Я ИДУ НА УРОК

В.Б. ДАМПИЛОВА,
Кижингинская школа-лицей,
Бурятия

Основы генетики

Урок-семинар в 11-м классе

Задачи урока: повторение основных понятий и законов генетики.

Оборудование: таблицы по основным законам генетики, карточки.

План урока

1. Познавательная игра «Гонка за лидером».
2. Решение задач.
3. Работа по карточкам.
4. Выставление оценок.
5. Задание на дом.

Учитель. Сегодня у нас урок-семинар по теме «Основы генетики». Мы повторим основные законы генетики. Сначала проведем познавательную игру, в которой вспомним основные генетические понятия, а затем – практикум по решению задач. В конце урока поработаем с карточками.

1. Познавательная игра «Гонка за лидером»

Учитель вызывает желающих участвовать в игре (4–5 человек).

Часть 1. Учитель зачитывает правильные и неправильные определения генетических понятий. Учащиеся должны согласиться или не согласиться с ним, ответив «да» или «нет». Жюри оценивает правильность ответов.

1. Ген – определенный участок молекул ДНК, отвечающий за синтез одной молекулы белка. (Да.)
2. Генотип – совокупность свойств и признаков организма. (Нет. Это совокупность генов организма.)
3. Фенотип – это совокупность всех генов данного организма. (Нет. Это совокупность всех свойств и признаков организма.)
4. Гамета – половая клетка, несущая один ген из аллельной пары. (Да.)
5. Зигота – диплоидная клетка, образующаяся при слиянии двух гамет. (Да.)
6. Гомозигота – зигота, имеющая одинаковые аллели данного гена. (Да.)
7. Гетерозигота – зигота, имеющая два разных аллеля данного гена. (Да.)
8. Аллельные гены – гены, расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом. (Да.)
9. Гомологичные хромосомы – парные хромосомы, одинаковые по размерам, форме, структуре генов, но имеющие разное происхождение. (Да.)
10. Половые хромосомы – хромосомы, по которым мужской пол отличается от женского. (Да.)
11. Аутосомы – неполовые хромосомы, разные у представителей мужского и женского пола. (Нет. Это неполовые хромосомы, одинаковые у представителей мужского и женского пола.)
12. Кариотип – совокупность всех генов данного организма. (Нет. Это совокупность всех хромосом данного организма.)
13. Локус хромосомы – участок хромосомы, где расположен ген. (Да.)

Часть 2. Учитель просит ответить на вопросы и дать определения генетических понятий. Жюри оценивает правильность ответов. В случае неправильных ответов учитель обращается к классу, который помогает исправить формулировку.

1. Что такое сцепленное наследование? (Одновременное наследование генов, локализованных в одной хромосоме.)
2. Определите понятие группы сцепления. (Группу сцепления образуют гены, расположенные в одном участке (локусе) хромосомы.)
3. Что такое альтернативные признаки? (Это взаимоисключающие, контрастные признаки.)
4. Какой признак называется доминантным? (Преобладающий признак, появляющийся в первом поколении потомства гетерозиготных особей.)
5. Что такое рецессивный признак? (Это признак, который передается по наследству, не проявляясь в первом поколении гетерозиготных потомков.)
6. Что такое моногибридное скрещивание? (Моногибридное скрещивание – это скрещивание форм, отличающихся друг от друга одним признаком, т.е. имеющих одну пару альтернативных признаков.)
7. Чем отличается дигибридное скрещивание от моногибридного? (Дигибридное скрещивание – это скрещивание форм, отличающихся друг от друга парами альтернативных признаков.)
8. Какое скрещивание называется полигибридным? (Это скрещивание форм, отличающихся друг от друга по многих признакам.)
9. Что такое возвратное скрещивание? (Возвратное скрещивание – это скрещивание нового генотипа потомка F1 с одной из родительских форм.)
10. Что такое анализирующее скрещивание и для чего его проводят? (Анализирующие скрещивания проводят, чтобы определить полученный неизвестный генотип потомка F1. Для этого его скрещивают с рецессивной родительской формой.)
11. Что такое гибрид? (Это организм, полученный в результате скрещивания разнородных в генетическом отношении родительских форм.)

2. Решение задач

Один учащийся решает задачу у доски, остальные – в тетрадях.

1. Фенилкетонурия (нарушение аминокислотного обмена, приводящее к мозговым нарушениям) наследуется как рецессивный признак (р). Здоровая женщина выходит замуж за больного мужчину.

1) Какими у них могут быть дети по этому признаку?
2) Какими могут быть дети в семье, где родители гетерозиготны по этому признаку?

2. Скрещивали серых кроликов с белыми. В поколении F1 появились только серые крольчата. При скрещивании их между собой было получено 198 серых и 72 белых кролика. Сколько гетерозигот среди полученного потомства?

3. Гомозиготное по обоим признакам гладкосеменное (А) растение гороха с усиками (С) скрестили с морщинистым (а) растением гороха без усиков (с). Гены указанных признаков (форма семени и наличие или отсутствие усиков) локализованы в разных парах хромосом.

1) Каковы генотипы и фенотипы F1 и F2?
2) Как произойдет расщепление в F2?

4. Изменим условие предыдущей задачи: гены указанных признаков локализованы не в различных хромосомах, а в одной хромосоме, поэтому эти два признака наследуются сцепленно. Каковы будут теперь генотипы и фенотипы F1 и F2?

3. Работа по карточкам

Учитель показывает карточки классу, ученики объясняют, что на них обозначено.

4. Выставление оценок

Учитель комментирует работу класса.

5. Задание на дом

Повторить материал этого урока. Прочитать параграфы в учебнике. Устно ответить на вопросы к параграфам.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru