ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Н.Л. ГАЛЕЕВА,
школа No 196, г . Москва

Окончание. См. No 24, 29, 30, 31, 32, 34, 35/2002

Развивающие и диагностические задания в курсе общей биологии

Зачетные работы

М 8. Популяция как живая система (структура, законы эволюции)

Обязательная часть

1. Напишите определение популяции.

2. Распределите таксоны в правильном порядке:

а) отряд;
б) тип;
в) род;
г) царство;
д) класс;
е) семейство;
ж) вид.

3. В популяции действует движущий отбор:

а) если условия долго остаются без изменения;
б) если после кратких изменений происходит возврат к исходным условиям;
в) когда во внешней среде возникает и долго действует какой-то сильный фактор.

4. В одном из районов Скалистых гор была обнаружена популяция волков-альбиносов. Какой из приведенных ниже факторов эволюции не принимал участия в возникновении такой популяции:

а) движущий отбор;
б) дрейф генов;
в) изоляция?

5. Какой фактор эволюции способствует сохранению вида:

а) изоляция;
б) стабилизирующий отбор;
в) популяционные волны?

6. Из приведенных случаев подбери примеры к конкретным направлениям эволюции:

Э
В
О
Л
Ю
Ц
И
Я

1) прогрессивная(ароморфоз);
2) прогрессивная  (идиоадаптация);
3) прогрессивная (дегенерация);
4) регрессивная.

а) вымирание динозавров;
б) возникновение разных подвидов синиц
в) слепота крота;
г) появление оперения у птиц;
д) появление легочного дыхания у земноводных;
е) появление разума у человека.

7. Соотнеси конкретные примеры с названиями доказательств эволюции

Д
О
К
А
З
А
Т
Е
Л
Ь
С
Т
В
А

1) биохимические;
2) биогеографические;
3) палеонтологические;
4) морфофизиологические.

а) поднимание шерсти у млекопитающих и появление «гусиной кожи» у человека;
б) отсутствие хищников в Австралии;
в) находки костей вымерших животных;
г) сходство вирусных заболеваний.

Дополнительное задание

1. Как доказать, что славянин и индеец – представители одного вида, а озерная лягушка и травяная лягушка – разные виды?

2. Что такое раса? Почему расизм как политическое движение антинаучен?

3. Дайте как можно более подробное определение понятия эволюция.

4. Составьте систему понятий:

лисы, хордовая, лиса степная, животные, многоклеточные, одноклеточные, млекопитающие, собачьи.

М 9. Экосистемы как уровни организации живой материи

Обязательная часть

1. Установите соответствие:

а) аквариум;
б) живые организмы озера;
в) лишайник;
г) муравейник;
д) степь;
е) поле пшеницы;
ж) нерпы озера Байкал.

1) организм;
2) популяция;
3) биоценоз;
4) биогеоценоз;
5) агроценоз;
6) экосистема.

2. Определите место видов организмов в экосистеме (П – продуценты; К – консументы; Р – редуценты):

1) олень;
2) жук-навозник;
3) одноклеточные водоросли;
4) дизентерийная амеба;
5) ель;
6) дятел;
7) волк;
8) гриб подосиновик;
9) гнилостная бактерия.

3. Найдите в предыдущем списке:

консументы первого порядка – К1;
консументы второго порядка – К2;
консументы третьего порядка – К3.

4. Разделите экологические факторы на три группы (Аб – абиотические; Б – биотические; Ан – антропогенные):

1) УФ-радиация;
2) уровень шума;
3) наличие паразитов;
4) прокладывание оросительных каналов;
5) осушение болот;
6) вымирание динозавров;
7) уровень влажности;
8) морские приливы;
9) долгота дня;
10) уровень радиационного фона.

5. Установите соответствие:

а) конкуренция; ++
б) комменсализ; +0
в) амменсализм; ––
г) хищничество; –0
д) симбиоз; +–
е) паразитизм;

1) лесной колокольчик и ель;
2) собака и репейник;
3) щука и карась;
4) кустарник и вьюнок;
5) береза и подберезовик;
6) черная крыса и серая крыса;
7) человек и таракан;
8) человек и головная вошь;
9) человек и кишечная палочка.

6. Найдите соответствие между значением экологического фактора и результатом его влияния на организм.

Дополнительное задание

1. Дайте определение закона конкурентного исключения Гаузе.

2. Дайте определение правилу пирамиды массы.

3. В одном озере живут окунь, ерш, карась, щука, плотва. В соседнем, изолированном от первого, водоеме обитают окунь, щука, судак, лещ, плотва. Сколько видов и сколько популяций населяют оба водоема?

4. Чем отличается живая система от искусственной (техногенной)?

5. Сравните природную экосистему с агроценозом по следующим параметрам:

– энергия;
– почва;
– отходы.

6. Перечислите как можно больше экологических факторов, влияющих на жизнедеятельность одного из видов:

– комары в речной долине;
– голубь в городе;
– зайцы в зоне смешанных лесов;
– дождевые черви в местах активного земледелия;
– человек в мегаполисе;
– человек в условиях длительной экспедиции в районах Крайнего Севера.

7. Составьте систему понятий:

продуценты;
консументы;
редуценты;
животные;
растения;
бактерии;
грибы.

8. Составьте пищевую цепь для любого сообщества из 4–5 трофических уровней. Рассчитайте для нее пирамиду биомассы.

М 10. Биосфера как живая система

Обязательная часть

1. Дайте определение понятию «биосфера».
2. Современное учение о биосфере создано:

а) Ж.Б. Ламарком;
б) Н.И. Вавиловым;
в) В.И. Вернадским;
г) Д.И. Менделеевым.

3. Верхний предел жизни биосферы ограничен:

а) отсутствием кислорода;
б) низкими температурами;
в) концентрацией УФ-лучей.

4. Биомасса составляет от всей массы биосферы:

а) 0,1%;
б) 0,01%;
в) 1%;
г) 10%.

5. Перечислите основные биогеохимические функции биосферы и расшифруйте их смысл.

6. NO2 в NO3 в почве превращают:

а) нитрифицирующие бактерии;
б) азотфиксирующие бактерии;
в) клубеньковые бактерии;
г) синезеленые бактерии.

7. Биосфера осуществляет основную функцию нейтрализации вредных отходов жизнедеятельности:

а) путем вывода этих отходов из круговорота веществ;
б) путем усвоения этих отходов другими видами;
в) путем накапливания этих отходов в специальном виде.

8. Какое из перечисленных требований является, на ваш взгляд, необходимым и достаточным, чтобы человечество осуществило переход к ноосфере (коэволюции природы и человека, «устойчивому развитию»):

а) знать закономерности природных процессов, происходящих в биосфере;
б) использовать природосберегающие и природоохранные технологии;
в) осознать и принять иерархию ценностей, в которой экологический императив занимает главенствующее положение?

Дополнительное задание

1. Дайте развернутое определение биосферы.

2. Перечислите основные направления деятельности человека по охране биосферных ресурсов.

3. Какие виды энергии и как человечество может использовать для своих нужд с наименьшим ущербом для планеты?

4. Опишите круговорот одного из веществ или элементов (C, N, O, H2O, S, P).

Ответы к тестовым заданиям зачетных работ

М 1

Обязательная часть. 2. А–б; Б–а; В–в,г; Г–в.

Дополнительное задание. 2. а–7; б–1; в–5; г–3; д–3; е–3; ж–6; з–2; к–4; л–6; м–7.

М 2/1

Обязательная часть. 1. в. 3. б. 4. 1–в; 2–а; 3–б; 4–г; 5–з; 6–е,д; 7–д; 8–д; 9–ж. 5. Первая диаграмма – земная кора.

М 2/3

Обязательная часть. 1. 2. 2. 3.

М 2/4

Обязательная часть. 1. в. 2. в. 3. а. 4. в. 5. б. 6. в. 7. в.

М 3/1

Обязательная часть. 1. 1–д; 2–г; 3–е; 4–з; 5–ж; 6–б. 4. г ® в ® а ® д ® б.

М 3/2

Обязательная часть. 1. б,г. 2. г. 3. Катаболизм: в,д. Анаболизм: а, б, г, е. 4. 1 – а, б, в, д, е; 2 – а, б, в, г, д, е.

М 4/1

Обязательная часть. 1. Г–профаза; А–метофаза; В–анафаза; Б–телофаза. 2. в. 3. б. 4. а. 5. Митоз – б, г. Мейоз – а, в, д, е, ж.

М 4/2

Обязательная часть. 1. а. 2. б, в, д. 3. Ядро, хромосомы, митохондрии, клеточный центр. 4. б. 5. в.

М 5

Обязательная часть. 2. б.

М 6

Обязательная часть. 1. а. 2. а–д, б–ж, г–е; 3. а–2; б–8; в–1; г–1. 4. в. 5. б. 6. Сначала – в, затем – б, г.

М 7

Обязательная часть. 1. Наследственная изменчивость: А–1; Б–2; В–1; Г–1. Ненаследственная изменчивость: А–2; Б–1; В–2; Г–2. 2. 3. 3. 3, 4. 4. 3. 5. 3. 6. 3. 7. 1, 2, 3.

М 8

Обязательная часть. 3. в. 4. а. 5. б. 6. 1–д,е; 2–б,г; 3–в,а. 7. 1–г; 2–б; 3–в; 4–а.

М 9

Обязательная часть. 1. 1–в; 2–ж; 3–б; 4–д; 5–е; 6–г,д. 2. П – 3, 5. К – 1, 2, 4, 6, 7. Р – 8, 9. 3. К1–1; К2 – 2, 4, 6, 7; К3 – 2, 6, 7. 4. Аб – 1, 2, 7, 8, 9, 10. Б – 3, 6. Ан – 4, 5 (1, 2, 10).

М 10

Обязательная часть. 2. в. 3. в. 4. б. 6. а. 7. б. 8. в (а, б).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru