Г.С. КАЛИНОВА
Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова A.Н.
Биология: Общая биология
учебник для 10 класса
общеобразовательных учреждений
К сведению учителей!
В эксперименте по совершенствованию
структуры и содержания общего образования в 2002/03
учебном году в 10 классе для гуманитарного
профиля рекомендован учебник: Иванова Т.В.,
Калинова Г.С., Мягкова A.Н. Биология: Общая
биология: учебник для 10 класса
общеобразовательных учреждений, – 2 изд. – М.:
Просвещение, 2001.
Ниже приводится примерное
планирование учебного материала по разделу
«Общая биология» для гуманитарного профиля, на
изучение которого отводится 34 ч в 10-х и 34 ч в 11-х
классах.
Раздел 1. Клеточный и организменный
уровни организации жизни
Урок 1. Введение.
Тема. Клетка – структурная единица
живого (11 ч)
Урок 2. Цитология, ее задачи и методы.
Клеточная теория.
Урок 3. Химический состав клетки: неорганические
вещества, их роль в клетке.
Урок 4. Химический состав клетки: органические
вещества (углеводы, липиды).
Урок 5. Белки – биополимеры клетки, особенности
их строения и свойства.
Урок 6. Функции белков в клетке. Ферменты.
Урок 7. Нуклеиновые кислоты. ДНК, ее строение и
функции в клетке.
Урок 8. Строение и функции рибонуклеиновых
кислот. АТФ.
Урок 9. Строение клетки: клеточная оболочка,
плазматическая мембрана, цитоплазма.
Урок 10. Строение и функции органоидов клетки.
Урок 11. Строение и функции ядра. Хромосомы.
Урок 12. Многообразие клеток. Вирусы.
Tема. Клетка – функциональная единица
живого (6 ч)
Урок 13. Метаболизм. Энергетический
обмен.
Урок 14. Кислородная стадия энергетического
обмена.
Урок 15. Пластический обмен. Генетическая
информация в клетке.
Урок 16. Биосинтез белка.
Урок 17. Фотосинтез, световая фаза фотосинтеза.
Урок 18. Темновая фаза фотосинтеза. Хемосинтез.
Тема. Организм. Клетка – генетическая
единица живого (20 ч)
Урок 19. Размножение – важный признак
живых организмов. Бесполое размножение.
Урок 20. Деление клетки. Митоз.
Урок 21. Половое размножение организмов.
Урок 22. Мейоз.
Урок 23. Развитие половых клеток.
Урок 24. Оплодотворение.
Урок 25. Индивидуальное развитие организмов.
Урок 26. Гены и признаки.
Урок 27. Методы генетики.
Урок 28. Закономерности наследственности.
Моногибридное скрещивание.
Урок 29. Дигибридное скрещивание. Промежуточное
наследование.
Урок 30. Сцепленное наследование генов.
Урок 31. Определение пола. Наследование,
сцепленное с полом.
Урок 32. Генотип как целостная система.
Урок 33. Модификационная изменчивость, ее
закономерности.
Урок 34. Наследственная изменчивость.
Урок 35. Значение генетики для селекции и
здравоохранения.
Урок 36. Методы селекции.
Урок 37. Особенности селекции растений, животных и
микроорганизмов.
Урок 38. Биотехнология, ее направления и значение.
Раздел 2. Популяционно-видовой уровень
организации жизни
Тема. Вид. Эволюция видов (11 ч)
Урок 39. Эволюционное учение.
Урок 40. Доказательства эволюции: палеонтология,
эмбриология.
Урок 41. Доказательства эволюции: сравнительная
анатомия, биогеография, молекулярная биология.
Урок 42. Вид. Критерии вида.
Урок 43. Популяция – элементарная единица
эволюции.
Урок 44. Элементарные факторы эволюции.
Урок 45. Естественный отбор – направляющий фактор
эволюции.
Урок 46. Результаты эволюции. Приспособленность
организмов к среде обитания.
Урок 47. Видообразование.
Урок 48. Пути эволюции.
Урок 49. Биологический прогресс и биологический
ре-гресс.
Тема. Возникновение и развитие жизни
на Земле (6 ч)
Урок 50. Определение понятия «жизнь».
Урок 51. Гипотезы возникновения жизни на Земле.
Урок 52. Развитие органического мира в архейскую и
протерозойскую эры.
Урок 53. Развитие органического мира в
палеозойскую эру.
Урок 54. Развитие органического мира в
мезозойскую эру.
Урок 55. Развитие органического мира в
кайнозойскую эру.
Тема. Происхождение человека (4 ч)
Урок 56. Доказательства происхождения
человека от животных.
Урок 57. Движущие силы антропогенеза.
Урок 58. Направления эволюции человека.
Урок 59. Человеческие расы.
Раздел 3. Биосферный и биоценотический
уровни организации жизни
Тема. Экологические закономерности и
их значение (6 ч)
Урок 60. Общие сведения по экологии.
Урок 61. Экосистема.
Урок 62. Круговорот веществ и превращения энергии
в экосистеме.
Урок 63. Устойчивость и динамика экосистем.
Урок 64. Агроэкосистемы.
Урок 65. Экология и деятельность человека.
К учебнику подготовлен
учебно-методический комплект:
1. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова
A.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.:
Просвещение, 2002.
2. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н.
Методическое пособие по курсу общей биологии.
Примерное планирование учебного материала. – М.:
Просвещение, 2002.
|