Н.Б. РАНЕВА, Н.И. СОНИН
Продолжение. Начало см. N 24, 28, 29, 30, 31, 32, 34/2002
Биология. Человек
Методическое пособие к учебнику Н.И.
Сонина, Н.Р. Сапина «Биология. Человек»
Тема 14. ПОКРОВЫ ТЕЛА (3 ч)
Тематическое
планирование
Урок 1. Строение и функции кожи. Гигиена
кожи.
Урок 2. Роль кожи в терморегуляции
организма.
Урок 3. Закаливание организма. Гигиена
одежды и обуви. |
Требования к результатам
изучения темы
Учащиеся должны:
– знать функции и строение кожи,
относительное постоянство температуры тела
человека, значение закаливания организма,
гигиенические требования к коже, одежде и обуви,
меры, предупреждающие перегревание и
переохлаждение организма, первой помощи при
поражениях кожи и нарушениях терморегуляции;
– устанавливать взаимосвязь строения и функции
производных кожи;
– разъяснять механизмы терморегуляции и
закаливания.
Урок 1. Строение и функции кожи. Гигиена кожи
Задачи: сформировать новые
анатомо-физиологические понятия о строении и
функциях кожи; развивать общебиологические
представления о клеточном строении, обмене
веществ, единстве строения и функций; развивать
интеллектуальные способности учащихся,
используя для этого проблемные задания,
побуждающие самостоятельно думать,
конкретизировать, обобщать; в целях
гигиенического воспитания школьников
добиваться осознания ими необходимости
соблюдения правил гигиены кожи для сохранения
здоровья.
Оборудование: микроскопы, набор
микропрепаратов, таблица «Строение кожи»,
карточки-задания для лабораторной работы.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала (рассказ
учителя с элементами эвристической беседы).
1. Введение в тему (сообщив тему,
учитель спрашивает учащихся, что они знают о
значении и свойствах кожи).
Задание. Сопоставьте факты:
человек, у которого в результате ожога
повреждена большая площадь кожи, может
погибнуть; в зависимости от температуры тела
кожа то бледнеет, то краснеет, потоотделение то
усиливается, то ослабевает; незрячий человек
может читать и различать монеты пальцами.
Подумайте и ответьте: кaкиe функции выполняет
кожа в организме человека; какие особенности
строения кожи связаны с этими функциями?
Предположения обсуждаются коллективно.
2. Рассказ учителя (одновременно на
доске и в тетрадях заполняется таблица «Строение
и функции слоев кожи»).
Таблица. Строение и функции слоев кожи
Слой кожи |
Особенности строения |
Функции |
Верхний, или наружный
(эпителиальный) |
а) наружный слой из плотно
прилегающих друг к другу погибших клеток; клетки
постоянно слущиваются |
защищает от проникновения
инфекции |
б) глубокий слой из живых
клеток, в них есть пигмент |
защищает от ультрафиолетовых
лучей |
Внутренний (собственно
кожа) |
образована соединительной
тканью, много эластичных волокон |
придает упругость, легко
растягивается при движении |
рецепторы |
воспринимают холод, тепло,
прикосновения, боль |
кровеносные сосуды |
питают клетки кожи, участвуют в
терморегуляции |
потовые железы |
выделение, терморегуляция |
сальные железы |
предохраняют от высыхания |
вoлocы |
защищают от воздействия лучей
солнца |
3. Лабораторная работа с микроскопом.
Задание. Рассмотреть под
микроскопом препараты строения внешнего и
внутреннего слоев кожи. Зарисовать схему
строения кожи с обозначением ее элементов.
4. Гигиена кожи.
5. Сообщения учащихся по темам:
«Чистота кожи» и «Гигиена кожи и ее роговых
образований».
II. Закрепление знаний
1. Выполнить в тетради задание «Проверь
себя».
2. Выберите правильные ответы.
В коже различают:
а) два слоя;
б) три слоя;
в) четыре слоя.
Собственно кожа образована:
а) эпителиальной тканью;
б) соединительной тканью;
в) мышечной тканью.
Потовые железы расположены в:
а) собственно коже;
б) наружном слое кожи;
в) подкожной основе.
3. Ответьте на вопросы (фронтальная
беседа):
III. Задание на дом
Пользуясь учебником, заполните
таблицу.
Таблица. Гигиена кожи
Урок 2. Роль кожи в терморегуляции организма
Задачи: ознакомить учащихся с
ролью кожи в терморегуляции, условиями
сохранения постоянной температуры тела
человека, способами терморегуляции и ее
рефлекторным механизмом, раскрыть
физиологическую роль повышения температуры тела
при заболеваниях; сформировать знания о
нарушениях терморегуляции; научить оказывать
первую помощь.
Оборудование: таблица «Кожа».
? В чем причина гибели
«золотого мальчика»? Почему температура тела не
повышается даже в сильную жару?
Методические рекомендации
I. Проверка знаний о строении и
функциях кожи.
1. Фронтальный опрос-«цепочка». Вопросы
рубрики «Проверьте свои знания»; исправление
неточностей в ответах.
2. Биологический диктант (или
тестирование).
II. Изучение нового материала
1. Обмен веществ и постоянство
температуры тела. (Рассказ учителя с
привлечением знаний о строении кожи, кровеносной
системы и функциях крови.)
2. Терморегуляция, механизмы
поддержания постоянной температуры тела
человека. Рефлекторный характер процессов.
(Рассказ учителя. Словарная работа.)
3. Повышение температуры при болезнях,
значение и механизм. (Рассказ учителя,
самостоятельная работа с учебником – поиск
ответа на вопросы: почему применяют
жаропонижающие средства; каково значение
повышения температуры для организма человека?
Беседа.)
4. Нарушение терморегуляции.
Перегревание и переохлаждение организма. Меры
оказания первой помощи. (Рассказ учителя или
школьного врача с элементами беседы.)
III. Закрепление знаний
1. Ответы на вопросы к уроку.
2. Работа со словарем.
3. Задания-карточки:
помощь при тепловом и солнечном
«ударах»;
первая помощь при ожогах (различной
степени);
обморожение кожи, его причины, первая
помощь.
IV. Задание на дом: изучить текст
учебника, составить план рассказа о
терморегуляции.
Урок 3. Закаливание организма. Гигиена одежды и
обуви
Задачи: раскрыть сущность и роль
закаливания организма, его формы, условия и
физиологические механизмы; гигиенические
требования к одежде и обуви.
Оборудование: таблицы: «Кожа»,
«Закаливание организма».
? Почему закаленные люди
меньше болеют?
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Закаливание – тренировка
устойчивости организма к температурным
колебаниям. (Рассказ учителя с элементами беседы,
обсуждение проблемной ситуации, с. 242.)
2. Факторы закаливания. Механизмы
закаливающего воздействия. Влияние на организм и
работу кровеносной, иммунной, нервной систем;
обмен веществ. (Рассказ учителя с элементами
беседы.)
3. Формы и условия закаливания. Вред
неумеренного использования факторов
закаливания. (Рассказ учителя. Заполнение
таблицы «Закаливание организма».)
4. Требования к одежде и обуви,
материалам для их изготовления. Гигиена одежды и
обуви. (Рассказ учителя с элементами беседы.)
III. Закрепление знаний
1. Беседа по вопросам.
Назовите факторы и условия
закаливания.
Как влияет закаливание на обмен
веществ?
Какие правила необходимо соблюдать
при закаливании?
Верно ли утверждение: «Заболел, так
как недостаточно тепло оделся»?
Почему вредно долго загорать?
Почему одежда защищает человека от
холода и жары?
Для чего стирают одежду?
Почему в жару жители стран Азии носят
меховую шапку, стеганый халат?
Почему при выборе одежды важно
учитывать ее проницаемость для воздуха и водяных
паров?
В чем вред тесной обуви?
Таблица. Закаливание организма
IV. Задание на дом: выучить текст
учебника, ответить на вопросы.
ТЕМА 15. РАЗМНОЖЕНИЕИ РАЗВИТИЕ (2 ч)
Тематическое
планирование
Урок 1. Половая система человека.
Урок 2. Возрастные процессы. |
Требования к результатам
изучения темы
Учащиеся должны:
– знать сущность процесса
оплодотворения и его значение; стадии развития
зародыша и плода в матке; роль половых желез в
жизнедеятельности организма; преимущества
полового размножения перед бесполым;
гигиенические требования к режиму жизни будущей
матери; вредное влияние алкоголя, наркотиков,
никотина, других факторов на потомство;
– использовать эмбриологические
данные для доказательства эволюции человека;
– находить черты сходства и различия в
размножении и развитии зародыша и плода
млекопитающих животных и человека.
Урок 1. Половая система человека
Задачи: обобщить знания учащихся
об особенностях полового размножения, сущности
оплодотворения, строения половой системы;
познакомить с особенностями строения и
функциями половой системы человека;
сформировать знания о развитии зародыша, гигиене
беременной женщины, влиянии вредных факторов на
формирование и развитие зародыша человека.
Оборудование: модели зародышей
позвоночных, объемная таблица: «Зародыши
позвоночных животных».
? О чем говорит сходство
зародышевой стадии человека и позвоночных
животных?
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Актуализация знаний учащихся о
способах размножения. (Беседа о размножении
растений и животных с использованием таблиц.)
2. Пояснить сущность биологических
терминов: половые клетки, половое размножение,
оплодотворение внешнее и внутреннее,
внутриутробное развитие, плацента, матка, роды,
беременность. (Поисковая работа с текстом
учебника; беседа с элементами рассказа учителя,
словарная работа.)
3. Сравнение бесполого и полового
размножения. Особенности полового размножения.
(Беседа с элементами рассказа; заполнение
таблицы.)
4. Пол человека, его определение.
(Рассказ учителя.)
5. Строение мужской и женской половой
систем. (Самостоятельная работа учащихся с
текстом о функциях половых желез, половых
клетках; беседа по итогам работы.)
6. Развитие зародыша, сравнение
зародышей человека и животных. Влияние алкоголя,
никотина и других вредных факторов на зародыш.
(Рассказ учителя с элементами беседы с
использованием видеоматериалов.)
Таблица. Половое и бесполое
размножение
7. Оплодотворение, его биологическая
сущность, значение в повышении
жизнедеятельности организма. (Рассказ учителя с
использованием таблиц, запись схемы.)
8. Беременность и роды. Планирование
семьи. Медицин-ская профилактика и дородовая
диагностика наследственных заболеваний. Гигиена
беременности женщины. Опасность ранней
беременности для здоровья женщины. (Рассказ
учителя.)
III. Закрепление знаний
Ответить на вопросы:
В чем преимущество полового
размножения перед бесполым?
Какое строение имеют мужская и
женская половые системы?
Какие функции выполняют половые
железы человека?
Представьте себе, что под влиянием
алкоголя или другого фактора произошло сужение
кровеносных сосудов в пупочном канатике. Что
произойдет с плодом?
Какие требования к организму будущей
матери предъявляет беременность?
IV. Задание на дом: ответить на
вопросы учебника; подготовить сообщения:
«Влияние венерических заболеваний на половую
систему мужчины и женщины и будущее потомство»;
«Пути заражения СПИДом и меры профилактики».
Урок 2. Возрастные процессы
Задачи: раскрыть особенности роста
и развития ребенка первого года жизни;
познакомить с периодами формирования организма.
? Что характерно для каждого
возрастного периода?
Методические рекомендации
I. Проверка знаний учащихся о
размножении и развитии человека.
1. Заслушать ответы на вопросы в
учебнике.
2. Заслушать сообщения учащихся.
II. Изучение нового материала
1. Рождение. (Рассказ учителя с
элементами беседы.)
2. Периоды развития организма. (Самостоятельная
работа с текстом учебника, беседа с учащимися.)
3. Особенности подросткового периода. (Рассказ
учителя с элементами беседы с учащимися об
особенностях их характера, привычек, умственной
деятельности и т.д., словарная работа.)
4. Активный образ жизни и проблемы старения.
(Дискуссия.)
III. Закрепление знаний
IV. Задание на дом: изучить текст
учебника; выполнить задания в рабочей тетради.
ТЕМА 16. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (5
ч)
Тематическое
планирование
Урок 1. Поведение человека. Рефлекс –
основа нервной деятельности.
Урок 2. Торможение, его виды. Роль в
приспособлении поведения к условиям жизни.
Урок 3. Биологические ритмы. Сон и
сновидения. Гигиена сна.
Урок 4. Особенности высшей нервной
деятельности человека. Познавательные процессы.
Урок 5. Типы нервной деятельности
человека. |
Требования к результатам
изучения темы.
Учащиеся должны:
– раскрывать особенности высшей
нервной деятельности человека, поведения, их
значение в восприятии окружающей среды,
ориентации в ней; рефлекторную теорию поведения,
роль торможения условных рефлексов; значение
профилактики утомления, активного отдыха, сна;
вредное влияние алкоголя, никотина и других
наркотических средств на нервную систему;
– характеризовать роль безусловных
рефлексов в развитии врожденного поведения,
значение безусловных и условных рефлексов и их
сущность; психическую деятельность человека как
функцию мозга; понятия: потребность организма,
психика человека, память, внимание, характер,
личность, темперамент.
Урок 1. Поведение человека. Рефлекс – основа
нервной деятельности
Задачи: раскрыть сущность
рефлекторной теории поведения, особенности
врожденного и приобретенного поведения;
обобщить знания учащихся о рефлексах:
безусловных и условных, рефлекторной дуге и
характере деятельности нервной системы.
Оборудование: таблицы: «Рефлекс.
Рефлекторная дуга», «Строение головного мозга
человека»; видеоматериалы.
? Поведение человека. В чем
его сущность? В чем смысл рефлекторной теории
поведения?
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Актуализация знаний о рефлексах,
рефлекторной дуге, рефлекторном принципе работы
нервной системы, анализаторов. (Беседа с
использованием таблиц.)
2. Рефлекс – основа нервной деятельности.
(Самостоятельная работа с учебником: с. 255–256;
беседа с заполнением таблицы.)
Таблица. Рефлексы: сходство и различия
3. Поведение человека, его формы.
Врожденные формы поведения:
безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление.
Приобретенные формы поведения:
условные рефлексы, их цепи, навык, привычка,
стереотип и рассудочная деятельность.
(Лекция-рассказ учителя с составлением
схемы-конспекта.)
Схема–конспект
4. Исследования И.М. Сеченова и И.П.
Павлова по изучению высшей нервной деятельности
человека. (Рассказ учителя с демонстрацией
таблиц и схем, изображающих различные
безусловные и условные рефлексы, опыты
исследователей, видеоматериалы.)
5. Торможение, его виды, значение в
поведении. Условия развития торможения.
Возбуждение и торможение – взаимосвязанные
процессы, регулирующие работу органов. (Рассказ
учителя с элементами беседы, составление
схем-опор; решение задач-заданий.)
III. Закрепление знаний учащихся о
высшей нервной деятельности.
Формы поведения, их рефлекторная
основа; взаимосвязь процессов возбуждения и
торможения, регулирующих работу нервной системы.
1. Фронтальная беседа по вопросам
рубрики «Проверьте свои знания» (с. 256).
2. Письменная работа со словариком.
3. Составить схемы слюноотделительных рефлексов:
врожденного – безусловного и условного
– приобретенного.
4. Формулирование выводов по уроку.
IV. Задание на дом: сообщения: «И.М.
Сеченов – исследователь рефлекторного
характера работы головного мозга»; «И.П. Павлов и
его исследования по изучению высшей нервной
деятельности».
Урок 2. Торможение, его виды. Роль в
приспособлении поведения к условиям жизни
Задачи: раскрыть роль и
физиологическую природу различных видов
торможения, показать значение торможения
условных рефлексов в приспособлении организмов
к различным условиям жизни; характеризовать
взаимосвязь процессов возбуждения и торможения.
Оборудование: портреты И.М.
Сеченова и И.П. Павлова, таблица «Головной мозг»,
видеофильм «Торможение».
? В чем биологическая роль
торможения?
Методические рекомендации
I. Проверка знаний учащихся о
рефлекторном характере поведения человека.
1. Словарный диктант. Дать определение
понятий: рефлекс, рефлекторная дуга, стереотип,
запечатление, инстинкт, высшая нервная
деятельность.
2. Какие утверждения верны? (с. 255).
3. Фронтальный опрос-беседа или решение
задач-заданий на определение форм и вида
рефлекса. (Задание на карточках можно выполнять в
паре, группе или индивидуально, при условии
взаимопроверки или привлечения
консультантов-экспертов; беседа по результатам
работы.)
II. Изучение нового материала
1. И.М. Сеченов о торможении рефлексов и
его роли в работе мозга. (Рассказ учителя,
сообщение ученика или видеофильм «Торможение
рефлексов» с элементами беседы.)
2. Возбуждение и торможение – взаимосвязанные
процессы, регулирующие работу нервной системы и
органов. (Рассказ учителя с элементами беседы,
примерами; демонстрация видеофильма.)
3. Роль торможения в деятельности человека, его
поведении, психике. (Рассказ учителя.)
4. Безусловное торможение и его влияние на
поведение человека. (Работа с текстом учебника на
с. 276; беседа с учащимися, работа со словариком и
таблицей «Виды торможения рефлексов».)
5. Условное торможение, его виды. Угасание
условных рефлексов. (Работа с текстом учебника,
словарем; рассказ учителя, решение задач-заданий
на определение формы и видов торможения,
заполнение таблицы.)
Таблица. Виды торможения рефлексов
6. Выработка тормозных условных
рефлексов. Закон доминанты. Практическая работа
или демонстрация по выработке условного
рефлекса на животных: хомяк, морская свинка,
собака и др.; в случае отсутствия объекта
рассказать и пояснить на примерах.)
Последовательность действий
Выпустите животного на стол.
Дайте откусить яблоко. Постукивайте по столу в
ритме жевательных движений животного.
Животное перестало жевать – постучите пальцами
(реакция животного?).
Попросите детей соблюдать тишину, скажите
несколько фраз (животное жует пищу).
Погладьте животное (продолжает жевать).
Вывод о сильном раздражителе (пище).
? Как затормозить
выработанный условный рефлекс?
III. Закрепление знаний
1. Заполнение в ходе беседы-повторения
таблицы «Виды торможения рефлексов».
2. Ответить на вопрос: «Как можно затормозить
условные рефлексы?»
3. Рубрика «Выберите правильный ответ» (с. 256).
IV. Задание на дом: изучить текст
учебника.
Урок 3. Биологические ритмы. Сон и сновидения.
Гигиена сна
Задачи: разъяснить
физиологическую сущность сна, природу сна и
сновидений, цикличность, его значение для
нормального функционирования мозга; показать
необходимость выполнения правил гигиены сна,
предупреждающие его нарушение.
Оборудование: таблица «Головной
мозг человека»; электроэнцефалограмма сна
человека, фильм «Торможение рефлексов».
? Совместима ли полноценная
психическая и рассудочная деятельность мозга с
нарушением суточных ритмов и, в частности, сна?
Методические рекомендации
I. Проверка и контроль знаний
учащихся о формах поведения, их основе –
рефлексах; торможении.
1. Фронтальный опрос-разминка.
Что такое безусловное торможение?
Условное торможение, его сущность,
значение, примеры.
Как можно затормозить условный
рефлекс?
На чем основана дрессировка животных?
2. Групповая работа с
заданиями-задачами.
Идет урок труда. Девочки шьют, одна из
них гладит. Вдруг раздается резкий звук сирены.
Все, бросив работу, устремляются к окну. Что
произошло, чем вызвано такое поведение?
Малышу делала уколы во время его
болезни медсестра в белом халате. Он всегда
плакал при ее появлении. После окончания курса
уколов рефлекс остался. Со временем люди в белых
халатах перестанут вызывать плач у ребенка.
Объясните, что происходит?
Как приучить утят следовать за
курицей?
Собака становилась на задние лапы,
выпрашивая лакомство. Вдруг она стала так же
выпрашивать прогулку, хотя ее этому не учили.
Объясните это.
Мама-птица подлетает к гнезду, птенцы
раскрывают клюв. Схватив пищу, птенец
поворачивается к матери хвостом. К какой форме
относится такое поведение, чем оно объясняется?
3. Рубрика: «Какой из ответов верный?
Какие утверждения верны?» (Работа класса с
копировальной бумагой для дальнейшего контроля.)
II. Изучение нового материала
1. Природные биологические ритмы и их
влияние на жизнь растений и человека. (Рассказ
учителя с элементами беседы, актуализация знаний
учащихся о приспособлениях организмов к
условиям жизни.)
2. Смена дня и ночи – причина
чередования бодрствования и сна. Изменение
работы головного мозга в этих состояниях.
(Рассказ учителя с элементами беседы.)
3. Физиологическая сущность (природа)
сна. (Самостоятельная работа с текстом учебника
на с. 262. Беседа с учащимися: «Почему мы спим? Что
происходит с организмом во время сна?»
4. Значение сна. Характеристика сна,
цикличность и фазы (периоды). (Рассказ учителя с
элементами беседы с учащимися, самостоятельная
работа с текстом учебника,
электроэнцефалограммой мозга человека,
рисунками.)
Ответить на вопросы:
Действительно ли во время сна
прекращается жизнедеятельность организма?
Рассмотрите энцефалограмму и
сделайте вывод об уровне активности мозга во
время сна, глубине и периодичности сна. Заполните
таблицу.
Таблица. Периоды (фазы) сна
5. Сновидения, их причина. (Рассказ
учителя.)
6. Виды сна. Гипноз. Расстройство сна,
его причины, значение для организма.
Предупреждение нарушений сна, его гигиена. Вред
беспорядочного использования снотворных
препаратов. (Рассказ учителя с элементами беседы;
выступление школьного врача: «Как надо спать и
что надо знать о сне?», беседа с учащимися.
Составление памятки «Гигиена сна».)
III. Закрепление знаний
1. Работа с вопросами и заданиями на с.
273–274.
2. Словарная работа.
3. Формулирование выводов.
IV. Задание на дом
1. Подготовить сообщения: «Нарушение и
расстройства сна»; «Гипноз и его значение»;
«Сновидения».
2. Изучить текст о сне, его характере, значении.
3. Закончить работу с памяткой «Гигиена сна».
Продолжение следует
|