Сергей МЕЛЬНИК,
11-й класс, Мичуринский лицей,
г. Мичуринск, Тамбовская обл.
Научные руководители:
А.В. КАПЛИНА, врач-офтальмолог,
Н.Н. МАКЕРОВА, преподаватель биологии МЛ
Влияние недостатка освещения на
развитие близорукости
Введение
1. Значение органа зрения
Глаз – важнейший из наших органов
чувств. На долю зрения приходится до 90%
информации, поступающей в нервную систему
человека из внешнего мира.
Специфическим раздражителем для зрительного
анализатора, в состав которого входят сетчатка,
зрительные пути и зрительный центр в затылочной
доле мозга, является свет. Световые лучи, идущие
от предметов, оптической системой глаза
фокусируются в центральной ямке сетчатки,
вызывая зрительные ощущения.
Чтение, письмо и другая работа, выполняемая на
близком расстоянии, связаны с высокой нагрузкой
на глаза. При длительном воздействии такой
нагрузки происходит нарушение зрения –
возникает близорукость.
2. Сущность близорукости
Близорукость имеет научное название миопия
(от греч. «мио» – щуриться и «опсис» –
взгляд, зрение). Это название происходит от
свойственной близоруким манеры прищуриваться
при разглядывании удаленных предметов. Смысл
такого прищуривания – уменьшение размеров
зрачка, что приводит к некоторому увеличению
глубины резкости изображения на сетчатке.
Близорукость бывает истинной и ложной. Истинная
близорукость связана с увеличением
передне-заднего размера глазного яблока, так что
световые лучи фокусируются хрусталиком перед
сетчаткой, и четкого видения удаленных предметов
нет.
Причинами развития истинной близорукости могут
быть и слабость аккомодационной мышцы
(врожденная или приобретенная), и податливость
оболочек глаза к характерному растяжению у
ослабленных, часто болеющих детей, и
наследственность.
Ложная близорукость возникает в
результате спазма аккомодационной мышцы глаза
при чрезмерной нагрузке.
Близорукость проявляется в снижении отчетливого
видения удаленных предметов, а ложная
близорукость сопровождается еще и головной
болью, утомляемостью во время чтения и письма,
болью в глазах.
Профилактика близорукости заключается в
укреплении здоровья растущего организма.
Приобщение к физкультуре и спорту, организация
режима дня школьника, витаминизированное
питание, правильная посадка и другие факторы,
которые считаются «мелочами» – хорошая бумага,
темные чернила, качественный мел, хорошая доска,
– все это помогает сохранить здоровое зрение.
3. Значение освещения как фактора
гигиены зрения
Важнейшее значение в гигиене зрения
имеет характер освещения в рабочем помещении.
Постоянный недостаток света при работе может
спровоцировать развитие миопии.
Лучшим видом освещения, конечно, является
естественное. В классную комнату должно попадать
как можно больше солнечного света. Все, что
мешает его поступлению, необходимо устраниить.
Окна должны быть свободны от всяких предметов. Не
рекомендуется ставить на подоконники горшки с
цветами – их лучше размещать на низких
ступенчатых подставках перед окнами или в
настенных кашпо. Оконные стекла необходимо
систематически очищать от грязи и пыли, а в
холодное время года не допускать их замерзания и
запотевания. Много света поглощают и занавески,
даже из самого тонкого материала, поэтому в
дневные часы они должны быть полностью
раздвинуты.
Во время чтения или другой работы, связанной с
напряжением зрения, не следует бояться включать
искусственное освещение в дополнение к
недостаточному естественному. Вреда для зрения
от этого не будет.
В пасмурные дни и в осенне-зимнее время при
чтении и письме нельзя ограничиваться одним
общим освещением помещения, необходимо
пользоваться и дополнительным освещением
рабочего места. Мощность ламп в настольных
светильниках должна быть не менее 40–60 Вт.
Но и слепящая яркость открытых, ничем не
защищенных ламп вредна для зрения. Поэтому
пользоваться такими лампами не рекомендуется.
Доказано, что лучшие условия для зрительной
работы создают люминесцентные светильники:
создаваемый ими характер освещения снижает
зрительное напряжение, отдаляет наступление
утомления и повышает работоспособность. Такие
лампы создают мягкий рассеянный свет при почти
полном отсутствии теней, а спектр их излучения
ближе к спектру дневного света.
4. Цель и задачи работы
Целью работы было изучение влияния
освещения рабочего места учащихся на остроту
зрения. При этом были поставлены следующие
задачи:
– изучить освещение рабочего места
учащихся начальных классов, за каждым из которых
обычно закреплено свое постоянное место;
– пронаблюдать динамику развития миопии у
учащихся начальных классов;
– изучить освещение рабочего места учащихся 5-го
класса, занимающихся по кабинетной системе;
– продолжить наблюдать динамику развития миопии
у учащихся, перешедших из начальной школы в 5-й
класс.
Ход работы
1. Объекты исследования
Объектами исследования были классная
комната начальной школы и ряд кабинетов, в
которых занимаются старшеклассники: № 3 –
английский язык; № 6 – математика; № 7 – русский
язык; № 26 – биология; № 8 – рисование.
Кабинеты по ряду параметров отвечают
гигиеническим нормам. Мебель соответствует
росту учащихся, цветовое оформление помещений
создает комфортность (нет ярких цветовых
контрастов и пестроты, которые утомляют зрение;
панели выкрашены в светло-зеленые и голубые
тона). Использованы матовые краски, что снижает
отражение солнечных лучей и возникновение
бликов, оказывающих слепящее и утомляющее
воздействие на глаза. Кубатура кабинетов также
отвечает санитарно-гигиеническим требованиям.
2. Методика работы
При изучении характера освещения
рабочего места измеряли освещенность
поверхности классной доски и поверхности парт 3,
5, 7 и 9-го рядов. Измерения проводили при помощи
люксметра Ю 116. Полученные значения сравнивали с
требованиями ГОСТ.
В течение почти 4 лет (с 1988 по 2002 г.) отмечали
случаи проявления миопии у 20 лицеистов одного
класса. За это время они проучились 3 года в
начальной школе и перешли в 5-й класс.
3. Результаты
Результаты измерения освещенности
приведены в таблице. (К сожалению, автор не
указывает ни условий (месяц, время суток, наличие
включенных светильников), ни общего числа
повторных измерений в каждой точке. Это в
значительной степени обесценивает полученные
результаты, переводя проделанную работу в разряд
чисто учебных. – Ред.)
Из этих данных видно, что освещенность
соответствует нормам ГОСТ во всех кабинетах,
кроме комнаты начальных классов.
На начало 1998—1999 уч. г. в выбранном для наблюдения
первом классе никто из 20 учащихся близорукостью
не страдал. В группе риска – по
наследственности – находилась Маша Т.
В конце этого учебного года у Юли Р. и Оли П.
была обнаружена ложная миопия, а у Вити К. –
миопия слабой степени.
В 1999–2000 уч. г. миопия проявилась у четвертого
ученика в классе – Маши Т., входившей в группу
риска.
К концу 2000–2001 уч. г. ложная миопия выявлена у
Андрея П.
Таким образом, за три года обучения в начальной
школе признаки близорукости были обнаружены у 5
учащихся из 20.
На 1 февраля 2002 г., после почти 5 месяцев
обучения в 5-м классе (кабинетная система), новых
случаев близорукости в классе отмечено не было.
Рецидивов ложной миопии у Юли Р. и Оли П. не
наблюдалось, а миопия у Вити К. и Маши Т. не
прогрессировала.
Заключение
Исходя из полученных результатов и
учитывая примерно равные условия учебы и отдыха
в разных классах (Мичуринский лицей – школа
полного дня, т.е. дети находятся в школе с 7.30 до
18.30), мы решили, что близорукость самым тесным
образом связана с освещенностью в кабинетах. Для
профилактики близорукости в сложившихся
условиях можно рекомендовать:
– улучшить освещение в кабинете
начальных классов;
– в начальной школе менять расположение
рабочего места каждого учащегося не реже 1 раза в
2 недели;
– как можно чаще проводить физкультминутки на
уроках для снижения утомления глаз;
– обязательно повесить люминесцентную лампу у
доски;
– использовать матовые доски темного цвета и
качественный мел;
– использовать качественную писчую бумагу и
чернила;
– на переменах и после уроков проводить
специальную гимнастику для глаз (см. Приложение).
Приложение
Гимнастика для глаз
Методика профессора Э.С. Аветисова
На оконном стекле на уровне глаз
укрепить круглую красную метку размером 3 мм.
Встать на расстоянии 30–35 см от окна и поочередно
переводить взор то на метку, то вдаль, за окно
(расслабляя глаза). Упражнение проводится каждым
глазом отдельно по 7 мин 2 раза в день в течение
месяца. Курс повторяется в течение учебного года
3–4 раза. Ребята, которым прописаны очки, делают
упражнения в очках.
Методика офтальмолога У.Бейтса
1. Голова зафиксирована так, чтобы
могли двигаться только глаза. В вытянутой руке
карандаш. Широкой амплитудой рука многократно
перемещается вправо, влево, вверх, вниз. Глаза
неотрывно следят за карандашом.
2. Встать у стены большой комнаты и, не
поворачивая головы, быстро переводить взгляд из
правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из
левого верхнего – в правый нижний; повторить не
менее 50 раз.
3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. При
поворотах головы вправо и влево взгляд
направляется по ходу движения; 40 поворотов.
4. В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом
закрыть глаза рукой и дать им отдых; повторить 15
раз.
5. Широко открыть глаза, сильно прищуриться,
закрыть глаза; повторить 40 раз.
6. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет,
пристально рассматривать его в течение 10 с,
перевести взгляд на свои ручные часы; повторять
по 15 раз 2 раза в день.
Спустя месяц сделать паузу на 2–3
недели, а потом повторять цикл упражнений. Такой
режим работы глаз укрепляет глазные мышцы,
тренирует и массирует хрусталик, улучшает
кровоснабжение и питание глаза.
Литература
Аветисов Э.С. К теории
происхождения миопии // Миопия. – М., 1974. С. 3–10.
Аветисов Э.С. и др. Пути профилактики развития
близорукости у детей и подростков на основе
изучения ее патогенеза. – Горький, 1975.
С. 11–12.
Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В.
Руководство по детской офтальмологии. – М.:
Медицина, 1987.
Дашевский А.И. Близорукость. – Л., 1962.
Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М.:
Медицина, 1970.
Краснов М.Л., Марган М.Г. Офтальмология
амбулаторного врача. – М.: Медицина, 1969.
Практикум по экологии. Учеб. пособие. /Под ред. С.В.
Алексеева. – М.: АО МДС, 1996.
Справочник по офтальмологии. /Под ред. проф.
Э.С. Аветисова. – М.: Медицина, 1978.
|