|
|||||||||
7. Соотнеси конкретные примеры с названиями доказательств эволюции
Дополнительное задание 1. Как доказать, что славянин и индеец – представители одного вида, а озерная лягушка и травяная лягушка – разные виды? 2. Что такое раса? Почему расизм как политическое движение антинаучен? 3. Дайте как можно более подробное определение понятия эволюция. 4. Составьте систему понятий: лисы, хордовая, лиса степная, животные, многоклеточные, одноклеточные, млекопитающие, собачьи. М 9. Экосистемы как уровни организации живой материиОбязательная часть 1. Установите соответствие:
2. Определите место видов организмов в экосистеме (П – продуценты; К – консументы; Р – редуценты): 1) олень; 3. Найдите в предыдущем списке: консументы первого порядка – К1; 4. Разделите экологические факторы на три группы (Аб – абиотические; Б – биотические; Ан – антропогенные): 1) УФ-радиация; 5. Установите соответствие: а) конкуренция; ++ 1) лесной колокольчик и ель; 6. Найдите соответствие между значением экологического фактора и результатом его влияния на организм. Дополнительное задание 1. Дайте определение закона конкурентного исключения Гаузе. 2. Дайте определение правилу пирамиды массы. 3. В одном озере живут окунь, ерш, карась, щука, плотва. В соседнем, изолированном от первого, водоеме обитают окунь, щука, судак, лещ, плотва. Сколько видов и сколько популяций населяют оба водоема? 4. Чем отличается живая система от искусственной (техногенной)? 5. Сравните природную экосистему с агроценозом по следующим параметрам: – энергия; 6. Перечислите как можно больше экологических факторов, влияющих на жизнедеятельность одного из видов: – комары в речной долине; 7. Составьте систему понятий: продуценты; 8. Составьте пищевую цепь для любого сообщества из 4–5 трофических уровней. Рассчитайте для нее пирамиду биомассы. М 10. Биосфера как живая системаОбязательная часть 1. Дайте определение понятию
«биосфера». а) Ж.Б. Ламарком; 3. Верхний предел жизни биосферы ограничен: а) отсутствием кислорода; 4. Биомасса составляет от всей массы биосферы: а) 0,1%; 5. Перечислите основные биогеохимические функции биосферы и расшифруйте их смысл. 6. NO2 в NO3 в почве превращают: а) нитрифицирующие бактерии; 7. Биосфера осуществляет основную функцию нейтрализации вредных отходов жизнедеятельности: а) путем вывода этих отходов из
круговорота веществ; 8. Какое из перечисленных требований является, на ваш взгляд, необходимым и достаточным, чтобы человечество осуществило переход к ноосфере (коэволюции природы и человека, «устойчивому развитию»): а) знать закономерности природных
процессов, происходящих в биосфере; Дополнительное задание 1. Дайте развернутое определение биосферы. 2. Перечислите основные направления деятельности человека по охране биосферных ресурсов. 3. Какие виды энергии и как человечество может использовать для своих нужд с наименьшим ущербом для планеты? 4. Опишите круговорот одного из веществ или элементов (C, N, O, H2O, S, P). Ответы к тестовым заданиям зачетных работМ 1Обязательная часть. 2. А–б; Б–а; В–в,г; Г–в. Дополнительное задание. 2. а–7; б–1; в–5; г–3; д–3; е–3; ж–6; з–2; к–4; л–6; м–7. М 2/1Обязательная часть. 1. в. 3. б. 4. 1–в; 2–а; 3–б; 4–г; 5–з; 6–е,д; 7–д; 8–д; 9–ж. 5. Первая диаграмма – земная кора. М 2/3Обязательная часть. 1. 2. 2. 3. М 2/4Обязательная часть. 1. в. 2. в. 3. а. 4. в. 5. б. 6. в. 7. в. М 3/1Обязательная часть. 1. 1–д; 2–г; 3–е; 4–з; 5–ж; 6–б. 4. г ® в ® а ® д ® б. М 3/2Обязательная часть. 1. б,г. 2. г. 3. Катаболизм: в,д. Анаболизм: а, б, г, е. 4. 1 – а, б, в, д, е; 2 – а, б, в, г, д, е. М 4/1Обязательная часть. 1. Г–профаза; А–метофаза; В–анафаза; Б–телофаза. 2. в. 3. б. 4. а. 5. Митоз – б, г. Мейоз – а, в, д, е, ж. М 4/2Обязательная часть. 1. а. 2. б, в, д. 3. Ядро, хромосомы, митохондрии, клеточный центр. 4. б. 5. в. М 5Обязательная часть. 2. б. М 6Обязательная часть. 1. а. 2. а–д, б–ж, г–е; 3. а–2; б–8; в–1; г–1. 4. в. 5. б. 6. Сначала – в, затем – б, г. М 7Обязательная часть. 1. Наследственная изменчивость: А–1; Б–2; В–1; Г–1. Ненаследственная изменчивость: А–2; Б–1; В–2; Г–2. 2. 3. 3. 3, 4. 4. 3. 5. 3. 6. 3. 7. 1, 2, 3. М 8Обязательная часть. 3. в. 4. а. 5. б. 6. 1–д,е; 2–б,г; 3–в,а. 7. 1–г; 2–б; 3–в; 4–а. М 9Обязательная часть. 1. 1–в; 2–ж; 3–б; 4–д; 5–е; 6–г,д. 2. П – 3, 5. К – 1, 2, 4, 6, 7. Р – 8, 9. 3. К1–1; К2 – 2, 4, 6, 7; К3 – 2, 6, 7. 4. Аб – 1, 2, 7, 8, 9, 10. Б – 3, 6. Ан – 4, 5 (1, 2, 10). М 10Обязательная часть. 2. в. 3. в. 4. б. 6. а. 7. б. 8. в (а, б).
|