|
|||||||||||||||||||
2. Зарисуйте и подпишите плоды. Сделайте вывод, какие приспособления выработались у растений к распространению в природе и для чего это необходимо. Клеточное строение растенийПроницаемость живых и мертвых клеток На поперечном срезе корня столовой свеклы благодаря присутствию красного пигмента антоциана хорошо виден ряд концентрических колец: светлые чередуются с темноокрашенными. Эта слоистость обусловлена чередованием древесины и луба. Цель работы: выяснить условия проницаемости клеточной стенки. Материалы и оборудование: свекла, пробирки или колбы, нож, спиртовка и сухое горючее. Ход работы 1. Возьмите корень красной столовой свеклы и нарежьте из него кубики размером 1ґ1ґ1 см. Промывайте их под струей проточной воды, пока не прекратится выделение красного пигмента из разрушенных клеток. 2. Кубики разложите в две пробирки и залейте водой. Одну из пробирок оставьте на холоде (поместите в холодильник), а другую нагревайте до кипения. Пронаблюдайте за пробирками. Сделайте вывод, почему в ненагретой пробирке вода останется неокрашенной, а в пробирке, подвергавшейся нагреву, – окрасится. Изучение свойств живой растительной клетки Цитоплазма клетки имеет определенную концентрацию солей (и других осмотически активных веществ). Воздействуя на клетку жидкостями с различной концентрацией солей, можно наблюдать процессы плазмолиза (потери воды) и деплазмолиза (возврата воды). Наиболее удобны для наблюдения клетки луковиц красно-фиолетовой окраски или ревеня. Ревень удобнее потому, что клеточный сок у него окрашен, зато у лука легче отделяется эпидермис. Цель работы: выяснить свойства цитоплазмы клетки. Материалы и оборудование: луковица или черешок молодого ревеня (или элодея), микроскоп, предметные и покровные стекла, лезвие бритвы, дистиллированная вода, раствор сахара или соли, пипетка, фильтровальная бумага. Ход работы 1. Возьмите эпидермис чешуи лука с нижней поверхности или с черешка молодого листа ревеня. Быстро перенесите оторванную полоску эпидермиса на предметное стекло и капните на него две или три капли дистиллированной воды. Осторожно накройте покровным стеклом, рассмотрите, как выглядят клетки под микроскопом, и зарисуйте несколько клеток. 2. Отделите другую полоску эпидермиса и повторите всю процедуру, взяв вместо воды раствор сахара (или соли). Пронаблюдав за процессом под микроскопом (увеличение ґ120) в течение 15 мин, вы заметите одну или несколько типичных плазмолизированных клеток. 3. Отмойте препарат с плазмолизированными клетками, капая под покровное стекло дистиллированную воду, и удаляя избыток жидкости фильтрованной бумагой с другой стороны. В результате наступает деплазмолиз: цитоплазма плазмолизированных клеток возвращается в исходное состояние. Сделайте вывод, почему происходят данные процессы. Объясните, почему при приготовлении салатов образуется много сока после того, как их посолят. Прижизненное окрашивание листьев элодеи В этом опыте выявляется изменение проницаемости клеточной стенки для красителя в связи с возрастными изменениями листа и клеток. Самые молодые листья вообще не окрашиваются. Цель работы: выяснить условия проницаемости клеточной стенки. Материалы и оборудование: элодея, чашечка с окрашенной водой (тушь или гуашь). Ход работы 1. Положите в стакан с водным раствором красителя (1 часть красителя на 5000–10 000 частей воды) побеги элодеи на 2–3 часа. 2. Выньте побеги и разложите на фарфоровой чашке или предметном стекле. Более старые листья (у основания веток) окрашиваются полностью, а более молодые (расположенные ближе к точке роста) – только частично. Сделайте вывод о причинах этого явления. Обнаружение хромопластов и лейкопластов В цитоплазме клеток растений содержаться органоиды – пластиды, имеющие различную окраску. Кроме хлоропластов (зеленые), могут содержаться хромопласты (оранжево-красные) и лейкопласты (бесцветные). Цель работы: выявить различия в строении пластид. Материалы и оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, побеги с листьями традесканции, зрелые плоды томата или рябины, лезвие бритвы, игла, стаканчик с водой. Ход работы 1. Скальпелем или лезвием безопасной бритвы сделайте надрез на верхней поверхности листа традесканции, отделите полоску эпидермиса и поместите ее на предметное стекло. Под микроскопом в клетках эпидермиса вы увидите ядра, а вокруг них лейкопласты. Зарисуйте их. 2. Возьмите немного наиболее интенсивно окрашенной мякоти плодов рябины или томата, положите ее на предметное стекло в воду и расщепите иглой. Наблюдая приготовленный препарат под микроскопом, вы увидите хромопласты – игольчатой формы у рябины и пластинчатой у томатов. Зарисуйте их. Сделайте вывод о характере окраски плодов растений. Наблюдение крахмальных зерен картофеля Цель работы: выяснить характер отложения запасных веществ в клетке, провести качественную реакцию на крахмал. Материалы и оборудование: микроскоп, лезвие бритвы, стакан с водой, предметные и покровные стекла, раствор йода, спиртовка, спички. Ход работы 1. Сделайте тонкий срез клубня картофеля и разместите в капле воды на предметном стекле. Накрыв покровным стеклом, рассмотрите под микроскопом (увеличение ґ120). Лучшим для наблюдения является то место, где зерна разъединены водой и не представляют густого скопления. Наблюдая слоистые крахмальные зерна, зарисуйте их. 2. Нанесите сбоку покровного стекла каплю раствора йода, так чтобы она соприкасалась с ним, а не затекала на него. Чем ближе к капле расположены зерна крахмала, тем они будут сильнее окрашиваться (от фиолетового до почти синего). Сделайте вывод, какой качественной реакцией можно определить крахмал. Побег и листВнешнее строение и форма листьев Листья растений различаются по нескольким признакам: 1) жилкованию; 2) степени сложности; 3) способу прикрепления к стеблю; 4) общему очертанию листовой пластинки; 5) изрезанности края: 6) опушению и его характеру; 7) окраске верхней и нижней стороны листа. Следует учесть, что у одного и того же растения верхние и нижние листья часто отличаются от листьев в средней части стебля, которые являются более типичными для растения. Эту и следующую лабораторные работы рекомендуется проводить на сдвоенных уроках с целью освоения, закрепления и обобщения знаний о разнообразии листьев. Для них необходимо с осени приготовить комплекты раздаточного материала простых и сложных листьев, листьев с разной формой и краем листовой пластинки, «скелеты» листьев. «Скелеты» листьев лучше всего поместить между кусочками толстого полиэтилена, склеенными по краям скотчем. Цель работы: познакомиться с многообразием листьев, особенностями их внешнего строения, типами жилкования, распознавать листья по морфологическим признакам. Материалы и оборудование: живые/гербарные образцы листьев (березы, тополя, дуба, липы, клена, пшеницы), комнатные растения – алоэ, элодея, традесканция, скелеты листьев с разными типами жилкования, таблицы, учебник, лупа, иголка. Ход работы 1. Рассмотрите листья осины, тополя, березы, дуба, клена. Сколько частей можно выделить в листе? Как они называются, какой частью прикрепляется лист к стеблю? Какой черешок имеет лист? 2. Рассмотрите гербарий пшеницы. Установите, как прикреплены листья к стеблю. 3. Рассмотрите комнатные растения и установите, как прикреплены листья к стеблю у разных растений. Рассмотрите скелет листьев березы, осины, дуба, тополя, пшеницы, кливии, ландыша. Рассмотрите с обеих сторон расположение жилок на листьях. 4. Рассмотрите листья других растений, распределите их по типам жилкования. Зарисуйте, подпишите в тетради части листа и тип жилкования. Заполните таблицу.
Листья простые и сложные, листорасположение и форма листовой пластинки Цель: изучить признаки простых и сложных листьев, способы расположения их на стебле, дать элементарную классификацию листьев по форме листовой пластинки. Материалы и оборудование: набор простых и сложных листьев с разной формой листовой пластинки, краем листа, комнатные растения, гербарии, таблицы, учебник, открытки, фотографии листьев. Ход работы 1. Рассмотрите листья из пакета. Разделите их на две группы – с одной листовой пластинкой и с несколькими. Чем отличаются друг от друга эти листья, как они называются? 2. Рассмотрите листья дуба, липы, березы, клена. В чем сходство этих листьев? К какой группе их можно отнести? 3. Рассмотрите листья земляники, клевера, акации, шиповника, малины. В чем сходство этих листьев? К какой группе их можно отнести? 4. Рассмотрите общую форму листовых пластинок у простых листьев разных растений. Одинакова ли она? Попробуйте назвать форму листа. 5. Рассмотрите листья клена, дуба, одуванчика, лютика. Чем они отличаются от листа березы, осины, липы? Определите глубину надреза пластинки, количество и расположение лопастей на ней. Заполните таблицу.
6. Внимательно рассмотрите сложные листья (малины, акации, земляники, гороха, шиповника). Найдите черешок, подсчитайте количество пластинок на нем. В чем сходство и в чем различие этих листьев? Продолжите заполнение таблицы. 7. Определите тип жилкования, край, основание и верхушку листа, простой или сложный лист, к однодольным или двудольным растениям они относятся. Продолжение следует
|