ЗООЛОГИЯ

С.В. УХАНОВ

Царская овца

(К 200-летию создания романовской породы)

Гордостью отечественного овцеводства является романовская порода овец с высокими биологическими и продуктивными качествами. Она относится к грубошерстяной группе пород мясо-шерстяного направления и получила широкую известность и признание за рубежом.

В России грубошерстное овцеводство существует с давних времен. В древнейших летописях упоминается об изготовлении домашних шерстяных тканей. Н.Соколов, исследуя в 1853 г. архивные материалы по истории романовского овцеводства, установил, что первым обратил внимание на проблему русского овцеводства Петр I.

По наставлению Петра в 1716 г. были выписаны из Силезии и направлены в Ярославль два овчара для расширения овцеводства на русских землях и для обучения этому мастерству русских людей. Тогда же по указу царя для разведения и выращивания в личных хозяйствах было закреплено около 1000 голов овец. Размещены они были в пяти вотчинах, четыре из которых находились около г. Романова (ныне г. Тутаев Ярославской области). Отсюда, по основному месту разведения, они и получили название романовских.

Овца романовской породы

Овца романовской породы

Короткохвостые овцы, разводившиеся в крестьянских хозяйствах северных, северо-западных и некоторых центральных областей России, были хорошо приспособлены к местным условиям. За длительный срок разведения под влиянием природно-климатических и хозяйственно-экономических условий они видоизменились. В местах с благоприятными условиями кормления и содержания они приобрели большой живой вес, хороший экстерьер, лучшую шерсть. В других же местах они выродились.

Интересны исторические предпосылки возникновения и создания породы романовских овец именно на этих приволжских землях с далеко простирающимися прекрасными пастбищами. Длинная холодная зима в этих местах обусловила большой спрос населения на теплую, прочную и дешевую одежду – шубы, тулупы, пальто, шапки, варежки, носки, валенки. Почти все необходимое для изготовления такой одежды могла дать овца. В северных, северо-западных и центральных губерниях России широко распространился кустарный промысел по выделке шубных овчин. Овчары, стремясь улучшить качество овчины простых грубошерстных овец, стали вести отбор по этому признаку. Способствовали развитию овцеводства и выставки овец, проводимые в приволжских городах, Москве и Петербурге, на которых победителям вручались денежные и памятные награды.

Кропотливая работа в условиях отличного кормления и почти индивидуального содержания животных привела к тому, что крестьяне Романо-Борисоглебского уезда добились существенных успехов.

Первые сведения о большой плодовитости и высоком качестве овчины романовской породы овец в Ярославской губернии приведены в Трудах Вольного экономического общества помещиком-заводчиком А.Плаховым и датированы 1802 г. Последующие публикации подтверждают отечественное происхождение романовской овцы, выведенной методом народной селекции из северных короткошерстных овец. Такие показатели, как число хвостовых позвонков, длина и форма хвоста, характер шерстного покрова на хвосте, форма черепа, плодовитость, свидетельствуют о том, что у романовских овец нет крови других пород. Они представляют собой чистую породу.

Создание романовской овцы принесло славу здешним местам. Об изготовленных умельцами овчинных полушубках в народе говорили: «Весу в нем четыре фунта, а жару, что от четырех печей». И до сих пор о романовской овчине, которая считается лучшей в мире, говорят, что она теплая, как заячий пух, красива, как шкура песца, и прочна, как волчья шкура. Полушубки отличаются изяществом, легкостью и мягкостью, а высокое качество мездры не имеет себе равных. Весит такой полушубок не более 3 кг, прочен, служит более 10 лет, сохраняя хороший вид даже при постоянной носке.

Знаток романовских овец И.Н. Чернолетов еще в 1872 г. выделил несколько ее разновидностей: романовскую, владимирскую, костромскую, зубцовскую и другие. В 1930-х гг. почти все эти группы успешно улучшались овцами из Тутаевского района (чисто романовскими).

Руно романовских овец нормального типа состоит из двух видов волос: ости и пуха. Изредка в руне присутствует так называемый переходный волос (толстый без завитка). Он нежелателен, т.к. снижает достоинства овчины. А оно зависит от многих факторов: от соотношения длины ости и пуха, количества пуховых и остевых волокон, тонины ости и пуха, наличия и размера завитка, чистоты шерсти, уравненности руна, оброслости брюха и качества мездры. Каждый из этих факторов важен при оценке животного.

Овцы на пастбище

Овцы на пастбище

Для высокосортной романовской овчины соотношение ости и пуха находится в пределах от 1:4 до 1:10, хотя предпочтительнее соотношение от 1:4 до 1:7, при котором мех приобретает голубой оттенок.

Высокие теплозащитные свойства романовской овчины объясняются более интенсивным ростом пуха по сравнению с остью: через 3–4 месяца после стрижки пух превышает по длине остевые волосы на 2–3 см, образуя на концах волос красивые мелкие завитки. Относительно короткие остевые волоски составляют вместе с пуховыми нижний ярус шерсти, благодаря чему создается эластичная опора для меха, предохраняющая шерстный покров от нежелательного свойлачивания. Различие окраски пуха и ости (пух белый, а ость черная) придает руну нарядный темно-серый цвет с голубым оттенком. Этот цвет овчины служит показателем наиболее благоприятного сочетания между остью и пухом. Если в овчине много ости, то она будет темно окрашенной, менее теплой, более грубой и тяжелой. Если много пуха, овчина будет светлее, хотя легкой и теплой, но быстро свойлачивающейся при носке. Очень светлая окраска, равно как и рыжеватая, считается для романовских овец нежелательным качеством. Все приведенные особенности шерстного покрова свойственны только этой породе овец.

Самые лучшие поярковые овчины получают от молодняка 5–6-месячного возраста, ни разу не подвергавшегося стрижке. Эти овчины называют еще «петровскими», т.к. ягнята достигают указанного возраста обычно к Петрову дню. Поярковая овчина отличается более тонкой и эластичной мездрой, имеет шелковистый, длинный, тонкий пух и более тонкую ость. Снаружи шерсть «петровских» овчин имеет рыжеватый оттенок, при развертывании – голубой, она легко поддается искусственной завивке. Сшитый из такой овчины полушубок очень теплый и легкий.

Взрослых овец стригут три раза в год – примерно в марте, июне и сентябре. Настриг шерсти с баранов составляет 2,5–3 кг, с маток 1,5–1,8 кг. В осенний период 10–11-месячных подросших овец забивают на мясо. Получаемая при этом овчина называется «меженной».

Анатомические особенности овец – клинообразно заостренная лицевая часть головы, узкая морда, острые косо поставленные зубы и тонкие подвижные губы позволяют им поедать низкорослую, изреженную растительность. Они и на скудных пастбищах уже после выпаса коров могут находить себе корм, выбирая колоски, травинки, отдельные зерна и т.д. Из 600 видов пастбищных растений овцы поедают 570 (крупный рогатый скот только 50) и используют самые различные корма: траву, сено, солому, мякину, листья кустарников, кору, мох и т.д.

Бараны романовской породы достигают веса 65–70 кг, матки – 45–50 кг. У животных голова среднего размера, сухая, продолговатая, по цвету черная, у большинства животных с белой отметиной в виде проточины или звездочки, профиль слегка горбоносый. Уши прямостоячие, подвижные, глаза выпуклые, большие. Шея достаточно мускулистая, средней длины, грудь глубокая и достаточно широкая, ноги крепкие, средней длины, прямые. Холка не острая, сравнительно широкая, линия спины и поясницы ровные, крестец слегка свислый. Кожа тонкая, плотная, эластичная. Бараны-производители комолые, имеют более толстую кожу и гриву на шее. Шерсть достаточно густая, уравненная, четко различается остевая и пуховая зоны.

Важная особенность овец – большая пластичность и огромный потенциал адаптивности к различным условиям. Высокие подвижность и выносливость позволяют им совершать большие переходы. Их шерстный покров удивительным образом приспособлен к холоду и жаре, надежно защищает организм от низких температур и порывов ветра в холодное время года, а в жаркий период – от чрезмерного перегрева и ожогов кожи. Эта особенность романовской овцы позволяет ей не бояться холода. В зимний период, при наличии сухой, глубокой подстилки они легко переносят температуру минус 25–30 0С. С наступлением тепла животные сбрасывают шерстный покров (линяют).

Романовские овцы скороспелы, первенцы у них появляются, когда матери едва исполняется год. В проявлении половой охоты сезонности нет. Матки очень плодовиты, могут оплодотворяться и приносить приплод в любое время года и ягниться дважды в год. Их плодовитость оценивают в 250–300%, тогда как для большинства пород она составляет 120–150%.

Суягность (беременность) продолжается 140–153 дня (5 месяцев). За окот они обычно приносят 2–3 ягненка (у других пород – обычно 1–2 ягненка), но это не предел, и иногда появляются сразу 7 близнецов. Рождаются романовские ягнята черными, обычно с белыми отметинами на голове, конечностях и хвосте. С возрастом (примерно в 1 месяц) они начинают светлеть за счет перерастания белого пуха над черной остью и становятся темно-серыми. Пигментация пуха постепенно исчезает от основания волоса к верхушке и к 5-месячному возрасту он становиться светлым. Лишь концы волос сохраняют рыжий цвет – отсюда и серая окраска с рыжим (золотистым) оттенком на концах косичек. Затем шерсть приобретает характерный для взрослых овец серый (стальной) цвет.

За лактацию, пока овца кормит ягненка, ее молочные железы вырабатывают от 50 до 200 кг молока, которое содержит до 6% белка и более 7% жира (в коровьем молоке и того, и другого в два раза меньше). Вымя овец хорошо развито, обычно с двумя сосками, но иногда встречаются животные и с большим числом сосков (такие матки более молочны).

Продолжительность жизни овец 14–15 лет, но, как правило, особо ценные животные живут до 10 лет, к этому времени они теряют практически все зубы, и их выбраковывают.

Интересны некоторые аспекты поведения овец. У них развит инстинкт стадности, они плохо переносят одиночество. Так, если одна овца (особенно старшего возраста) будет на привязи, то другие от нее далеко не уйдут. На этом инстинкте основано содержание овец отарами (группами). Во время пастьбы овцы часто поднимают голову и при кажущейся опасности сразу прекращают пастьбу, принюхиваются, становятся беспокойными и сбиваются в отару, прижимаясь друг к другу.

Общеизвестна беззащитность овец. В мифологии и фольклоре овца – символ робости, кротости, беззащитности и жертвенности. В качестве жертвенного животного овца используется почти во всех религиях Ближнего Востока, в некоторых течениях христианства. Сопротивляться и бороться овцы не умеют. Известны случаи, когда волк, забравшись в овчарню, зарезал всех овец до одной. Возможно, робость овец связана с их слабым зрением, которое объясняет и их чувство стадности: куда одна овца, туда и все остальные.

Летом в жаркую погоду овцы подолгу отдыхают, сбившись в кучу или лежа. В прохладную же погоду, напротив, много двигаются, и пасти такую отару становится хлопотно. Связано это с тем, что у овец нет постоянного вожака, поэтому, чтобы стадо было управляемо, вместе с овцами выпасают козла или осла, которые и выполняют функцию ведущего. Овцы плохо запоминают свой двор и чаще их пасут вместе с козами, которые, в отличие от них, хорошо ориентируются.

Недавно англичанка Грейс Улис описала интересное решение проблемы выпаса овец. Вместо собак она приучает пасти стадо… овец. Для этого нескольких новорожденных ягнят она помещает в отдельную отару, где каждый малыш получает имя, и его кормят из бутылочки. После того как ягнята подрастут, их возвращают в стадо. Такие «пастухи» прекрасно слушаются свою хозяйку, а собратья послушно следует за ними. В результате 30 овец-пастухов хорошо справляются со стадом более 11 тыс. голов. При этом, считает Грейс, уменьшаются и стрессовые факторы, связанные с использованием в роли пастухов собак.

Стадный образ жизни овец, свойственные им рефлекс ориентации на соседних особей и подражательный рефлекс способствовали их одомашниванию и сохранению вида. Хотя в народном фольклоре овцы всегда фигурируют как пугливые и глупые животные («забит как овца», «выть тебе волком за твою овечью простоту»), все-таки их характер и поведение, несмотря на солидный стаж пребывания рядом с людьми, еще до конца не изучен. Большинство современных фермеров восхищаются необычной чуткостью и отзывчивостью на ласку овец романовской породы, их легкой приручаемостью. Так белорусский фермер А.Герт в течение нескольких лет держит в своем хозяйстве романовских овец и считает, что это очень умные животные, чего не скажешь об овцах других пород. Он описывает такой случай. «Среди овец выделялась одна – крупная, с темной головой, но без белой отметины. Все овцы брали корм из моих рук, а эта ближе, чем на три метра, ко мне не подходила. Я назвал ее Дикаркой. И вот Дикарка объягнилась тремя малышами. Однажды все овцы под предводительством барана пошли на насыпь к реке. Вдруг раздалось громкое тревожное блеяние, овцы подняли невообразимый шум, затем подбежали ко мне. Впереди всех бежала Дикарка, с ней были только два ягненка. Где же третий? Тут Дикарка подбегает ко мне, слегка бодает и, то и дело оглядываясь в мою сторону, бежит обратно к речке. Я все понял. Вот и река. Потерянного ягненка не видно, но овца продолжает тревожно блеять. Потом она повернулась ко мне, как бы давая понять, куда обратить внимание. Наклоняюсь – под насыпью в воде стоит мокрый ягненок – наверное, его подвело любопытство и он оступился. Я вытащил его на берег – радости матери не было предела: она жалась ко мне и терлась о мои ноги. После этого случая Дикарка смело подходила ко мне, а я гладил ее по голове. Она стала вожаком стада и понимала меня с полуслова».

Сегодня судьба нашей «золотой» романовской породы, которая считается лучшей в мире, зависит от энтузиазма фермеров. В России в настоящее время она оказалась на грани полного исчезновения. Если в пик своего развития в 1850-х гг. романовских овец насчитывалось 1,8 млн голов, к концу 1999 г. эта цифра уменьшилась до 29 тыс. голов, к 2000 г. – до 16 тыс. голов. В хозяйствах Ярославской области их осталось чуть более 5 тыс. Романовских овец с успехом разводят во Франции, Испании, Болгарии и других странах Западной Европы, где их поголовье (по различным источникам) составляет более 100 тыс. голов.

Причины сокращения численности в нашей стране поголовья романовских овец, как и другого скота, общеизвестны. Основной же причиной следует считать ликвидацию в последние десятилетия ХХ в. мелких ферм. Содержание овец в крупных комплексах, где длительное стойловое содержание и нехватка пастбищ привели к снижению конституционной крепости и резистентности (устойчивости), способствовало возникновению различных инфекций. Как следствие этого появился запрет на продажу племенных животных, и отрасль стала нерентабельной. Хозяйства стали освобождаться от овец, стремясь к улучшению своего экономического положения. В племенных и генофондных хозяйствах, находящихся под охраной и контролем государства, на начало 2001 г. осталось всего 6759 голов романовских овец.

А ведь даже в самые трудные для нашей страны военные годы в Палехском районе Ивановской области, где разведение романовки тоже имеет давнюю историю, был организован (в 1941 г.) государственный племенной рассадник овец. Это в значительной степени способствовало сохранению романовских овец.

Плачевное состояние жемчужины отечественного овцеводства не раз отражалось в специальной литературе. Предлагались конкретные меры по спасению и сохранению этой породы, которая может безвозвратно исчезнуть уже в самое ближайшее время. Можно только присоединиться к мнению академика РАСХ Н.Н. Стрекозова о том, что романовская овца представляет исключительную ценность для России и потеря ее как уникального представителя домашних животных и живого памятника культуры русского народа недопустима.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru