БОТАНИКА

М.А. БАРИНОВА

Немного о выращивании дикорастущих растений

Пролеска сибирская
Пролеска сибирская
Ятрышник пятнистый
Ятрышник пятнистый
Сирень обыкновенная
Сирень обыкновенная
Сусак зонтичный
Сусак зонтичный
Сон-трава (прострел) – плоды
Сон-трава (прострел) – плоды
Колокольчик крапиволистный
Колокольчик крапиволистный
Колокольчик широколистный
Колокольчик широколистный
Купальница европейская
Купальница европейская
Адонис
Адонис
Подснежник белый
Подснежник белый

Не так давно мы жестко делили растения на «дикие» и «культурные». «Культурные» выращивали. Холили и лелеяли, если они росли на своем огороде, или оказывали «шефскую помощь», если это были колхозные поля... С дикими либо беспощадно (и безуспешно) боролись, называя их сорняками, либо объявляли неприкосновенными и снова боролись, но уже не с ними, а за их светлое будущее в заповедниках и заказниках. Разумеется, как всегда, не поинтересовавшись мнением «заинтересованной стороны» – самих растений... В результате часто возникала совершенно неожиданная ситуация – на охраняемой территории можно найти несколько хилых, крайне редко цветущих и плодоносящих экземпляров, например, сон-травы, а рядом, на территории не охраняемой, более того, интенсивно эксплуатируемой, – пышные заросли того же вида в прекрасном состоянии. Так всегда ли нужна неприкосновенность территории?

Конечно, речь не идет о растениях, которые вне охраняемых мест подвергаются прямому истреблению – сбору на букеты, или в пищу, или в качестве лекарственного сырья. Но уже на вопрос – вредит ли популяции того или иного растения выпас скота или сенокошение? – нельзя ответить однозначно. Та же сон-трава (Pulsatilla patens) лучше всего растет не просто в сосняках, а на длительно поддерживаемых, но невытаптываемых нарушениях. Идеально подходят для нее, например, просеки линий электропередач и склоны лесных дорог, по которым мало кто ходит и ездит. Причем это справедливо и для многих других лесных видов сон-травы, встречающихся от Подмосковья до Уссурийска.

Не так давно стало ясно, что степные сообщества растений на северной границе их распространения можно поддержать только искусственно – выкашиванием травостоя по определенной системе, которая имитирует умеренный выпас диких копытных. Иначе небольшие открытые пространства неизбежно зарастают лесом, а на начальном этапе – колючим высокотравьем и плотнодерновинными злаками. Это убедительно показано в Центрально-Черноземном и Приокско-Террасном заповедниках. Если же не косить (полное невмешательство!), то задача, для решения которой создавался заповедник – поддержание биоразнообразия, – оказывается нерешенной. Что, кстати, можно было бы предсказать на основе знаний экологии: умеренные нарушения сплошного покрова растительности, изменяя ход сукцессии, дают возможность существовать отдельным «нежным» видам, которым в устойчивых сообществах, сформировавшихся естественным путем и состоящих из хорошо «сыгранных между собой» видов, просто «не остается места».

Интересно, что на большой территории антенного поля на юге Московской области благодаря ежегодному выкашиванию травостоя в период созревания семян (это важно, так как обычно сено косят в момент цветения большинства растений) сформировалось сообщество степного разнотравья, аналогичное тому, которое поддерживается на небольших участках опушки прирусловых сосняков («долах») Приокско-Террасного заповедника ценой больших усилий. Причем отсутствие крупных животных и аккуратный уход за территорией – траву, например, выкашивают из соображений противопожарной безопасности! – привели здесь прямо-таки к процветанию наиболее ценных видов.

А как боролись с попытками культивирования декоративных, но редких дикорастущих растений! Между тем в истории известен не один случай, когда вид был сохранен только благодаря культивированию. Так произошло с гинкго (Ginkgo biloba). Это древнее голосеменное растение с необычными дихотомически ветвящимися листьями в свое время сохранилось только на территории одного из китайских монастырей. Сейчас же это красивое быстрорастущее дерево широко используется для озеленении улиц и парков в теплой части умеренной зоны. Менее известный пример – обыкновенная сирень (Syringa vulgaris), дикие заросли которой в свое время были практически полностью истреблены в результате перевыпаса коз. И какое-то время сирень сохранялась только в культуре.

Разведение видов в искусственных условиях – один из путей сохранения видового разнообразия планеты. И сохранить необходимо не просто последнего представителя, а популяцию достаточной численности, способную самовоспроизводиться и увеличивать свою численность. Я, конечно, не призываю выкапывать и тащить к себе на участок растения из леса, оттуда, где им и так хорошо. Но есть стройки и земли, отведенные под дачи и пашни, бензоколонки и дороги. Есть вырубки, на которых в течение года–двух в условиях резкого осветления и снижения влажности неизбежно погибает множество видов растений (обычно как раз наиболее декоративных в нашем понимании), способных существовать только в «тепличных» условиях под пологом ненарушенного леса. Так происходит со всеми орхидными и не только с ними. С вырубок исчезают ландыши, хохлатки, лесные виды колокольчиков... Есть, наконец, свалки и помойки, стихийные или плановые. Бороться с ними можно, но процесс этот настолько долог, что к моменту окончательной ликвидации свалки на ее месте успевает образоваться вполне добротный пустырь, с абсолютно предсказуемым набором животных и растений, среди которых «приятных глазу» до обидного мало... Вот с таких участков, где растения все равно неизбежно будут уничтожены, и можно брать посадочный материал для последующего культивирования.

Однако «взять», как легко догадаться, мало. Надо, чтобы растение еще и прижилось в новых условиях. А с этим могут возникнуть проблемы. Замечу, что сейчас распространением посадочного материала ряда дикорастущих видов занимаются и многие питомники декоративных растений. И привыкнув к тому, что все купленное в магазине и посаженное «на общих основаниях» не вызывает проблем, мы будем неприятно удивлены тем, что семена не всходят, черенок лианы совсем не собирается превратиться в длинную плеть, а плоды после обильного и продолжительного цветения почему-то не завязываются. Но не спешите обвинять продавцов в продаже некачественного материала. Конечно, бывают и невсхожие семена, и подсушенные черенки. Но обычно виновата наша ботаническая неграмотность.

Традиционные культурные растения прошли длительный отбор на устойчивость к условиям культивирования, на простоту агротехники. Если вид размножается семенами, то они, как правило, не имеют периода покоя и прорастают, как только попадут во влажную почву; если черенками – то у этих черенков, можно сказать, стопроцентная укореняемость, кроме того, они обладают устойчивостью к почвенным грибкам. Если растение привито, то на таком подвое, рост побегов которого сильно подавляется привоем. И, конечно, обычно культурные растения могут расти в густой толпе себе подобных – ведь мало кому придет в голову сажать малину вперемежку со свеклой.

При культивировании же дикорастущих растений возникает ряд сложностей. Но все они вполне преодолимы по мере накопления опыта или при наличии соответствующей литературы. Вот основные проблемы, ожидающие садовода, который решился приютить в своем саду «дикарей».

Выбор участка

Первое и совершенно обязательное требование к участку для диких растений – им здесь должно быть спокойно. Речь идет не только (и не столько) об уплотнении почвы при ходьбе по участку (всегда можно проложить дорожки), но и о прополке и обрезке. Конечно, ни одно растение не откажется от рыхлой, питательной, хорошо освещенной и политой грядки, на которой не беспокоят конкуренты. Но весь вопрос в том, какова цена этого комфорта. Практически все культурные растения легко переносят прополку, те, которые не переносили, так и не прижились в наших садах. И среди дикорастущих есть виды, которым прополка и перекопка почвы только на пользу, – таково большинство луковичных: степные виды тюльпанов (Tulipa sp.), пролески (Scilla sp.), белый подснежник – галантус (Galanthus sp.), белоцветник (Leucanthemum vernum), луки (Allium sp.). А также хохлатки (Corydalis sp.), ветреницы лютичная (Anemonoides ranunculoides) и дубравная (A. nemorosa) и другие виды, которые в природе размножаются вегетативно в результате раскапывания животными – кротами, сурками, кабанами. Не все клубни, корневища или луковицы будут съедены – часть останется на рыхлой, освобожденной от конкурентов почве.

Но есть растения, для которых важнее сохранить в целости свои корни, чем избавиться от присутствия корней чужих. Таковы ветреница лесная (Anemone sylvestris), прострел (Pulsatilla patens), водосбор (Aquilegia glandulosa), клематисы (Atragene sibirica, A.ochotensis). Эти растения необходимо пропалывать очень осторожно, и если нет уверенности в том, что их корни при прополке не будут повреждены, то сорняки лучше не выдергивать, а обрезать. Конечно, это сложнее, и обрезку придется проводить не один раз за сезон...

Если растения первой группы можно совместить на участке с обычными садовыми цветами – тюльпанами, нарциссами, гиацинтами, то вторые должны иметь только им отведенное место, где исключено вмешательство, пусть даже из самых добрых побуждений. К примеру, тюльпан лесной (Tulipa sylvestris) и близкий к нему вид тюльпан Биберштейна (T. Bibershteiniana) – некоторые исследователи считают их подвидами одного вида – не очень одобряют пересадку, хотя всю вторую половину лета их луковицы проводят в покое, «завернувшись» в золотистые чешуи без каких-либо вегетативных выростов. Но вот не цвел у нас этот тюльпан на следующий год после того, как такую покоящуюся луковицу переложили из одной грядки в другую!

Второе требование к участку – влажность. Вы заметили, что культурные растения на удивление засухоустойчивы? Особенно это заметно на примере комнатных растений. Культурные формы даже влаголюбивых видов переносят и временное отсутствие полива, и низкую влажность воздуха гораздо лучше, чем их дикие сородичи. Низкая влажность воздуха и большие суточные перепады влажности почвы – недостатки свободной, хорошо освещенной и прополотой грядки. В естественных условиях «дикари» растут в плотном окружении других растений (исключение составляют пустынные и скальные виды), и влажность воздуха и почвы вокруг них значительно выше, чем на открытом месте. Особенно чувствительны к пересыханию верхнего слоя почвы лесные теневыносливые виды – грушанка (Pyrola rotundifolia), печеночница (Hepatica nobilis), ландыш (Convallaria majalis), любка (Platanthera bifolia) и виды влажных полян, такие как купальница (Trollius europaea, T.asiatica). А видам болотным и прибрежным – калужнице (Caltha palustris), вахте (Menyanthes trifoliata), сусаку (Butomus umbellatus), белокрыльнику (Caltha palustris) – просто водоем подавай. Хоть бы и лужу. Модель лужи...

Теперь об освещенности. В условиях нашего климата света для растений почти никогда не бывает слишком много. Но на открытом освещенном участке вступают в действие другие факторы – тепло и ветер. Растению все равно не слишком светло, но уже слишком жарко и сухо. При достаточной влажности на полном солнечном свету могут расти такие лесные виды, как ландыши, копытень (Asarum europaeum), кислица (Oxalys acetozella). Но в условиях Подмосковья, например, такая влажность может быть достигнута только непрерывным опрыскиванием. Так что все-таки проще посадить эти растения в тенистом, защищенном от ветра уголке.

И, наконец, почва. Чем более светолюбиво и засухоустойчиво растение, тем на более бедной почве оно может расти. Такая закономерность совершенно естественна – на открытых пространствах, сухих и продуваемых ветром, процесс почвообразования идет менее активно, чем в тенистом влажном овраге. Это значит, что теневыносливые виды требуют очень питательной почвы, а светолюбивые могут примириться с бедной. Но от хорошей и они не откажутся!

Очень важным фактором является кислотность почвы. Большинство садовых растений «рассчитано» на рН 5,5–6,5. «Дикари» же могут предъявлять требования от 3,5–4,0 (такие, как голубика – Vaccinium uliginosum, кассандра – Chamaedaphne caliculata, андромеда – Andromeda polipholia) до 8–9 (донник – Melilotus sp., маки – Papaver sp., ветреница лесная –Anemone sylvestris, копеечник – Hedysarum sp., астрагал – Astragalus sp.). При «не той» кислотности растение не погибнет сразу, как от отсутствия света или полива, но год от года будет выглядеть все хуже, пока его окончательно не вытеснят конкуренты.

Очень важное качество почвы – способность пропускать воздух. Если почву под садовыми растениями можно несколько раз в сезон прорыхлить, то многие «дикари» не любят нарушения структуры поверхностного слоя. Значит, почва для них должна быть изначально более проницаема для воздуха, т.е. содержать в своем составе песок, торф или дресву – в зависимости от требований вида.

Итак, участок выбран, очищен и подготовлен к посадке. Мы не будем рассматривать случай срочной эвакуации растений из зоны их уничтожения и ограничимся описанием плановых посадок.

Семена

Семена большинства культурных растений не имеют периода покоя. Это значит, что, будучи посаженными во влажную почву, они через небольшое время – от нескольких часов до нескольких дней – начинают прорастать. Однако собирают их обычно летом и осенью, а сеют – следующей весной. Зимой же они хранятся в обычных комнатных условиях безо всякого вреда для своего «здоровья». Виды, для которых эти положения неверны, считаются очень капризными и сложными в культивировании. Семена же большинства диких растений средней полосы имеют две очень неприятные для нас особенности: во-первых, для прорастания они должны перезимовать под снегом. Hе на ветке – здесь они высохнут, и не в комнате – без промораживания не включится механизм прорастания (этот механизм исключает ошибочное прорастание семян во время краткосрочных осенних потеплений). Есть растения, семена которых не переносят даже высыхания, – они должны попасть в землю (влажную!) сразу после созревания. А есть виды, у которых эти весьма «приятные» для садовода признаки сочетаются! Поэтому семена дикорастущих видов средней полосы лучше высевать сразу после сбора (а если нет возможности сделать это сразу, транспортировать или хранить во влажной почве или песке в проветриваемой таре). Это касается, к примеру, семян большинства диких лилейных – рябчика (Fritillaria sp.), лилии (Lilium sp.), пролески (Scilla sp.). А вот семена сложноцветных, гвоздичных, злаков устойчивы к сухому хранению.

Луковицы, клубни, корневища

Вы решили не рисковать и не собирать «семена в мешке»? Конечно, при вегетативном размножении проще оценить жизнеспособность посадочного материала. Но и здесь есть свои хитрости. Если луковицы тюльпанов (в том числе и диких) в состоянии покоя в течение нескольких месяцев легко переносят хранение в комнатных условиях, то для пролески, галантусов, рябчиков срок сухого хранения ограничивается несколькими днями. Ведь в природе местообитания этих видов не пересыхают! Транспортировать и пересаживать подземные части растений следует в состоянии покоя, когда надземная часть (а у луковиц часто и корни) отмирает. Исключение составляют осеннецветущие виды безвременников (Colchicum sp.), цветение которых, приходящееся на начало осени, происходит после отмирания листьев. Цветки безвременников при пересадке удаляют.

Ждем результата

Лиственно-декоративных растений мало, как правило, от посаженных нами видов мы ждем цветения. Часто долго и напрасно. Но не спешите считать эксперимент по культивированию дикорастущих растений неудачным. Разумеется, однолетники – колокольчик раскидистый (Campanula patula), донники – зацветают в первый же год. Культурные формы многолетников, как правило, на первый год образуют розетку прикорневых листьев, и только на второй – зацветают. Дикие же многолетники несколько лет могут накапливать биомассу, прежде чем зацветут, особенно если условия им не совсем подходят (рекордсмены в этом отношении – растения семейства орхидных – у них период от семечка до цветка может растянуться на несколько десятков лет!). Наберитесь терпения: если растение год от года становится все крупнее, появляются новые зимующие почки – значит все в порядке. Если же надземная часть с каждым следующим сезоном уменьшается, следует выяснить, подходят ли условия, созданные вами, для данного вида.

Луковицы некоторых диких видов лилий и рябчиков, клубни и корневища орхидных могут по несколько лет вообще не образовывать надземного побега! Это не значит, что растение погибло. Но ему плохо, нужно срочно исправлять ошибки.

Особые условия

Нередко бывает так: вы обеспечили растению идеальные условия, очень похожие на те, в которых оно произрастает в природе. Но оно развивается плохо, а то и вовсе погибает. И повторные попытки посадить этот же вид ни к чему не приводят. А у знакомых на участке тот же вид, посаженный кое-как, не прополотый и не политый, цветет и хорошеет из года в год. Почему?

Самый известный в этом плане пример – орхидные. Им мало обеспечить питательную влажную почву, защиту от ветра и мягкую кружевную тень при достаточном количестве рассеянного света. Эти растения всю жизнь живут в симбиозе с почвенными грибами, которые оплетают их корни нитями грибницы (микориза). Грибы поставляют растению вещества, необходимые для роста, которые само растение выработать не может. Если при пересадке гриб погибает, то растение за счет запасов веществ в клубнях некоторое время еще влачит жалкое существование, но затем гибнет или надолго затаивается под землей (что для внешнего облика вашего сада одно и то же). При пересадке на участок, зараженный подходящим видом гриба, микориза может восстановиться. Но бывает и так, что вы создали, сами того не ведая, идеальные условия для гриба. В этом случае он бурно развивается и... убивает орхидею!

Менее известный (хотя куда более «распространенный») пример – облепиха. На ее корнях живут клубеньковые бактерии – внешне это выглядит как желтоватые округлые разрастания размером от нескольких миллиметров до 2–3 см, похожие на комочки глины. Если на участке, куда вы собираетесь посадить облепиху, бактерий нет (а обычно так и бывает, если здесь еще не росли нормально развитые растения облепихи), то как бы хорошо ни была развита корневая система саженца, он наверняка погибнет. Но если посадить растение с маленьким кусочком корня, на котором примостился «волшебный» клубенек (или даже просто кусок корня с клубеньком), – выживет!

Необходимость присутствия корневых симбионтов отличает очень многие виды растений. Но во многих случаях эти симбионты автоматически заносятся при пересадке. В других – просто широко распространены и наверняка присутствуют и на вашем участке. В этих случаях проблем поселения не возникает. Но бывает и иначе, особенно если вы пытаетесь посеять семена. Это одна из проблем, возникающих при попытке посева орешков сосны кедровой, или сибирской (Pinus sibirica).

 

Нас все больше, а нетронутых территорий все меньше. И даже хорошо организованная охрана способна лишь затормозить исчезновение с лица Земли все новых и новых видов растений и животных. Разведение в культуре, в том числе и в частных хозяйствах, дикорастущих растений – еще один шаг на пути к компромиссу между нашими хозяйственными потребностями и жизненными интересами других видов, живущих с нами на одной Земле.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru