М.А. БАРИНОВА
Экологическое образование в сети
Интернет
http://www.ecocoop.ru
В Москве с 29 октября по 1 ноября 2002 г.
проходило Российско-Германское совещание по
вопросам Интернет-ориентированного
экологического образования. В совещании приняли
участие представители Министерства природных
ресурсов Российской Федерации, Федерального
Ведомства охраны природы Германии, Общества по
техническому сотрудничеству Германии (ГТЦ),
сотрудники научных и образовательных
учреждений, заповедников и других особо
охраняемых природных территорий Российской
Федерации, а также представители общественных
организаций.
Программа работ, представленная
участниками совещания, рассчитана на много лет и
ориентирована в первую очередь, на школьников.
Однако рамки ее не ограничиваются школой – к
работе привлекаются и старшие группы детских
садов, и биологические кружки, и станции юннатов,
и экологические школьные движения, и просто
заинтересованные люди, независимо от возраста.
Работа, идея которой «носилась в
воздухе», была начата почти одновременно в
разных странах около десяти лет назад, ненамного
позже создания доступной формы сети Интернет.
Сущность идеи – организация оперативной
международной системы наблюдений и охраны
природы с использованием электронных форм связи
между участниками. Вести настоящую научную
работу, соответствующую общепринятым «взрослым»
стандартам, способны только отдельные, весьма
продвинутые детские коллективы. Но есть и другие,
не менее значимые виды работ, которые не требуют
глубокой научной подготовки ни в экологии, ни в
электронике. Например, сбор данных о миграциях
кочующих и перелетных видов птиц и другой
фенологической информации в сочетании с
современными ГИС-технологиями (ГИС –
Геоинформационные системы) может существенно
дополнить картину состояния экосистем. А большое
количество добровольных участников могло бы
позволить получить такие данные, которые другими
способами получить просто невозможно.
Наибольших успехов в практическом
осуществлении проекта добились в Германии.
Федеральное ведомство охраны природы этой
страны, от имени которого на совещании выступал
Хорст Фрайберг (Horst Freiberg), уже несколько
лет успешно осуществляет Интернет-проект
«НатурДетектив». Данные, собранные немецкими
школьниками, немедленно помещаются на
специальный сайт и становятся доступными всем
желающим. Программа, позволяющая отследить
динамику прослеживаемых природных явлений и
поступления данных, написана для этого проекта
нашими соотечественниками – сотрудниками
Центра компьютерных исследований Германии,
специалистами по искусственному интеллекту Н.В.
и Г.Л. Андриенко.
Обширность территории и известные
финансовые и технические трудности не позволяют
в полном объеме реализовать в нашей стране
многие хорошие начинания и идеи. Тем не менее у
нас – при активной поддержке Министерства
природных ресурсов РФ, Института Устойчивых
Сообществ США, Агентства США по Международному
Развитию, Фонда Исследования Аграрного Развития
– вот уже несколько лет успешно и активно
развивается одно из перспективных направлений
работы в этом направлении – Российский Детский
Телекоммуникационный Проект «Экологическое
Содружество». «Штаб» проекта находится в
Институте почвоведения МГУ–РАН, а
непосредственное руководство и координацию
работы осуществляет кандидат биологических наук
Марина Евгеньевна Рыхликова. Движение включает
на настоящий момент свыше 150 коллективных
участников и по-прежнему открыто для школ,
биологических кружков и других объединений,
желающих присоединиться к работе!
Основные достижения проекта можно
посмотреть в Интернете на сайте http://www.ecocoop.ru.
Ряд материалов по ходу проекта был
опубликован в «Вестнике «Экологического
Содружества», но тираж этого издания, к
сожалению, недостаточен, чтобы с ним могли
ознакомиться все желающие. Поэтому всем
заинтересовавшимся этой работой мы рекомендуем
обратиться непосредственно к авторам проекта по
адресу: 119899, Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова,
Институт почвоведения МГУ–РАН, Российский
Детский Телекоммуникационный Проект
«Экологическое Содружество», М.Е. Рыхликовой; или
по электронному почте – <ecocoop@online.ru>
Учитывая технические возможности
наших сетей, организаторы «Экологического
Содружества» пошли по пути сбора информации не
непосредственно через Интернет, а при помощи
электронной почты. Это существенно снижает
скорость помещения данных на сайт, но зато
позволяет привлечь к работе значительно большее
количество участников, так как электронная почта
требует существенно более скромных технических
и коммуникационных ресурсов, чем интерактивный
ввод информации. Грамотный специалист может
помочь детям организовать пересылку писем даже
на оборудовании и линии, обеспечивающей скорость
передачи 300–2400 бит/с, что для полноценной работы
в сети недостаточно. Однако и при такой
организации достигается главная задача –
сочетание наиболее передовых способов
образования, технических средств и
экологического просвещения.
На совещание с Российской стороны были
приглашены наиболее активные участники проекта
«Экологическое Содружество». Было доложено
около двадцати работ, которые вызвали живейший
интерес. А.Могильнер из Обнинска показала, как
дети могут создавать и исследовать Особо
охраняемые природные территории (ООПТ)
регионального статуса. Ребята проводят полный
комплекс исследований, закрывая «белые пятна» в
этой сложной проблеме. Ведь ни для кого не секрет,
сколько небольших «охраняемых» территорий не
имеют ничего, кроме постановления о своей
организации!
Т.Дунаева из г. Королева рассказала о
том, сколько пользы может принести типовой
химический анализ обыкновенной питьевой воды
из-под крана. Особенно, если он выполнен
школьниками. Важная деталь –
школьниками-инвалидами, которых природа
обделила радостью далеких походов и активного
движения… Кстати, по результатам этих анализов
родительский комитет школы принял решение о
закупке фильтров по очистке питьевой воды.
В.Сарычев из заповедника «Галичья
гора» говорил о щадящих методиках сбора научного
материала. Ведь до сих пор такая работа часто
сопровождается гибелью организмов (и порой
мучительной). Так ли это необходимо и нужно ли
придерживаться старых методик только потому, что
«всегда так делали»? Участники этой работы
отвечают уверенно: «Нет!» Конечно, полный отказ
от учета, например, мышевидных грызунов с
использованием «давилок», потребует времени.
Некоторое количество объектов еще долгое время
придется собирать традиционными способами,
особенно когда речь идет об
эпизоо-эпидемиологических исследованиях. Однако
число неоправданных «жертв науки» возможно и
должно существенно сократить!
Основной мыслью большинства
выступлений было воспитание в людях любви и
уважения к окружающей природе. Известен
психологический феномен: гораздо легче любить
конкретные, известные вещи, знакомых животных и
растения, чем что-то неизвестное и абстрактное.
Иными словами, мы любим то, что знаем. Поэтому
очень важно создание пособий, которые позволили
бы человеку, даже совершенно несведущему в
биологии, выделить из безымянной травы лютики и
ромашки, землянику и клевер и, обратившись к ним
по имени, полюбить их и захотеть сохранить.
В качестве примера такого пособия
автором статьи был представлен макет
определителя одного из наименее известных
объектов живой природы – зеленых мхов,
рассчитанный на широкий круг любителей природы.
Все участники состоявшейся в конце
совещания дискуссии обращали внимание на
важность проводимой работы и отмечали, что цель
– создание единой коммуникационной платформы
«Природа и биологическое образование» вполне
достижима. Как в рамках двустороннего
Российско-Германского сотрудничества, так и в
более широких.
По итогам совещания была принята
«Заключительная декларация», определившая
стратегию развития дальнейшего сотрудничества в
этом направлении. Участ-ники совещания выразили
глубокую благодарность немецким коллегам за
существенную помощь в его организации и
проведении.
|