Я ИДУ НА УРОК

Е.А. ИСТОМИНА,
учитель химии
Е.И. ТОЛМАЧЕВА,
учитель биологии
средняя общеобразовательная школа № 17,
г. Челябинск

Пока не пропоет петух

Игра-триллер (8-й класс)

Интегрированный урок-обобщение по биологии и химии проводится после изучения темы «Кислород всемогущий и вездесущий».

Цели урока: углубление, обобщение и систематизация знаний учащихся о свойствах кислорода, его роли в природе и жизни людей; развитие умений анализировать проблемную ситуацию, делать обобщения; развитие навыков устной монологической речи, работы с опорными схемами; установление межпредметных связей; воспитание прогрессивных взглядов на роль естественных наук в сохранении природы и бережного отношения ко всему живому на Земле.

Материалы и оборудование: карточки-задания для команд (по две на каждый этап), карточки-задания с ответами для хранителей замка, две картонные фигуры человека и штрафные элементы (вырезанные из картона части тела животных, «липучки» и т.д.), головные уборы и накидки для хранителей замка (соответствующих цветов), «маршрутные листы» команд, опорные схемы (таблицы), два комплекта опорных схем для команд, два набора пробирок с растворами веществ (1-й вариант: NaOH, Н2О, НСl; 2-й вариант: Н2SO, КОН, Н2О) и все необходимое для их определения, призы, карточки-задания для участников команд, ворота замка, цветные мелки; музыкальные записи №1 и №2 (например, из к/ф «Секретные материалы» и к/ф «Твин Пикс»).

Оформление доски: рисунок ворот замка, за которыми находится схема маршрута команд по помещениям замка с названиями помещений.

Подготовка к уроку

Учащиеся двух 8-х классов образуют две команды по 16 человек. Команды рассаживаются напротив друг друга. Слева от доски – хранители замка (10-й класс), справа от доски – магнитофон. В центре – два стола и по два стула около них, за хранителями замка – кафедра для учителей химии и биологии.

Вступительное слово учителя биологии. Мы рады приветствовать вас на уроке: «Кислород – вездесущий и всемогущий». (Объявляет цели урока.) Название урока выбрано не случайно – без этого газа не может существовать большинство современных форм жизни.

Из атомов мир создавала Природа.
Два атома легких взяла водорода.
Прибавила атом один кислорода.
И получилась частица воды,
Море воды, океаны и льды...

Стал кислород чуть не всюду начинкой –
С кремнием он обернулся песчинкой,
В воздух попал кислород, как ни странно,
Из голубой глубины океана.

И на Земле появились растенья,
Жизнь появилась: дыханье – горенье...
Первые птицы и первые звери,
Первые люди, что жили в пещере

Огонь добывали при помощи трения,
Хоть и не знали причины горения...
Роль кислорода на нашей Земле
Понял великий Лавуазье...

Наш урок проводится в форме необычной игры. Вы, конечно, знаете, что во всех сказках и страшных историях утренний крик петуха разгоняет нечистую силу и символизирует победу добра над злом, знания над незнанием. Поэтому девизом нашего урока будут слова замечательного русского литературного критика В.Г. Белинского: «Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх».

Вступительное слово учителя химии. В нашей игре участвуют две команды: «Искра» и «Легкие». Вы отправляетесь в путешествие по заколдованному замку. Маршрут указан на схеме, каждая команда получает «маршрутный лист». Суть игры в следующем: вам необходимо до рассвета, пока не пропоет петух, преодолеть 9 препятствий в заколдованном замке. Каждое препятствие – это одна из комнат замка с живущими в ней заколдованными ужасными существами и главным хранителем комнаты (показывает на хранителей замка).

Образом каждой команды будет служить фигура человека, а ее внешний вид будет отражать все ваши победы и неудачи. В заколдованную комнату могут войти только два человека от каждой команды. Давайте проведем жеребьевку и определим пары (каждый участник вытягивает из черного ящика жетон определенного цвета, соответствующего цвету головного убора и накидки хранителя). Пока пары, определенные жеребьевкой, будут выполнять командное задание, остальные члены команды будут работать индивидуально, что позволит им получить дополнительные оценки по химии и биологии. Индивидуальные задания будут примерно такими же, как и командные.

Учитель биологии. Участники игры помогут нам вспомнить сведения о кислороде, полученные при изучении химии, биологии, географии и физики. Эти сведения потребуются, чтобы преодолеть все трудности путешествия.

Экспресс-повторение с использованием опорных схем

Выступления учащихся по следующим опорным схемам.

1. История открытия кислорода.
2. Нахождение кислорода в природе, его физические свойства.
3. Химические свойства кислорода, способы его получения.
4. Биологическое значение кислорода.
5. Применение кислорода.
6. Экологическое значение.

Пример опорной схемы

Пример опорной схемы

Примеры опорных схем

Учитель химии. Командам разрешается взять в путешествие комплекты опорных схем. Итак, наше путешествие начинается. (Звучит музыка, открываются двери замка.)

1. Зал Черного мага

Учитель биологии. Вы находитесь в главном зале заколдованного замка – зале Черного мага. Черный маг владеет всем замком и наводит ужас на окрестности. Он хитер и коварен, обладает обширными знаниями, особенно по истории. Его оружие – молнии. Одним ударом молнии он может превратить вас в любое животное. Вы должны доказать ему, что сами хорошо знаете историю. Сразиться с Черным Магом я приглашаю учащихся с черными карточками. (Выходят по 2 учащихся от каждой команды, занимают места за столами, звучит музыка).

Хранитель зала Черного мага. Вам предлагается набор карточек, на которых записаны фамилии ученых, которые внесли весомый вклад в историю открытия кислорода. Расположите эти карточки в правильном порядке – и вы покинете мои владения невредимыми. В случае ошибки я превращу вас в какое-либо животное. Вам дается 2 мин. (Правильность выполнения проверяет Хранитель, он же раздает задания остальным членам команды. Оценивают ответы учащихся учителя химии и биологии.)

Если команда допустила ошибки, на фигуру человека наклеиваются картонные уши, рога, копыта, хвост.

2. Галерея каменных статуй

Учитель химии. На вашем пути следующее препятствие – Галерея каменных статуй. Они преследуют всех, кто появляется в Галерее, и стремятся сбить с пути. Из Галереи два выхода – истинный и ложный. Вы должны выполнить задание и найти верный выход. В случае неудачи вы должны будете ответить на дополнительные вопросы. К столу приглашаются учащиеся, имеющие желтые жетоны. (Звучит музыкальная запись № 2.)

Хранитель Галереи каменных статуй. Вам предлагается два списка слов и цифр, имеющих отношение к нахождению кислорода в природе. Между ними необходимо установить соответствие. При правильном решении вы сможете прочитать китайскую пословицу, которая является кодом к шифру замка на двери выхода из Галереи. На выполнение задания вам дается 2 мин. (Звучит музыкальная запись № 2. Правильность выполнения задания проверяет Хранитель, предлагая учащимся прочитать получившуюся пословицу, остальные члены команды выполняют подобное задание индивидуально.)

Если пословицы прочитаны верно, можно убрать одно из «излишеств» с фигуры человека, полученных на предыдущем этапе.

3. Зазеркалье

Учитель биологии. Друзья, вы оказались в Зазеркалье. Здесь обитают опасные существа – Липучки. Они возникают перед вами так же быстро, как отражение в зеркале. Сладкая сиропообразная масса Липучек охватывает входящего и сразу начинает переваривать его. Нейтрализовать Липучку можно! Чтобы узнать, как это сделать, послушайте Хранителя Зазеркалья. Приглашаются ребята, имеющие голубые жетоны.

Хранитель Зазеркалья. Я буду называть вам физические характеристики кислорода, вы же должны назвать вещества, обладающие противоположными свойствами. При каждом неверном ответе к фигуре человека приклеивается Липучка. (Звучит музыкальная запись № 2, команды поочередно устно отвечают на вопросы.)

4. Каморка Алхимика

Учитель химии. Мы почти достигли середины пути, и сейчас перед вами четвертое препятствие – каморка Алхимика. Этот совершенно безобидный на вид старик пытается получить золото из человеческой крови. Поэтому всех гостей он пытается отравить. Сразиться с ним должны учащиеся с красными карточками.

Хранитель каморки Алхимика. Всем гостям Алхимик подает три бокала. Угадаете, где вода – вам повезло. Вы знаете, что вода – это важнейшее соединение кислорода. Вам предстоит определить опытным путем, в какой из трех неподписанных пробирок с неизвестными растворами находится вода. В случае ошибки часть вашей крови заберет Алхимик! На это задание вам дается 3 мин. (Звучит музыкальная запись № 2.)

Если команда допустила ошибки, она отдает Алхимику кровь (по 1 л за неверный ответ) и на фигуру человека наклеивается картонная бутылка, на которой пишется оставшееся (из 5 л) количество крови. Остальные участники команды индивидуально выполняют задания, записывая уравнения реакций.

5. Комната-Аквариум

Учитель биологии. Вот и пройдена половина пути. А сейчас – внимание! Вы в комнате-Аквариуме. Она наполнена водой, ее нужно переплыть, но есть опасность быть ужаленными Блембиями. Свирепость Блембиям придает наличие инородного сгустка, удалите его, и Блембия станет кроткой, как ягненок. Что это за инородный сгусток, расскажет Хранитель Аквариума. А в соперничество с ним вступят ребята с оранжевыми жетонами.

Хранитель Аквариума. На предложенной карточке, в каждой строчке имеется одно лишнее слово. Найдите его и вычеркните. Свой выбор поясните. На выполнение задания вам дается 2 мин. (Звучит музыкальная запись № 2.)

Хранитель проверяет правильность выполнения задания, выслушивает пояснения. За неверный ответ к человеческой фигуре прикалывается английская булавка с оранжевым хвостиком: сколько ошибок – столько булавок.

6. Гильотина

Учитель химии. Осталось преодолеть 3 последних препятствия. Но именно они самые коварные. Сейчас вы находитесь в одном из самых старых помещений замка – в зале с Гильотиной. Хранитель зала – Палач. Гильотина – это автоматическая ударная установка, удары наносятся через каждые 10 с и оставляют несмываемые отпечатки. Хранитель Гильотины очень любит задавать вопросы, и только правильный ответ может задержать удар. Приглашаются учащиеся с фиолетовыми жетонами.

Палач. Отвечайте на мои вопросы только «да» или «нет». Не задерживайте ответ более чем на 2 секунды. (Читает 20 вопросов по химии и биологии для каждой команды по очереди. Учащиеся отвечают устно, за каждый неверный ответ – отпечаток фиолетового цвета на человеческую фигуру. Остальные участники команд получают задания-тесты. Звучит музыкальная запись № 2.)

7. Тронный зал

Учитель биологии. Перед нашими смелыми путешественниками предпоследняя комната замка. Это Тронный зал – владения Королевы Криолиты (Королевы Холода). Это очень романтическая и переменчивая натура, всегда действует в зависимости от настроения: может заморозить на четверть, может – наполовину, а может и до макушки. Единственная защита от ее чар – лесть, от нее Королева тает. Чем больше заданий королевы вы выполните, тем больше ей польстите. В поединок с ней вступают учащиеся с белами жетонами.

Криолита. Вам предлагаются отрывки из различных литературных произведений. Вы должны отметить в них как можно больше мест, связанных с кислородом, его свойствами, соединениями, применением, значением для живых организмов. Свой выбор вы должны объяснить. Вам дается 3 мин. (Задание выполняется письменно, ответ заслушивается устно. Команды по очереди зачитывают выделенное место.) За каждую допущенную ошибку на фигуру-символ навешивается сосулька.

8. Владения Ойкомины

Учитель химии. И вот, наконец, последнее препятствие перед выходом из замка. Это место правления Принцессы Ойкомины. Она невероятно честолюбива, педантична, очень любит порядок, чтит Законы Природы и поэтому задерживает всех, кто хоть в чем-то оказывается непоследовательным или незаконопослушным. Приглашаются ребята с зелеными жетонами. (Звучит музыкальная запись № 2.)

Ойкомина. На предложенных вам карточках написаны слова, которые вы должны сложить в логическую цепочку. Каждый свой шаг вы должны объяснить и доказать мне, что вы правы и умеете следовать Законам Природы. На выполнение этого задания вам дается 2 мин. (Задание выполняется письменно, пояснения даются устно, правильность выполнения проверяет Ойкомина, она же после пояснений представителей команд собирает индивидуальные работы членов обеих команд.)

Лабиринт

Учитель биологии. Итак, друзья, вы смогли выбраться из заколдованного замка, преодолели все препятствия. Все ваши победы и неудачи – налицо (указывает на символы команд – фигуры человека)! До рассвета осталось лишь несколько минут, нам надо успеть покинуть не только заколдованный замок, но и заколдованную страну. Путь к выходу лежит через лабиринт, который вы должны преодолеть все вместе, командой. Итак, вперед! Об окончании работы вы догадаетесь сами! (Выход из лабиринта: 1, 7, 12, 13, 8, 9, 5, 10, 14, 19, 18, 23, 24, 20, 25.) Крик петуха – сигнал к окончанию игры.

Подведение итогов, награждения

Учитель химии. Наша игра, посвященная Вездесущему и Всемогущему Кислороду закончена. Обе команды проявили волю к победе и показали хорошие знания по химии, биологии, географии, физике. Команда победетелей награждается подарочным набором пирожных «Воздушные замки» и фруктово-оксидным коктейлем (газированная вода), вторая команда награждается пирожными. Участникам игры на память о путешествии по волшебной стране и заколдованному замку остается путеводитель – комплект опорных схем.

Учитель биологии. Нам остается поблагодарить учащихся 10-х классов (представляет их по именам) за помощь в подготовке и проведении нашей игры. Хотелось бы закончить наш необычный урок словами великого английского ученого Майкла Фарадея, который исследовал явления, связанные с горением: «...Я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, т.е. могли быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняя свой долг перед человечеством».

Приложения

Комната № 1. Зал Черного мага

Комплект разрезных карточек

Комната № 2. Галерея каменных статуй

Нахождение кислорода в природе

Комната № 3. Зазеркалье

Лабиринт

Комната №6. Гильотина

Команда № 1

1. Уменьшение площади лесов нарушает равновесие кислорода и углекислого газа в атмосфере. (Да.)
2. Бинарные соединения с кислородом называют оксидами. (Да.)
3. Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге. (Да.)
4. Горение – это реакция окисления, которая происходит с выделением тепла и света. (Да.)
5. Дыхательный центр раздражается кровью с повышенным содержанием кислорода. (Нет.)
6. Кислород в больших количествах получают из воздуха. (Да.)
7. Органы дыхания насекомых называются трахеями. (Да.)
8. В лаборатории кислород получают путем разложения перманганата калия. (Да.)
9. Рыбы дышат растворенным в воде кислородом. (Да.)
10. Кислород хранят в стальных баллонах красного цвета. (Нет.)
11. Прав ли был Лавуазье утверждая, что «жизнь это горение»? (Да.)
12. Катализатор – это вещество, которое быстро расходуется в химической реакции. (Нет.)
13. Земноводные дышат только кожей. (Нет.)
14. Для дыхания необходим чистый кислород. (Нет.)
15. У растений при дыхании поглощается СО2, а выделяется О2. (Нет.)
16. Реакции с кислородом обычно экзотермические. (Да.)
17. Образованием атмосферы земли мы обязаны синезеленым водорослям и зеленым растениям. (Да.)
18. Кислород в лабораториях собирают путем вытеснения воздуха. (Да.)
19. Наличие кислорода в газовой смеси определяют по помутнению «известковой воды». (Нет.)
20. Кислород применяют при сварке и резке металлов. (Да.)

 

Команда № 2

1. Амфибии дышат легкими и жабрами. (Нет.)
2. Кислород входит в состав кислот, оснований и солей. (Да.)
3. Соединение кислорода с гемоглобином называется оксигемоглобин. (Да.)
4. Медленное окисление – это реакция окисления, которая происходит с выделением тепла и света. (Нет.)
5. Фотосинтез – это процесс противоположный дыханию у растительных организмов. (Да.)
6. Кислород в больших количествах получают из воды. (Нет.)
7. Амфибии – это первые сухопутные позвоночные животные, получившие возможность дышать атмосферным кислородом. (Да.)
8. Кислород хранят в баллонах под большим давлением. (Да.)
9. По большому кругу кровообращения птиц течет смешанная кровь. (Нет.)
10. В лаборатории кислород получают разложением пероксида водорода. (Да.)
11. Кровь, несущая кислород, называется венозной. (Нет.)
12. Для ускорения химических реакций используют катализаторы. (Да.)
13. Зеленые растения поглощают кислород только на свету. (Нет.)
14. Для того чтобы началась реакция горения, необходимо достигнуть температуры воспламенения. (Да.)
15. На интенсивность фотосинтеза влияет содержание СО2 в воздухе. (Да.)
16. Эндотермические реакции – это реакции, идущие с выделением тепла. (Нет.)
17. Взаимодействие окислов серы и паров воды воздуха приводит к выпадению кислотных дождей. (Да.)
18. Большая часть кислорода расходуется на технологический процесс окисления. (Да.)
19. «Парниковый эффект» связан с повышением концентрации СО2 в воздухе. (Да.)
20. В лабораториях кислород собирают путем вытеснения воды. (Да.)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru