Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №2/2003

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

С.П. ПРИТУЛЯК

Продолжение. Начало см.N 1/2003 г.

Роль творческих задач в развитии познавательной активности

Развитию творческих способностей учащихся в значительной мере способствуют задачи, требующие использования жизненного опыта и повседневных наблюдений. Жизненный опыт часто вступает в противоречие с полученными на занятиях сведениями, порождая проблемные ситуации, дискуссии, споры, что является предпосылкой для создания творческой атмосферы на уроке.

Я предлагаю следующую классификацию творческих задач:

– на наблюдательность;
– на установление причинных связей;
– развивающие логические и комбинаторные способности;
– формирующие системное мышление;
– семантические задачи;
– на выявление связей между образной и словесной информацией;
– на причинно-следственные отношения;
– на связь целевых и причинных отношений;
– на развитие системообразующей творческой активности.

К задачам на наблюдательность относятся такие, для решения которых достаточно обратиться к известным явлениям и фактам. Систематическая работа в этом направлении побуждает учащихся иначе взглянуть на обычные явления. Вот примеры таких вопросов.

  • Почему руки движутся при ходьбе?

  • Есть ли на ладонях сальные железы?

Обсуждая ответы учащихся на первый вопрос, можно показать его связь с проблемой филогенеза человека. Известно, что предки человека ходили на четырех ногах и все четыре конечности работали. Следовательно, рефлекторные связи могли сохраниться. Этот физиологический атавизм используют спортсмены: когда надо сделать финишный рывок, ему рекомендуют усилить работу рук – это рефлекторно вызывает ускорение бега. Так, казалось бы, мелкое наблюдение может стать предметом довольно серьезного разговора и содействовать осознанию многих важных понятий.

При составлении задач на установление причинных связей я использовала наблюдения самих учеников.

  • Почему рука, удерживающая груз, не падает?

В самом деле, почему? Ведь суставные хрящи скользкие, да еще смазаны внутрисуставной жидкостью, которая ослабляет трение. Налицо противоречие, которое становилось ключом к постановке проблемы: кости в суставе должны проскальзывать, но они почему-то не только не скользят, а надежно закрепляются!

При разборе ответов учащихся восстанавливалась цепочка рассуждений: сокращение мышц-антагонистов прижимает сочленяющие кости друг к другу, жидкость выдавливается в складки суставной сумки, а эластичные хрящи, вдавливаясь друг в друга, выполняют роль резиновых прокладок в шарнирных устройствах (например, благодаря им мы можем закрепить настольную лампу так, как нам удобно). Решая эту задачу, учащиеся используют межпредметные связи с физикой, вспоминают о значении нервной регуляции в двигательной активности и, кроме того, открывают для себя, что мышцы, которые мы относим к антагонистам, иногда работают как синергисты.

Задачи, развивающие логические и комбинаторные способности, требуют умения логически рассуждать, находить группы факторов, совокупно влияющих на организм, оценивать события по степени их значимости.

Задачи, формирующие системное мышление, учат учитывать связи между явлениями и понимать, каким образом отразится на системе то или иное воздействие. В основном это вопросы прикладного характера, требующие выявления связей с анатомо-физиологическими понятиями и санитарно-гигиеническими рекомендациями.

Семантические задачи (объяснения названий терминов, определений и т.п.) определяют ту базу знаний, без которой творчество невозможно. При решении задач этого типа особое внимание уделялось ошибкам, связанным с дифференциацией научной и бытовой лексики.

Обучение решению творческих задач

Развитие навыков решения творческих задач включало в себя несколько этапов.

Вначале на уроке коллективно обсуждались и решались конкретные задачи по следующему плану:

– постановка проблемного вопроса;
– знакомство с содержанием задачи;
– подбор способов решения задачи (алгоритм: формула, схема, инструкция, эвристическая беседа);
– рассуждения с помощью логических приемов (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование);
– высказывание предположений;
– проверка правильности умозаключений с помощью просмотра натуры, таблиц, рисунков и коррекция ошибок;
– формулировка выводов.

На первом этапе учитель показывал способы решения типичных задач. Учащимся предлагалось решить задачу по образцу, данному учителем, причем они могли пользоваться учебной литературой, подсказкой учителя. Учащиеся обучались решать задачи конкретного типа, поэтому их творческая активность пока не проявлялась.

На втором этапе, после усвоения основных алгоритмов решения задач, учащимся предлагались задачи, решение которых требовало применения известного алгоритма в новых условиях, например при изучении другой темы. Так, при изучении свойств крови учащиеся рассматривали способы приготовления противодифтерийной сыворотки, при изучении дыхания – вопрос об изготовлении антигриппозной сыворотки. Консультацию учителя учащиеся использовали лишь для актуализации знаний.

На третьем этапе учащиеся выполняли задания самостоятельно. По мере решения творческих задач учащиеся усваивали прежние и находили новые алгоритмы, не нуждаясь в подсказке учителя. У учащихся появлялся устойчивый интерес к учебным действиям и потребность в творческой активности.

К решению творческих задач учащиеся подходят по-разному. В ходе решения они часто задают учителю или друг другу вопросы, требующие нестандартных ответов. Выслушав гипотезу учителя, учащиеся высказывают свои соображения, иногда не совпадающие с мнением учителя. Возникает дискуссия – активный поиск правильного решения, в ходе которого школьники используют не только накопленные теоретические знания, но и свой жизненный опыт.

Ниже приведены примеры типовых задач, используемых мною для выявления творческих возможностей учащихся. Опыт показал, что такого рода задачи способствуют усвоению теоретического материала, мобилизуют жизненный опыт учащихся, развивают умение оперировать фактами, высказывать предположения, доказывать свои идеи. У школьников развивается воображение и опосредованное мышление, а главное, растет интерес к предмету и самостоятельной работе.

Типовые творческие задачи и ответы учащихся

Задачи на наблюдательность

  • Когда на уроке физкультуры вы выполняете команду «Положите руки на бедра!», в действительности на какие кости опираются ваши руки?

Ответы учащихся: тазовая кость, бедренная кость.

Этот простой вопрос дает возможность выяснить, правильно ли школьники различают научные термины и житейские названия, верно ли представляют топографию скелета. Они учатся анализировать факты обыденной жизни и, прежде всего, обучаются подмечать их.

Задачи на установление причинно-следственных связей

  • В большинстве стран в жару пьют прохладительные напитки, а вот в странах Азии принято пить горячий чай даже в самые знойные часы. Как это объяснить?

Ответы учащихся:

– горячий чай лучше утоляет жажду, улучшается терморегуляция и потоотделение; с потом из организма удаляются вредные вещества;
– если пить горячие напитки, сосуды расширяются, температура тела повышается, увеличивается теплоотдача и людям становится прохладнее; а в других странах в жару пьют холодные напитки, чтобы много не потеть;
– людям в жару для восстановления тепла нужно пить горячий чай.

Второй ответ можно считать правильным, но учащийся допустил неточность, написав, что употребление горячего напитка непосредственно повышает температуру тела. По мере поступления в пищеварительный тракт горячий напиток принимает температуру тела, но при этом рефлекторно усиливается потоотделение и расширяются сосуды, что ведет к охлаждению организма.

  • Почему применение антибиотиков может вызвать нарушения пищеварения?

Правильный ответ учащегося: при применении антибиотиков погибают не только вредные микробы, но и бактерии, помогающие пищеварению, что приводит к его нарушению.

Задачи, развивающие логические и комбинаторные способности

  • Поль Брэгг говорил, что каждый человек должен заботиться о своем здоровье. И в этом ему помогут 9 «врачей». Каких «врачей» имел в виду ученый?

Правильные ответы учащихся:

– ученый имел в виду правильное питание, свежий воздух, спорт, здоровый сон, солнце, спокойную обстановку, воду, гигиену, активный отдых (прогулки, походы);
– хорошее питание, прогулки на свежем воздухе, движение, положительные эмоции, спокойный сон, солнечные ванны, водные процедуры, соблюдение правил личной гигиены, активный отдых.

  • Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

Ответы учащихся:

– кость – сложный живой орган, т.к. кость растет, участвует в обмене веществ, состоит из красного и желтого костного мозга, участвует в создании клеток кровь;
– кость прочная благодаря минеральным солям и упругая благодаря органическим веществам, содержащимся в ней; кость состоит из костной ткани, ткань из клеток, а клетки – живой организм; кость растет в длину благодаря надкостнице;
– в кости есть кровеносные сосуды, которые вырабатывают кровь;
– кость – живой орган; она состоит из ряда тканей, разнообразных по своей структуре; в костях находятся нервы и кровеносные сосуды;
– кости участвуют в обмене веществ через надкостницу.

Этот вопрос дает возможность учащимся закрепить знание основополагающих биологических понятий: признаки живого, соотношение части и целого. Первый ответ опирается на основные признаки живого, такие как рост, обмен веществ, кроветворение (деление клеток). Неточность можно отнести к небрежной редакции: кость не состоит из красного и желтого мозга, а содержит эти образования.

Значительно больший интерес представляет второй ответ. Логика учащегося такова: если кость состоит из клеток, а клетки – «живой организм», то и кость живая. К тому же прочность кости нельзя считать признаком живого – бетон тоже прочен. Несмотря на явную путаницу понятий «часть» и «целое» (здесь клетка часть, а не целый «живой организм»), важен вывод: если в состав системы входят живые элементы, то такая система живая.

Ошибка в следующем ответе объясняется тем, что учащиеся еще не изучали процесс образования крови, поэтому учащийся предположил, что кровь образуется в кровеносных сосудах. Такие ошибки не страшны: в ходе обучения они будут исправлены. Ошибки и неточности других ответов разбираются и обсуждаются со всеми учащимися.

Продолжение следует

Спонсор публикации статьи: официальный российский сайт популярного велопроизводителя Electra. Поклонников этого бренда по всем у миру с каждым годом становится все больше, все больше приверженцев активного образа жизни выбирают надежность, качество, и комфорт, присущие велосипедам марки Electra. Вы не знаете, что подарить близкому человеку на годовщину знаменательного события или на день рождения? Купите велосипед в подарок, и радости именинника не будет конца, он по достоинству оценит Ваше внимание. Уверены, что загоревшийся блеск в глазах счастливого обладателя велосипеда заставит Вас в ближайшее время вернуться на сайт electrabike.ru, чтобы выбрать двухколесное произведение дизайнерского и конструкторского искусства уже для себя или для своего ребенка. Возвращайтесь и начинайте увлекательное путешествие сначала по страницам интернет-каталога, а затем на велосипеде по дорогам нашей страны, а, может быть, ближнего или дальнего зарубежья.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru