ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

С.П. ПРИТУЛЯК

Продолжение. См. N 1, 2/2003

Роль творческих задач в развитии познавательной активности

  • Почему человек может без пищи обойтись несколько недель, без воды – несколько суток, а без воздуха – несколько минут?

Ответы учащихся:

– для обмена веществ необходим кислород; прекращение обмена веществ означает гибель организма, поэтому кислородом должны беспрерывно снабжаться все клетки организма;

– без пищи и воды человек может прожить несколько недель, т.к. в человеческом организме есть запас белков, жиров, углеводов, а запасов кислорода в организме нет;

– без пищи человек может обойтись несколько недель, т.к. в организме есть накопления жира – ими человек и питается; вода также находится в организме, а вот кислорода в крови и органах мало, и если его нет в воздухе, то человек задыхается.

Задачи, требующие системного мышления

  • В чем преимущество правильной осанки?

В своих ответах учащиеся отмечали, что правильная осанка имеет не только эстетическое значение:

– при неправильной осанке неизбежно происходит искривление позвоночника, что затрудняет работу сердца, легких и других внутренних органов;

– при правильной осанке лучше протекает процесс роста человека.

  • Печень называют «химической лабораторией», «продовольственным складом», «диспетчером организма». Что лежит в основе таких образных выражений?

Ответы учащихся:

– в печени происходят химические превращения веществ, синтезируются белки, в ней содержится множество различных витаминов; избыток углеводов откладывается в печени в виде гликогена;

– печень участвует в поддержании постоянства крови; она задерживает ядовитые вещества; в печени синтезируются белки, углеводы, ферменты;

– в печени производится кровь; она перерабатывает некоторые вещества и производит другие.

Ошибки учащихся нередко связаны с подменой правильного утверждения противоположным, что мы и видим в последнем ответе: на самом деле в печени разрушаются эритроциты крови, а кровь не производится.

  • В нормах питания для работников тяжелого физического труда предусматривается увеличение доли углеводов. Почему?

Ответы учащихся:

– для работников тяжелого физического труда предусматривается потребление большого количества углеводов, т.к. они – основной источник энергии, а этим людям и нужно много энергии для работы;

– для восстановления сил и энергии работники физического труда должны потреблять больше углеводов, т.к. они дают энергии больше, чем жиры и белки;

– при расщеплении углеводов выделяется много энергии.

Ошибки в двух последних ответах снова связаны с доминированием житейских представлений: чем больше, тем лучше. На самом деле калорийность жиров много выше калорийности углеводов, но углеводы легче подвергаются биологическому окислению и потому они мобилизуются в первую очередь.

  • Почему ноги замерзают на морозе быстрее других частей тела?

Ответы учащихся:

– ноги замерзают на морозе быстрее других частей тела, потому что давление крови в них меньше и циркуляция слабее, т.к. сосуды находятся далеко от сердца;
– ноги быстрее замерзают, т.к. кровообращение в ногах происходит медленно;
– ноги расположены дальше от сердца, и кровь туда поступает дольше, циркулирует кровь в ногах медленнее, чем в других органах.

Альтернативные ответы:

– ноги находятся ближе к земле, а земля зимой холодная;
– процесс кровообращения занимает большой период времени, и кровь в ногах за это время остывает;
– на ногах кожа тоньше, чем на других частях тела;
– ноги длиннее, чем другие конечности тела, и кровь пока туда доходит, остывает;
– на морозе кровь становится более густой и вязкой, поэтому медленнее передвигается.

К сожалению, даже в правильных ответах учащиеся не указывали, что в венах кровь движется против силы тяжести и потому застаивается.

  • Какие вы можете привести примеры того, как человеческий организм сам себя лечит?

Ответы учащихся:

– если у человека ранка, то в поврежденном месте скапливается большое количество лейкоцитов, которые помогают быстрому заживлению, борясь с бактериями; кашель также является защитной реакцией организма (очищение легких); при отравлении желудок очищается с помощью рвоты и повышенной активности выделительной системы;

– если человек порезался, сначала идет процесс свертывания крови, затем регенерация кожи; если синяк – происходит внутреннее свертывание крови.

В последнем ответе одна неточность, возможно, связана с недостатком информации: учащийся опускает первую фазу образования синяка (гематомы) – внутреннее кровотечение – и начинает сразу со свертывания крови. Несоблюдение последовательности фаз или опускание одной из них является недостатком многих ответов при решении творческих задач.

Ответы, оцененные как ошибочные:

– у здорового человека вырабатывается иммунитет против болезней; его вырабатывают антитела, лейкоциты;
– при порезе пальца тромбоциты образуют тромб, и кровь начинает свертываться, а затем следует процесс регенерации крови.

В других неточных ответах учащиеся меняли местами причину и следствие или отражали лишь внешние связи, оставляя без внимания основные.

Семантические задачи

Объяснения названий терминов, определений, различий бытовой и научной номенклатуры

  • Объясните смысловое значение и происхождение слов: печень, мышцы, пясть, запястье, анатомия, лимфа, сердце, синапс, витамины, скелет, кость, череп, ахиллово сухожилие.

Ответы учащихся, оцененные как правильные:

– печень происходит от слова «печь», она согревает своим теплом проходящую через нее кровь, обогревающую наш организм; в печени происходит сильный обмен веществ; мышца – «бегающая» под кожей мышь; слова «пясть», «запястье» произошли от числа пять;

– анатомия – «рассечение», разрезание тела (греч.); лимфа – чистая вода (лат.); сердце – расположено в середине грудной клетки; синапс – соединение (греч.); витамины – жизнь (лат.); скелет – «скелос» (греч.); кость – кощь, сухой, тощий (старослав.); череп – «чаша»; понятие «ахиллово сухожилие» происходит от имени сына древнегреческой богини Фетиды Ахилла, которого она, чтобы сделать неуязвимым, купала в огненной реке, держа за пятку.

Задачи на выявление связи образной и словесной информации

Рис. 1. Схемы зрительных анализаторов здорового человека и больных людей

Рис. 1. Схемы зрительных анализаторов здорового человека и больных людей
  • На рис. 1 изображены зрительные анализаторы здорового человека и больных. Определите, кто из пациентов (А, В, С, D) здоров и какая часть зрительного анализатора повреждена у каждого больного. Укажите, какими цифрами обозначены рецепторы, чувствительные нервы и проводящие пути мозга, центральная часть анализатора.

Ответы учащихся:

– здоров пациент D, т.к. он видит бабочку; другие пациенты не могут видеть бабочку, т.к. у них есть повреждения: у пациента А повреждена сетчатка, у больного В – нервы, у больного С – зрительная зона коры больших полушарий;

– рецепторы на рисунке обозначены цифрой 2, проводящие пути мозга –цифрой 3, центральная часть анализатора – цифрой 4.

Задачи на причинно-следственные отношения

Связь строения и функции; связь расхода энергии и массы; связь энергетических трат

с потреблением кислорода и выделением углекислого газа

  • Днем, когда человек активен, в его организме идет интенсивный обмен веществ и тратится много энергии. А вот тратится ли энергия, когда человек спит?

Ответы учащихся:

– энергия тратится, но очень мало, т.к. человек отдыхает и органы работают не в полную силу, обмен веществ проходит неактивно;

– во сне обмен веществ замедляется и энергии расходуется меньше;

– когда человек спит, работают легкие, сердце, но в замедленном темпе.

Один из учащихся написал, что «мозг человека работает более активно ночью, чем днем», по-видимому, под впечатлением материала о парадоксальном сне

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru