Л.В. СУХАНОВА
Продолжение. См. No 7/2003
Лабораторные работы по курсу «Человек
и его здоровье»
Лабораторная работа No 3. Кожное
чувство (продолжение)
III. Определение раздражителя
1. Завяжите глаза партнеру. Дайте ему
палочку для использования ее в качестве
указателя.
2. Карандашом попеременно прикоснитесь к
участкам тела, указанным в табл. 3, так, чтобы на
коже остался видимый след.
3. Партнер должен определить место, к которому вы
прикоснулись, дотрагиваясь до него палочкой.
4. С помощью линейки измерьте расстояние между
точкой, сделанной карандашом, и местом
прикосновения палочкой. Показатели впишите в
табл. 3.
5. При второй и третьей попытке точки касания
карандашом должны быть расположены рядом. Данные
внесите в табл. 3.
6. Рассчитайте среднее расстояние
между отметкой карандашом и палочкой для каждого
из пяти мест прикосновения.
7. Поменяйтесь ролями с партнером.
Вопросы
1. Какая из тестируемых частей тела
более чувствительна, а какая – менее?
2. На какой из тестируемых частей лучше различимо
расстояние между раздражителями, а на какой –
хуже?
3. О чем свидетельствует различие
чувствительности кожи разных частей тела?
4. На какой части тела легче определить место
раздражения?
5. Какая связь существует между результатами,
полученными в части III, с результатами,
полученными в I и II частях?
6. Есть ли разница между результатами вашими и
вашего партнера? Если есть, то какой из этого
можно сделать вывод?
Проблемные вопросы
1. Система чтения и письма по Брайлю для
слепых использует выпуклые точки. Слепые люди
читают по Брайлю, прикасаясь к этим точкам и
узнавая буквы. Почему это возможно?
2. Кроме рецепторов осязания кожа содержит
рецепторы боли. Каково значение болевых
рецепторов?
3. Какая связь между рецепторами осязания на руке
и той функцией, которую выполняет рука человека?
4. Когда вы надеваете наручные часы, вы ощущаете
давление на запястье. Как вы думаете, почему
через некоторое время вы перестаете ощущать это
давление?
Лабораторная работа No 4. Строение
скелета
Скелет
обеспечивает нашему телу опору и сохранение
формы, защищает внутренние органы, является
кроветворным органом. У взрослого человека
скелет состоит примерно из 200 костей. Он включает
следующие отделы: скелет головы и скелет
туловища. К скелету туловища относят
позвоночник, грудную клетку, плечевой пояс,
верхние конечности, тазовый пояс и нижние
конечности.
Цель: ознакомиться со строением
скелета, отдельными костями, научиться
определять типы костей.
Оборудование: коллекции « Типы
костей и позвонков».
ХОД РАБОТЫ
I. Строение костей
1. Рассмотреть срез трубчатой кости.
Обратить внимание на внешнюю оболочку –
надкостницу, которой покрыта кость.
2. Рассмотреть на срезе плоскую губчатую ткань.
3. На рис. 2 найти надкостницу, под ней плотное
вещество и губчатое вещество. Полость трубчатой
кости заполнена желтым костным мозгом и на
концах губчатая часть заполнена красным костным
мозгом, где образуются красные и белые клетки
крови. Головка кости покрыта хрящевой тканью.
Рис. 2
II. Строение позвонков
1. Рассмотреть и сравнить позвонки
шейного, грудного, поясничного и крестцового
отделов.
2. Зарисовать один позвонок и подписать его части.
III. Отделы скелета
Рассмотреть скелет (рис. 3), выписать
номера, соответствующие названиям отделов
скелета:
– запястье;
– лопатка;
– малая берцовая кость;
– ключица;
– лучевая кость;
– большая берцовая кость;
– ребра;
– пясть;
– череп;
– предплюсна;
– фаланги пальцев;
– локтевая кость;
– плечевая кость;
– грудина;
– бедренная кость;
– тазовые кости;
– плюсна;
– позвоночник;
– надколенник.
Рис. 3
Вопросы
1. Каково значение впадины на головке
трубчатой кости?
2. 3а счет чего происходит рост кости в длину и
толщину?
3. В чем отличие трубчатых костей от губчатых?
4. По какому признаку можно определить
принадлежность позвонков к определенному отделу
позвоночника?
5. Какую функцию выполняют кости черепа?
6. В чем сходство в строении скелета верхних и
нижних конечностей? Чем это можно объяснить?
7. Каково различие в строении скелета верхних и
нижних конечностей? Чем это можно объяснить?
8. Каково значение того, что кости таза соединены
неподвижно?
Проблемные вопросы
1. Скелет новорожденного состоит из
большого количества хрящей, которые по мере
роста ребенка заменяются костями. Почему?
2. У детей в возрасте до года на темени
прощупывается родничок, а в более позднем
возрасте он полностью зарастает. Что такое
родничок? Какую диету вы бы порекомендовали для
ребенка, у которого зарастание родничка
происходит медленно?
Лабораторная работа № 5. Мышцы, их
строение и функции
Для осуществления различных движений
в организме человека, как и у всех позвоночных
животных, имеются три вида мышечной ткани.
Каждому виду ткани свойствен свой тип
видоизмененных клеток – мышечных волокон.
Скелетные мышцы образованы поперечнополосатой
мышечной тканью, мышечные волокна которой
собраны в пучки. Внутри волокон проходят
белковые нити – миофибриллы, благодаря которым
мышцы способны укорачиваться (сокращаться).
Сердечная мышца, как и скелетная, состоит из
поперечнополосатых мышечных волокон. Эти
волокна в определенных участках переплетаются.
Благодаря этой особенности сердечная мышца
способна быстро сокращаться.
Стенки внутренних органов (сосудов, кишечника,
мочевого пузыря) образованы гладкой мышечной
тканью. Сокращение волокон этой ткани происходит
медленно.
К мышцам подходят нервы и кровеносные сосуды.
Мышцы могут сокращаться произвольно и
непроизвольно.
Цель: ознакомиться со строением
мускулатуры, определить функции различных видов
мышечной ткани.
Оборудование: микропрепараты
различных видов мышц, микроскоп.
Техника безопасности: аккуратно
работать с микроскопом. Осторожно обращаться с
микропрепаратами. При переводе объектива
микроскопа на большое увеличение аккуратно
работать с винтом, чтобы не раздавить
микропрепарат.
ХОД РАБОТЫ
I. Виды мышечной ткани
1. Рассмотрите микропрепарат скелетной
мышцы под малым увеличением микроскопа, затем
под большим.
2. Подсчитайте количество ядер в
мышечном волокне. Обратите внимание на полоски и
форму клеток. Внесите данные в табл. 4. Зарисуйте
микропрепарат.
3. Рассмотрите микропрепарат гладкой
мышечной ткани под малым и большим увеличением.
Обратите внимание на форму клеток и количество
ядер. Данные внесите в табл. 4. Зарисуйте
микропрепарат.
4. Рассмотрите микропрепарат сердечной
мышцы под малым и большим увеличением.
Подсчитайте количество ядер в клетке. Обратите
внимание на форму клеток и наличие в них полосок.
Данные внесите в табл. 4. Зарисуйте микропрепарат.
Сердечная мышца
Гладкая мышца
Скелетная мышца |
II. Группы скелетных мышц
1. Рассмотрите рисунок костей и мышц
плеча (рис. 4), подпишите (мышца сгибатель –
бицепс, мышца разгибатель – трицепс, сухожилия).
Рис. 4
2. Рассмотрите рис. 5. Подпишите
основные группы мышц.
Рис. 5
Вопросы
1. В чем сходство и различие скелетной и
сердечной мышцы?
2. Чем отличаются гладкие мышцы от скелетных и
сердечных мышц?
3. Каковы функции различных типов мышечной ткани?
4. Какие движения возможны благодаря сокращениям
плечевой мышцы?
5. Как повлияет повреждение одной из
мышц-антагонистов на движение мышц?
Проблемные вопросы
1. Как отразится на соответствующей
мышце разрыв сухожилий?
2. Предположим, что к скелету прикреплены гладкие
мышцы и они способны произвольно сокращаться.
Какие движения сможет производить
опорно-двигательная система?
3. Почему птица не сможет летать, если будут
повреждены нервы, иннервирующие крыло?
Лабораторная работа № 6.
Микроскопическое строение крови человека и
лягушки
Кровь – жидкая соединительная ткань.
Она состоит из плазмы и форменных элементов:
красных кровяных клеток – эритроцитов, белых
кровяных клеток – лейкоцитов и кровяных
пластинок – тромбоцитов.
Тромбоциты участвуют в процессе
свертывания крови. Лейкоциты играют важную роль
в защите организма от микробов, ядовитых веществ,
чужеродных для организма клеток и тканей.
Существуют несколько видов лейкоцитов,
различающихся по строению и функциям. Эритроциты
переносят кислород от легких к тканям и
углекислый газ от тканей к легким, участвуют в
поддержании постоянства внутренней среды
организма.
Цель: изучить строение крови
человека и лягушки. Определить, чья кровь
способна переносить больше кислорода.
Оборудование: готовые
микропрепараты крови человека и лягушки,
микроскоп.
Техника безопасности: быть
осторожным при работе с микропрепаратами.
Аккуратно обращаться с микроскопом. При переводе
объектива на большое увеличение осторожно
работать с винтом, чтобы не раздавить
микропрепарат.
ХОД РАБОТЫ
I. Кровь человека
1. Рассмотрите препарат крови человека
под малым, затем под большим увеличением.
2. Какова форма, относительная величина и
количество эритроцитов и лейкоцитов?
3. Зарисуйте 3–4 эритроцита и один лейкоцит,
обозначьте клетки и ядро лейкоцита.
II. Кровь лягушки
1. При том же увеличении микроскопа
рассмотрите препарат крови лягушки.
2. Какова относительная величина, форма и
количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате?
3. Зарисуйте 3–4 эритроцита и один лейкоцит,
обозначьте клетки и их ядра.
Вопросы
1. Каковы черты сходства в строении
эритроцитов человека и лягушки?
2. Каковы различия в строении эритроцитов
человека и лягушки?
3. Чья кровь – человека или лягушки – способна
переносить больше кислорода? Ответ обоснуйте.
4. В каком направлении шла эволюция эритроцитов
позвоночных животных?
Проблемные вопросы
1. Представьте, что в крови
млекопитающего внезапно разрушились все
эритроциты. К каким последствиям это приведет?
2. Почему в крови эритроцитов намного больше, чем
лейкоцитов?
3. Почему в течение трех-четырех часов после
приема пищи содержание лейкоцитов в крови
человека повышено?
Продолжение следует
|