Н.И. ЧУПИНА,
Армавирский государственный педагогический
институт,
А.И. ЧУПИН,
учитель биологии ср. школы No 3, пос. Балезино,
Удмуртская Республика
Терминологические диктанты
Учебно-методическое пособие для 9-х
классов
Определяйте значения слов – и вы
избавите
человечество от половины его заблуждений.
Рене Декарт
В процессе изучения биологии велико
значение терминологической работы. Термин
позволяет четко и ясно передавать суть
излагаемого материала.
Учащиеся не всегда могут раскрыть
содержание понятия, определяемого тем или иным
термином. Более того, сами термины они нередко
пишут с ошибками. Иногда в этом виноваты школьные
учебники, в которых понятия и их определения
даются не всегда четко. Сказывается и отсутствие
систематической работы с терминами на уроке.
В разделе «Биология: Человек»
встречаются новые для учащихся слова, не всегда
понятные и трудные для запоминания. Для работы с
терминами учащийся должен вести толковый
словарь анатомических, физиологических и
гигиенических терминов, пополняемый в ходе
работы с учебной и научно-популярной
литературой.
Изучить свой организм, процессы,
протекающие в нем, условия, предупреждающие
болезни, помогают такие науки, как анатомия,
физиология и гигиена. Слово «анатомия» имеет
древнегреческое происхождение и в переводе
означает «рассечение». «Физиология» в основе
содержит греческое «физис» – «природа» и
означает науку о жизнедеятельности организмов, о
процессах, протекающих в системах органов,
органах, тканях. Термин «гигиена» имеет также
греческое происхождение, «гигиенос» –
«здоровый, целебный, приносящий здоровье». В
греческой мифологии Гигия – богиня здоровья,
дочь Асклепия – бога врачевания.
Подобное уяснение значения и
происхождения терминов способствует повышению
интереса к предмету, активизации познавательной
деятельности учащихся. Интересно, например,
происхождение термина «иммунитет». В Древнем
Риме граждане должны были платить своему городу
денежные взносы, участвовать в постройке храмов,
а также в несении гражданской или воинской
службы. Некоторых граждан по той или иной причине
освобождали от такой повинности, которая носила
название «мунис». В этом случае человек получал
именную грамоту (приставка «им» означает «не»), а
его самого называли иммунисом – свободным от
какой-либо повинности. В настоящее время под
иммунитетом (лат. «иммунитас» – освобождение от
чего-либо) понимают способность организма
защищаться от генетически чужеродных тел и
веществ.
В процессе изучения анатомии,
физиологии и гигиены человека школьники должны
уметь излагать учебный материал с
использованием специальной терминологии. Но
иногда учащийся не понимает смысла специальных
терминов. Учитель должен правильно записать их
на доске с соответствующим переводом значения
слова и пояснением его происхождения.
Вашему вниманию предлагаются
терминологические диктанты по всем темам
школьного предмета «Биология: Человек». Каждое
задание – это вопросы-предложения, в которых
пропущены определенные термины. Необходимо
вписать эти термины соответственно их
смысловому значению. Если количество правильно
написанных терминов составляет 70%, ставится
«удовлетворительно», если 80–90% – «хорошо» и если
100% – «отлично».
Введение
1. Наука, изучающая строение
организма, его органов, тканей и клеток, – ... (анатомия).
2. Наука, изучающая функции организма, его
отдельных органов и систем, – ... (физиология).
3. Наука о сохранении и укреплении здоровья –
... (гигиена).
Строение и химический состав животной клетки
1. Основным прибором для изучения
строения клетки является … (микроскоп).
2. Изучением строения и функций клеток
занимается наука … (цитология).
3. Вязкое полужидкое вещество клетки – ... (цитоплазма).
4. Органоид, который является обязательной
составной частью клетки, способной к
размножению, – ... (ядро).
5. Клетка снаружи покрыта … (мембраной).
6. Пространство между клетками заполнено
жидким … (межклеточным веществом).
7. В цитоплазме расположены мельчайшие
структуры – ... (органоиды).
8. Органоиды с двойной мембраной,
синтезирующие АТФ, – ... (митохондрии).
9. Всю цитоплазму пронизывает … (эндоплазматическая
сеть).
10. Мельчайшие органоиды, на которых
осуществляется биосинтез белка, – … (рибосомы).
11. Два тельца, активно участвующие в делении
клетки, – ... (центриоли).
12. Тельца в ядре, содержащие генетический
материал, – ... (хромосомы).
13. Число хромосом в соматических клетках
человека – ... (46), а в половых клетках – ... (23).
14. К неорганическим веществам клетки
относятся … (вода и минеральные соли).
15. К органическим веществам клетки относятся
… (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты).
16. Глюкоза, гликоген (животный крахмал) – это
… (углеводы).
17. Органические вещества, нерастворимые в
воде, служащие источником энергии в организме, –
... (жиры).
18. Органические вещества, состоящие из
аминокислот, служащие главным строительным
материалом, – ... (белки).
19. Белки, играющие роль ускорителей
химических реакций, – ... (ферменты).
20. Два типа органических молекул,
образующихся в клеточном ядре; носители
генетической информации – ... (ДНК и РНК).
Физиология животной клетки
1. Процесс образования сложных
органических соединений в клетке из более
простых веществ – ... (биосинтез).
2. Между клеткой и внешней средой непрерывно
происходит … (обмен веществ).
3. Свойство живых клеток и тканей реагировать
на внешние и внутренние воздействия называется
… (раздражимостью).
4. Способ деления, характерный для клеток
человеческого организма, – ... (непрямой).
Типы тканей и их свойства
1. Группа клеток и межклеточное
вещество, объединенные общим строением, функцией
и происхождением, – это … (ткань).
2. Четыре основные типа тканей в организме
человека – это: ... (эпителиальная,
соединительная, мышечная и нервная).
3. Ткань, клетки которой плотно примыкают друг
к другу и в которой мало межклеточного вещества,
– (эпителиальная).
4. К производным кожного эпителия относят … (волосы
и ногти).
5. Эпителий, выстилающий дыхательные пути, –
... (мерцательный).
6. Ткань, особенностью которой является
сильное развитие межклеточного вещества, – ... (соединительная).
7. Ткань, состоящая из жидкого межклеточного
вещества и плавающих в нем клеток, – ... (кровь).
8. Ткань, в которой клетки крупные,
межклеточное вещество упругое, плотное, – ... (хрящевая).
9. Ткань, состоящая из клеток, соединенных
друг с другом многочисленными тонкими
отростками, и твердого межклеточного вещества, –
... (костная).
10. Виды мышечной ткани: ... (гладкая и
поперечнополосатая).
11. Мышечная ткань, входящая в состав стенок
внутренних органов (кроме сердца), – ... (гладкая).
12. Поперечно-полосатая мышечная ткань
подразделяется на … (скелетную и сердечную).
13. Нервная клетка, структурная единица
нервной ткани, – ... (нейрон).
Системы органов
1. Часть организма,
выполняющая определенную функцию, – ... (орган).
2. Органы, объединенные определенной
физиологической функцией, образуют … (систему
органов).
3. Система, включающая органы ротовой полости,
глотку, пищевод, желудок, кишечник, – ... (пищеварительная).
4. Система, участвующая в обеспечении
организма кислородом и освобождении его от
углекислого газа, – ... (дыхательная).
5. Система, выполняющая функцию удаления
продуктов обмена веществ, – ... (выделительная).
6. Система, выполняющая функцию размножения,
– ... (половая).
7. Система, включающая различные железы
внутренней секреции, – ... (эндокринная).
8. Система, объединяющая все другие системы,
регулирующая и согласовывающая их деятельность,
– ... (нервная).
9. Специальные чувствительные образования,
воспринимающие и преобразующие раздражения из
внешней и внутренней среды в специфическую
активность нервной системы, – ... (рецепторы).
10. Схема уровней строения организма: молекулы
– клеточные органоиды – клетки – ткани – ... (органы)
– ... (системы органов) – организм.
Строение нервной системы и ее свойства
1. Нервная система подразделяется
на … (центральную и периферическую).
2. От центральной нервной системы ко всем
органам нашего тела отходят … (нервы).
3. Ответная реакция организма на раздражение
рецепторов, осуществляемая при участии нервной
системы, называется … (рефлексом).
4. Скопление тел нейронов образуют … (серое)
вещество головного и спинного мозга, а скопление
их отростков – ... (белое) вещество.
5. Скопления тел нервных клеток за пределами
центральной нервной системы – ... (нервные узлы).
6. Электрическая волна, распространяющаяся по
нервному волокну, – ... (нервный импульс).
7. Нейроны, передающие в мозг нервные импульсы
от органов чувств и внутренних органов,
называются … (чувствительными).
8. Нейроны, передающие нервные импульсы от
мозга к мышцам и железам – ... (двигательные).
9. Путь, по которому проводятся нервные
импульсы при осуществлении рефлекса, называют …
(рефлекторной дугой).
10. На передней и задней сторонах спинной мозг
имеет … (продольные борозды), делящие его на
правую и левую половины.
11. В центре спинного мозга проходит … (спинномозговой
канал), заполненный спинномозговой жидкостью.
12. От каждого сегмента спинного мозга,
отходит пара спинномозговых нервов,
начинающихся двумя корешками – ... (передним и
задним).
13. Основные функции спинного мозга – ... (рефлекторная
и проводниковая) .
14. Головной мозг делят на три отдела – ... (передний,
средний и задний).
15. Сверху большие полушария головного мозга
покрывает серое вещество, называемое … (корой
больших полушарий).
16. Доли коры больших полушарий – ... (лобная,
теменная, затылочная и височная).
17. Определенный участок коры больших
полушарий, осуществляющий анализ и синтез
полученной информации, – ... (зона).
Продолжение следует
|