С.П. ПРИТУЛЯК
Продолжение. См. N 1, 2/2003
Роль творческих задач в развитии
познавательной активности
Ответы учащихся:
– для обмена веществ необходим
кислород; прекращение обмена веществ означает
гибель организма, поэтому кислородом должны
беспрерывно снабжаться все клетки организма;
– без пищи и воды человек может
прожить несколько недель, т.к. в человеческом
организме есть запас белков, жиров, углеводов, а
запасов кислорода в организме нет;
– без пищи человек может обойтись
несколько недель, т.к. в организме есть
накопления жира – ими человек и питается; вода
также находится в организме, а вот кислорода в
крови и органах мало, и если его нет в воздухе, то
человек задыхается.
Задачи, требующие системного мышления
В своих ответах учащиеся отмечали, что
правильная осанка имеет не только эстетическое
значение:
– при неправильной осанке
неизбежно происходит искривление позвоночника,
что затрудняет работу сердца, легких и других
внутренних органов;
– при правильной осанке лучше
протекает процесс роста человека.
Ответы учащихся:
– в печени происходят химические
превращения веществ, синтезируются белки, в ней
содержится множество различных витаминов;
избыток углеводов откладывается в печени в виде
гликогена;
– печень участвует в поддержании
постоянства крови; она задерживает ядовитые
вещества; в печени синтезируются белки, углеводы,
ферменты;
– в печени производится кровь; она
перерабатывает некоторые вещества и производит
другие.
Ошибки учащихся нередко связаны с
подменой правильного утверждения
противоположным, что мы и видим в последнем
ответе: на самом деле в печени разрушаются
эритроциты крови, а кровь не производится.
Ответы учащихся:
– для работников тяжелого
физического труда предусматривается
потребление большого количества углеводов, т.к.
они – основной источник энергии, а этим людям и
нужно много энергии для работы;
– для восстановления сил и энергии
работники физического труда должны потреблять
больше углеводов, т.к. они дают энергии больше,
чем жиры и белки;
– при расщеплении углеводов
выделяется много энергии.
Ошибки в двух последних ответах снова
связаны с доминированием житейских
представлений: чем больше, тем лучше. На самом
деле калорийность жиров много выше калорийности
углеводов, но углеводы легче подвергаются
биологическому окислению и потому они
мобилизуются в первую очередь.
Ответы учащихся:
– ноги замерзают на морозе быстрее
других частей тела, потому что давление крови в
них меньше и циркуляция слабее, т.к. сосуды
находятся далеко от сердца;
– ноги быстрее замерзают, т.к. кровообращение
в ногах происходит медленно;
– ноги расположены дальше от сердца, и кровь
туда поступает дольше, циркулирует кровь в ногах
медленнее, чем в других органах.
Альтернативные ответы:
– ноги находятся ближе к земле, а
земля зимой холодная;
– процесс кровообращения занимает большой
период времени, и кровь в ногах за это время
остывает;
– на ногах кожа тоньше, чем на других частях
тела;
– ноги длиннее, чем другие конечности тела, и
кровь пока туда доходит, остывает;
– на морозе кровь становится более густой и
вязкой, поэтому медленнее передвигается.
К сожалению, даже в правильных ответах
учащиеся не указывали, что в венах кровь движется
против силы тяжести и потому застаивается.
Ответы учащихся:
– если у человека ранка, то в
поврежденном месте скапливается большое
количество лейкоцитов, которые помогают
быстрому заживлению, борясь с бактериями; кашель
также является защитной реакцией организма
(очищение легких); при отравлении желудок
очищается с помощью рвоты и повышенной
активности выделительной системы;
– если человек порезался, сначала
идет процесс свертывания крови, затем
регенерация кожи; если синяк – происходит
внутреннее свертывание крови.
В последнем ответе одна неточность,
возможно, связана с недостатком информации:
учащийся опускает первую фазу образования
синяка (гематомы) – внутреннее кровотечение – и
начинает сразу со свертывания крови.
Несоблюдение последовательности фаз или
опускание одной из них является недостатком
многих ответов при решении творческих задач.
Ответы, оцененные как ошибочные:
– у здорового человека
вырабатывается иммунитет против болезней; его
вырабатывают антитела, лейкоциты;
– при порезе пальца тромбоциты образуют
тромб, и кровь начинает свертываться, а затем
следует процесс регенерации крови.
В других неточных ответах учащиеся
меняли местами причину и следствие или отражали
лишь внешние связи, оставляя без внимания
основные.
Семантические задачи
Объяснения названий терминов, определений,
различий бытовой и научной номенклатуры
Объясните смысловое значение и
происхождение слов: печень, мышцы, пясть,
запястье, анатомия, лимфа, сердце, синапс,
витамины, скелет, кость, череп, ахиллово
сухожилие.
Ответы учащихся, оцененные как
правильные:
– печень происходит от слова
«печь», она согревает своим теплом проходящую
через нее кровь, обогревающую наш организм; в
печени происходит сильный обмен веществ; мышца –
«бегающая» под кожей мышь; слова «пясть»,
«запястье» произошли от числа пять;
– анатомия – «рассечение»,
разрезание тела (греч.); лимфа – чистая вода (лат.);
сердце – расположено в середине грудной клетки;
синапс – соединение (греч.); витамины – жизнь
(лат.); скелет – «скелос» (греч.); кость – кощь,
сухой, тощий (старослав.); череп – «чаша»; понятие
«ахиллово сухожилие» происходит от имени сына
древнегреческой богини Фетиды Ахилла, которого
она, чтобы сделать неуязвимым, купала в огненной
реке, держа за пятку.
Задачи на выявление связи образной и
словесной информации
Рис. 1. Схемы зрительных анализаторов здорового
человека и больных людей
На рис. 1 изображены зрительные
анализаторы здорового человека и больных.
Определите, кто из пациентов (А, В, С, D)
здоров и какая часть зрительного анализатора
повреждена у каждого больного. Укажите, какими
цифрами обозначены рецепторы, чувствительные
нервы и проводящие пути мозга, центральная часть
анализатора.
Ответы учащихся:
– здоров пациент D, т.к. он видит
бабочку; другие пациенты не могут видеть бабочку,
т.к. у них есть повреждения: у пациента А
повреждена сетчатка, у больного В – нервы, у
больного С – зрительная зона коры больших
полушарий;
– рецепторы на рисунке обозначены
цифрой 2, проводящие пути мозга –цифрой 3,
центральная часть анализатора – цифрой 4.
Задачи на причинно-следственные
отношения
Связь строения и функции; связь расхода энергии
и массы; связь энергетических трат
с потреблением кислорода и выделением
углекислого газа
Днем, когда человек активен, в его
организме идет интенсивный обмен веществ и
тратится много энергии. А вот тратится ли
энергия, когда человек спит?
Ответы учащихся:
– энергия тратится, но очень мало,
т.к. человек отдыхает и органы работают не в
полную силу, обмен веществ проходит неактивно;
– во сне обмен веществ замедляется
и энергии расходуется меньше;
– когда человек спит, работают
легкие, сердце, но в замедленном темпе.
Один из учащихся написал, что «мозг человека
работает более активно ночью, чем днем»,
по-видимому, под впечатлением материала о
парадоксальном сне
Продолжение следует
|