ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

В.Г. СМЕЛОВА

Продолжение. См. No 2, 3, 4/2003

Контрольные работы по общей биологии

Контрольная работа № 4 по теме «Жизнедеятельность организмов. Ч. 1»

Вариант 1

1. Выпишите номер вопроса, против него запишите букву правильного ответа.

1. Питание – это процесс:

а) переваривания пищи;
б) поступления в организм, переваривания и всасывания питательных веществ;
в) образования кислорода и углекислого газа.

2. Пищеварение – это процесс:

а) механической и химической переработки пищи;
б) только всасывания питательных веществ;
в) поступления пищи в организм.

3. Фермент слюны, расщепляющий крахмал до сахара, это:

а) пепсин;
б) трипсин;
в) амилаза;
г) мальтаза.

4. К органам пищеварительной системы НЕ относятся:

а) легкие;
б) желудок;
в) печень;
г) кишечник.

5. Только среди животных встречаются паразиты:

а) да;
б) нет.

2. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова (используйте слова-подсказки, приведенные в скобках). Вставленные слова подчеркните.

Дыхание протекает в (хлоропластах, митохондриях). При этом углекислый газ (поглощается, выделяется), кислород (поглощается, выделяется), а органические вещества (расходуются, накапливаются) и масса растения (увеличивается, уменьшается). При дыхании растение (накапливает, расходует) энергию, необходимую для его жизнедеятельности.

3. Что объединяет такие понятия, как сосуды и ситовидные трубки ?

4. Дайте определения следующим терминам: артерия, предсердие, эритроциты.

5. Чем теплокровные животные отличаются от холоднокровных?

6. В две пробирки с желудочным соком добавили раствор куриного белка. Первую пробирку в течение часа держали при температуре 37 °С, а вторую – в снегу. Через час белок в первой пробирке растворился, а во второй – нет. Объясните, почему это произошло.

 

 

Вариант 2

1. Отметьте знаком «+» правильные утверждения.

1. Питание – это процесс получения живым организмом питательных веществ.
2. Пищеварение свойственно всем живым организмам.
3. Животные потребляют готовые органические вещества.
4. Только среди животных встречаются паразиты.
5. Ферменты – это особые белки, способствующие пищеварению.

2. Выпишите номера предложений, относящихся к дыханию.

1. Кислород выделяется.
2. Кислород поглощается.
3. Углекислый газ выделяется.
4. Углекислый газ поглощается.
5. Органические вещества расходуются.
6. Органические вещества накапливаются.
7. Происходит в хлоропластах.
8. Происходит в митохондриях.
9. Происходит на свету.
10. Происходит на свету и в темноте.
11. Происходит во всех органах растения.
12. Происходит только в зеленых частях растения.
13. Масса растения уменьшается.
14. Масса растения увеличивается.

3. В чем различие понятий сосуды и ситовидные трубки?

4. Дайте определение следующим терминам: вена, желудочек, гемолимфа.

5. В чем различие обмена веществ у холоднокровных и теплокровных животных?

6. Два кусочка накрахмаленной марли смочили слюной, один кусочек держали между ладоней, создав температуру 37 °С, а другой оставили лежать на столе при температуре 20 °С. Через 5 минут оба кусочка поместили в раствор йода, и они окрасились в синий цвет, но на первом проступило четкое белое пятно в том месте, где была нанесена слюна, а на втором это пятно было нечеткое. Как вы это объясните?

 

 

Вариант 3

1. Выпишите номер вопроса, против него запишите букву правильного ответа.

1. Мертвыми организмами и их остатками питаются:

а) змеи;
б) осины;
в) гиены;
г) мыши.

2. К паразитам относятся:

а) амеба;
б) блоха;
в) росянка;
г) таракан.

3. Растениями питаются:

а) белки;
б) клещи;
в) совы;
г) божья коровка.

4. К хищникам относится:

а) дождевой червь;
б) клещ;
в) лиса;
г) мышь.

5. Подберезовик и береза предпочитают существовать вместе, потому что:

а) дерево получает от гриба минеральные соли и воду, а гриб от дерева – некоторые органические вещества;
б) дерево помогает грибу удерживаться в почве;
в) гриб снабжает дерево кислородом;
г) человеку легче найти гриб под соответствующим деревом.

2. Рассмотрите сравнительную таблицу «Фотосинтез. Дыхание». Восстановите пропущенные слова в строчках таблицы.

3. Что объединяет такие понятия, как вены, артерии, капилляры, сердце?

4. Дайте определение следующим терминам: капилляр, лейкоцит, кровь.

5. Какие преимущества дает животным теплокровность?

6. В пробирку с желудочным соком добавили раствор куриного белка и выдержали 1 час при температуре 37 °С. Белок растворился. Объясните, как это произошло.

 

 

Вариант 4

1. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова (используйте слова-подсказки, приведенные в скобках). Вставленные слова подчеркните.

Фотосинтез протекает в (хлоропластах, митохондриях). При этом углекислый газ (поглощается, выделяется), кислород (поглощается, выделяется), а органические вещества (расходуются, накапливаются) и масса растения (увеличивается, уменьшается). При фотосинтезе растение (накапливает, расходует) энергию, необходимую для его жизнедеятельности.

2. Отметьте знаком «+» правильные утверждения.

1. Все живые организмы дышат.
2. Одноклеточные организмы дышат всей поверхностью тела.
3. Устьица – органы дыхания дождевого червя.
4. Трахейное дыхание характерно для насекомых.
5. Жабрами дышат только рыбы.

3. Выберите необходимые понятия и расположите их последовательно, показав движение воды и минеральных солей при почвенном питании растения.

1. Сосуды древесины.
2. Ситовидные трубки коры.
3. Корневые волоски зоны всасывания корня.
4. Лист.
5. Зона проведения корня.
6. Зона деления и роста корня.

4. Дайте определение следующим терминам: плазма, гемоглобин, сердце.

5. Сравните обмен веществ у растений и животных. Укажите черты сходства и различия.

6. Накрахмаленную марлю смочили слюной и выдержали 5 минут при температуре 37 °С. Затем марлю поместили в раствор йода. Вся марля окрасилась в синий цвет, а то место, где была нанесена слюна осталось белым. Как вы это объясните?

 

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru