С.В. ТЕЛЕШОВ,
МОУ СОШ № 12,
г. Нефтеюганск, Тюменская обл.
Первому учебному комплексу по
естествоведению в России – 100 лет
В этом году
исполнилось ровно 100 лет с выхода первого в
России учебно-методического комплекса по
естествознанию – книги для учителя и книги для
учащихся, автором которых был известный
петербургский методист Л.С. Севрук1.
Л.С. Севрук
«Начальный курс естествоведения»
(книга для учащихся) состоял из двух глав:
«Неживая природа» с отделами «Земля», «Воздух»,
«Вода» и «Живая природа» с отделами «Животные» и
«Растения». В книге 969 рисунков, в конце каждого
раздела – вопросы к учащимся. Фактически книга
представляла собой обычный добротный учебник по
курсу естественной истории. Таких учебников было
довольно много, они различались в основном тем,
что их авторы, рассказывая о неживой природе,
предлагали разную последовательность названных
выше отделов.
В построении своего руководства
Леонид Сафоньевич использовал план,
предложенный когда-то А.Я. Гердом (неживая
природа: земля, воздух, вода; живая природа:
растения, животные), и разработал его чрезвычайно
подробно и тщательно. Наиболее важной и удачно
выполненной частью учебника является глава
«Неживая природа», может быть, потому, что автор
преимущественно интересовался минералогией и
геологией.
Учебник имел большой успех и вышел
многими изданиями2. Вскоре стало
распространенным выражение «Преподавать по
Севруку».
Новацией было наличие вышедшей
одновременно с учебником «Методики…» – книги
для учащих о том, как вести занятия по начальному
курсу естествоведения (по ней учились
преподавать целые поколения учителей). Здесь
Л.С. Севрук вы-сказывает свои взгляды на
методику: «Преподавание – искусство. В нем не
может не отразиться личность преподавателя, а
потому методика, как один из личных опытов,
вообще не может носить вполне объективного
характера». Он приводит важные аргументы в
пользу необходимости начального курса
естествоведения: а) если в дальнейшем ученик не
продолжит свое образование и не пройдет никаких
систематических курсов естественных наук, то у
него хотя бы будет пройден начальный курс; б)
начальный курс – это пропедевтика к будущим
систематическим занятиям.
Л.С. Севрук пишет: «Систематический
курс естествоведения распадается на отделы,
посвященные различным областям явлений, таковы:
физика, химия, минералогия, ботаника, зоология,
астрономия, геология и др. На начальной
ступени не может быть места такому расчленению и
обособлению отдельных частей курса… Совершенно
естественным кажется предложить начинающему
такой курс, в котором нет никакого расчленения,
никакой системы, никакой последовательности.
Пред ним должна быть природа такою, какова она на
самом деле… не простое накопление фактов, а
прочное осмысление их составляет задачу
образования на всех его ступенях. Важно в
конечном результате не столько обладание
фактическими сведениями, сколько умение
управляться с ними, приводить их в связь,
устанавливать их взаимодействие».
Начальный курс, по мнению
Л.С. Севрука, – это «первая попытка призвать к
работе мысль детей… Дети незаметно для себя
поймут, что только сознательная работа является
живою, стройною и привлекательною. Они невольно
полюбят такую работу… Осененная мыслью любовь к
природе и к ее изучению явится ценным вкладом в
интеллект человека на всю его жизнь».
Л.С. Севрук советует обратить
внимание на следующие моменты в методике
обучения.
1. Преподавание должно быть
«демонстративным, наглядным, построенным на
непосредственном наблюдении и опыте», уроки
естествоведения без соответствующих
демонстраций не имеют никакого образовательного
значения.
2. Слово учителя должно быть образным.
3. «Давать термин раньше создания
образа или понятия нередко значит приклеивать
ярлык его к пустому месту».
4. Терминология составляет собой не
цель, а средство.
5. Во время урока призывать к делу не
только интеллектуальные силы детей, но и их
чувства.
Особую роль автор отводит наглядной
работе: «Из опытов и наблюдений дети сами делают выводы,
когда они создают образы по слову учителя и
проверяют их опытным путем, когда предсказывают
то или другое явление и видят перед собой опытную
проверку своего предсказания. За демонстрацией
или опытом следует вывод, за выводом – проверка
его путем опыта или наблюдения. …Следует научить
детей не только смотреть, но и видеть и
вдумываться в то, что видишь. ...Беспорядочное
блуждание мысли не должно иметь места…».
А как актуально звучат сегодня
следующие слова Л.С. Севрука: «Совместная работа
учителя с учениками, живая беседа с ними, участие
в производстве простейших опытов как в классе,
так и вне класса, наблюдения учителя над самим
собою (выделено мной. – С.Т.) вносят в дело
столько ценного для него материала, что нельзя не
рекомендовать учителю, в особенности
начинающему, ведение им самим непосредственно после
урока, хотя бы самых кратких записей…».
«Работа детей должна идти всецело на
уроке (выделено мной. – С.Т.), – пишет
Л.С. Севрук и делится своим практическим
опытом, – надо не описывать растение или
животное, а рассуждать о нем; не перечислять его
части, а понимать их взаимоотношение; не
рассматривать цвет, внешний вид и т.п., а
приводить их в тесную связь с условиями жизни.
Рисунок, так же как прибор и модель, постольку
ценен для дела, поскольку он отвечает на
поставленные вопросы. Вопросы же явятся сами
собою, если дан ход работе мысли».
Автор комплекса считает, что лучшая
проверка знаний и одновременно их за-крепление –
это краткое повторение усвоенных понятий,
фактов, мыслей. «Весьма полезно при повторении
делать некоторые дополнения, решать задачи,
построенные на усвоенном материале, и вообще
разнообразить работу».
А вот непривычный взгляд на роль
учебника: он является «суррогатом
опытно-демонстративной работы», поэтому лучше
ученикам иметь не учебник, а «репетиторий»,
который поможет освежить то, что происходило на
уроке (не заменяя при этом урока) – термины,
названия, какой-то материал для запоминания,
рисунки. У разных детей и «способность
схватывать и закреплять в памяти различные».
Ученик же, пропустивший уроки, восполняет
материал у товарищей или по книге для учителя(!).
Текст книги для учителя содержит
конкретные методические рекомендации по каждому
разделу. Фактически – это подробное поурочное
планирование, в котором учитель найдет и
описание опытов. В конце книги идет перечень
пособий, коллекций, приборов, инструментов,
посуды и материалов, необходимых для прохождения
курса.
Познакомимся теперь с автором этого
первого в России учебно-методического комплекса.
Леонид Сафоньевич родился 25 сентября
1867 г. в небольшом местечке Минской губернии.
Отец его был белорус, из старинного, впоследствии
обедневшего рода Курч-Сотва-Севруков, которые
вели свою родословную от потомков Гедемина. Мать
же Леонида Сафоньевича была чистокровной
полькой.
Вся его научно-педагогическая и
административная деятельность прошла в
Николаевском Сиротском институте, в который
Леонид Сафоньевич поступил в 1896 г. учителем
естествоведения и где работал в течение 20 лет до
самого своего выхода в отставку, пройдя
последовательно должности преподавателя,
помощника инспектора по учебной части и, наконец,
заведующего учебной частью.
Леонид Сафоньевич был автором и других
печатных работ3, в которых выступил весьма
компетентным критиком современной ему учебной
литературы.
В 1907 г. он принял живое участие в
организации Общества преподавателей
естествознания в Петербурге (при Соляном
городке), в котором был избран ученым секретарем,
а затем и товарищем председателя. Много сил и
энергии он отдал его развитию, особенно в первые
два года существования Общества (впоследствии
переименованного в Общество распространения
естественно-исторического образования). Тут ярко
проявились его трудолюбие, выдержка, терпеливая
и внимательная настойчивость и то мягкое
добродушие, которое привлекало к нему симпатии
людей.
Его спокойная доброта была памятна
всем, кто с ним соприкасался; она создала ему
большой круг друзей и почитателей. Эта доброта не
была следствием слабоволия и бесхарактерности.
Наоборот, Леонид Сафоньевич был человеком
сильного характера, даже не без некоторой доли
упрямства, и умел заставлять слушать себя. Во
всяком человеке он видел прежде всего хорошее и
умел будить это хорошее. Его отличала
поразительная выдержка в работе, какое-то
самоотверженное упрямое трудолюбие.
Скончался Леонид Сафоньевич 20 января
1918 г. и похоронен в Александро-Невской Лавре.
Гроб везли на кладбище на простых дровнях, и его
сопровождали лишь несколько человек близких
родственников. Найти его могилу сейчас мне не
удалось.
1 Л.С. Севрук Начальный
курс естествоведения. Книга для учащихся. – СПб.,
1902; Л.С. Севрук. Методика начального курса
естествоведения. Книга для учащих. – СПб., 1902.
2 За период с 1902 по 1910 г. было шесть
изданий.
3 Об учебниках по начальному курсу
неживой природы (Естествознание в школе. – 1913. –
Сб. № 3); Начальный курс зоологии в русской
учебной литературе (Естествознание в школе. –
1914.– Сб. № 4); К истории реставрации
естествоведения в русской средней школе
(Естествознание в школе. – 1914. – Сб. № 6).
|