И.А. КИРЕЕВА,
учитель биологии МСОШ №6,
г. Отрадный, Самарская обл.
Что такое «человек», и как его изучают
Лекционно-семинарское занятие
Предлагаемый урок может быть проведен
в начале курса анатомии и физиологии человека в
8-м или 9-м классе, в зависимости от
программы. Кроме того, некоторые элементы урока
могут быть использованы в курсе «Общей биологии»
на уроках по теме: «Происхождение человека».
Оборудование: плакаты «Предки
человека», «Строение мозга млекопитающих и
человека»; учебник по анатомии человека.
Задачи урока: сформировать
представление об особенном положении человека в
природе и заставить задуматься о человеке с
одной стороны, как об одном из представителей
животных, а с другой стороны, как об уникальном
создании природы; объяснить значение понятий: трехмерное
цветное бинокулярное зрение, обучение,
логическое мышление, анатомия, физиология,
гигиена.
ХОД УРОКА
Что такое «человек»
В этом году вы приступили к изучению
нового раздела биологии – «Анатомия и
физиология человека». Но прежде чем говорить о
науках, изучающих человека, давайте попытаемся
определить, что же такое человек.
Человек (Homo sapiens) – это один из
видов животных, обитающих на нашей планете.
Как бы вы охарактеризовали человека
как представителя царства животных?
Виду Homo
sapiens давали самые различные определения:
разумное, политическое, пользующееся орудиями,
обладающее самосознанием существо.
Вооруженные высокоразвитой техникой и
организованные в крупные социальные группы, мы в
настоящее время используем растения и животных,
преобразуем поверхность Земли для
удовлетворения наших потребностей в пище,
топливе, жилье и транспорте. Мы обладаем оружием,
способным полностью стереть с лица Земли
большинство видов организмов.
И, тем не менее, организм человека
состоит из тех же химических элементов, что и все
прочие животные, – углерода, водорода, кислорода
и азота. Как сказал французский физиолог
Дюбуа-Реймон: «Атом железа остается тем же,
независимо от того, пролетает ли он внутри
метеора межзвездное пространство, катится ли с
грохотом по рельсам в колесе локомотива или как
составная часть гемоглобина течет в мозгу
поэта». Мы отличаемся лишь тем, как эти элементы
сгруппированы, образуя клетки, ткани и системы
органов, которые составляют организм, обладающий
особенностями, не встречающимися у других
существ.
Скачущая лошадь обгонит бегущего
человека. У орла более острое зрение, чем у
человека. Нашим зубам и ногтям не сравниться с
клыками и когтями леопарда. Но организм человека
обладает особенностями строения, сочетание
которых дает ему решающее преимущество перед
другими видами.
Давайте вспомним курс зоологии и
попробуем вместе назвать особенности строения
человека:
– прямостоячий скелет;
– подвижные руки, способные манипулировать
предметами;
– трехмерное цветное бинокулярное зрение;
– сложное строение мозга.
Рассмотрим эти особенности подробнее.
Прямостоячий скелет
Какие преимущества дает человеку
прямостоячий скелет?
Прямостоячий скелет позволяет нам
передвигаться, в отличие от других животных, на
двух ногах, перенося вес с пятки на пальцы ноги.
Такой способ передвижения превращает каждый шаг
в упражнение по балансированию, требующее
мгновенной координации работы мускулов спины,
бедер и ног. Мы можем не только ходить, но также
бегать, прыгать, плавать, нырять и взбираться на
скалы и деревья. Бегуны на длинные дистанции по
своей выносливости превосходят оленя.
Подвижные руки
Как вы думаете, какую роль играет
свободное положение конечностей человека?
Не испытывая потребности опираться на передние
конечности, мы пользуемся гибкими и чуткими
пальцами рук, чтобы исследовать поверхность
предметов на ощупь, а также сжимать их с
необходимой силой и точностью. Пользуясь
различными орудиями, мы можем воздействовать на
окружающую среду значительно эффективнее, чем
любые другие млекопитающие, передние конечности
которых снабжены копытами или когтями.
Трехмерное цветное бинокулярное
зрение
Смотрящие вперед и имеющие
перекрывающиеся поля зрения глаза позволяют нам
отчетливо фокусировать изображение, точно
определять расстояние до предметов и различать
не только их цвет, но также форму и яркость. Мы
можем следить за перемещением предметов, не
поворачивая головы, при помощи одного лишь
движения глаз. А то, что мы стоим прямо,
возвышаясь над уровнем земли, позволяет нам
видеть значительно дальше, чем видят другие
наземные млекопитающие таких же размеров.
Сложный мозг
И, наконец, мозг, очень крупный
относительно размеров тела, обладает
великолепными способностями к обучению,
логическому мышлению, управлению речью и к
точной координации движений рук и координации
зрения.
Именно совокупность всех этих особенностей
строения человека позволили ему стать одним из
самых высокоорганизованных существ на нашей
планете.
Науки, изучающие человека
Главная потребность человека –
сохранение жизни и здоровья. Большинство людей
не знают, какими большими резервами физического
и психического здоровья обладает организм, как
можно сохранить, развить и использовать эти
резервы, чтобы на многие годы продлить активную
жизнь.
Что, по-вашему, нужно делать, чтобы сохранить
здоровье?
В первую очередь – изучить свой организм, понять,
как он работает, соблюдать меры, предохраняющие
от болезней и укрепляющие организм.
Человек – объект изучения многих наук. Основные
из них – анатомия, физиология и гигиена.
Найдите, пожалуйста, в учебнике определения и
описания этих наук.
Анатомия – наука о строении
организма и его органов.
Физиология – наука о жизненных
функциях организма и его органов.
Гигиена – раздел медицины,
изучающий условия сохранения и укрепления
здоровья.
Наше дальнейшее изучение человека
будет проходить именно в такой
последовательности: сначала мы изучим строение
органа, затем его функции (как он работает), после
чего обсудим, каким болезням подвержен и как их
избежать.
Домашнее задание: прочитать «Введение» в
учебнике и ответить на следующие вопросы. Что
общего у человека с другими млекопитающими? Чем
человек отличается от других млекопитающих?
Какие особенности строения человека определили
его дальнейшую эволюцию? Что изучают анатомия и
физиология? Чем занимается гигиена? Каковы
основные методы гигиены?
|