ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

С.П. ПРИТУЛЯК

Окончание. См. No 1, 2, 3/2003

Роль творческих задач в развитии познавательной активности

Задания на связь целевых и причинных отношений

Приемы доврачебной помощи; приемы закаливания; поддержание работоспособности; соблюдение режима

  • В описаниях больших сражений прошлого века указывалось, что солдаты перед боем мылись, надевали чистое белье и мундиры. Каков на ваш взгляд физиологический смысл этого обычая?

Ответы учащихся:

– в этом случае вероятность заражения крови при ранении уменьшается;
– вода расслабляет организм и очищает тело, солдат чувствует себя бодрым;
– на грязной одежде скапливается пот и нарушается процесс терморегуляции;
– у чистой одежды хорошая терморегуляция.

  • Каковы причины нарушения осанки, как их избежать? Когда мы несем тяжелый портфель, в какую сторону мы отклоняемся? Как это может повлиять на осанку?

Ответы учащихся:

– нарушение осанки происходит при неправильной ходьбе, стоянии, сидении, выполнении различных видов работы;
– неправильное сидение за столом, сгорбленность, ношение тяжелых вещей приводит к искривлению позвоночника; нужно правильно сидеть за столом, стараться не носить тяжестей, заниматься утренней гимнастикой.

Альтернативные ответы:

– при ношении тяжелого портфеля наше тело отклоняется в противоположную сторону, осанка нарушается;
– если у ребенка хорошая осанка, он лучше растет; нарушение осанки происходит при врожденных заболеваниях соединительной и мышечной ткани.

Как видно из ответов, рецептурные санитарно-гигиенические рекомендации школьники знают неплохо, хотя не всегда им следуют в жизни. Одна из причин – невысокое ценностное отношение к своему здоровью, а вот желание скорее подрасти существует у многих. Это особенно проявляется в последнем ответе: доминирующее желание оказывается сильнее фактической стороны дела.

Задачи на развитие системообразующего вида творчества

Работа органов; поддержание гомеостаза; системы органов; этапы индивидуального развития; соматическая и вегетативная регуляция; этапы антропогенеза; нервная и гуморальная регуляция.

  • Почему волосы «встают дыбом»?

Ответы учащихся:

– сокращаясь, мышцы поднимают волосы;
– при испуге, перевозбуждении нервный импульс поступает к мышцам, поднимающим волосы, они сокращаются, и волосы «встают дыбом»;
– мышцы в луковицах волос сжимаются.

Последний ответ неправильный. Он связан с незнанием морфологии: мышцы, поднимающие волосы, не лежат в волосяной сумке.

  • Объясните пословицу: «Сытое брюхо к учению глухо».

Ответы учащихся:

– во время еды кровь приливает к желудку; в головной мозг в это время крови поступает меньше, и из-за этого соображается плохо;
– после принятия пищи кровь приливает к желудку для пищеварения, и когда мы начинаем умственную работу, то мозг работает не в полную силу (сосредоточиться будет труднее);

Ошибки в ответах связаны с подменой причинно-следственных связей целевыми отношениями:

– пока еда не переварится, организм не станет переключаться на работу мозга;
– когда человек ест, кровь приливает к желудку, чтобы переварить пищу.

  • Известно, что пьяный человек легче замерзает и чаще погибает на морозе. Какими физиологическими причинами это вызвано?

Ответы учащихся:

– у пьяного человека сильно притуплены чувства и активность мозга;
– алкоголь притупляет чувствительность организма к окружающим условиям; человек не чувствует холода, следовательно, его организм не сопротивляется отрицательным влияниям окружающей среды;
– алкоголь расширяет кровеносные сосуды, расходуется больше тепла; человеческий организм не успевает восполнять тепло; человек под воздействием алкоголя расслабляется и засыпает, обмен веществ замедляется, и человек замерзает;
– алкоголь уменьшает скорость сокращения сердца, кровь течет медленно и не справляется с терморегуляторной функцией;
– у пьяного человека в состав крови входит алкоголь, и кровь плохо согревает его;
– у пьяного человека сужаются сосуды, кровь пульсирует менее интенсивно, и человек замерзает;
– алкоголь в крови убивает некоторые вещества и человек замерзает.

Неточности в ответах связаны с тем, что школьники либо описывают внешние причины, упуская главную (первые два ответа), либо опираются на представления, внушенные им с раннего возраста (последний ответ): уж коли алкоголь, то он должен убивать в крови «некоторые вещества», – ошибка установки, к которой добавляется отсутствие дифференциации живого и неживого (вещество убить нельзя, а клетку можно).

Любой творческий процесс может сопровождаться ошибочными суждениями, которые требуют коррекции.
После выявления типов ошибок необходимо разрабатывать приемы их коррекции, основанные на поиске и исправлении ошибок. К ним относятся: работа с учебником и справочной литературой; объяснение учителя (сведение к абсурду, сопоставление выдвинутых предположений с реальными фактами); ответы на наводящие вопросы; использование схем, таблиц, рисунков, моделей; демонстрация опытов и т. д.
Для коррекции ответов необходимо создавать нужную установку, руководить восприятием, перестраивать сложившиеся представления. Важно, чтобы учащиеся поняли тип ошибки и способ ее коррекции.
Анализ ответов помогает учащимся выработать критическое отношение к своим и чужим ответам. Учителю же анализ ответов учащихся помогает систематизировать наиболее частые ошибки, способы их коррекции, которые учитываются при составлении соответствующих заданий.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru