Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №7/2003

ЗООЛОГИЯ

В.Д. ИЛЬИЧЕВ

Птицы и авиация

На заре развития авиации птицы не могли составить серьезную конкуренцию летательным аппаратам. Тогдашний самолет, столкнувшись с птицей в воздухе, получал незначительные вмятины, а иногда и вовсе обходился без повреждений. Первое серьезное столкновение самолета с птицей зарегистрировано в 1912 г. в Калифорнии.

Однако со временем скорость летательных аппаратов росла. Росла при этом и опасность любых столкновений в воздухе. На самолет, летящий со скоростью около 700 км/ч, встречная птица воздействовала втрое сильнее, чем снаряд 50-миллиметровой пушки. Сила удара от такого столкновения превышала 20 т!

Лобовое стекло истребителя пули не пробивали, но мягкое птичье тельце, встретившись на пути самолета, это стекло разрушало. Лайнер, бегущий по взлетной полосе, набирающий скорость для взлета, тем более взлетающий, при столкновении с птицей мог получить очень тяжелые повреждения, в его фюзеляже и крыльях возникали сквозные отверстия,

Еще более опасным оказывалось попадание птиц в воздухозаборники двигателя. В результате такого попадания деформировались лопатки турбин, изготовленные из прочнейших титановых сплавов. Повреждения могли быть настолько значительными, что двигатель прекращал свою работу.

Отверстие, пробитое птицей в фюзеляже, под действием воздушного потока начинало расширяться, что приводило к ухудшению аэродинамических свойств летящей машины, начинало заклинивать рули и элероны. Повреждение стекол кабины приводило к разгерметизации внутренних помещений, смертельно опасной для экипажа и пассажиров.

Понятно, что обычная высота полета, скажем, пассажирского лайнера (8–10 км) лежит за пределами птичьих возможностей, но при посадке или взлете опасность столкновения велика.

В какие же части самолета чаще всего попадают птицы? Для самолетов гражданской авиации примерно 40% попаданий приходится на двигатели, 33% – на крылья, 16% – на лобовые стекла кабин, 7% – на фюзеляж. Для военных самолетов на двигатель приходится 55% столкновений, на фюзеляж – 11%, на лобовые стекла – 10%.

Первое место по числу столкновений с самолетами (11,9% всех случаев) занимают сизые голуби. Далее следуют ястребиные (дневные хищные) птицы – 8,7% столкновений. Грачи являются виновниками 7,1% столкновений, скворцы – 5,2% ласточки – 3,9%, жаворонки, – 3,3%. Всего же на долю различных представителей отряда воробьинообразных приходится 32,2% случаев столкновений. Для чаек эта величина составляет 7,1%, для уток – 4,5%.

В гражданской авиации СССР ежегодно происходило около 1500 столкновений птиц с самолетами, а всего в мире – около 4500, причем каждое десятое сопровождалось тяжелыми последствиями. Стоимость ремонта, даже если самолет имел возможность благополучно приземлиться, составляла огромные суммы.

Естественно, что во всем мире предпринимаются значительные усилия и тратятся огромные средства для предотвращения столкновений самолетов с птицами. Работы в этом направлении координирует международная организация ИКАО. Большие усилия предпринимаются в районе аэродромов, где птицы особенно опасны для взлетающих и садящихся машин. Здесь для их рассеивания и отпугивания используют приборы, управляющие поведением птиц, – ЭСУПы (Экологические средства управления поведением), хорошо и эффективно отпугивающие грачей, чаек, скворцов и другие виды.

Последние разработки ученых и инженеров позволяют размещать на борту локаторы, своевременно обнаруживающие приближающиеся скопления птиц, вслед за чем автопилот соответствующим образом изменяет курс самолета.

 

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru