|
|||||||||||||
Задания на 4 балла (ответить на два любых вопроса) 1. Подпиши названия органоидов, изображенных на схемах и микрофотографиях: 2. Выпиши из списка органоидов только те, которые характерны для животной клетки: пластиды, рибосомы, жгутики, хромосомы, лизосомы, клеточный центр, вакуоли. 3. Назови имена авторов клеточной теории и их вклад в нее. 4. С какой целью применяют методы ультрацентрифугирования и фазово-контрастной микроскопии? Задания на 5 баллов (ответить на два любых вопроса) 1. Нарисуй схему строения хлоропласта и митохондрии. Подпиши название частей органоидов. 2. Перечисли как можно полнее подсистемы животной клетки. 3. Какой вывод из положений клеточной теории можно сделать о происхождении клеток? 4. Что из перечисленных химических веществ является функциональным включением, а что вредным веществом, поступившим в клетку извне: гормоны, ферменты, пыль, сажа, белки, мочевина, нитраты, жир. 5. Составь схему из следующих понятий: крахмальные зерна, рибосомы, ДНК, структурные белки, хромосомы, ядро, лизосомы, рибосомальная РНК, цитоплазма, клетка, ферменты распада веществ, транспортные РНК, информационные РНК. М 3/2. Обмен веществ на уровне клеткиОбязательная часть 1. Как называется процесс внутриклеточного изменения веществ; а) пищеварение и дыхание; 2. У каких растущих организмов в клетках процессы синтеза преобладают над процессами распада: а) у животных; 3. Разнесите процессы, происходящие в клетках, на две группы реакций – катаболизма и анаболизма: а) синтез белка;
4. Разнесите процессы, перечисленные в предыдущем задании, по двум группам: 1) процессы, происходящие в организме животного, __________; 2) процессы, происходящие в организме растения, __________. 5. Заполните таблицу. Животные, растения, бактерии зеленые и пурпурные, железобактерии, нитробактерии, грибы, бактерии-паразиты, насекомоядные растения, евглена зеленая, лишайник. Дополнительное задание 1. В каком порядке будут заселять необитаемый вулканический остров, на котором нет живых существ, следующие организмы: животные, грибы, растения, серобактерии, фотосинтезирующие лишайники. 1 _________, 2 _________, 3 __________, 4 __________, 5 __________. 2. Какой вред может принести бесконтрольное употребление анаболиков? 3. Почему животным нельзя питаться одним сахаром? Ведь растения так и делают... 4. Какие газообразные вещества используются живыми существами? Кем и для чего? М 4/1. Клетка как живая система: развитие, размножениеОбязательная часть 1. Выстройте правильный порядок фаз митоза и назовите их: 2. Кариотип – это: а) хромосомы клетки на любой стадии; 3. Кариотип получают, сфотографировав: а) профазу; 4. Бесполое размножение организмов обеспечивается на клеточном уровне: а) митозом; 5. Разнесите характеристики митоза и мейоза в две группы: митоз мейоз а) требует двух последовательных
делений клетки; Дополнительное задание 1. Дайте определение терминам: хромосома – 2. Диплоидная клетка имеет формулу 2n2c (где n – количество хромосом, а c – вес этих «n» хромосом). Какая формула у этой клетки будет: а) перед митозом; 3. Какие вещества и как влияют на процесс расхождения хромосом при мейозе? Какие результаты могут быть при неправильном расхождении хромосом? М 4/2. Клетка как живая система: эволюция. ВирусыОбязательная часть 1. К прокариотам относятся: а) бактерии и цианобактерии; 2. Какие процессы характерны для прокариот: а) деление митозом; 3. Какие из перечисленных веществ и органоидов отсутствуют в клетках прокариот: ядро, хромосомы, ДНК, РНК, рибосомы, митохондрии, клеточный центр? 4. При вирусной инфекции внутрь живой клетки попадает только: а) белковая оболочка вируса; 5. Вирусы называют «живыми системами», потому что: а) они распространяются в
пространстве; Дополнительное задание 1. Митохондрии и хлоропласты имеют свою собственную ДНК, могут размножаться в клетках эукариот независимо от размножения самой клетки. О чем это говорит с точки зрения происхождения эукариотических клеток? 2. Можно ли избавиться от вирусных заболеваний, обрабатывая очаги вирусных инфекций специальными веществами, растворяющими вирусы (белковую оболочку НК)? Почему? 3. Что такое вирусоносительство? Как можно заразиться вирусом СПИДа? 4. Как можно использовать вирусы в «мирных целях»? М 5. Организм как живая системаОбязательная часть 1. Какие из перечисленных живых систем относятся к уровню организации «организм»: яблоко, луковица, бактерия, медуза, оплодотворенная икринка лягушки, мицелий гриба, слой плесени на куске хлеба, котенок, двухмесячный эмбрион млекопитающего, цветок в вазе, куст сирени, дождевой червь, пчела, вирус СПИДа? 2. Онтогенез – это: а) развитие эмбриона до рождения
(или вылупления из яйца); 3. Расположите этапы онтогенеза животного в правильном порядке: младенчество, гаструла, оплодотворение, юность, развитие зародыша, бластула, рождение, зрелость, детство, отрочество. 4. Какие из перечисленных процессов и случаев относятся к половому (П), а какие к бесполому (БП) размножению: образование семян у растений – ... ; Дополнительное задание 1. Назовите органы, формирующие первичные и вторичные половые признаки у человека. 2. Перечислите четыре группы способов предотвращения нежелательной беременности. Расскажите подробнее о каждой группе по алгоритму: 1) что используется; М 6. Основы генетикиОбязательная часть 1. Набор хромосом в клетках организмов одного вида называется: а) кариотип; 2. Соберите попарно альтернативные признаки: а) раннее облысение; 3. Сколько типов разных гамет образуют особи с такими генотипами: а) AABbCCddee; 4. Гибридологический метод – это: а) поиск особей с новыми сочетаниями
генов; 5. Генетическая карта – это: а) схема хромосомы с местом точки
центромеры; 6. Каким методом был выяснен механизм возникновения такой патологии, как синдром Дауна: а) близнецовым; 7. Правильно ли выражение «наследуется признак»? А что наследуется? 8. Правила здорового образа жизни в немалой мере основываются на законах и закономерностях генетики. Какие практические выводы необходимо сделать из следующих научных утверждений: а) нормальные гаметы получаются при
правильном расхождении хромосом в мейозе; Дополнительное задание 1. Какой тип определения пола характерен для самцов следующих видов:
2. Какие случаи переливания крови могут привести к осложнениям: 1) 1 гр. --> 2 гр.; 3. Назовите известные вам доминантные и рецессивные признаки человека. 4. Почему дети одних и тех же родителей бывают не похожи друг на друга? М 7. Репродукция живых организмов (изменчивость, типы и механизмы)Обязательная часть 1. Выберите характеристики наследственной и ненаследственной изменчивости: А. 1) возникают внезапно,
скачкообразно; Б. 1) не наследуются; В. 1) изменения случайны (может
изменяться любой признак, как жизненно важный,
так и нет); Г. 1) изменения могут быть и
полезными, и вредными; Наследственная изменчивость: А ___; Б ___; В ____; Г ___. Ненаследственная изменчивость: А ___; Б ___; В ____; Г ___. 2. Какой из типов изменчивости происходит вследствие возникновения мутаций в половых клетках: 1) гетероплоидия; 3. Какой тип изменчивости называется комбинативной изменчивостью: 1) когда гомологичные хромосомы
обмениваются участками без потерь
наследственного вещества (рекомбинируют); 4. Две коровы (близнецы) дают молоко в разных хозяйствах с разным процентом жирности: 1,5% и 2,4%. Эта разница является результатом: 1) соматической мутации; 5. В гемоглобине больных серповидно-клеточной анемией одна из 150 аминокислот заменена другой. Это: 1) хромосомная мутация; 6. Какими методами селекционеры получают чистые линии? Выберите из предложенного списка: 1) массовый отбор; 7. Породу животных, сорт растений или штамм микроорганизмов характеризуют: 1) определенный генотип; 8. Сформулируйте закон гомологических рядов наследственной изменчивости. 9. Соотнесите культурные растения с местами их возникновения:
Дополнительная часть 1. Нарисуйте все возможные изменения, которые могут произойти с такой хромосомой (виды хромосомных мутаций): (буквы – это отдельные гены). 2. Какие факторы внешней среды приводят к увеличению частоты мутаций? Мутагенные факторы – это ... . 3. Назовите предков домашних животных: собака – ... ; 4. Что такое генная инженерия и биотехнология? Назовите практические результаты этих наук. Продолжение следует
|