З.Б. МИНИНА,
к.б.н., методист ОМЦ СЗУО г. Москвы
Выездной экологический семинар в
Окском заповеднике
В последние дни мая группа московских
учителей биологии и экологии посетила Окский
государственный заповедник с целью проведения
на его территории теоретических и практических
занятий. Конец мая оказался удобным временем для
выездной работы, так как учебные программы были в
основном выполнены, а экзамены в школах еще не
начались.
Окский биосферный государственный
заповедник находится в Рязанской области, удален
от Москвы на расстояние чуть больше 300 км.
Комфортабельный автобус за 6 часов доставил
учителей к центральной усадьбе заповедника в
поселке Брыкин Бор, уютно расположившемся в
сосновом лесу, на высоком берегу реки Пра.
Директор заповедника Ю.М. Маркин и
его заместитель по экологическому просвещению
Н.Г. Белко (кстати, прекрасный фотограф, автор
многочисленных статей о заповеднике и издатель
местной газеты «Заповедная страничка») очень
радушно встретили группу и обеспечили
максимальный комфорт для проживания и работы. В
заповеднике созданы неплохие условия для
проведения занятий как с учителями, так и со
школьниками: два гостевых домика на 25–30 человек
(в каждой комнате по 2–3 человека), «каминный зал»,
душевая комната. Две приветливые «хозяйки»
гостевого домика были радушны, готовили очень
вкусную и разнообразную еду, создавали ощущение
домашнего уюта. Во дворе перед домом можно было
разжечь костер (дрова была заблаговременно
заготовлены). Учителя не преминули
воспользоваться этим обстоятельством, проводя
«звездные вечера» у костра, вспоминая туристские
песни.
Заповедник расположен в юго-восточной
части Мещерской низменности в бассейне реки Оки.
Южную границу его образует левый приток Оки –
река Пра. В ландшафте преобладают сосновые леса
на песчаных почвах, а в понижениях – низовые
болота. На вершинах гряд – зеленомошные,
черничные и разнотравные боры, а в понижениях
между гривами произрастают березняки. В поймах
небольших рек – ольховые леса. Вообще природа
заповедника типична для юго-востока Мещеры и
интересна тем, что в заповеднике присутствуют
элементы сразу четырех географических зон:
таежной, широколиственной, лесостепной и
степной.
Окский заповедник организован в
1935 г. для изучения и сохранения природы
юго-восточной Мещеры. Деятельность заповедника
осуществляется в трех направлениях: а) охрана
территории; б) изучение естественного хода
природных процессов; в) природоохранное
просвещение населения. C 1985 г. Окский
заповедник по решению ЮНЕСКО включен в
Международную систему биосферных заповедников,
осуществляющих глобальный экологический
мониторинг. В 1995 г. заповедник награжден дипломом
Совета Европы. Следует отметить, что в России
только 2 заповедника были удостоены такой чести,
а в Европе – всего 42 из 1600 охраняемых территорий.
Территория Окского заповедника
включает 3 примерно равные по площади части.
1. «Ядро» – естественные природные
комплексы эталонного значения, зона полного
покоя. Здесь запрещено нахождение посторонних
лиц и автотранспорта, а также все виды
хозяйственной деятельности.
2. Биосферный полигон – территория,
предназначенная для изучения воздействия разных
форм деятельности человека на природные
комплексы и разработки щадящих методов
природопользования.
3. Охранная зона – участки проведения
традиционной хозяйственной деятельности,
которые окружают ядро и биосферный полигон
заповедника.
В один из первых дней пребывания в
заповеднике его сотрудник провел с учителями
обзорную экскурсию и рассказал об истории
поселка и самого заповедника. Оказалось, что
название поселка связано с именем атамана и
речного пирата Ивана Брыки, который, по преданию,
в XVII в. промышлял на Оке и обосновал свой лагерь в
глухом и недоступном месте. Позднее, в
дореволюционное время, на месте поселка в
течение нескольких лет работал стекольный завод
Русско-Бельгийского общества, к заводу даже
подходила железная дорога. Развалины подземных
цехов завода сохранились, и их можно увидеть в
поселке. Кроме того, экскурсовод показал остатки
городища древних славян – памятника истории
II в. н.э.
Заповедник был организован в 1935 г.
для спасения ценного зверька, эндемика России, –
русской выхухоли. В то время заповедник так и
назывался – Окский выхухолевый заповедник. Дело
в том, что к началу XX в. выхухоли были почти
полностью истреблены из-за ценного меха. В
настоящее время благодаря научной работе и
природоохранной деятельности сотрудников
заповедника численность выхухоли восстановлена,
хотя этот вид по-прежнему вписан в Красную книгу
России.
Животный и растительный мир
заповедника характерен для центральной части
Европейской России. Флора заповедника хорошо
изучена и представлена 852 видами высших растений,
из которых – 24 вида деревьев, 45 видов
кустарников. Реликтовое растение рогульник
плавающий (водяной орех, чилим) занесен в Красную
книгу России. Учителям была показана коллекция
плодов чилима, хранящаяся в фондах заповедника. В
Красную книгу России занесены также орхидеи
неоттиана клобучковая и венерин башмачок. Грибов
в заповеднике – 500 видов, 7 из которых занесены в
Красную книгу России. Лишайников – 150 видов, мхов
– 15 видов.
В лесах, на лугах и водоемах
заповедника живут и приносят потомство 55 видов
млекопитающих, почти 250 видов птиц, 36 видов рыб, 10
видов земноводных и 6 видов пресмыкающихся.
Территория заповедника – место выживания 25
видов животных, занесенных в Красную книгу.
Обычны лось и кабан, из хищных – лисица, волк,
барсук, лесная куница, горностай, ласка.
Восстановлена популяция бобра. Из хищных птиц в
заповеднике, кроме обычных тетеревятника,
перепелятника, канюка, коршуна и осоеда
гнездятся также редкие виды – скопа, змееяд,
балобан, орлан-белохвост (включены в Красную
книгу России). Обычен серый журавль, а в
труднодоступных местах обитает редкий черный
аист, краснокнижный вид. Широко представлены
водные и околоводные птицы.
Выхухоль
Сотрудники заповедника (ботаники и
зоологи) провели с учителями увлекательные
экскурсии, показав наиболее интересные виды
растений, а также следы жизнедеятельности
животных, в частности хатки и плотины бобров. На
утренней экскурсии зоолог Ю.В. Котюков учил
выделять среди многоголосого птичьего хора
голоса отдельных видов птиц (это необходимо
педагогам при проведении экологических
экскурсий со школьниками). Со временем
практические навыки могут утрачиваться, поэтому,
по признаниям учителей, экскурсии в природу были
им очень полезны и необходимы. Во время
зоологической экскурсии произвела большое
впечатление встреча с пролетающим над рекой
зимородком, оперение которого переливалось под
лучами солнца всеми цветами радуги.
Ю.В. Котюков, необыкновенно увлеченный
человек, посвятивший свою жизнь изучению
зимородков, показал нору в обрывистом песчаном
берегу и даже извлек из нее птицу, утверждая, что
это не принесет ей никакого вреда. Все
экскурсанты имели возможность сфотографировать
зимородка с близкого расстояния и даже
прикоснуться к этой роскошной птице.
Много лет зоологи заповедника
работают над восстановлением угасающих
природных популяций. Учителя посетили с
экскурсией питомник чистокровных зубров,
который был создан в 1959 г. с целью разведения в
неволе находившегося на грани вымирания
европейского зубра и дальнейшего расселения
молодняка в места, пригодные для его обитания.
Выяснилось, что за 40 лет существования зубрового
питомника около 180 животных были отправлены и
расселены по России, Молдавии, Украине и Кавказу.
В настоящее время в зубропитомнике содержится 34
животных.
Но, пожалуй, самые интересные научные
исследования проводятся в Окском заповеднике по
разведению редких видов журавлей. В 1979 г., в
рамках международной программы по спасению
эндемика России – белого журавля (стерха), в
заповеднике был организован журавлиный
питомник. Задачи питомника – вырастить в неволе
здоровых полноценных птиц, получить от них
потомство, воспитать журавлиную молодежь и
выпустить в природу там, где без них уже не
обойтись, либо передать в другие питомники и
зоопарки для разведения. В питомнике Окского
заповедника содержатся все семь видов журавлей
фауны России: стерх, японский, даурский, черный
(виды внесены в Красную книгу России), серый,
канадский журавли и журавль-красавка.
Взрослый стерх
О журавлях и научной работе с ними
необычайно интересно рассказала во время
экскурсии заведующая питомником
Т.А. Кашенцева. Журавли живут 20–30 лет. К 4–5-му
году жизни находят себе пару (причем – на всю
жизнь) и начинают строить гнездо. Насиживание яиц
продолжается около месяца. Журавли – примерные
родители. Взрослые птицы кормят птенцов,
передавая корм (корневища и семена водных
растений, моллюсков, насекомых, ягоды) из клюва в
клюв. Особенно осторожными и уязвимыми журавли
бывают в период линьки, когда, сбросив маховые
перья, лишаются способности к полету. Обычно в
природе такое тяжелое время они проводят в
непролазных топях, ожидая в течение 5 недель
момента, когда отрастут новые перья.
Птенец стерха
Основное внимание в питомнике
заповедника уделяется эндемикам России –
стерхам, – находящимся под угрозой вымирания и
гнездящимся только на территории России (в
Якутии и в низовье реки Оби). Обычно в гнезде
стерха два яйца, но выживает только один птенец.
Поэтому второе, «резервное» яйцо можно осторожно
извлечь и проинкубировать. Каждое лето в
инкубаторе вылупляются рыженькие стершата, и
только на третий год жизни они становятся
белоснежными. Чтобы вырастить журавля, его надо
кормить каждые 3 часа. Журавлята прожорливы, в их
рационе – творог, рыба, комбикорм, витамины. Во
время посещения журавлиного питомника учителям
показали, как для кормления птенцов используют
специальный, искусно сделанный пинцет-макет,
похожий на голову взрослого журавля. Птенцов
надо обогревать, пока не вырастет оперение, а
также выгуливать не менее 2 ч в день. Роль
«родителей» обычно выполняют дети сотрудников
заповедника, юннаты, а также приезжающие на
практику студенты. Приемные родители должны
предварительно облачиться в белые халаты
специального фасона. Учителя-экскурсанты
поначалу приняли их за врачей, очень удивившись
необычности халатов. За годы существования
питомника в природу выпущены 25 выращенных в
неволе стерхов.
Сотрудник заповедника со стерхом
В Окском заповеднике ведется
серьезная научная работа не только в области
зоологии и ботаники, но и лесоводства,
заповедного дела и охраны природы. Результаты
этих исследований опубликованы в 19 выпусках
Научных трудов заповедника, 3 монографиях и более
чем 900 статьях. С 1949 г. ведется основной документ
заповедника – Летопись Природы. Она издается
ежегодно и представляет собой, как увидели
учителя, большой том, включающий серьезное
описание тщательных и всесторонних наблюдений
за ходом природных процессов с большим
количеством таблиц, диаграмм, фотографий.
Воспитание птенцов стерха
Госкомэкологии назвал Окский
заповедник в списке лучших заповедников, где
эколого-просветительская деятельность ведется
наиболее масштабно, всесторонне и эффективно.
Сотрудник библиотеки заповедника Т.А. Маркина,
а также Т.А. Кашенцева поделились с учителями
опытом экологической работы с детьми.
Используемые ими разнообразные формы работы
(оформление экологических газет, выставок
рисунков, ведение Календаря весны, организация
проектной деятельности по темам: «Сделаем нашу
Пру чище», «Мой друг – дерево», проведение
викторины «Родная природа в поэзии
А.С. Пушкина») заинтересовали московских
учителей и, по-видимому, найдут применение в их
собственной практической деятельности.
Вблизи поселка оборудована
экологическая тропа «Мещера» протяженностью 1,5
км, причем объекты ее представляют типичные
природные стации. В заповеднике для посетителей
проводятся экскурсии по питомникам, лекции с
показом слайдов и видеофильмов. Имеется в
поселке Брыкин Бор и Музей природы, созданный в
1938 г. Его экспозиция представляет многообразие
животного мира Мещерского края. К сожалению,
посетить музей не удалось из-за его ремонта.
Во время пребывания в заповеднике
учителя приняли участие в семинаре «Новые
технологии в экологическом образовании». Были
заслушаны доклады об изучении природных парков
Москвы с использованием проектной технологии, а
также о результатах работы творческой группы
учителей по разработке методики экологической
экскурсии с применением новых информационных
технологий. Кроме того, учителя приняли участие в
работе «круглого стола» «Перспективы
экологического образования», обсуждая проблемы
создания системы непрерывного экологического
образования как в каждой школе, так и в учебном
округе, и в городе, а также предложили пути их
решения. В Окском заповеднике имеются хорошие
условия для проведения подобных теоретических
занятий: конференц-зал, видеотехника,
современные компьютеры.
Таким образом, выездной экологический
семинар предоставил учителям прекрасную
возможность повысить свой профессиональный
уровень в области практической экологии,
выработать новые идеи на будущий учебный год. И
даже обилие комаров, не совсем привычное в это
время для Московской области, никак не омрачило
неизгладимых впечатлений, полученных от общения
с природой.
|