ИСТОРИЯ НАУКИ

КРАСИЛЬНИКОВ В. А.,
учитель биологии, Основная общеобразовательная школа,
г. Мариинский Посад, Чувашская Республика.

Продолжение. См. No 29, 30, 31, 32, 35, 36, 37, 38, 39, 40/2002

Знаменательные даты микробиологии в 2002 году

•

45 лет назад – в 1957 г. – А.Б. Сейбин получил в США оральную противополиомиелитную вакцину.

•

45 лет назад – в 1957 г. – немецкий дерматолог Эрих Гофман (Hoffman E., 1858–1959) разработал ускоренный метод диагностики сифилиса. Он же открыл (1905 г.) возбудителя этой болезни – бледную спирохету.

•

45 лет назад – в 1957 г. – группа московских ученых под руководством академика Льва Александровича Зильбера (1894–1966) показала (1966–1967), что вирус куриной саркомы Рауса (вид рака) может вызывать опухоли у крыс и кроликов, если его вводить новорожденным животным. Был открыт факт широкого спектра межвидовой заразности вируса Рауса. Позже выяснилось, что он вызывает раковые опухоли и у других животных (мышей, морских свинок, хомяков, собак, обезьян, черепах, змей, ящериц). В 1967 г. открытие Л.Зильбера и Г.Свет-Молдавского было отмечено Государственной премией.

•

45 лет назад – в 1957 г. – американский вирусолог Кристофер Эндрюс (Andrews K.) сформулировал гипотезу, согласно которой вирусы, поражающие животных и человека, произошли от симбионтов насекомых. Им же был открыт вирус гриппа (1933 г.).

Схема строения отдельной клетки микоплазмы

40 лет назад – в 1962 г. – было доказано, что Mycoplasma pneumoniae (порядок Mycoplasmataceae) – не вирусы, а особая группа микроорганизмов – микоплазмы. Этот возбудитель острых респираторных заболеваний и пневмоний впервые был выделен микробиологом Итоном в 1944 г. и длительное время рассматривался как вирус.

Образование различных форм клеток микоплазм:

а – основная форма клетки; б – д – стадии образования различных клеток

40 лет назад – в 1962 г. – микробиолог Х.Рис (Ris H.) доказал присутствие ДНК в хлоропластах нескольких одноклеточных вольвоксовых водорослей (Chlamydomonas) и предположил, что их пластиды представляют собой синезеленые водоросли (цианобактерии), ставшие эндосимбионтами. Хлоропласты способны к репликации путем деления. По современным представлениям хлоропласты возникли в результате симбиогенеза цианобактерий с древними ядерными гетеротрофными водорослями или простейшими, т.е. современная эукариотная клетка рассматривается как симбиотический организм.

•

40 лет назад – в 1962 г. – Дж.Хопвуд и Г.Сермонти разработали методы генетического анализа рекомбинантов у актиномицентов.

•

40 лет назад – в 1962 г. – американский микробиолог Джон Эндерс (Enders J.) предложил эффективную противокоревую вакцину.

•

35 лет назад – в 1967 г. – в Южной Африке в горных пластах верхнего докембрия нашли отпечатки округлых микроорганизмов, живших 3,4 млрд лет назад. Через 10 лет в Гренландии палеонтологи (француз Г.Йешке-Бойер и немец Г.Пфлюге) найдут ископаемые микроорганизмы, чей возраст определен почти в 4 млрд лет.

•

35 лет назад – в 1967 г. – в США основан реферативный журнал, дающий краткие обзоры (рефераты) всех статей и книг в области вирусологии – Virology Abstracts (Bethesda, USA). За год до этого вышел (1966) реферативный микробиологический журнал Microbyology Abstracts (Bethesda, USA). Еще раньше (1959) начал издаваться советский «РЖ. Биология. Вирусология, микробиология, паразитология и иммунология» (Москва), который затем разделится на несколько тематических выпусков: «Вирусология» (1974), «Микробиология общая» (1984); «Микробиология прикладная» (1984) и т.д.

•

35 лет назад – в 1967 г. – на XX сессии ВОЗ принята программа глобальной борьбы с оспой для полной ее ликвидации. Началась всемирная кампания борьбы с оспой, которой тогда болело не менее 2,5 млн человек. За время этой противооспенной эпопеи было вакцинировано более 500 млн человек во всем мире.

•

35 лет назад – в 1967 г. – в СССР основано Всесоюзное общество протозоологов, объединившее в своих рядах всех ученых (свыше 800 человек), изучающих одноклеточных простейших.

•

30 лет назад – в 1972 г. – микробиологом В.И. Дудой обнаружены анаэробные неспорообразующие бактерии (хищные нитчатые виды из порядка Cyclobacteriales), формирующие сложноорганизованные колонии, состоящие из клеток, упорядоченных во взаимно переплетенные нити. Они растут на частичках почвы, на минералах и даже на стекле.

•

30 лет назад – в 1972 г. – возник новый вариант вируса гриппа «Виктория-Англия», являющийся потомком знаменитого вируса «Гонконг» 1968 года.

•

30 лет назад – в 1972 г. – Берг и Браун сконструировали микроскоп, автоматически следящий за движением отдельных бактерий.

Окончание следует