И.В. ГАЛКОВСКАЯ, М.Г. ОСТРЕНКО,
учителя Лингвистической гимназии, г. Псков
Моделирование и реализации
индивидуального маршрута обучения
Наша Лингвистическая гимназия г.
Пскова работает в режиме модульного
планирования, в рамках которого
учебно-методический комплект (УМК) Н.И. Сонина
«Биология. Живой организм» оказался для нас
очень привлекательным. В программе и логике
построения учебника четко обозначены
законченные блоки информации («Строение живых
организмов», «Жизнедеятельность живых
организмов» и т.д.), внутри которых учащийся имеет
возможность выстраивать маршрут обучения
согласно своим индивидуальным особенностям.
Материал учебника легко систематизируется и
позволяет делать обобщенные «выжимки», которые
можно представить в учебных элементах как
основное содержание модуля. Текст учебника в
изобилии содержит примеры, которые делают его
интересным для восприятия. Задания рабочей
тетради позволяют отработать изучаемый
материал.
Наша программа, базирующаяся на данном
УМК (Приложение 1), разбита на 4 модуля,
внутри каждого из которых выделен ряд учебных
элементов – УЭ (Приложение 2).
УЭ-0 (целевой блок, всегда первый
учебный элемент) – как правило, начинается входным
контролем, который показывает уровень
подготовленности учащихся к усвоению содержания
модуля и позволяет учителю уточнить цели
предстоящей работы и откорректировать
содержание дальнейшего обучения каждого
конкретного ученика.
Входной контроль может осуществляться
различными методами, выбор которых зависит от
целей, реализуемых данным модулем, и
особенностей учащихся. Это может быть коллективная
беседа, практическая или лабораторная работа
и т.п.
При рассмотрении данного учебного
элемента ученикам предлагается карта
самостоятельной работы по модулю (Приложение
3), в которой четко прописаны виды
деятельности, что позволяет видеть перспективу
работы. Учитель представляет материал, с
которым будут работать учащиеся, знакомит их с
общими целями и предлагает ученикам подумать о
своих личностно значимых учебных целях по
данному модулю. Кроме того, учитель четко
оговаривает ожидаемые результаты обучения;
нормативы оценок усвоения материала; форму
итогового контроля и основные вопросы, выносимые
на него.
Таким образом, после работы с УЭ-0
учащиеся получают исчерпывающую информацию о
предстоящей работе и могут самостоятельно
планировать свою деятельность. Далее учебный
процесс включает необходимое количество
следующих учебных элементов – УЭ-1, УЭ-2, УЭ-3 и
т.д., в ходе которых каждый ученик осваивает
содержание модуля на том уровне, который он
выбирает, и в том темпе, который ему наиболее
подходит. Эти учебные элементы снабжаются маршрутными
листами (Приложения 4 и 5), в которых
пошагово прописан алгоритм действий, опорными
конспектами (Приложения 6, 7 и 8), схемами
и т.д. Кроме того, каждый учебный элемент содержит
вариативные задания.
Функции промежуточного контроля
выполняют поурочные тесты с ключами из УМК к
используемому учебному пособию. Только успешно
справившись с промежуточным тестом, учащийся
может начинать работу со следующим УЭ.
УЭ-Р (резюмирующий учебный элемент,
всегда предпоследний). В этом учебном элементе
в сжатом виде повторяются все самые важные,
основополагающие вопросы, усвоение которых
будет проверяться при проведении итогового
контроля. Особое значение в УЭ-Р имеет форма
подачи информации, выносимой на повторение. Этот
может быть концентрированный текст, опорный
конспект, различные блок-схемы, таблицы, графики,
рисунки и т.п.
УЭ-К (учебный элемент – контроль,
всегда последний). Итоговый контроль дает
возможность оценить, в какой степени ученик
усвоил содержание и соответствуют ли полученные
результаты поставленным целям, выявить
индивидуальные пробелы в знаниях и умениях
учащихся.
Итоговый контроль может одновременно выполнять
функции входного, т.е. УЭ-0, – если содержание
следующего модуля базируется на знаниях и
умениях, полученных при освоении предыдущего.
Применяемый нами вариант модульного
обучения предусматривает возможность выбора
учащимся наиболее подходящего ему пути
организации процесса обучения и желаемого
уровня усвоения («А», «В» или «С»). Уровень «С»
является базовым и обязательным для всех. Для
достижения уровня «А» или «В» ученик выбирает
комплект вариативных заданий и способов
деятельности, наиболее соответствующих его
интересам и потребностям.
Обязательными для всех (необходимыми
для достижения базового уровня «С») являются
следующие виды деятельности:
– усвоение учениками целей обучения;
– учебная работа по модулю, включающая
процесс усвоения учебного материала с
использованием различных источников информации
и ТСО;
– инструктирование: если ученик не понимает
учебного материала или затрудняется в выборе
способов его освоения, он может обратиться за
консультацией к учителю или успевающему по
данному предмету ученику.
Базовую оценку «С» ученик получает,
если даст ответы не менее чем на 80% вопросов
при прохождении устного и письменного контроля
по модулю.
Если ученик решает получить оценку
более высокого уровня («А» или «В»), ему
необходимо, кроме уже перечисленных
обязательных видов деятельности, принять
участие и в других (дополнительных), выбирая их в
соответствии со своими потребностями.
Исследование – ученик может
проводить его, опираясь на учебники-практикумы
(учебно-исследовательская деятельность), или
самостоятельно планировать действия, получая
консультацию учителя (научно-исследовательская
работа). Исследовательская работа проводится
индивидуально или в малых группах (до 6 человек).
Оценивание – ученики, выполнившие
самостоятельную работу, должны, пользуясь
литературой по данной проблеме, сформулировать и
обосновать свое мнение по анализируемому
вопросу, касающемуся актуальных общественных
проблем.
Репетиторство – им может заняться
каждый ученик, помогая своему однокласснику,
если тот просит помощи в учебе. Успешное
репетиторство оценивается дополнительным
количеством баллов.
Контрольная работа (тест) по уровню
«А» или «В».
На итоговый контроль приходится не
более 25% от возможного количества баллов
соответствующего уровня, остальное количество
набирается за счет выполнения выбранных видов
деятельности. В целом же каждый ученик сам
выбирает путь достижения поставленных целей и в
значительной степени самостоятельно
контролирует свое продвижение – одни учащиеся
могут избегать контрольных работ, другие – не
любить исследования, третьи – оценивания и т.д.
Данная система модульного обучения
позволяет:
– реализовать субъект-субъектные
отношения между учителем и учеником;
– каждому ученику самостоятельно ставить свои
собственные цели, выбирать пути и способы их
достижения, работать в индивидуальном темпе.
– обеспечивать достижение практически всеми
учениками базового уровня усвоения («С») за
предусмотренное время;
– создавать реальные возможности для усвоения
учебного материала на более высоких уровнях («А»
или «В») с использованием элементов творческой
деятельности.
В конечном итоге это способствует
развитию познавательной активности и
организационных умений (целеполагание, выбор
уровня усвоения и пути освоения учебного
материала и т.д.), что обеспечивает не только
индивидуализацию обучения, но и развивает
самостоятельность как сложное, интегральное
качество личности.
Приложение 1
МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА НА 2001/02
УЧЕБНЫЙ ГОД
Живой организм
6-й класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Базовый учебник: Сонин Н.И. «Биология. Живой
организм»
Основные требования к знаниям и
умениям учащихся.
После изучения курса учащиеся должны
усвоить предполагаемые программой сведения о:
основных признаках живого (обмен
веществ, питание, дыхание, рост, развитие,
размножение);
химическом составе клетки, значении
основных неорганических и органических веществ;
особенностях и различиях строения
ядерных и безъядерных, растительных и животных
клеток;
строении ядерной клетки, основных
функциях ее органоидов;
типах деления клеток и их роли в
организме;
особенностях строения тканей,
органов и систем органов растительных и животных
организмов;
основных жизненных функциях
растительных и животных организмов (питание и
пищеварение, перемещение веществ, выделение,
обмен веществ, движение, регуляция и координация,
размножение, рост и развитие);
характеристиках природного
сообщества, экосистемы, цепи питания.
После изучения курса учащиеся должны
научиться:
пользоваться микроскопом, готовить
микропрепараты;
распознавать на микропрепаратах
органоиды клетки;
узнавать основные признаки цветковых
растений;
распознавать органы и системы
органов изученных организмов;
составлять схемы простейших цепей
питания;
размножать вегетативным способом
подходящие для этих целей комнатные растения.
Комплексная дидактическая цель –
анализ строения и жизнедеятельности живого
организма путем сравнительного изучения
различных групп живых организмов.
|
Приложение 2
Модуль 1. Строение живых организмов (23
ч)
Тема и цель модуля |
Основные вопросы
содержания модуля |
Осваиваемые
общеучебные и специальные умения |
Сроки изучения |
Тема: «Строение
живых организмов»
Цель: выявить общие признаки
живых организмов, особенности химического
состава, уровневой организации |
УЭ-0.
Знакомство с модулем. Постановка учебных целей
УЭ-1. Чем живое отличается от неживого.
Практическая работа № 1
УЭ-2. Химический состав клетки.
Лабораторные работы № 1–2
УЭ-3. Строение растительной и животной
клеток. Практическая работа № 2. Лабораторная
работа № 3
УЭ-4. Деление клетки
УЭ-5. Ткани растений и животных.
Лабораторные работы № 4–5
Промежуточный контроль (ПК)
УЭ-6. Органы цветковых растений.
Лабораторные работа № 6–12
УЭ-7. Органы и системы органов животных.
Практическая работа №3
УЭ-8. Организм как единое целое. Резюме
УЭ-9. Контроль |
Умение составлять
сложный план по одному источнику или тексту
Умение выделять ведущую идею
прочитанного при работе с текстом
Умение использовать символы, свои
условные обозначения при чтении
Умение делать смысловые опоры при
слушании
Умение задавать вопрос с опорой на
содержательную сторону общения
Умение включать новую информацию в имеющиеся
знания |
|
Приложение 3
Карта самостоятельной работы ученика
по модулю
«Строение живых организмов»
Цель: выявить общие признаки живых
организмов, особенности химического состава,
уровневой организации.
УЭ |
Виды работ на уроке |
Творческие задания |
Дополнительные задания |
Домашнее задание к
следующему уроку |
Формируемые общеучебные
умения |
УЭ-0 |
Постановка учебных
целей.
Знакомство с модулем.
Запуск портфолио |
|
|
Спланировать свою
деятельность по работе с модулем |
Умение включать новую
информацию в имеющиеся знания |
УЭ-1 (2 ч) |
Чем живое отличается от
неживого Основные свойства живых организмов.
Работа по ОК и в рабочей тетради |
|
|
С. 4–9, рабочая тетрадь,
портфолио |
Умение составлять
сложный план по одному источнику или тексту |
УЭ-2 (3 ч) |
Химический состав
клетки.
Лабораторные работы № 1–2.
Работа по ОК и в рабочей тетради.
ПК тест 1 |
|
|
С. 10–15, рабочая тетрадь,
портфолио |
Умение выделять ведущую
идею прочитанного при работе с текстом |
УЭ-3 (3 ч) |
Строение растительной и
животной клетки.
Практическая работа № 2.
Лабораторная работа № 3.
ПК тесты 2–3 |
|
|
С. 16–23, рабочая тетрадь,
портфолио |
Умение использовать
символы, свои условные обозначения |
УЭ-4 (2 ч) |
Деление клетки.
Мейоз и его биологическое значение.
Работа в рабочей тетради.
ПК тест 4 |
|
|
С. 24–29, рабочая тетрадь,
портфолио |
|
УЭ-5 (2 ч) |
Ткани растений и
животных.
Лабораторные работы
№ 4–5.
Промежуточный контроль.
Работа по ОК. ПК тест 5 |
|
|
С. 30–37, рабочая тетрадь,
портфолио |
Умение делать смысловые
опоры при слушании |
УЭ-6 (8 ч) |
Органы цветковых
растений.
Лабораторные работы
№ 6–12.
ПК тест 6 |
|
|
С. 38–45, рабочая тетрадь,
портфолио |
|
УЭ-7 (1 ч) |
Органы и системы органов
животных.
Практическая работа № 3.
ПК тест 7 |
|
|
С. 47–51, рабочая тетрадь,
портфолио |
Умение задавать вопрос с
опорой на содержательную сторону общения |
УЭ-8 (2 ч) |
Организм как единое
целое.
Резюме.
Собеседование по портфолио.
ПК тесты 8–9 |
|
|
С. 52–56, рабочая тетрадь,
портфолио |
|
УЭ-9 |
Контроль |
|
|
|
|
Сформулируйте личные цели
Приложение 4
Маршрутный лист к УЭ-1 модуля 1
«Строение живых организмов»
Если вы успешно справились с тестом,
приступайте к работе с маршрутным листом по УЭ-2
Приложение 5
Маршрутный лист к УЭ-2 модуля 1
«Строение живых организмов»
Приложение 6
Опорный конспект к УЭ-2 модуля 1
«Строение живых организмов»
Приложение 7
Опорный конспект к УЭ-2 модуля 1
«Строение живых организмов»
Химический состав клетки
1. Все живые организмы состоят из
клеток.
2. Клетки всех живых организмов состоят из
одинаковых химических элементов.
3. В клетках обнаружено 80 различных химических
элементов.
Приложение 8
Опорный конспект к УЭ-5 модуля 1
«Строение живых организмов»
Ткани растений и животных
Ткань – группа клеток, сходных по
размерам, строению и выполняемым функциям.
Межклеточное вещество – соединяет клетки одной
ткани.
|