А.А. ЛОСКУТОВА
Белоглинская средняя школа № 11,
Краснодарский край
Зачетный урок по теме «Рыбы»
Сколько интересного вы узнали о рыбах
на предыдущих уроках, из дополнительной
литературы! А сможете ли вы ответить на следующие
вопросы?
1. Почему трудно держать в руках
живую рыбу? (Снаружи чешуя покрыта слоем слизи,
которая выделяется кожными железами. Слизь
уменьшает трение тела рыбы о воду и служит
защитой от бактерий и плесеней.)
2. Почему даже в мутной воде рыба не
натыкается на препятствия? (У рыб есть особый
орган чувства – боковая линия.)
3. Почему не тонут акулы, хотя у них
нет плавательного пузыря? (Плавучесть тела
акулы достигается за счет накопления, в первую
очередь в печени, больших запасов жира. Поэтому у
некоторых видов акул масса печени достигает 25%
общей массы тела, тогда как у костных рыб – всего
лишь 1–8%.)
4. Почему некоторые виды рыб
выметывают очень много икринок? (Для них не
характерна забота о потомстве, они бросают икру
«на произвол судьбы» – большая часть икринок и
мальков поедается хищниками.)
5. Какая рыба в этой четверке лишняя
(см. рис.)? (Акула – представитель класса
Хрящевые рыбы.)
6. У кого длиннее пищеварительная
система: у щуки или толстолобика? (У
толстолобика; длина кишечника зависит от
характера пищи: у хищных рыб он значительно
короче, чем у растительноядных.)
7. Сколько кругов кровообращения у
рыб? (Один, кроме двоякодышащих – у них есть
легкие.)
8. Что это за отдел головного мозга
(на модели демонстрируется мозжечок), и почему у
рыб он отличается достаточно большими размерами?
(Мозжечок. Он управляет координацией движений и
равновесием животного, что особенно важно в
водной среде.)
9. Какие еще органы, кроме жабр,
могут принимать участие в дыхании у рыб? (Плавательный
пузырь, легкие (у двоякодышащих), кишечник, кожа
(если тело рыбы лишено чешуи), наджаберный
лабиринт.)
Дополнительные вопросы
1. Теперь вы можете находить
биологические ошибки в литературных
произведениях. Например, три автора, упоминая
одно и то же животное, допускают ошибки:
А.К. Толстой в былине «Садко»: «А здесь
на него любопытно глядит/Белуга, глазами
моргая...»
Саша Черный: «А милая супруга/Вздыхает,
как белуга».
К ним присоединяется и Борис Пастернак
в «Докторе Живаго»: «На вокзалах белугой ревели
паровозы...»
(Белуга – это рыба, и ей, конечно, не
свойственно моргание – у рыб нет век. Белуга не
«ревет» и не «вздыхает», этим отличается совсем
другое животное, белуха, млекопитающее, полярный
дельфин.)
2. Но и рыбы не все немы. Некоторые
из них могут издавать различные звуки. В этом им
часто помогает орган, который также может
служить и для усиления воспринимаемых звуков.
Что это за орган, какие еще функции он выполняет?
(Плавательный пузырь –
гидростатический аппарат, регулятор содержания
газов в крови, у ряда видов – дополнительный
орган дыхания.)
3. Приведите пример цепи питания, в
состав которой входят виды рыб, встречающиеся в
нашем районе.
(В приводимом примере должно
присутствовать по меньшей мере два вида рыб.)
|