Н.Б. РАНЕВА, Н.И. СОНИН
Продолжение. Начало см. N 24, 28, 29, 30, 31/2002
Биология. Человек
Методическое пособие к учебнику Н.И.
Сонина, Н.Р. Сапина «Биология. Человек»
Задачи: сформировать у учащихся
знание новых анатомических понятий: «фазы работы
сердца», «пауза»; «автометрия». Повторение,
закрепление и проверка знаний по теме «Органы
кровообращения».
Оборудование: таблицы «Строение
сердца», «Круги кровообращения», «Работа
сердца»; модель «Сердце»; образцы
электрокардиограмм.
Методические рекомендации
I. Повторение пройденного материала
1. Начертить на доске схемы: «Строение
сердца» (1 ученик); «Круги кровообращения» (2
ученика).
2. Задания по карточкам (5 учеников).
3. Устный опрос.
Какие кровеносные сосуды вы знаете?
Чем отличается артерия от вены?
В чем отличие капилляров от вен и
артерий?
Какое строение имеет сердце?
(Использовать модель «Сердце».)
Охарактеризуйте большой круг
кровообращения. (Использовать таблицу.)
Охарактеризуйте малый круг
кровообращения. (Использовать таблицу.)
4. Опрос в парах.
II. Изучение нового материала
1. Секрет неутомимости сердца.
Автоматия сердца. (Рассказ с использованием
таблиц.)
2. Фазы работы сердца. (Рассказ с
использованием таблицы «Сердце» и заполнение в
тетради таблицы «Сердечный цикл»;
самостоятельная работа с учебником.)
3. Электрокардиограмма, ее значение для
определения состояния сердечной деятельности.
(Образцы электрокардио-грамм, их анализ.)
4. Регуляция работы сердца: нервная,
гуморальная. (Рассказ с изображением опорного
конспекта.)
5. Гигиена кровеносной системы.
(Беседа.)
III. Закрепление знаний
Тест «Какие утверждения верны?»
(Индивидуально в рабочей тетради.)
Вывод: ритмичность работы сердца
обеспечивает высокую работоспособность.
IV. Задание на дом: изучить материал
в учебнике; выполнить задания 2 и 3; записать в
словарь понятия: «сердечный цикл», «пауза»,
«автоматия».
Урок 3. Движение крови по сосудам
Задачи: сформировать у учащихся
новые анатомо-физиологические понятия «кровяное
давление», «пульс». Повторение, закрепление и
проверка знаний по пройденному материалу темы
«Транспорт веществ».
Оборудование: секундомер,
тонометр, таблицы «Круги кровообращения»,
«Лимфообращение».
Методические рекомендации
I. Повторение пройденного материала
Тестовый диктант
1. Продолжительность I фазы сердечного
цикла.
2. Продолжительность II фазы сердечного цикла.
3. Продолжительность III фазы сердечного цикла.
4. Что такое пауза сердечного цикла?
5. Куда движется кровь при сокращении предсердий?
6. Куда движется кровь при сокращении желудочков?
7. Что такое автоматия?
8. Как регулируется работа сердца?
9. Какое вещество учащает работу сердца?
10. Как влияет никотин на работу сердца?
II. Изучение нового материала
1. Понятие «кровяное давление». (Запись
в словарь.)
2. Давление в различных участках кровеносной
системы. (Беседа с использованием таблицы «Круги
кровообращения».)
3. Измерение кровяного давления. Роль показателей
для характеристики здоровья человека.
(Демонстрация с использованием тонометра.)
4. Подсчет пульса в разных условиях. (Лабораторная
работа.) Заполнить по результатам подсчета
таблицу.
Чем это можно доказать?
5. Движение крови по венам. (Диафильм.)
6. Тренировка сердца. (Сообщения учащихся.)
7. Движение лимфы. (Рассказ с элементами беседы,
демонстрация таблицы.)
III. Закрепление знаний
Задание в рабочей тетради «Какие
утверждения верны?»
IV. Задание на дом: изучить материал
в учебнике; выполнить в тетради задание «Проверь
свои знания».
Урок 4. Заболевания сердечно-сосудистой
системы (органов кровообращения), их
предупреждение. Первая помощь при кровотечениях
Задачи: научить учащихся
распознавать виды кровотечений, оказывать
первую помощь при повреждении сосудов; раскрыть
вредное влияние никотина и алкоголя на
сердечно-сосудистую систему; показать роль
тренировки сердца и сосудов для сохранения
здоровья и профилактики сердечно-сосудистых
заболеваний; обобщить знания по теме «Система
органов кровообращения».
Оборудование: демонстрационные
таблицы «Схема кровообращения»; «Значение
тренировки сердца»; «Влияние алкоголя, никотина
на сердечно-сосудистую систему» (из серии
«Таблицы по гигиене»); бинты, жгуты резиновые,
палочки; видеоматериалы; муляжи (куклы).
? Какие меры первой помощи
помогут предупредить потери крови при
повреждении сосудов?
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Причины заболеваний органов
кровообращения. (Беседа об особенностях строения
органов системы кровообращения; ритме работы
сердца; регуляции деятельности органов
кровообращения; причинах, способных нарушить
регуляцию, – чрезмерные нагрузки, нарушения
образа жизни, никотин, алкоголь, стрессы и т.д.)
2. Влияние никотина, алкоголя и других
факторов среды на сосуды и сердце, их работу.
(Беседа с элементами рассказа учителя с
использованием таблиц, видеоматериалов;
формулирование выводов о здоровом образе жизни.)
3. Значение тренировки сердца и
сосудов. (Рассказ с элементами беседы,
демонстрация приемов самомассажа, использование
таблицы «Тренировка сердца», сообщения учащихся
о спортсменах и др.)
4. Первая помощь при кровотечениях.
(Практическая работа с участием школьного врача
или другого медработника по формированию умений
и навыков оказания первой помощи при различных
кровотечениях.) Самостоятельная работа с
учебником и рисунками; подготовка к зачетному
тестированию с показом навыков на муляжах или
куклах.)
III. Закрепление знаний о
заболеваниях органов кровообращения, первой
помощи при поражении сосудов.
1. Составление таблицы в тетради.
2. Чем различаются сердце и сосуды
тренированного и нетренированного человека?
(Беседа с учащимися.) Проверка усвоения навыков
оказания первой помощи при кровотечениях.
(Групповая работа с карточками-заданиями; показ
на куклах.)
IV. Задание на дом: повторить тему
«Кровь и лимфа».
ТЕМА 11. СИСТЕМА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ (5 ч)
Тематическое планирование
Урок 1. Потребность организма человека
в кислороде. Строение органов дыхания.
Урок 2. Строение легких. Газообмен в
легких и тканях.
Урок 3. Дыхательные движения. Жизненная
емкость легких.
Урок 4. Регуляция дыхания.
Урок 5. Заболевания органов дыхания, их
предупреждение. Первая помощь при повреждениях
органов дыхания и кровообращения. |
Требования к результатам
изучения темы
Учащиеся умеют:
– характеризовать строение и функции
органов дыхания, их взаимосвязь, изменение
состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха,
гигиенические требования к его составу; меры
профилактики заболеваний органов дыхательной
системы;
– обосновывать гигиенические правила дыхания,
вредное воздействие курения на органы дыхания;
– раскрывать сущность понятий «дыхание»,
«жизненная емкость легких», процесса газообмена
в легких и тканях;
– характеризовать механизм вдоха и выдоха,
строение голосового аппарата человека, роль
ротовой и носовой полостей в усилении звуков и
формировании членораздельной речи.
Урок 1. Потребность организма человека в
кислороде. Строение органов дыхания
Задачи: познакомить учащихся с
сущностью процесса дыхания, его значением в
обмене веществ и превращениях энергии в
организме человека; сформировать знания о
строении органов дыхания в связи с функциями,
процессом образования голоса, членораздельной
речи; раскрыть меры профилактики заболевания
голосовых связок.
Оборудование: таблицы «Органы
дыхания позвоночных животных», «Воздухоносные
пути»; муляжи гортани, рельефная таблица «Органы
дыхания»; видеоматериалы «Строение и работа
органов дыхания».
Методические рекомендации
I. Проверка знаний учащихся о
строении и функциях органов кровообращения,
кругах кровообращения; видах кровотечений и
первой доврачебной помощи:
1. Проверка выполнения домашнего
задания (рубрики: «Подумайте», «Проверь свои
знания»).
2. Фронтальный опрос.
Вопросы
Каковы меры помощи при различных
видах венозного и капиллярного кровотечений?
В чем опасность артериального
кровотечения? Меры первой помощи при
артериальном кровотечении.
Покажите способы остановки
артериального кровотечения в области шеи,
головы, конечностей. Каковы правила наложения
жгута? На что необходимо обратить особое
внимание при наложении жгута? Что произойдет,
если через два часа жгут не снять?
Изобразить на доске схему кругов
кровообращения (опорная схема).
Тестовый контроль по теме «Кровь.
Кровообращение» (как минимум 2–3 варианта).
II. Изучение нового материала
1. Актуализация знаний о роли дыхания в
обмене веществ; эволюции строения дыхательной
системы животных. (Беседа с использованием
таблицы «Органы дыхания различных
систематических групп животных».)
Вопросы
Каково значение дыхания для
организма?
Зависит ли система дыхания от среды
обитания животных?
Показать по таблице изменения в
эволюции строения органов дыхания позвоночных
животных.
К какому классу относится человек?
Можно ли предположить, что
дыхательная система человека имеет сходное
строение с дыхательной системой млекопитающих?
2. Значение дыхания для обмена веществ
и превращения энергии в организме человека.
Значение кислорода для организма. Воздух,
которым мы дышим, условия. (Рассказ учителя с
элементами беседы; запись в тетради функций
дыхания в обмене веществ человека. Использование
знаний учащихся из курса химии о свойствах
кислорода, реакциях окисления.)
3. Строение и функции дыхательных
путей.
Носовая полость. (Рассказ учителя,
беседа с учащимися с использованием таблиц.) Что
происходит с воздухом в носовой полости?
Особенности ее строения в связи с этими
функциями.
Строение гортани; функции хрящей.
Особенности строения гортани в связи с
выполняемыми функциями. Голосовые связки. Меры
профилактики заболевания голосовых связок и
гортани. (Рассказ учителя; самостоятельная
работа учащихся по изучению строения гортани;
беседа, составление памятки «Меры профилактики
заболеваний гортани, голосовых связок»;
видеоматериалы.)
Трахеи, бронхи, их строение и функции.
(Самостоятельная работа учащихся с текстом
учебника на с. 181–182; беседа по результатам работы
и следующим вопросам. Почему пища не попадает в
гортань? Почему задняя стенка трахеи мягкая? В
чем сходство строения трахеи и бронхов? Как это
можно объяснить?)
III. Закрепление знаний учащихся о
роли дыхания и особенностях строения и функции
воздухоносных верхних дыхательных путей. (Беседа
по вопросам рубрики «Проверь свои знания» (1–7);
работа со словарем.)
IV. Задание на дом: изучить материал
в учебнике; ответить на вопросы. Проделать опыт
«Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом
воздухе»; подготовить сообщение «Требования к
воздуху, которым дышит человек».
Урок 2. Строение легких. Газообмен в легких и
тканях
Задачи: продолжить изучение
дыхательной системы, ее строения и функций,
связанных с обменом веществ; показать влияние
среды (состава вдыхаемого воздуха) на
функционирование органов дыхания, взаимосвязь
дыхательной и кровеносной систем.
Оборудование: см. урок 1; прибор для
изучения состава вдыхаемого и выдыхаемого
воздуха.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний
1. Фронтальный опрос по рубрикам:
«Проверь свои знания» (1–7) и «Подумайте» (1).
2. Биологический диктант «Какие утверждения
верны?» (со взаимоконтролем) или тестирование.
3. Устный опрос.
Вопросы
В чем сходство и различие строения
дыхательной системы позвоночных животных?
Значение носовой полости.
Роль гортани в образовании голоса и
членораздельной речи человека.
II. Изучение нового материала
1. Строение легких и грудной полости.
(Самостоятельная работа учащихся с текстом
учебника; беседа с использованием вопросов и
заданий учебника на с. 183–184.)
2. Состав вдыхаемого и выдыхаемого
воздуха. (Лабораторная работа учащихся, домашнее
задание; вывод о составе вдыхаемого воздуха,
требования к нему; сообщение или чтение текста
«Невидимые враги в воздухе».)
3. Обмен газов в легких и тканях.
(Рассказ учителя с элементами беседы с
использованием рисунков в учебнике, знаний о
диффузии в газах и жидкостях, об атмосферном
давлении из курса физики.)
4. Легочная и пристеночная плевра, их
значение. (Рассказ учителя с использованием
таблицы или видеоматериалов.)
5. Воздух и дыхание человека. (Сообщение
учащихся о мерах, обеспечивающих чистоту
воздуха.)
III. Закрепление знаний о строении
органов дыхания и газообмене в тканях и легких.
1. Повторение материала о строении и
функциях органов дыхания (Заполнение таблицы;
беседа по результатам заполнения.)
2. Составить план рассказа о газообмене
в легких; газообмене в тканях.
3. Как связать газообмен в легких и
тканях с кровью и ее движением в организме
человека?
IV. Задание на дом: изучить текст в
учебнике; подготовить рассказ о газообмене в
тканях и легких; сообщение об изменениях
потребности в кислороде при увеличении
физических нагрузок; подсчитать число
дыхательных движений в минуту при различных
условиях: в покое, сидя, лежа, после бега.
Урок 3. Дыхательные движения. Жизненная емкость
легких
Задачи: разъяснить механизм вдоха
и выдоха; сформировать понятие «Жизненная
емкость легких».
Оборудование: см. уроки 1 и 2,
спирометр.
? Как мы дышим? Может ли
изменяться жизненная емкость легких?
Методические рекомендации
I. Проверка знаний учащихся о
газообмене в легких и тканях, строении и функциях
легких, значении плевры в дыхательном процессе,
об изменениях крови в большом и малом кругах
кровообращения. (Фронтальная беседа с
использованием таблиц, рисунков в учебнике;
устный опрос о газообмене в легких и тканях,
взаимосвязи этих процессов с кровеносной
системой; индивидуальное тестирование, работа с
карточками.)
II. Изучение нового материала
1. Изменения потребности в кислороде
при увеличении нагрузки на организм человека.
(Сообщение школьника; дополнение-рассказ
учителя, постановка проблемы: «Почему мы
совершаем вдох, выдох? В чем секрет механизма
этих процессов?»)
2. Дыхательные движения. (Рассказ
учителя с демонстрацией опытов на модели
Дондерса, видеоматериалов с комментированием
учащимися, обсуждение домашних наблюдений за
изменением дыхательных движений.)
3. Спокойный и глубокий вдох и выдох.
Роль диафрагмы. (Рассказ учителя; беседа с
учащимися и заполнение таблицы.)
4. Жизненная емкость легких. (Рассказ
учителя с элементами беседы; словарная работа,
измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) с
помощью спирометра, формулировка выводов об
изменении ЖЕЛ.)
5. Роль тренировки дыхательных мышц.
Дыхательная гимнастика. Вред курения. (Рассказ
учителя с элементами беседы по результатам
анонимного анкетирования.)
III. Закрепление знаний о
дыхательных движениях и емкости легких.
Работа с вопросами и заданиями к
тексту на с. 193–194.
Заполнить таблицу.
IV. Задание на дом: изучить текст
учебника, задание на с. 193–194; словарик, рабочая
тетрадь.
Урок 4. Регуляция дыхания
Задача: разъяснить процесс
регуляции дыхательных движений.
Оборудование: см. урок 3.
? Как регулируется
чередование вдоха и выдоха?
Методические рекомендации
I. Проверка знаний о дыхательной
системе, строении и функциях ее органов,
механизме вдоха и выдоха, регуляции этих
процессов. (Биологический диктант или тестовый
контроль, работа с заданиями рубрик текста
учебника на с. 193–194.)
II. Изучение нового материала
1. Изменение частоты и глубины
дыхательных движений. (Беседа с учащимися по
результатам самонаблюдений домашнего задания.)
2. Дыхательный центр продолговатого
мозга. (Рассказ учителя с элементами беседы.)
3. Дыхательные рефлексы. (Рассказ с
элементами беседы или самостоятельная поисковая
работа с текстом учебника.)
Поисковое задание: «Почему мы начинаем
кашлять и чихать при попадании инородных частиц
в дыхательные пути?» (с. 188). Объясните задержку
дыхания при действии резких запахов (нашатырь и
др.), холодной воды на тело человека. Беседа по
поисковому заданию.
4. Гуморальная регуляция. Зависимость
интенсивности дыхания от различных факторов.
III. Закрепление знаний о нервной и
гуморальной регуляции дыхания.
1. Взаимосвязь нервной и гуморальной
регуляции дыхания. Механизм вдоха и выдоха.
(Беседа с учащимися с привлечением
видеоматериалов.)
Вопросы
IV. Задание на дом: изучить материал учебника
о дыхательных движениях, их регуляции;
подготовить сообщения о болезнях органов
дыхания.
Продолжение следует
|