Я ИДУ НА УРОК
 

Интегрированные уроки в Палеонтологическом музее им. Ю.А. Орлова ПИН РАН

в рамках проекта «Изучаем экологические кризисы»

М.В. ДиденкоПроблема развития знаний по теме «Эволюция биосферы» является особенно актуальной для формирования экологического мышления и сознания человека XXI в., перед которым стоят проблемы грамотного взаимодействия с природной и социоприродной средой. Экологическое образование необходимо рассматривать как составную часть нравственной системы ценностей личности, только при этом условии оно будет эффективным и обеспечит формирование практических умений и навыков.

М.В. Диденко

Среди форм организации учебной деятельности, наряду с традиционными – уроком, лекцией, семинаром, практикумом, – все более важную роль занимают ролевые игры, тематические экскурсии, творческие и научно-исследовательские детские работы и проекты и, безусловно, интегрированные уроки. Новые системы педагогических технологий, разрабатываемые с 1994 г. в Палеонтологическом музее ПИН РАН, ориентированы на развитие у школьников таких масштабных понятий, как время, развитие, пространство и прогноз, затрагивают систему субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений человека и окружающей среды.

При разработке и проведении таких уроков используются методы и приемы, отражающие методологию целостного подхода к деятельности учащихся. Особое внимание уделяется различиям таких понятий, как катастрофа и кризис, эволюция и развитие, которые в базовом образовании часто трактуются как синонимы и изучаются в школе поверхностно, на уровне эмпирических представлений.

Особенности проведения уроков по теме «Эволюция биосферы» на базе Палеонтологического музея заключаются в первую очередь в использовании экскурсионно-педагогического метода, более полной реализации иллюстративности и вовлечении эмоционально-волевой сферы ребенка. Важно, чтобы учащиеся, анализируя палеонтологические данные, не только всесторонне и глубоко усвоили тему, но и научились прогнозировать развитие сообществ под влиянием антропогенных факторов.

На этапе подготовки к проведению интегрированного урока учащиеся получают задания подготовиться к кратким выступлениям, дополняющим рассказ учителя по ходу маршрута. В маршрут урока включены экспозиции всех залов, поэтому школьники должны быть заранее ознакомлены с основными эрами и периодами. Им предлагается поискать ответы на философские, научные, эстетические вопросы: в чем заключается разница между развитием и эволюцией, кризисом и катастрофой; что следовало за великими вымираниями и почему вымирали наиболее приспособленные группы; что являлось предвестником экологического кризиса и как решались проблемы выхода из него; каково современное состояние литосферы, атмосферы и биосферы в целом? Учащиеся могут подобрать стихи и цитаты, говорящие об ответственности человечества за состояние окружающей среды. В Кайнозойском зале зачитываются и обсуждаются прогностические модели по отдельным современным экосистемам, предложенные учащимися. Впоследствии учащиеся оформляют и дополняют свои работы и получают за них оценки.

В залах Палеонтологического музея им. Ю.А. Орлова проводились интегрированные уроки для школьников всех возрастных групп. Такие занятия разрабатывались и проводились методистом музея совместно с преподавателями школ. Среди уроков, проведенных учителями, особо хочется отметить урок учителя биологии и географии школы № 1963 Москвы А.Ф. Давыдова, получивший высокую оценку. Он был проведен как открытый урок для преподавателей ЮЗАО г. Москвы, а затем как открытый городской урок для преподавателей из других округов Москвы.

Как методисту Палеонтологического института и музея мне хочется пригласить к сотрудничеству и других учителей, прежде всего естествознания, экологии, биологии и географии. Мы всегда окажем вам необходимую методическую помощь и будем рады видеть вас и ваших воспитанников в залах нашего музея, входящего в пятерку лучших естественно-научных музеев мира.

М.В. ДИДЕНКО,
методист ПИН РАН

 

А.Ф. ДАВЫДОВ,
школа № 1963 г. Москвы

«Экологические проблемы вчера, сегодня, завтра» (10-й класс)

Интегрированный урок по биологии и географии

Цель урока: на примере исторического развития биосферы и смены природных сообществ показать учащимся закономерности протекания экологических кризисов, включая антропогенные, результаты кризисных и катастрофических процессов, ознакомить с подходами к анализу путей развития и предотвращения кризисов и катастроф, развивать у учащихся экологическое мышление, умение прогнозировать и принимать решения в практической деятельности.

Оборудование: экспонаты музея, карточки-задания, тетради.

ХОД УРОКА

1. Вводная беседа у первого стенда о том, что мы можем рассмотреть только небольшую часть истории развития биосферы, но не из-за нехватки времени, а потому, что геологическая летопись Земли весьма неполна, о чем говорит тафономия (раздел палеонтологии, изучающий закономерности сохранения органических останков, основанный известным ученым и писателем И.А. Ефремовым). У портрета ученого зачитываются строки стихотворения Михаила Дудина:

Старики уходят. Дети
Начинают новый век.
Человек за все в ответе –
Помни это, человек!

2. Краткая беседа у керамического панно «Эволюция жизни на Земле». Жизнь появилась на Земле около 3,5 млрд лет назад. Медленно развивалась, создавая различные формы. На самом верху панно – «Человек – венец природы». Он изображен в «глазу природы». Что хотел сказать этим автор? Предлагаю учащимся подумать над этим вопросом в течение урока.

Подмосковный зал

Подмосковный зал

3. Вводный зал. На примере карбонового карьера в Подмосковье показываю, в каком виде доходят до нас следы древней жизни, как мы их обнаруживаем.
Почему свое занятие мы проводим в Палеонтологическом музее, т.е. музее, рассказывающем о прошлой жизни на Земле? Отвечая на этот вопрос, можно вспомнить слова И.А. Ефремова: «Палеонтология – наука, погруженная, казалось бы, в недра планеты, – служит окном в космос, через которое мы научимся видеть закономерности истории жизни».

Экспозиция рифа

Экспозиция рифа

4. У экспозиции «Коралловый риф» рассказываю о кораллах, их гибели в результате загрязнения современного океана. О вспышке размножения морских звезд – пожирателей кораллов во многих частях Мирового океана как результате его загрязнения. Из словаря русского языка С.Ожегова ученик зачитывает определения понятий «кризис» и «катастрофа».
Здесь же объявляю тему урока, ставлю задачу, и учащиеся получают карточки-задания.

Карточка-задание

Выпишите кризисные этапы в развитии биосферы, в каждом случае постарайтесь определить, кризис это или катастрофа, проследите их последствия.

5. В первом зале останавливаемся у стенда, иллюстрирующего историю развития жизни в криптозое (архей–палеозой). Рассказываю о гибели многих многоклеточных животных в венде (перед кембрием). Отмечаю, что многие ученые склонны считать это кризисом, хотя в литературе принято выделять лишь 5 главных кризисов, происшедших на границах следующих периодов:

– ордовика и силура;
– девона и карбона;
– перми и триаса;
– триаса и юры;
– мелового и палеогенового.

Естественно, кризисных стадий было больше (здесь можно вспомнить о неполноте геологической летописи).

6. Кембрий, 534 млн лет назад. В самом кембрии прослеживаются два кризисных этапа, когда вымерло большое число видов, родов, семейств животных. Отмечаю, что еще более быстрыми темпами шел процесс образования новых видов: к концу периода их стало больше, чем было вначале. Менялись условия жизни в Океане. Менялась и сама жизнь. Биоценозы весьма неустойчивы.

7. Граница ордовика и силура, 440 млн лет назад. Рассматриваем причины вымирания морских животных, из которых основные: изменение химического состава вод Океана, а также оледенение. Однако видообразование резко преобладает над вымиранием и лишь в силуре несколько ему уступает. Химические исследования морских отложений показали возрастание в морской воде содержания Al, Mg, Со, Ni, еще семи элементов и уменьшение содержания Sr, К, Zn. Привожу современные данные об изменениях концентраций некоторых элементов в водах Мирового Океана по вине человека.
Учащийся делает сообщение о географии антропогенных загрязнений вод Океана.

8. Конец девона – начало карбона, 367 млн лет назад. Останавливаемся у витрин, экспонаты в которых относятся к девонскому периоду: вымирают очень многие виды морских беспозвоночных, в том числе и ряд кораллов. Подчеркиваю, что вымирание преобладает над видообразованием. Огромное влияние на вымирание оказали трансгрессии и регрессии Океана: большинство организмов сосредоточено в шельфовой зоне и подвергается наиболее интенсивному воздействию, однако необходимо учитывать скорость трансгрессий и регрессий. Помимо этих причин, на разнообразие видов в шельфовой зоне в наше время оказывает влияние антропогенный фактор.
Ученик делает сообщение о загрязнении Океана нефтью и его последствиях. Делаем вывод о том, что нефть способствует изменению химического состава вод.

9. Граница перми и триаса, 250 млн лет назад. Отмечаю вымирание значительной части рептилий, земноводных, зверозубых ящеров и особенно водных организмов. Вымирание в Океане резко преобладало над видообразованием. Подчеркиваю, что разнообразие морских организмов уменьшилось более чем вдвое, но гигантские стегоцефалы выживают до конца триаса. Переходят в мезозой и многие другие животные, в частности мелкие зверозубые, которые дали начало млекопитающим. Среда продолжает меняться подобно тому, как это происходит по вине человека в настоящее время.
Заслушиваем сообщение ученика о географии загрязнения окружающей среды металлами и их соединениями; об их влиянии на живые организмы.

Мезозойский зал

Мезозойский зал

10. Мезозойский зал. Рассматриваем гигантское разнообразие всех групп рептилий (морских, воздушных, сухопутных, в том числе и динозавров).
Граница триасового и юрского периодов, 210 млн лет назад. Отмечаем первое вымирание динозавров. Часть их выживает и дает начало новым группам. Вымирание не опережает образование новых видов. Вымирают все стегоцефалы, ряд пресмыкающихся, морских организмов, в том числе часть головоногих моллюсков.
Учащийся делает сообщение о географии загрязнения атмосферы у нас в стране и за рубежом.

Мезозойский зал

Мезозойский зал

11. Граница мела и палеогена, 65 млн лет назад. Во второй половине мела началось грандиозное вымирание морских организмов, к началу палеогена около 75% их исчезло. В конце мела–начале палеогена полностью вымирают динозавры. Подчеркиваю, что хотя вымирание гораздо больше коснулось морской биоты, нам этот кризис более известен из-за вымирания динозавров. На вымирание организмов оказал влияние ряд факторов: изменение химического состава вод Океана (предположительно – уменьшение их минерализации в результате уменьшения смыва с поверхности земли, похолодание климата и др.).
Учащийся делает сообщение о предполагаемых глобальных изменениях климата и их причинах.
Проводим сравнение: если 65 млн лет назад уменьшилось видовое разнообразие организмов, а их общая масса увеличилась, то сейчас из-за загрязнения Океана уменьшается и видовое разнообразие, и численность организмов. Даже в современных сводках не всегда указывается время вымирания, и события, отстоящие друг от друга на 20–30 млн лет, могут представляться протекающими одновременно. Поэтому нет оснований считать их катастрофическими.
Судя по всему, нельзя объяснить указанные явления лишь одной причиной. Очевидно, действие одного фактора вызывало проявление другого, и начиналась цепная реакция, перерастающая в глобальный кризис биосферы. В настоящее время подобным первичным фактором может явиться человек.

Кайнозойский зал

Кайнозойский зал

12. Витрины с птицами и Кайнозойский зал, 10 тыс. лет назад. Помимо указанных, фиксируются и другие кризисы, в том числе в кайнозое. Последний из них – голоценовый, не закончившийся в настоящее время и усугубленный деятельностью человека.

Жизнь беззащитна
И любовь – нежна
И разум землю
Облагает данью.
И точная ответственность
Должна
Сопутствовать
Великому познанью.

(М.Дудин)

Птицы, уничтоженные человеком: дронт, странствующий голубь, бескрылая гагарка, моа, эпиорнис и др. Ранее исчезли такие крупные животные, как мамонты, шерстистые носороги, пещерные медведи, пещерные львы, исполинские олени. Частично в этом обвиняют человека. Точно известно, что человек уничтожил стеллерову корову, сумчатого волка, тарпана, тура и еще 60 видов млекопитающих.
Обратимся к «Красной книге». На грани исчезновения находится самое крупное животное – синий кит. За последние 400 лет по вине человека с лица земли исчезло 63 вида млекопитающих (1,3% от общего количества), а 120 видам грозит исчезновение; 94 вида птиц (1%) исчезли, а под угрозой вымирания находятся 187 видов. Таким образом за 400 лет исчезло более 1/100 всех высших животных. Умножаем 400 на 100 и получаем, что при теперешнем темпе вымирания все позвоночные животные исчезнут за 40 тыс. лет.
Площадь лесов на планете ежегодно сокращается на 1%. Такого грандиозного вымирания не знала ни одна кризисная эпоха. А о том, сколько вымирает беспозвоночных животных, мы до сих пор имеем лишь приблизительное представление.

У стенда «Происхождение человека»:

Все было – до.
Все будет – после.
Всему во всем
Своя пора.
А человек, как искра.
Послан
Надеждой
В завтра
Из вчера.

(М.Дудин)

Мы уже отмечали, что по вине человека окружающая среда меняется, становясь более агрессивным по отношению ко всему живому. Итоговое сообщение так и называется – «Возрастание агрессивности среды».
В одном из зоопарков есть клетка с очень толстой решеткой, на ней написано: «Самый опасный хищник». Подойдя к ней, человек за решеткой видит зеркало, а в нем – себя…
Что же делать человечеству? Как дальше развиваться обществу, науке, технике? Вывод: необходимо развитие согласно учению Вернадского о ноосфере – сфере разума.

13. Урок заканчивается у керамического панно.
Долго развивалась жизнь на Земле, пока не стала такой, как сейчас, и мы должны сберечь ее, а заодно и себя. Сотрудниками Палеонтологического института заложен фундамент теории эволюции сообществ. На основе этой теории должно быть спрогнозировано развитие сообществ в дальнейшем. Ведь от этого зависит, быть или не быть в будущем всему живому.

Всегда у жизни на пиру
Ищи родства, а не различья…
Весною в утреннем бору
Прекрасна песенка синичья.
Прекрасны сосны в полный рост.
Отрада для души и взора.
И шелест падающих звезд
В лесные полные озера.
Прекрасны чистый купол дня,
Земля полдневная и воды.
Где все и все – твоя родня.
Твоя ответственность свободы.
Прекрасен майский соловей.
Прекрасна тень его ракиты –
Весь мир, который ждет твоей
От самого тебя защиты!

(М.Дудин)

В заключение подводим итоги: что мы узнали, как работали. Сбор письменных работ. Дискуссия (если позволяет время).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru