|
||
Определения к терминам
Конкурс III. Объясни фактыЕще встречаются в жизни непонятные явления, которые рождают легенды, суеверия, страхи... Но многие из таких явлений, непонятных ранее, человек теперь уже может объяснить... 1. Почему Жан Анри Фабр писал: «Насекомое, удивлявшее нас минуту назад глубокой проницательностью, поражает наблюдателя своей тупостью, как только окажется в условиях, чуждых его повседневной практике»? 2. Какую роль играет хитиновый покров у ракообразных? 3. Некоторые паукообразные способны издавать звуки в виде стрекотания, писка, жужжания, шипения. Все эти звуки имеют различное биологическое значение. Какое? 4. У одного из высших раков – омара – клешни неодинаковы: одна – легкая и тонкая, другая – мощная, тяжелая с тупыми зубцами. Различаются они не только внешне, но и по толщине панциря, силе мышц. Если омаров выращивать в неволе, в определенных условиях, клешни вырастают одинаковыми. Почему? 5. Самку ночной бабочки подержали в садке и поместили в герметически закрытый прозрачный сосуд. Прилетавшие самцы скапливались около садка и не обращали внимания на самку, банка с которой находилась рядом. Объясните, какой раздражитель является главным для ночных бабочек и почему. 6. На о. Шри Ланка есть растение, которое ловит насекомых, но не ест их. Его цветки привлекают насекомых своим запахом и расцветкой. А когда насекомое заползает в цветок, множество изогнутых волосков на лепестках мешают ему выйти. Через некоторое время цветки распускаются и насекомое вылетает. Что это за явление? 7. Если пчелиная семья погибает от холода, то почему первыми гибнут рабочие пчелы? 8. Почему наездник относится к паразитическим видам, хотя является помощником человека? Конкурс IV. Системы органовКаждая команда получает «свой класс животных» (рак, паук или насекомое) и по 7 силуэтов представителя этого класса. На каждый силуэт следует нанести одну из систем органов, указанных на доске. 1. Пищеварительная система. Конкурс V. Конкурс капитановПроходит одновременно с конкурсом IV. Капитаны решают кроссворды. (Учитель в это время может проверить диктанты – конкурс II.) Конкурс VI. Тестовый опросИспользуются карточки с вопросами и вариантами ответов. Вопросы, помеченные знаком «*», имеют нескольких правильных ответов. Задание 1 1. Предками членистоногих являются: а) моллюски; 2. Какая форма сердца у рака: а) трубочка; 3*. Тело пауков расчленено на: а) голову; 4*. В состав нервной системы насекомого входит: а) головной мозг; Задание 2 1. Для членистоногих характерна полость тела: а) первичная; 2. Тело рака покрыто: а) кожей; 3*. У пауков на голове находятся: а) усики; 4*. Тело насекомого делится на: а) голову; Задание 3 1. Членистоногие имеют тело: а) несимметричное; 2. Речные раки дышат: а) кислородом воздуха; 3. Пауки имеют желудок: а) жевательный; 4. Вши, блохи, пухоеды утратили крылья в связи с: а) паразитическим образом жизни; Задание 4 1. Зрение членистоногих: а) мозаичное; 2*. Тело рака расчленено на: а) голову; 3. У пауков имеется пар ходильных ног: а) 3; 4. Крылья насекомых – это: а) видоизмененные конечности; Задание 5 1*. В дыхании у разных членистоногих участвуют: а) легочные мешки; 2. Ракообразные обитают: а) только в водоемах; 3. Пищеварение пауков: а) внутреннее; 4. При развитии насекомых с неполным превращением отсутствует стадия: а) куколки; Задание 6 1. Переносчиком энцефалита является: а) таежный клещ; 2. У рака протоки выделительных желез находятся : а) у хвоста; 3*. Органы чувств паука: а) простые глаза; 4. Насекомые имеют пар ходильных ног: а) 3; Задание 7 1. Кровеносная система членистоногих: а) замкнутая; 2. Рак имеет пар ходильных ног: а) 3; 3*. На брюшке пауков находятся: а) брюшные ноги; 4. Органы дыхания насекомого: а) легочные мешки; Конкурс VII. РекламаНа уроках мы много говорим о том, что каждое животное имеет право на жизнь, о том, как часто человек забывает об этом. А может, и не стоят они наших хлопот, может, и не нужно их охранять? Докажите, что каждое животное имеет право на жизнь. Конкурс VIII. Кто быстрее (решение загадок)Все мои друзья – на суше,
На своем паучьем свете
Не брожу в полях и рощах,
Муравьев тепло встречая
Солнце светлое приметив,
Неприметный в чаще леса
Подведение итоговЗаключение«Когда луна навсегда померкнет, а полуденное солнце будет еле светиться темно-красным светом, когда все моря замерзнут, а полярные шапки, расползаясь, сомкнутся на экваторе... Когда давно опустевшие города рассыпятся в пыль и всякая жизнь уже будет близка к угасанию, на пятне лишайника, растущего на голых скалах у нетающих ледников Панамы, под лучами состарившегося Солнца будет сидеть, чистя свои усики, крошечное насекомое, печальная букашка, последний остаток жизни на нашей Земле». Эти слова сказал У.Холлэнд о насекомых в своем труде «Книга о ночных бабочках». Может быть, тогда, зная удивительную способность насекомых приспосабливаться к любым условиям существования, он просто не подозревал, что любое из этих маленьких существ может запросто погибнуть из-за нашей с вами не- осторожности. И, чтобы их на Земле оставалось как можно больше, нужно просто любить все, что окружает нас на этой планете.
|