств (анализаторов), порогах чувствительности, аномалиях. Словарная работа. (Беседа с учащимися; работа с рисунком в учебнике; словарная работа; формулирование выводов.)

III. Закрепление знаний об органах чувств. (Обсуждение заданий проверки знаний; ответы на вопросы рубрики «Подумайте».)

IV. Задание на дом: повторить материал темы, задания рубрики «Подумайте».

ТЕМА 8. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (8 ч).
ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ

Требования к результатам изучения темы

Учащиеся должны:

– называть части опорно-двигательной системы (скелет, мышцы), основные отделы скелета (кости) и группы мышц;
– приводить примеры приспособленности скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности; характеризовать приспособленность;
– знать состав и свойства костей, значение опорно-двигательной системы, влияние физического труда и спорта на ее формирование, роль двигательной активности в сохранении здоровья, меры, предупреждающие нарушение осанки, развитие плоскостопия;
– характеризовать строение костей, типы их соединений, работу мышц;
– оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах;
– научиться соблюдать правильную осанку;
– показывать на себе, модели, скелете основные кости скелета;
– разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательной системы, влияние нагрузки и ритма на работу мышц, причины их утомления;
– устанавливать взаимосвязь строения частей скелета и выполняемых ими функций;
– доказывать родство млекопитающих животных и человека;
– характеризовать торможение как нервный процесс, координирующий движение.

Тематическое планирование

Урок 1. Система опоры и движения, ее функции. Значение и строение скелета.
Уроки 2–3. Строение, свойства костей; типы их соединений.
Урок 4. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.
Урок 5. Мышцы, их строение и функции.
Урок 6. Работа мышц.
Урок 7. Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения.
Урок 8 (обобщающий). Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательной системы.

Урок 1. Система опоры и движения, ее функции. Значение и строение скелета

Задачи: расширить знания учащихся о строении и функциях скелета; научить выявлять особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Оборудование: модели скелета, черепа; демонстрационные таблицы «Скелет млекопитающего животного», «Скелет и мышцы человека».

? Какие особенности скелета отличают человека от млекопитающих животных?

Методические рекомендации

I. Актуализация знаний об опорно-двигательной системе млекопитающих животных. (Беседа о строении скелета, отделах, их составе. Работа с таблицей, моделями скелетов животных.)

Вопросы

  • Каково значение опорно-двигательной системы млекопитающих животных?

  • Назовите основные отделы скелета животных, кости, их образующие.

II. Изучение нового материала

1. Значение опорно-двигательной системы человека. Значение скелета, его состав. (Беседа с учащимися с использованием таблицы «Скелет человека», мобилизация знаний о скелете животных.)
2. Общий обзор скелета человека.

Отделы скелета человека, их строение. (Беседа с учащимися, самостоятельная работа с текстом на с. 123–125; заполнение таблицы.)

3. Позвоночник, его особенности. Строение позвонка. (Рассказ учителя с элементами беседы; практическая работа по изучению строения позвонков.)

4. Скелет головы (череп). (Самостоятельная работа учащихся с учебником, заполнение таблицы.)

Беседа по результатам изучения черепа человека.

5. Сходство и различия между скелетами человека и млекопитающих животных. (Самостоятельная работа учащихся с моделями, таблицами, текстом и рисунками учебника по выявлению особенностей скелета человека, связанных с его прямохождением и трудом.)

6. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, развитием мозга. (Беседа с учащимися с элементами рассказа учителя, дополняющего знания о скелете.)

III. Закрепление знаний о скелете человека. (Беседа о взаимосвязи строения скелета и его функций. Выполнение заданий рубрики «Какие утверждения верны?» на с. 126. Задание из рабочей тетради.)

IV. Задание на дом: повторить «Соединительные ткани», изучить материал учебника; подготовиться по заданиям рубрик «Выберите правильный ответ», «Подумайте», «Проверьте свои знания».

Уроки 2–3. Строение, свойства костей; типы их соединений

Задачи: обобщить знания учащихся об основных функциях и особенностях опорно-двигательной системы; выяснить строение и химический состав костей, обеспечивающих выполнение функций; изучить типы соединения костей.

Оборудование: модели скелета и черепа человека; натуральные кости и их распилы; прокаленные и декальцинированные кости; таблица «Строение костей и типы их соединений»; видеоматериалы.

? Какие особенности строения и состава костей обеспечивают выполнение функций опоры и защиты?

Методические рекомендации

I. Повторение материала о скелете человека по заданиям учебника в рубриках: «Проверьте свои знания», «Подумайте», «Выберите правильный ответ». (Формы опроса, организация работы учащихся – по выбору учителя.)

II. Изучение нового материала

1. Формы костей скелета человека. (Рассказ учителя с демонстрацией таблицы, натуральных объектов. Беседа с учащимися о роли форм костей в обеспечении функций скелета. Связь с физикой.)

2. Строение и химический состав костной ткани.

Лабораторная работа «Свойства декальцинированной и прокаленной костей. Химический состав кости». Беседа по проблеме: «Благодаря чему кости обладают упругостью, эластичностью и прочностью?»

Лабораторная работа «Микроскопическое исследование костной ткани» (проводят 2 человека или класс). На основании наблюдений и изучения рисунков учебника учащиеся должны придти к выводу, что костная ткань является видом соединительной ткани.

3. Строение костей, их функции. (Самостоятельная работа учащихся с распилами костей, текстом учебника на с. 117. Беседа по вопросам: «Что обеспечивает скелету выполнение функций опоры и защиты?», «Почему кость трудно сломать?»)

4. Рост костей. (Рассказ учителя.)

5. Типы соединения костей. (Рассказ учителя с элементами беседы с использованием моделей скелета и черепа; таблица.)

Строение сустава. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, моделями сустава. Беседа по результатам работы с использованием рисунков учебника и таблицы. Изображение в тетради схемы строения сустава.)

III. Закрепление изученного материала (Беседа с учащимися по вопросам к тексту; заполнение таблицы).

IV. Задание на дом: изучить текст, записи в тетради. Подготовить сообщения об антропологии, пропорциях тела и лица (Зверев И. К. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека – материал о Н.И. Пирогове).

Урок 4. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

Задачи: на основе повторения учебного материала о строении костей и скелета человека охарактеризовать виды травм системы опоры и движения; научить учащихся оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.

Оборудование: модель скелета человека; таблица «Строение костей и типы их соединения; простейшие шины (дощечки, палочки, линейки), перевязочный материал для демонстрации приемов оказания первой помощи.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о строении и составе костей, типах их соединений, особенностях строения скелета. (Усложненный опрос учащихся с использованием скелета человека: устные ответы о строении и составе скелета, типах соединения костей, строении сустава; взаимоконтроль по заданиям к рубрикам; задания рабочей тетради; биологический диктант.)

II. Изучение нового материала

1. Повреждения костей и суставов – наиболее распространенные виды травм опорно-двигательной системы. Меры доврачебной помощи при вывихах суставов. (Рассказ учителя с элементами беседы об особенностях строения костей, суставов. Практическая работа школьников «Оказание первой доврачебной помощи при ушибах, вывихах суставов». Беседа по итогам практической работы с использованием скелета, торса человека. Проверка усвоения навыков.)

2. Растяжение связок. Меры доврачебной помощи. (Рассказ учителя и демонстрация приемов оказания первой помощи.)

3. Переломы костей грудной клетки, черепа, позвоночника. (Рассказ учителя с элементами беседы об особенностях строения плоских, трубчатых костей. Демонстрация приемов оказания первой доврачебной помощи на муляжах торса и скелета человека. Практическая работа школьников.)

4. Значение лечебной физкультуры и массажа в посттравматический период. Режим движения и нагрузок. (Рассказ учителя биологии или учителя физкультуры.)

III. Закрепление знаний о мерах первой доврачебной помощи при повреждениях скелета.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы.

2. Вставьте пропущенные слова в текст задания: «При повреждении и растяжении связок в суставе происходит ... костей больше допустимой величины или изменение их обычного положения. При вывихах в суставе головка одной кости может ... или выйти из ... другой. Перелом – это ... кости. Происходит такая патология в случае ... направления действия нагрузки и изменения распределения на ... кости. Переломы бывают ... и ... . При ... переломе происходит повреждение не только ..., но и ..., и ... » (приводятся примеры заданий).

3. Тестирование.

В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при вывихе сустава?

А. Доставить пострадавшего к врачу.
Б. Обездвижить конечность.
В. Наложить холод на поврежденное место.
Г. Плотно забинтовать поврежденный сустав.

Каковы ваши действия при оказании помощи человеку с переломом локтевой кости?

А. Наложить шину.
Б. Отправить пострадавшего к врачу.
В. Обложить конечность мягким материалом.
Г. Прибинтовать шину к конечности.

4. Проверка усвоения навыков оказания первой доврачебной помощи при травмах скелета. (Групповая работа по выполнению заданий-задач с последующей защитой ответов.)

  • У человека перелом ребер грудной клетки. Опишите ваши действия и обоснуйте их.

  • У человека открытый перелом голени конечностей. Опишите ваши действия и обоснуйте их.

  • У человека перелом плечевой кости. Опишите ваши действия и обоснуйте их.

(Приемы оказания помощи демонстрировать на муляжах человека. В проверке выполнения работы участвует школьный врач.)

IV. Задание на дом: ответить на вопросы в учебнике; поупражняться дома в наложении шин, повязок и оказании первой помощи.

Урок 5. Мышцы, их строение и функции

Задачи: обобщить и углубить знания учащихся о строении и свойствах мышечных тканей; раскрыть особенности строения и функций скелетных мышц; сформировать представление об основных группах мышц тела человека.

Оборудование: таблицы с изображением скелета и мышц человека, тканей, микроскопы, микропрепараты мышечных тканей.

Методические рекомендации

I. Повторение материала о строении и росте костей, типах их соединений; взаимосвязи строения и функций сустава; мер первой помощи при повреждениях скелета. (Уплотненный опрос с элементами взаимоконтроля, фронтальной беседы.)

II. Изучение нового материала

1. Строение скелетных мышц. (Рассказ учителя с элементами беседы; самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, со схемой «Строение скелетной мышцы».)

2. Строение мышечных тканей, их свойства. (Лабораторная работа «Микроскопическое строение мышечных тканей человека». Обобщающая беседа по итогам лабораторной работы.

  • Чем различаются по строению поперечно-полосатая и гладкая мышечные ткани?

  • Какими свойствами они обладают?

  • Где эти ткани находятся в организме человека?)

3. Основные группы мышц тела человека, их локализация, функции. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы «Мышцы человека». Беседа с использованием демонстрационной таблицы.)

III. Закрепление знаний о строении мышц, их основных группах и функциях.

1. Биологический диктант «Какие утверждения верны?» (Взаимоконтроль по ключу, спроектированному через кодоскоп.)

2. Выберите правильный ответ.

3. Назовите и покажите основные группы мышц. Каковы их функции? (Работа по таблице «Мышцы человека».)

4. Тренажер по определению мышц. (Работа в парах с рисунком учебника или карточкой «Мышцы человека».)

5. Словарная работа.

IV. Задание на дом: изучить материал в учебнике; вопросы рубрики «Проверьте свои знания».

Урок 6. Работа мышц

Задачи: познакомить учащихся с условиями функционирования мышц; сформулировать знания о сокращении мышц, управлении их движением, утомлении мышц; повышении работоспособности мышц.

Оборудование: таблицы «Скелетные мышцы», «Рефлекторная дуга»; динамометр ручной, гири, гантели, эргометр (ЭМ); портрет И.М. Сеченова.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о строении мышц, движении в суставах; рефлекторной дуге мышечного сокращения (коленного рефлекса или др.). (Опрос учащихся с использованием таблиц; фронтальная беседа о функциях и принципе работы нервной системы.)

II. Изучение нового материала

1. Работа мышц. (Рассказ учителя с привлечением знаний о механической работе из курса физики.)

2. Движение в суставах. Согласованность деятельности мышц сгибателей и разгибателей. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. (Рассказ учителя с элементами беседы о суставах с использованием таблицы, с привлечением знаний о рычагах из курса физики; рефлекторном принципе работы нервной системы.)

3. Условия работы мышц. Роль кровообращения в работе мышц. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

4. Утомление мышц. Условия повышения работоспособности мышц. (Рассказ учителя. Демонстрация опыта по развитию утомления: груз держится в вытянутой руке; груз ритмично опускается и поднимается этой же рукой. Сделать вывод на основании наблюдений скорости развития утомления при статической и динамической работе.)

5. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. (Рассказ учителя с демонстрацией опытов, раскрывающих влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Задания: палец сгибается в размеренном ритме, увеличиваем скорость движения пальца вдвое. Сделать вывод о наступлении утомления мышц, снижении работоспособности.

Движение пальцем с грузом, прикрепленным к динамометру: темп размеренный, груз 10 г; темп удвоен, груз 20 г. Сделать выводы о значении темпа и нагрузки для работоспособности мышц.)

6. И.М. Сеченов – основатель науки о физиологии труда. (Рассказ учителя, ознакомление с трудами И.М. Сеченова; видеоматериалы.)

III. Закрепление знаний о работе мышц

1. Изобразить схему рефлекторной дуги для мышц-сгибателей и разгибателей.
2. Словарная работа. Объяснение сути и видов динамической и статической работы, их отличие.
3. Задания рубрик «Какие утверждения верны?», «Выберите правильный ответ».

IV. Задание на дом: изучить текст задания «Проверьте свои знания», «Подумайте»; подготовить сообщение о значении физических упражнений для правильного формирования и развития мышц, осанки человека.

Урок 7. Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения

Задачи: раскрыть условия правильного формирования системы опоры и движения, влияния физических упражнений, спорта и труда на ее развитие; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия и меры их предупреждения и исправления.

Оборудование: модель скелета, таблицы «Скелетные мышцы человека», «Влияние физических упражнений на организм человека», «Предупреждение плоскостопия», «Предупреждение искривления позвоночника».

? Как можно выправить свою осанку, сформировать красивую фигуру?

Методические рекомендации

I. Проверка знаний учащихся о строении и работе мышц.

(Обсуждение вопросов по рубрикам «Проверьте свои знания» (игра-«цепочка»); «Подумайте»; работа с индивидуальными карточками-заданиями; знание строения скелета, мышц; объяснение причин снижения работоспособности мышц, развития утомления и др.)

II. Изучение нового материала

1. Влияние физических упражнений на формирование и развитие системы опоры и движения. (Рассказ учителя с элементами беседы; сообщения учащихся о значении спорта, мышечной нагрузки.)

2. Зависимость интенсивного обмена веществ, функций систем дыхания и кровообращения от двигательной активности. (Рассказ-обобщение учителя.)

3. Гиподинамия и здоровье человека. Основные способы исправления последствий гиподинамии. (Рассказ учителя, словарная работа.)

4. Осанка и здоровье человека. Правильная и неправильная осанка. Причины неправильной осанки. (Рассказ учителя с элементами беседы; составление памятки о формировании правильной осанки.)

5. Предупреждение искривления позвоночника. Меры по его ликвидации. (Рассказ учителя, сообщение школьного врача, учителя физкультуры; демонстрация упражнений по исправлению осанки и искривления позвоночника.)

6. Плоскостопие, его причины, предупреждение и исправление. (Рассказ учителя, врача-ортопеда и т.д.)

7. Допинг и его вредное влияние на организм. (Сообщения учащихся, рассказ учителя о влиянии допинга и анаболиков.)

III. Закрепление знаний. Обобщающая беседа по вопросам.

  • Какие изменения возникают в костях, мышечной ткани под влиянием физических нагрузок?

  • Как изменяются внутренние органы?

  • Почему у профессиональных спортсменов часто возникают различные заболевания?

  • В чем вред гиподинамии?

  • Как сохранить свою осанку красивой и правильной?

IV. Задание на дом: повторить тему «Опора и движение», подготовиться к обобщающему уроку; подготовить сообщение о спортивном долголетии.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru