|
|||||||
Примеры опорных схемУчитель химии. Командам разрешается взять в путешествие комплекты опорных схем. Итак, наше путешествие начинается. (Звучит музыка, открываются двери замка.) 1. Зал Черного магаУчитель биологии. Вы находитесь в главном зале заколдованного замка – зале Черного мага. Черный маг владеет всем замком и наводит ужас на окрестности. Он хитер и коварен, обладает обширными знаниями, особенно по истории. Его оружие – молнии. Одним ударом молнии он может превратить вас в любое животное. Вы должны доказать ему, что сами хорошо знаете историю. Сразиться с Черным Магом я приглашаю учащихся с черными карточками. (Выходят по 2 учащихся от каждой команды, занимают места за столами, звучит музыка). Хранитель зала Черного мага. Вам предлагается набор карточек, на которых записаны фамилии ученых, которые внесли весомый вклад в историю открытия кислорода. Расположите эти карточки в правильном порядке – и вы покинете мои владения невредимыми. В случае ошибки я превращу вас в какое-либо животное. Вам дается 2 мин. (Правильность выполнения проверяет Хранитель, он же раздает задания остальным членам команды. Оценивают ответы учащихся учителя химии и биологии.) Если команда допустила ошибки, на фигуру человека наклеиваются картонные уши, рога, копыта, хвост. 2. Галерея каменных статуйУчитель химии. На вашем пути следующее препятствие – Галерея каменных статуй. Они преследуют всех, кто появляется в Галерее, и стремятся сбить с пути. Из Галереи два выхода – истинный и ложный. Вы должны выполнить задание и найти верный выход. В случае неудачи вы должны будете ответить на дополнительные вопросы. К столу приглашаются учащиеся, имеющие желтые жетоны. (Звучит музыкальная запись № 2.) Хранитель Галереи каменных статуй. Вам предлагается два списка слов и цифр, имеющих отношение к нахождению кислорода в природе. Между ними необходимо установить соответствие. При правильном решении вы сможете прочитать китайскую пословицу, которая является кодом к шифру замка на двери выхода из Галереи. На выполнение задания вам дается 2 мин. (Звучит музыкальная запись № 2. Правильность выполнения задания проверяет Хранитель, предлагая учащимся прочитать получившуюся пословицу, остальные члены команды выполняют подобное задание индивидуально.) Если пословицы прочитаны верно, можно убрать одно из «излишеств» с фигуры человека, полученных на предыдущем этапе. 3. ЗазеркальеУчитель биологии. Друзья, вы оказались в Зазеркалье. Здесь обитают опасные существа – Липучки. Они возникают перед вами так же быстро, как отражение в зеркале. Сладкая сиропообразная масса Липучек охватывает входящего и сразу начинает переваривать его. Нейтрализовать Липучку можно! Чтобы узнать, как это сделать, послушайте Хранителя Зазеркалья. Приглашаются ребята, имеющие голубые жетоны. Хранитель Зазеркалья. Я буду называть вам физические характеристики кислорода, вы же должны назвать вещества, обладающие противоположными свойствами. При каждом неверном ответе к фигуре человека приклеивается Липучка. (Звучит музыкальная запись № 2, команды поочередно устно отвечают на вопросы.) 4. Каморка АлхимикаУчитель химии. Мы почти достигли середины пути, и сейчас перед вами четвертое препятствие – каморка Алхимика. Этот совершенно безобидный на вид старик пытается получить золото из человеческой крови. Поэтому всех гостей он пытается отравить. Сразиться с ним должны учащиеся с красными карточками. Хранитель каморки Алхимика. Всем гостям Алхимик подает три бокала. Угадаете, где вода – вам повезло. Вы знаете, что вода – это важнейшее соединение кислорода. Вам предстоит определить опытным путем, в какой из трех неподписанных пробирок с неизвестными растворами находится вода. В случае ошибки часть вашей крови заберет Алхимик! На это задание вам дается 3 мин. (Звучит музыкальная запись № 2.) Если команда допустила ошибки, она отдает Алхимику кровь (по 1 л за неверный ответ) и на фигуру человека наклеивается картонная бутылка, на которой пишется оставшееся (из 5 л) количество крови. Остальные участники команды индивидуально выполняют задания, записывая уравнения реакций. 5. Комната-АквариумУчитель биологии. Вот и пройдена половина пути. А сейчас – внимание! Вы в комнате-Аквариуме. Она наполнена водой, ее нужно переплыть, но есть опасность быть ужаленными Блембиями. Свирепость Блембиям придает наличие инородного сгустка, удалите его, и Блембия станет кроткой, как ягненок. Что это за инородный сгусток, расскажет Хранитель Аквариума. А в соперничество с ним вступят ребята с оранжевыми жетонами. Хранитель Аквариума. На предложенной карточке, в каждой строчке имеется одно лишнее слово. Найдите его и вычеркните. Свой выбор поясните. На выполнение задания вам дается 2 мин. (Звучит музыкальная запись № 2.) Хранитель проверяет правильность выполнения задания, выслушивает пояснения. За неверный ответ к человеческой фигуре прикалывается английская булавка с оранжевым хвостиком: сколько ошибок – столько булавок. 6. ГильотинаУчитель химии. Осталось преодолеть 3 последних препятствия. Но именно они самые коварные. Сейчас вы находитесь в одном из самых старых помещений замка – в зале с Гильотиной. Хранитель зала – Палач. Гильотина – это автоматическая ударная установка, удары наносятся через каждые 10 с и оставляют несмываемые отпечатки. Хранитель Гильотины очень любит задавать вопросы, и только правильный ответ может задержать удар. Приглашаются учащиеся с фиолетовыми жетонами. Палач. Отвечайте на мои вопросы только «да» или «нет». Не задерживайте ответ более чем на 2 секунды. (Читает 20 вопросов по химии и биологии для каждой команды по очереди. Учащиеся отвечают устно, за каждый неверный ответ – отпечаток фиолетового цвета на человеческую фигуру. Остальные участники команд получают задания-тесты. Звучит музыкальная запись № 2.) 7. Тронный залУчитель биологии. Перед нашими смелыми путешественниками предпоследняя комната замка. Это Тронный зал – владения Королевы Криолиты (Королевы Холода). Это очень романтическая и переменчивая натура, всегда действует в зависимости от настроения: может заморозить на четверть, может – наполовину, а может и до макушки. Единственная защита от ее чар – лесть, от нее Королева тает. Чем больше заданий королевы вы выполните, тем больше ей польстите. В поединок с ней вступают учащиеся с белами жетонами. Криолита. Вам предлагаются отрывки из различных литературных произведений. Вы должны отметить в них как можно больше мест, связанных с кислородом, его свойствами, соединениями, применением, значением для живых организмов. Свой выбор вы должны объяснить. Вам дается 3 мин. (Задание выполняется письменно, ответ заслушивается устно. Команды по очереди зачитывают выделенное место.) За каждую допущенную ошибку на фигуру-символ навешивается сосулька. 8. Владения ОйкоминыУчитель химии. И вот, наконец, последнее препятствие перед выходом из замка. Это место правления Принцессы Ойкомины. Она невероятно честолюбива, педантична, очень любит порядок, чтит Законы Природы и поэтому задерживает всех, кто хоть в чем-то оказывается непоследовательным или незаконопослушным. Приглашаются ребята с зелеными жетонами. (Звучит музыкальная запись № 2.) Ойкомина. На предложенных вам карточках написаны слова, которые вы должны сложить в логическую цепочку. Каждый свой шаг вы должны объяснить и доказать мне, что вы правы и умеете следовать Законам Природы. На выполнение этого задания вам дается 2 мин. (Задание выполняется письменно, пояснения даются устно, правильность выполнения проверяет Ойкомина, она же после пояснений представителей команд собирает индивидуальные работы членов обеих команд.) ЛабиринтУчитель биологии. Итак, друзья, вы смогли выбраться из заколдованного замка, преодолели все препятствия. Все ваши победы и неудачи – налицо (указывает на символы команд – фигуры человека)! До рассвета осталось лишь несколько минут, нам надо успеть покинуть не только заколдованный замок, но и заколдованную страну. Путь к выходу лежит через лабиринт, который вы должны преодолеть все вместе, командой. Итак, вперед! Об окончании работы вы догадаетесь сами! (Выход из лабиринта: 1, 7, 12, 13, 8, 9, 5, 10, 14, 19, 18, 23, 24, 20, 25.) Крик петуха – сигнал к окончанию игры. Подведение итогов, награжденияУчитель химии. Наша игра, посвященная Вездесущему и Всемогущему Кислороду закончена. Обе команды проявили волю к победе и показали хорошие знания по химии, биологии, географии, физике. Команда победетелей награждается подарочным набором пирожных «Воздушные замки» и фруктово-оксидным коктейлем (газированная вода), вторая команда награждается пирожными. Участникам игры на память о путешествии по волшебной стране и заколдованному замку остается путеводитель – комплект опорных схем. Учитель биологии. Нам остается поблагодарить учащихся 10-х классов (представляет их по именам) за помощь в подготовке и проведении нашей игры. Хотелось бы закончить наш необычный урок словами великого английского ученого Майкла Фарадея, который исследовал явления, связанные с горением: «...Я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, т.е. могли быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняя свой долг перед человечеством». ПриложенияКомната № 1. Зал Черного мага Комплект разрезных карточек Комната № 2. Галерея каменных статуй Нахождение кислорода в природе Комната № 3. Зазеркалье Лабиринт Комната №6. Гильотина
|