Я ИДУ НА УРОК

Л.Н. ЕФИМОВА,
г. Ревда, Свердловская обл.

Лишайники

Комбинированный урок в 7-м классе

Оборудование: коллекция лишайников; таблица «Лишайники»; схема «Гриб + водоросль = лишайник»; карточки с терминами (таллом, пигмент, субстрат, симбиоз, экология).

ХОД УРОКА

I. Проверка знаний

1. Беседа

От учащихся требуется рассказать о царствах живой природы; формах жизни; признаках живых организмов; процессах жизнедеятельности; способах питания организмов (с приведением примеров); основных группах грибов.

2. Письменная работа

На каждом столе – карточки с утверждениями:

а) плодовые тела не образуются, грибница состоит из отдельных ветвящихся нитей;
б) плодовое тело гриба имеет обычно форму копыта и бывает очень твердым;
в) грибы питаются органическими веществами, поселяясь в почве или на пищевых продуктах;
г) грибы питаются готовыми органическими веществами, поселяясь на деревьях, в том числе живых;
д) клетки гриба не содержат хлорофилла;
е) эти грибы специально выращивают, чтобы получить из них ценное лекарство;
ж) эти грибы могут причинять вред лесному хозяйству.

Необходимо указать утверждения, верные для:

1-й вариант – гриба пеницилла (правильные ответы: а, в, д, е);
2-й вариант – гриба-трутовика (правильные ответы: б, г, д, ж).

На выполнение задания отводится 5 минут. После этого учащиеся обмениваются листками с ответами и проверяют работу друг друга. Критерии оценки: ни одной ошибки – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3», три ошибки – «3–»; больше 3 ошибок – «2». Выполненные и оцененные работы сдаются учителю.

3. Беседа

Обсуждение и анализ вопросов письменного задания.

II. Изучение нового материала

Лишайники – организмы, вегетативное тело которых – слоевище, или таллом, – состоит из гриба и водоросли. Известно около 26 тыс. видов и свыше 400 родов лишайников. Размеры их – от нескольких миллиметров до десятков сантиметров. В зависимости от содержащегося пигмента таллом лишайника может быть серым, белым, сизым, зеленоватым, буро-коричневым, желтым, оранжевым, черным.

Накипные лишайники

Накипные лишайники: 1 – аспицилия, 2 – калоплака, 3 – лецидея, 4 – ксантория

По форме и строению различают 3 типа слоевищ. Накипные (корковые) лишайники – плоские, растут на поверхности почвы, горных пород, коре деревьев и кустарников, плотно срастаются с субстратом, не отделяются от него без повреждений. Примеры корковых лишайников: леканора, аспицилия, лецидея, биатора, калоплака.

Листоватые лишайники

Листоватые лишайники: 1 – лобария, 2 – пармелия, 3 – пелтигера

Листоватые лишайники имеют более сложное слоевище – в форме пластинок. Эти лишайники срастаются с субстратом с помощью пучков гифов. Примеры – пармелия, колемма, лобария, пельтигера, нефрома, гирофора.

Кустистые лишайники

Кустистые лишайники: 1 – цитрария, 2 – кладония, 3 – уснея

Кустистые лишайники имеют наиболее организованный тип слоевища – в форме разветвленных ветвей, срастающихся с субстратом только основанием. Примеры – эверния, уснея, рамалина.

Таллом лишайников образован тонкими простыми ветвящимися гифами гриба, между которыми располагаются одноклеточные водоросли или цианобактерии. Верхний и нижний слои коры лишайника, образованы особенно плотно переплетающимися гифами гриба. В верхней коре сосредоточена основная часть пигментов.

Водоросли на свету в процессе фотосинтеза создают органические вещества, которыми питается гриб. Гриб снабжает водоросли водой и минеральными веществами.

Лишайнику как целому организму присущи новые биологические качества, не свойственные его компонентам вне симбиоза.

  • Проблемный вопрос: Какие это качества? (Ответ: нити гриба выполняют функции корней, а клетки водорослей и цианобактерий – функции листьев зеленых растений.)

Взаимодействие гриба и водорослей в составе единого организма лишайника очень сложное. Вырастить лишайник в искусственных условиях практически невозможно.

Лишайник – это не просто поселившиеся рядом друг с другом гриб (царство грибов), водоросль (царство растений) или цианобактерии (царство бактерий). Это особая форма жизни – симбиотический организм, не относящийся ни к какому из основных царств, обладающий отдельными свойствами. Например, лишайники выделяют некоторые химические вещества (лишайниковые кислоты), которые неизвестны ни у грибов, ни у водорослей.

Лишайники, как целостные организмы, отличаются высокой выносливостью. Они могут впитывать влагу из воздуха и поэтому способны расти на голых камнях и скалах – там, где не могут жить ни водоросли, ни грибы в отдельности. Лишайники также селятся на почве, стволах деревьев и даже на листьях и в воде.

Лишайники способны переносить длительное высушивание и низкие температуры. Но накопление органических веществ в их талломах происходит очень медленно – лишайники растут со скоростью от 0,2–0,3 до 2–3 мм в год.

  • Вопрос: Как размножаются лишайники, как размножаются водоросли и грибы? (Ответ: бесполым путем, вегетативно, при помощи спор, при участии полового процесса.)

Размножение лишайников может происходить вегетативно – кусочками слоевища. В сухую погоду талломы лишайников становятся хрупкими и легко разламываются на отдельные части-фрагменты (такой способ размножения называют фрагментацией). Бесполое размножение происходит за счет образования специальных расселительных групп клеток, включающих клетки как гриба, так и водоросли. Эти группы клеток потом разносятся ветром и потоками дождевой воды. Гриб, входящий в состав лишайника, может размножаться с помощью спор. Для грибов лишайника известен и половой процесс.

Лишайники встречаются во всех ботанико-географических зонах.

  • Вопрос: Какие зоны вы знаете? (Ответ: тундра, лесотундра, лесная зона.)

Поселяясь на голых скалах, лишайники выделяют разрушающие их кислоты. Это облегчает процесс выветривания горных пород. Разрушая скалы и накапливая питательные вещества, лишайники начинают образовывать почву, на которой могут поселяться растения. Лишайники – пионеры растительности. В этом их основное экологическое значение.

Кроме того, лишайники могут служить кормом для ряда животных. В зимней тундре они служат основной пищей для северных оленей.

Лишайники способны расти в очень неблагоприятных условиях. Но они не выносят дыма, копоти, сернистых газов промышленных районов.

  • Вопрос: Как их поэтому можно назвать? (Ответ: «чистюли», «брезгливые» и т.п.)

Лишайники – индикаторы степени загрязнения окружающей среды, организмы-биоиндикаторы.

Человек использует лишайники не только для определения состояния среды. Из лишайников получают антибиотики (алектория, цетрария, кладония, уснея, эверния), ароматические вещества и фиксаторы запахов (лобария, эверния). Некоторые лишайники используют для производства краски.

Далее следует рассказ о «манне» – съедобном лишайнике аспицилии съедобной (Энциклопедия «Биология для детей». – М., 1995, с. 209.)

III. Закрепление знаний

Биологическая задача – картина с изображением леса, растущего недалеко от завода; на коре деревьев в лесу – лишайники. Найди ошибку художника.

Вопрос 7 на с. 247 учебника Корчагина В.А. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники». Учебник для 6–7-х классов средней школы.

IV. Домашнее задание

Вопросы к §98 учебника.

Подготовка публикации – редакция «Биологии»

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru