ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

М.Г. ДОМШЛАК

Продолжение. См. No 2, 3, 4, 5, 6, 7/2003

Путешествие в невидимый мир

Применение вакцины с ослабленными штаммами полиовируса привело к вытеснению «диких» штаммов из среды обитания человека. Однако, несмотря на явные успехи в борьбе с циркуляцией полиовирусов дикого типа, достигнутые в развитых странах мира с помощью программ иммунизации, паралитический полиомиелит остается серьезной проблемой для некоторых развивающихся стран Азии и Африки. Кроме того, хотя вакцинный полиовирус, в отличие от вируса гриппа, и не склонен к быстрой изменчивости, не исключена возможность таких его мутаций, при которых возникают вирулентные штаммы, способные вызывать паралитический полиомиелит.

В настоящее время выделены и охарактеризованы десятки разновидностей трех основных штаммов полиовируса. Оказалось, что наибольшей изменчивостью обладает полиовирус типа 3.

Изменения в антигенных участках полиовируса могут приводить к приобретению им способности уходить от иммунного ответа хозяина, о чем свидетельствуют вспышки полиомиелита возникавшие среди хорошо иммунизированного населения. Так, в 1984–1985 гг. в Финляндии была зарегистрирована небольшая вспышка (9 случаев), вызванная диким полиовирусом типа 3, а в 1996 г. в Албании была отмечена вспышка (93 случая), этиологическим агентом которой был дикий полиовирус типа 1.

На ассамблее Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1988 г. была поставлена задача полной ликвидации полиомиелита на Земле. В рамках этой программы проводится жесткий контроль над заболеваемостью паралитическим полиомиелитом, а также определение природы вирусов, вызвавших острые вялые параличи. ВОЗ было рекомендовано осуществлять эпидемиологический надзор двумя методами – серологическим и молекулярно-генетическим – для характеристики всех штаммов полиовируса, выделяемых от случаев ОВП и других заболеваний, от здоровых детей, а также из окружающей среды. В России эта работа проводится, в основном, Институтом полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П. Чумакова.

Арбовирусы

Многие вирусы передаются человеку и позвоночным животным при укусах кровососущих насекомых: комаров, москитов, клещей. До недавнего времени все эти вирусы объединяли названием арбовирусы (от англ. arthropod born viruses – вирусы, переносимые членистоногими). Арбовирусы не причиняют видимого вреда организму членистоногого. Свой жизненный цикл они завершают в организме позвоночного животного.

По мере изучения вирусы этой группы были выделены в отдельные семейства. Так, из этой группы выделены тогавирусы и рабдовирусы.

Семейство тогавиридов включает в себя роды альфавирусов и рубивирусов. Все тогавирусы имеют икосаэдрический нуклеокапсид из 32 капсомеров около 30 нм в диаметре, содержащий (+-нитевую) РНК. Типичные представители альфавирусов – вирусы Синдбис, восточного и западного лошадиных энцефалитов, энцефалитов человека – переносятся комарами. Рубивирусы (вирус краснухи) комарами не переносятся.

Флавивирусы, входившие ранее в семейство тогавиридов, выделены теперь в самостоятельное семейство. К флавивирусам относятся возбудители желтой лихорадки, денге, клещевого энцефалита и японского энцефалита В, а также не переносимые членистоногими пестивирусы, которые вызывают холеру свиней и понос крупного рогатого скота, и вирусы гепатита С.

Цикл вируса желтой лихорадки в Африке

Цикл вируса желтой лихорадки в Африке

Многие арбовирусы вызывают тяжелые заболевания человека. Как правило, люди заболевают, попадая в зону циркуляции вирусов, в так называемые «острова». Описаны случаи, когда люди, попавшие в очаг, заболевали, а находившиеся в десятке метров от «острова» оставались здоровыми.

Желтая лихорадка на протяжении сотен лет бесчинствовала в Африке. В период 1793–1900 гг. от желтой лихорадки погибло около 500 тыс. человек. Западную Африку называли «могилой белого человека». Первая эпидемия желтой лихорадки среди жителей полуострова Юкатан возникла в 1648 г. Болезнь начиналась с жара, бреда, кровавой рвоты, головной боли и боли в спине, затем развивалась желтуха, и человек умирал.

По торговым путям желтая лихорадка проникла на северное и южное побережье Америки, а оттуда в Европу. На Кубе в 1900 г., во время испанско-американской войны, желтая лихорадка уничтожала американскую армию гораздо быстрее, чем испанские пули.

Много врачей-энтузиастов (американец Н.Поттер, француз И.Л. Гюйон, шотландец К.Финлей и др.) пытались раскрыть тайну желтой лихорадки, проводя опыты на себе.

Еще в 1900 г. считали, что причина возникновения эпидемий этой ужасной болезни таится в испарениях почвы – в неизвестных миазмах и ядовитых веществах. Тогда же, в начале ХХ в., «великая четверка», состоявшая из Вальтера Рида – руководителя, Джеймса Кэррола, Джесса Лезира и кубинца Аристида Аграмонте, вступила в неравный бой с загадочным врагом. Эти врачи ценою собственных жизней выяснили причину желтой лихорадки. Нельзя не отметить еще одного из главных участников в борьбе с этой ужасной болезнью – врача Карлоса Финлея, подсказавшего правильный путь исследований.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru