Л.И. ШУСТОВА,
учитель биологии с.ш. № 1,
г. Ершов Сатаровской области
Ее величество Ботаника
(ботанический эрудицион для 6-х
классов)
Звучит мелодия И.Штрауса «Сказки
венского леса». Три команды, по 5 человек в каждой,
занимают свои места за «круглым столом». У каждой
команды «копилка знаний» – в нее складываются
заработанные баллы (карточки). По их числу после
окончания игры определяется команда-победитель.
Учитель. Почти полмиллиона трав,
кустарников, деревьев и споровых растений – вот
владения современной ботаники. Изучая их, мы
узнаем об удивительном мире природы. Каждое
растение, гриб, лишайник имеет свои особенности,
свои маленькие тайны: у одного плоды «стреляют»
семенами, у другого стебель настолько твердый,
что может оставить царапины даже на стали. В
природе есть растения с цветками-невидимками и с
семенами-пылинками. Все мы любуемся распусканием
листьев, красотой цветов.
Растительный мир огромен и в то же время очень
раним. Только при бережном отношении к природе
можно сохранить и приумножить ее богатства.
Готовясь к эрудициону, вы узнали много
интересного из жизни растений.
I. Растения в пословицах и поговорках
Пословицы и поговорки – это меткие,
образные народные изречения, обобщающие
различные явления природы, жизни. «Немудрено
дерево срубить – мудрено вырастить», «Один
человек оставляет в лесу след, сотня – тропу,
тысяча – пустыню», «Кто не сажал дерева, тому не
лежать в тени». А какие пословицы и поговорки о
растениях знаете вы, ребята?
Задание. Каждый из участников по
очереди называет пословицу – до тех пор, пока
ответы не иссякнут.
За каждую пословицу или поговорку – 1
балл.
II. «Научная лаборатория»
«Научная лаборатория» – так в широком
смысле можно назвать гербарий. Слово «гербарий»
было в обиходе в Европе уже в Средние века, но
обозначало оно книгу, посвященную растениям
(«травник»). В таких книгах были собраны рассказы
о «достоинствах» и «целебных силах» растений.
Изобретение первого гербария приписывают
профессору Луке Гини (1490–1556). Его гербарии и
записи не сохранились, но обнаружены гербарии
его учеников. Из сохранившихся гербариев
древнейший «Гербарий А» состоит из 355 наклеенных
растений. Итак, приглашаю вас в научную
лабораторию.
Задание. Каждому члену команды
дается гербарный экземпляр одного растения.
Нужно составить описание растения и кратко
рассказать о нем.
За каждое правильное описание – 1
балл.
III. «Конструкторское бюро»
Приглашаем к работе конструкторов,
способных создавать, творить...
Задание. С помощью цветной бумаги,
ножниц, фломастеров и карандашей сделать учебное
пособие – аппликацию цветка, клетки или
растения, грамотно изобразив, расположив и
указав отдельные части.
За хорошее пособие – 2 балла.
Пока команды работают, для
болельщиков – головоломка.
В таблице на доске зашифрована
пословица – сумейте ее прочитать. Первая буква –
начало фразы – выделена. Читать можно справа
налево, слева направо, сверху вниз и снизу вверх,
но не по диагонали.
Ответ. «Дерево погубить – в пять
минут, а вырастить его – годы пройдут».
Отгадавший болельщик добавляет в копилку
команды, за которую он болеет, 2 балла.
IV. Растения-символы
Многие растения еще с древности
считаются символами, олицетворяющими
долголетие, могущество, дружбу, любовь,
благородство... Изображение некоторых
растений-символов можно встретить и на
государственных флагах и гербах. А можете ли вы
угадать растения, услышав рассказ о связанных с
ними традициях?
Задание. Каждой команде – по 2
вопроса.
1. Это вечнозеленое дерево или
кустарник с жесткими ароматными листьями, растет
в Средиземноморье. Античный миф рассказывает о
прекрасной нимфе Дафне, которую ее отец, речной
бог Пеней, превратил в это дерево, спасая от
преследования полюбившего ее Аполлона. С тех пор
это дерево считалось Аполлоновым. Его высаживали
у храмов, венком из листьев этого дерева
награждали победителей в творческих состязаниях
– поэтов, музыкантов, художников. Ветвь этого
дерева изображена на гербах многих государств
как символ величия и славы.
(Лавр благородный.)
2. Один из христианских праздников
– вход Христа в Иерусалим – должен
сопровождаться церковным обрядом с ветвью
пальмы. На Руси пальмы не растут, и этому растению
нашли замену. Какую?
(Верба, Вход Христа в Иерусалим –
«Вербное воскресенье».)
3. В соцветиях этого растения уже
много веков пытаются найти счастье – если
найдешь цветок с 5-ю лепестками вместо 4, его надо
съесть. Трехлепестковые же цветки сулят
несчастье и беды.
(Сирень.)
4. Ветви и листья этого дерева
являются олицетворением силы, долголетия,
здоровья. Это дерево – одно из лесообразующих
пород Северного полушария.
(Дуб.)
5. Этот цветок, как культурное
растение, попал в Европу из мусульманских стран.
И название его происходит от названия
распространенного на Востоке головного убора.
(Тюльпан.)
6. На Руси это дерево почиталось как
музыкальное. Из его красивой древесины с
волнистым рисунком, обладающей высокими
резонансными качествами, делали гусли
«яровчатые». А в наше время из его древесины
делают жалейки для ансамблей народных
инструментов и высококачественные ракетки для
тенниса.
(Клен остролистный.)
За каждый правильный ответ – 1 балл.
V. Везде математика!
Вам, ребята, конечно, известна
благотворная роль, которую играют зеленые
растения в населенных пунктах и вокруг них. Это
очистка воздуха от пыли и углекислого газа,
обогащение воздуха кислородом, прохлада в жаркий
день... Давайте посчитаем.
Задание. Каждый член команды
получает одну задачу, записанную на карточке, и
решает ее.
1. Сколько кубометров воздуха
очистит от пыли лес площадью 40 га за 5 лет, если
известно, что 1 га лесного массива за год очищает
18 млн м3 воздуха?
(3600 млн м3.)
2. В жаркую летнюю погоду в
городском парке температура воздуха на 2,2 °С
ниже, чем на городской улице и на 1,5 °С выше, чем в
лесу. Определите температуру воздуха в лесу, если
на оживленной городской улице она составляет 31
°С.
(27,3 °С.)
3. В 1 м3 городского воздуха
содержится около 5000 микробов. Сколько микробов в
1 м3 лесного массива, если известно, что их
содержание в лесу ниже в 9 раз?
(555 или 556.)
4. Подсчитано, что над 50 км2
леса в воздухе находится около 50 т пыли, а над
такой же площадью безлесного пространства – в 11
раз больше. Сколько тонн пыли может находиться
над 100 км2 безлесного пространства?
(1100 т.)
5. Поверхность водоема зарастала
водными растениями и его приходилось регулярно
чистить. За 1 день растения увеличивали
покрываемую поверхность вдвое. Единожды
очищенный водоем – если его затем не чистить –
полностью покрылся бы растениями на 30-й день.
Чистку же производили, когда растения занимали
половину водоема. На какой день это происходило?
(На 29-й день.)
За правильное решение задачи – 1
балл.
VI. Загадки, загадки, загадки...
О каких растениях говорится в этих
загадках?
Задание. Каждый вопрос задается
одновременно всем участникам. Принимается
первый правильный ответ.
1. Одежкой сер, да телом бел.
(Рис.)
2. Хоть жжет его солнце,
Одет он в суконце,
А сукно золотистое,
Тонкое и чистое.
(Персик.)
3. Цветок – напрасный,
Плод – опасный,
А поле все засажено.
(Картофель.)
4. Хоть чином и не хан,
На голове – султан,
И с золотом кубышки
Запрятаны под мышки.
(Кукуруза.)
5. Выросла травка – к пище
приправка;
Ее пожитки – душистые нитки.
(Укроп.)
Ответивший первым зарабатывает для
команды 1 балл.
VII. Викторина
Задание. Вопросы задаются всем
участникам по кругу.
1. Какое голосеменное растение
называют «виноградом хвойных лесов»? (Можжевельник.)
2. С клетками какой ткани связана
способность растений к заживлению ран? (Образовательной.)
3. Что находится между корой и
древесиной? (Камбий.)
4. Как называются растения, у
которых на каждом экземпляре присутствуют
только мужские или только женские цветки? (Двудомные.)
5. Назовите виды корней. (Главный,
боковые, придаточные.)
6. Назовите типы корневых систем. (Стержневая,
мочковатая.)
7. Как называется место
прикрепления к стеблю листа и почки? (Узел.)
8. Как называется порядок
расположения листьев на побеге?
(Листорасположение.)
9. Какие вы знаете типы жилкования
листьев? (Сетчатое, параллельное, дуговое.)
10. Что такое корневище, луковица,
клубень? (Видоизмененные побеги.)
11. Что такое годичные кольца? (Прирост
древесины за год.)
12. Какие листья называются
сложными? (На черешке 3 и более листовых
пластинок.)
13. Какие ткани входят в состав
жилки листа? (Проводящая и механическая.)
14. Как называется околоцветник, в
составе которого можно выделить лепестки и
чашелистики? (Двойной.)
За правильный ответ – 1 балл.
VIII. Песни о растениях
Задание. Каждый из участников по
очереди называет песню, в которой упоминается то
или иное растение – до тех пор, пока ответы не
иссякнут.
За каждую названную песню – 1 балл.
|