О.Л. СИЛАЕВА
Говорят не только люди...
Не
только люди умеют говорить, но и птицы. То, что
птицы могут произносить слова и даже целые фразы,
было известно очень давно. С незапамятных времен
в Индии и Африке приручали крупных попугаев,
которые с успехом имитировали речь своих хозяев.
В России издавна держали говорящих
скворцов и ворон. Сидел такой говорящий
скворушка на подоконнике какого-нибудь
питейного заведения и зазывал клиентов:
«Дяденька, налей водочки!».
Однако до сих пор еще, несмотря на
массовое содержание говорящих птиц (сейчас это в
основном волнистые попугайчики), загадка
имитации ими человеческой речи остается
неразгаданной. Хотя в последнее время мы
значительно продвинулись в ее решении. С каждым
днем растет количество новых, потрясающих
фактов, на которые непосвященный человек
реагирует недоверчивой репликой: «Не может
быть!»
В прошлом году мы рассказывали об
интереснейших результатах, полученных группой
ученых-этологов из США, работавших с серым
попугаем (жако)*. Их питомец выучил обозначения 30
демонстрируемых ему предметов, научился
определять их форму и цвет, отвечать на вопросы.
Ну, а что же наши русскоязычные
пернатые говоруны? Они не во многом уступают
знаменитому Алексу. В большинстве случаев с ними
даже никто специально и не занимался.
Волнистого попугайчика Франтика
воспитала Анна Васильевна Трубачева из Луганска.
Вся ее семья состояла из Франтика и смышленого
песика Бошки. Хозяйка в равной степени общалась
как с тем, так и с другим. Разумеется, пес хоть и
понимал свою хозяйку, но ответить мог только
разнообразными позами и лаем, что, впрочем, у него
неплохо получалось. Зато Франтик освоил почти
полтора десятка бытовых тем для разговора. На
кухне он «угощал» свою хозяйку всякими
лакомствами: предлагал шпроты, окрошечку, шматок
сала, чесночок и т.д. Мог и сам попросить сварить
ему картошечку или дать хлебушка. Часто
попугайчик просил еду не только для себя, но и для
своего лохматого приятеля. «Бошке мяса!» –
требовал он.
После еды просил рассказать сказку,
причем знал несколько, например «Кошку-Мурочку»,
«Муху-Цокотуху», «Курочку-Рябу». Если хозяйка
соглашалась рассказать сказку, то Франтик к ней
прыгал на руку, прижимал клюв к ее губам и слушал,
не отрываясь, пока Анна Васильевна говорила.
Когда она замолкала, попугайчик толкал ее клювом
в губы и требовал продолжения. Анна Васильевна
пыталась отмахнуться: «Ну тебя, устала я», тогда
Франтик пытался приказывать: «Тебе ясно?! Хочу
сказку!» Если и это не помогало, Франтик отходил в
сторону и говорил, копируя обиженный тон:
«Скучно, страшно скучно».
Однажды к Анне Васильевне зашли две
подруги. Одна из них стала что-то громко
рассказывать, жестикулируя. Франтик попытался
спрятаться от шума в клетку, но и там все было
слышно, тогда он сказал: «Кричишь, кричишь и
кричишь!» Все засмеялись. Через некоторое время,
забыв про замечание, женщина снова повысила
голос. «Опять кричишь?!» – сказал Франтик. Он
вообще не любил повышенного тона. Как-то он
настойчиво просил у хозяйки дать ему картошечки,
но она не вняла его просьбам. И когда он в
очередной раз сказал: «Я хочу картошечку»,
хозяйка взорвалась: «Да далась тебе эта
картошечка!». «Я тебя люблю, а ты кричишь!» –
ответил Франтик.
Однажды мне рассказали про одного
очень талантливого волнистого попугайчика
Гришу. Я позвонила его хозяйке, чтобы попросить
разрешения приехать и записать голос ее питомца.
Уже по телефону я услышала много интересного о
Грише. В частности, вот такой эпизод. В доме были
гости. Грише очень понравилась одна блондинка.
Попугайчик не отходил от нее весь вечер, ходил по
голове. Потом уселся на ее плечо и доверительно
сказал: «У меня есть квартира!». Гости застыли в
изумлении. А попугай, помолчав несколько секунд,
добавил: «И там еще три комнаты».
Я просидела с Гришей весь день. К моему
сожалению, ничего путного он не сказал, кроме
обычного «джентльменского» набора – «Гриша –
хорошая птичка, привет» и т.п. Вечером я собралась
домой, сложила в сумку свою звукозаписывающую
технику и вышла в коридор. Гришина хозяйка вышла
из другой комнаты, чтобы проводить меня. Гриша
тоже вылетел в коридор и уселся на зеркало.
Хозяйка стала ему выговаривать, что он так плохо
себя вел и ничего толком не сказал. Гриша
крутился на зеркале и вдруг произнес совершенно
отчетливо: «А просто я не хочу». Заметьте, что он
совершенно правильно построил фразу и сказал о
себе не от третьего, а от первого лица!
Немало талантливых говорунов есть и
среди воробьинообразных птиц. Так, Д.И.
Кайгородов в своей книге «Из царства пернатых»,
изданной в 1891 г., рассказывает о говорящем
скворце: «Мне лично привелось видеть только
одного говорящего скворца (не из первоклассных).
Скворец этот говорит следующие слова и фразы:
«Миша (его так зовут), Мишечка, Мишуня, Мишурочка,
душечка. Здравствуй, Сашечка. Прощай, Мишуша,
Миша, спой песенку». После этих последних слов он
всегда начинает насвистывать «Чижика» – первое
колено правильно и отчетливо, но на втором
большей частью сбивается и переходит на слова:
«Миша, Мишечка, спой песенку» и снова начинает
насвистывать «Чижика». Все это произносится
скроговоркой чрезвычайно забавно.
А.Э. Брэм писал о говорящем вороне
Якове, который принадлежал Брэму-старшему. Яков
сам научился имитировать речь своего хозяина так
искусно, что домашние путали их голоса. Ворон
произносил свое имя и фразы побуждения, которые
относились к его собственной персоне: «Яков, поди
сюда! Здравствуй, Яков!» Горничных он будил,
обращаясь к каждой по имени: «Мина, вставай!
Кристель, вставай!» Он также копировал смех
детей, лаял, кудахтал и ворковал, как голубь.
Наши обыкновенные серые вороны тоже
могут подражать человеческой речи. Английский
этолог и биоакустик Моурер описывает серую
ворону, долго жившую в одном из зоопарков Англии.
Она настолько привыкла к людям и к их речи, что
почти заменила свое родное карканье на
английские слова приветствия: «Hello» и «Ok, boy».
Немецкий орнитолог Рольф Двенгер
рассказывал о своих питомцах – галчатах, которых
он воспитал с «младенческого возраста». На
основании человеческой речи они выработали свою
песню. Когда одна из птиц оставалась в
одиночестве, то сразу же заводила эту песню,
составленную из разных слов (произносимых как
внятно, так и не очень), которые перемежались
характерными галочьими звуками. Причем для
имитации галки с большим удовольствием выбирали
слова со звуком «о», что вовсе не типично,
например, для волнистых попугайчиков.
Сорока, жившая в Московском дворце
пионеров, рассказывала, что зовут ее Карлуша.
Жила она раньше с пожилой женщиной и девочкой.
Надтреснутым голосом старой женщины с типичными
интонациями птица четко произносила: «Лидочка».
У любителя птиц Р.В. Фаермана жили
говорящая сорока Петруша и сойка, которая умела
произносить «Здравствуй».
А вот уж канарейка – это точно
неординарный говорун! Ленинградка И.Г.
Двужильная купила кенара Пинчика и самку Брики в
возрасте 2–3-х месяцев. Самец много щебетал,
учился петь. Ирина Георгиевна приучала своих
питомцев брать корм из рук и приговаривала им
высоким мелодичным голосом «тю-тю-тю,
тюить-тюить, Пинчи, Брики, миленькие птички,
чудненькие птички, вот какие эти птички». Кенар
очень внимательно слушал хозяйку. Человеческая
речь стала для Пинчи единственным акустическим
эталоном. Через четыре месяца он впервые
повторил за своей хозяйкой: «тю-тю-тю,
тюить-тюить», а еще через несколько дней сказал:
«Пинчи». А вскоре семья Двужильных услышала
фразу, которую произнес Пинчи тоненьким и тихим
голоском: «Вот какие это птички, миленькие
птички». Затем были: «Брики» и «чудненькие
птички».
Через полгода кенар сформировал свою
«песню» – она начиналась с двойного повторения
«Пинчи-Пинчи, Брики-Брики», затем следовал
отрывок врожденных кенаровых трелей и снова
имитаций человеческой речи: «чудненькие птички,
миленькие птички, вот какие птички».
Заканчивалась песня громкой кенаровой трелью.
Ирина Георгиевна ежедневно занималась
с кенаром, повторяя выученное и добавив новые
слова: «любименькие птички» и «прелесть Пинчи».
Вначале кенар выговаривал «люби-люби-люби», а
полностью слово «любименькие» произнес через
несколько месяцев. Но слово «прелесть» он выучил
только после того, как хозяйка стала произносить
«прелести» – до этого у него получалось только
«пре-пре-пре».
Ирина Георгиевна пыталась обучить и
двух сыновей Пинчика – один из них выучил фразу
«Вот, вот какие эти птички», а другой – «вот-вот»,
«Пинчи-Пинчи», «птички». Но больше у них ничего не
получилось, кроме обычной кенаровой песни.
Как же объяснить факт имитации птицами
человеческой речи? Дело в том, что видовая
сигнализация у птиц с высокой степенью
социальности не является врожденной. Птицы на
воле перенимают ее от своих сородичей, имея к
этому соответствующую предрасположенность. В
неволе же партнером для общения становится
человек, и его сигнализация оказывается
единственной, возможной для заучивания. И
обязательной – ведь птицы не могут обойтись без
общения. Ручная птица, воспитанная человеком,
получает от него все необходимое: корм, воду,
свет. Но от человека зависит и ее этологическое
благополучие, которое обязательно включает в
себя коммуникативные связи с партнером. Птица
выучивает компоненты речевой сигнализации
человека в рамках адаптации к новым условиям
среды обитания для того, чтобы выжить.
В основе обучения говорению лежит
огромная любовь к птице, терпение, постоянная
забота и тесное языковое общение в течение всего
дня. Лучшие говоруны воспитаны одинокими
пожилыми женщинами-пенсионерками, которые
пестовали своих попугаев примерно так же, как
растили бы внуков, которых у них по разным
причинам не было. И постоянное общение, любовь и
внимание сделали свое дело.
В то же самое время птица становится
другом и основным собеседником пожилого
одинокого человека, испытывающего дискомфорт от
недостатка общения. И вот он уже не чувствует
себя одиноким, ведь есть с кем поговорить! Многие
владельцы признавались, что они не смогли бы
пережить разные стрессовые ситуации, связанные с
болезнями, потерей родных и т.д., если бы не их
пернатые члены семьи, которым и имена даются
человеческие, например Саша, Петруша, Кеша,
Боречка. И фамилия обязательно имеется – такая
же, как у их мам-воспитательниц.
Говорящие птицы могут помочь лечить
душевнобольных людей. Американский психиатр
Б.Левинсон уже получил положительные результаты
лечения психических расстройств у детей с
помощью животных-любимцев. Такие животные
помогают преодолеть отчужденность и
неконтактность ребенка, становятся «мостиком»
для общения врача с маленьким пациентом,
страдающим аутизмом. Использовались, правда,
пока в основном кошки, собаки и некоторые другие
животные. Преимущество говорящей птицы состоит в
том, что она может ответить человеку.
Сейчас термин «зоотерапия» уже широко
известен. Мы предлагаем в дополнение еще и
«орнитотерапию», способную помочь в лечении
эпилепсии, аутизма, некоторых психических
расстройств. С помощью методики, предложенной
проф. В.Д. Ильичевым, можно лечить заикание и
недостатки речи у детей. Ведь учить птичку
произносить слова гораздо интересней, чем
повторять одно и то же себе самому.
Вполне полезными могут быть и контакты
с говорящей птицей у незрячего ребенка. У детей с
недостатками зрения обычно обостренный слух,
значит и занятия с птицей пойдут эффективнее.
Хорошо развитое чувство осязания тоже будет
кстати, ребенок с радостью ощутит доверчиво
сидящего у него на руке попугайчика. Занятия с
птицей расширят и укрепят связи слепого ребенка
с окружающим миром, дадут ему возможность
проявить себя и вписаться в социальную
обстановку, преодолев психологический барьер
отчужденности.
Говорящие животные (и не только птицы,
подобные способности отмечены и у некоторых
млекопитающих) представляют большой интерес для
науки. Если у кого-то из читателей есть такое
животное или записи «говорения», пожалуйста,
свяжитесь с автором статьи по адресу: Москва 119071,
Ленинский пр. 33, или по тел.952-35-84, или по
электронной почте silaeva.o@mtu.ru .
*«Разговор с Алексом», >№ 16/2002
г.
|