Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №8/2003

ОЛИМПИАДЫ, КОНКУРСЫ, КРОССВОДЫ

Централизованное тестирование в 2003 году

Централизованное тестирование (ЦТ) — ежегодная акция в российском образовании, которая, начиная с 1989 г., традиционно проходит весной, в дни школьных каникул. ЦТ проводится по тестам, которые формируются из единого банка заданий Центра тестирования Министерства образования РФ. Оно предлагается учащимся как независимая и объективная форма оценки знаний.

Расписание ЦТ единое — в один день по каждой дисциплине на всей территории России.

Существует два вида тестирования: итоговое — для выпускников 9-х и 11-х классов и абитуриентское — для поступающих в вузы.

Участие в ЦТ добровольное, осуществляется на платной основе.

По результатам участники получают сертификаты Центра тестирования Минобразования РФ, в которых указано количество набранных баллов по 100-балльной шкале. Срок действия сертификата — один календарный год.

Согласно рекомендациям Минобразования РФ, средние общеобразовательные заведения, а также вузы могут засчитывать результаты ЦТ в качестве оценок итоговой аттестации и вступительных испытаний соответственно.

Обращаем ваше внимание на то, что это положение носит лишь рекомендательный характер!

Предлагаем образцы тестов, использованных при проведении централизованного тестирования по биологии в 2002 г. Тесты составлены в соответствии с требованиями минимума содержания проекта образовательного стандарта.

Итоговый тест по биологии

11-й класс

Инструкция для учащихся

Тест состоит из частей А и В. На его выполнение отводится 120 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого легкого. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть А

 

К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.

А1. НЕ соответствует клеточной теории положение:

1) «Клетка — основная единица строения и развития всех живых существ»;
2) «В сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой ими функции и образуют ткани»;
3) «Клетки всех живых существ сходны по строению и функциям»;
4) «Все клетки многоклеточного организма имеют одинаковое строение».

А2. Биологическими мономерами в клетке являются:

1) белки и нуклеотиды;
2) нуклеотиды и липиды;
3) липиды и аминокислоты;
4) аминокислоты и нуклеотиды.

A3. Синтез жиров и углеводов происходит:

1) в рибосомах;
2) в лизосомах;
3) на мембранах гладкой эндоплазматической сети;
4) на мембранах шероховатой эндоплазматической сети.

А4. Связь между соседними в цепочке нуклеотидами в составе ДНК — это соединение между:

1) рибозой и фосфатом;
2) дезоксирибозой и фосфатом;
3) карбоксильной и аминогруппами;
4) азотистым основанием и фосфатом.

А5. Функция т-РНК в биосинтезе белка — это доставка аминокислот в рибосому и:

1) образование пептидной связи;
2) обеспечение процесса энергией;
3) поддержание структуры рибосомы;
4) определение места аминокислоты в полипептидной цепи.

А6. Клеточное дыхание — это:

1) биосинтез органических веществ с затратой энергии;
2) биологическое окисление органических веществ с выделением энергии;
3) биосинтез органических веществ с выделением энергии;
4) биологическое окисление неорганических веществ с затратой энергии.

А7. В темновой фазе фотосинтеза происходит:

1) накопление энергии в виде АТФ и НАДФ·Н2 и синтез глюкозы;
2) использование энергии в виде АТФ и НАДФ·Н2 и синтез глюкозы;
3) накопление энергии в виде АТФ и НАДФ·Н2 и окисление глюкозы;
4) использование энергии в виде АТФ и НАДФ·Н2 и окисление глюкозы.

А8. Деление цитоплазмы клетки перетяжкой во время митоза происходит в:

1) телофазу;
2) анафазу;
3) метафазу;
4) профазу.

А9. В анафазу мейоза II к полюсам клетки подходят хромосомы, каждая из которых состоит из:

1) одной хроматиды;
2) двух одинаковых хроматид;
3) двух разных хроматид;
4) четырех одинаковых хроматид.

А10. Число типов гамет, которое образует дигетерозигота, равно:

1) 2;
2) 3;
3) 4;
4) 9.

А11. Гибриды первого поколения более жизнеспособны и продуктивны из-за:

1) точечных мутаций;
2) гетерозиса;
3) полиплоидии;
4) модификации.

А12. Вольвокс — это ... водоросль:

1) одноклеточная;
2) многоклеточная;
3) колониальная;
4) нитчатая.

А13. У голосеменных растений архегонии:

1) располагаются в женском гаметофите;
2) располагаются в мужском гаметофите;
3) располагаются в микроспорангии;
4) отсутствуют.

А14. Ситовидные трубки у цветковых растений состоят из клеток:

1) мертвых;
2) живых без ядра;
3) живых с ядром;
4) живых с ядром и пластидами.

А15. Клевер и горох относятся к:

1) одному семейству;
2) разным семействам одного класса;
3) разным классам одного отдела;
4) разным отделам.

А16. Хемосинтезирующие бактерии получают энергию:

1) используя энергию света;
2) окисляя органическое вещество;
3) окисляя неорганическое вещество;
4) используя энергию организма-хозяина.

А17. Тонкие трубочки, из которых состоит грибница, это —

1) микоризы;
2) псевдоподии;
3) талломы;
4) гифы.

А18. Только паразитический образ жизни ведут простейшие животные:

1) саркодовые;
2) жгутиковые;
3) инфузории;
4) споровики.

А19. Человеческая аскарида в теле человека находится в виде:

1) финны в мышцах;
2) личинки в легких;
3) взрослого червя в кишечнике;
4) личинки в легких и взрослого червя в кишечнике.

А20. Органы дыхания ракообразных:

1) легкие;
2) жабры;
3) трахеи;
4) трахеи и лёгкие.

А21. Одним из основных ароморфозов, приведшим к образованию типа Плоские черви, послужило появление в процессе эволюции:

1) нервной системы;
2) кровеносной системы;
3) сквозного кишечника;
4) третьего зародышевого листка.

А22. Мухи и клещи относятся к:

1) одному отряду;
2) разным отрядам одного класса;
3) разным классам одного типа;
4) разным типам.

А23. Хордовые — это:

1) тип;
2) подтип;
3) отдел;
4) подотдел.

А24. К жабрам рыб подходит кровь от сердца по:

1) венам;
2) артериям;
3) капиллярам;
4) венам и артериям.

А25. Метаморфоз (превращение) у земноводных затрагивает в основном ... систему:

1) пищеварительную;
2) нервную;
3) выделительную;
4) опорно-двигательную.

А26. Пресмыкающиеся в составе органа слуха имеют:

1) только внутреннее ухо;
2) внутреннее и среднее ухо с 1 слуховой косточкой;
3) внутреннее и среднее ухо с 3 слуховыми косточками;
4) внутреннее, среднее с 3 слуховыми косточками и наружное ухо.

А27. У птиц артериальная кровь выталкивается из сердца:

1) левым желудочком;
2) правым желудочком;
3) левым предсердием;
4) правым предсердием.

А28. Слюнные железы сильно развиты у:

1) ежей и кротов;
2) кошек и собак;
3) коров и оленей;
4) китов и дельфинов.

А29. В процессе эволюции только внутреннее оплодотворение впервые появляется у:

1) рыб;
2) земноводных;
3) пресмыкающихся;
4) млекопитающих.

A30. K соединительным тканям человека НЕ относятся:

1) кровь, лимфа;
2) костная и рыхлая волокнистая ткани;
3) хрящевая и жировая ткани;
4) эпидермис, мерцательный эпителий.

A31. Одной из особенностей скелета человека по сравнению с млекопитающими животными является:

1) выпуклый свод стопы;
2) 7 шейных позвонков;
3) пятипалая конечность;
4) непарная лобная кость.

А32. Продолжительность систолы (сокращения) предсердий у человека равна:

1) 0,8 сек;
2) 0,7 сек;
3) 0,3 сек;
4) 0,1 сек.

А33. Внутреннюю среду организма человека образует(ют):

1) кровь;
2) кровь и тканевая жидкость;
3) кровь, лимфа и тканевая жидкость;
4) кровь, лимфа, тканевая жидкость и ткани, образующие внутренние органы.

А34. Дыхание обеспечивает каждой клетке тела человека:

1) приток питательных веществ;
2) активацию всех ферментов;
3) синтез АТФ в митохондриях;
4) синтез АТФ на рибосомах.

А35. В ротовой полости начинается ферментативное расщепление:

1) белков, углеводов, жиров;
2) белков и жиров;
3) углеводов и жиров;
4) углеводов.

А36. У человека нефронов примерно:

1) 2;
2) 2 тысячи;
3) 200 тысяч;
4) 2 миллиона.

А37. Яичники женщины вырабатывают гормоны:

1) только эстрогены;
2) только андрогены;
3) эстрогены и андрогены;
4) эстрогены, андрогены и кортикостероиды.

A38. Цепь последовательных безусловных рефлексов — это:

1) настия;
2) инстинкт;
3) таксис;
4) тропизм.

А39. Полностью все органы у плода человека формируются во время беременности к:

1) 3 месяцам;
2) 5 месяцам;
3) 7 месяцам;
4) 9 месяцам.

А40. НЕ наследуется изменчивость:

1) мутационная;
2) соотносительная;
3) комбинативная;
4) модификационная.

А41. К новым людям относится:

1) питекантроп;
2) кроманьонец;
3) гейдельбергский человек;
4) неандерталец.

А42. Недостающим звеном пищевой цепи: «водоросли—рыбы— ... —кашалоты» является(ются):

1) зоопланктон;
2) фитопланктон;
3) морские птицы;
4) головоногие моллюски.

А43. Найдите соответствие.

Основные направления эволюции

1. Ароморфоз.
2. Идиоадаптация.
3. Общая дегенерация.

Явления

А. Исчезновение глаз у пещерных рыб.
Б. Появление покровной ткани у мхов в процессе эволюции.
В. Хорошее развитие копчиковой железы у водоплавающих птиц.
Г. Разнообразие плодов у растений.
Д. Появление полового размножения в процессе эволюции.

Ответы

1) 1 — Г, Д; 2 — Б, В; 3 — А.
2) 1 — Б, В; 2 — Г, Д; 3 — А.
3) 1 — Б, Г; 2 — В, Д; 3 — А.
4) 1 — Б, Д; 2 — В, Г; 3 — А.

А44. Найдите соответствие.

Экологические факторы

1. Биотические.
2. Абиотические.
3. Антропогенные.

Компоненты природной среды

А. Эрозия пахотных почв.
Б. Конкуренция между сорняками.
В. Внесение минеральных удобрений.
Г. Длина светового дня.
Д. Загрязнение почвы пестицидами.

Ответы

1) 1 — Г; 2 — Б; 3 — А, В, Д.
2) 1 — А, В, Д; 2 — Г; 3 — Д.
3) 1 — А, В, Д; 2 — Б; 3 — Г.
4) 1 —Б; 2 — Г; 3 — А, В, Д.

А45. Найдите соответствие.

Компоненты биоценоза

1. Продуценты.
2. Консументы.
3. Редуценты.

Организмы

А. Насекомые.
Б. Синицы.
В. Ястребы.
Г. Плесневые грибы.
Д. Сосны.

Ответы

1) 1 — Д; 2 — А, Б, В; 3 — Г.
2) 1 — Г; 2 — А, Б, В; 3 — Д.
3) 1 — А, Б, В; 2 — Г; 3 — Д.
4) 1 — Д; 2 — Г; 3 — А, Б, В.

Часть В

Прочитайте предложения с пропущенным словом (словами) и рассмотрите рисунки. Вставьте пропущенные слова в заданиях В1—В5 и в подписях к рисункам В6—В10 так, чтобы получились верные высказывания.

B1. Между наружным и внутренним зародышевыми листками у большинства животных образуется третий зародышевый листок — это ...

В2. Скрещивание родительских форм, наследственно различающихся по двум парам признаков, — это ... скрещивание.

В3. Сходство хромосомного набора (число, размер, форма хромосом) у особей одного вида — это ... критерий вида.

В4. Биотоп + биоценоз = ...

В5. Небелковая пигментная группа, содержащая железо и входящая в основной белок эритроцитов, — это ...

В6. У изображенного на рисунке растения жилкование ...

В7. У изображенного на рисунке растения соцветие называется ...

В8. У изображенного на рисунке растения плод называется ...

В9. Изображенное на рисунке растение относится к семейству ...

В10. На рисунке (упрощенная схема рефлекторной дуги) стрелка указывает на ... вещество спинного мозга.

ОТВЕТЫ

А1. 4. А2. 4. А3. 3. А4. 2. А5. 4. А6. 2. А7. 2. А8. 1. А9. 1. А10. 3. А11. 2. А12. 3. А13. 1. А14. 2. А15. 1. А16. 3. А17. 4. А18. 4. А19. 4. А20. 2. А21. 4. А22. 3. А23. 1. А24. 2. А25. 4. А26. 2. А27. 1. А.28. 3. А29. 3. А30. 4. А31. 1. А32. 4. А33. 3. А34. 3. А35. 4. А36. 4. А37. 3. А28. 2. А39. 1. А40. 4. А41. 2. А42. 4. А43. 4. А44. 4. А45. 1.

В1 — мезодерма. В2 — дигибридное. В3 — генетический. В4 — биогеоценоз/экосистема. В5 — гем. В6 — дуговое. В7 — кисть. В8 — ягода. В9 — лилейные/лилейных. В10 — серое.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru