В.В.ГРИЦЕНКО
Продолжение. Начало см. № 9/2003г.
Открытый лицей «Всероссийская заочная
многопредметная школа»
Всероссийская заочная
многопредметная школа – Открытый лицей ВЗМШ при
МГУ им. М.В. Ломоносова объявляет очередной,
30-й набор на Биологическое отделение.
Зачисление проводится на конкурсной основе по
результатам вступительной работы. В конкурсе
могут принять участие школьники, которые в этом
учебном году занимаются в 8-м или 9-м классе,
независимо от места проживания.
ВЗМШ высылает своим учащимся пособия и задания
по разным разделам биологии и проверяет их
работы. Обучение для восьмиклассников длится 3
года, для девятиклассников – 2 года.
Учащимся 8-х классов необходимо решить задачи 1-5,
учащимся 9-х классов – задачи 4-8. В ответах можно
использовать и факты, найденные в литературе, и
собственные идеи. Просим для сведений,
почерпнутых из книг, приводить ссылки на
источники.
Работу следует выполнить на русском языке в
тетради; на обложке укажите свою фамилию, имя,
отчество, полный домашний адрес с индексом, номер
школы и класс, в котором вы учитесь. Вместе с
работой пришлите конверт с маркой и заполненным
адресом (для отправки вам решения приемной
комиссии).
Работа должна быть отправлена не
позднее 30 апреля 2003 г.
Наш адрес: 119823, Москва, ГСП, МГУ,
ВЗМШ-Биология, конкурс.
Вступительное задание*
1. Опишите как можно больше
особенностей строения, образа жизни и поведения
разных птиц, связанных с заботой о потомстве.
2. Далеко не все тропические и
субтропические растения могут стать комнатными
(т.е. успешно выращиваться в домашних условиях в
удаленных от экватора широтах). С какими
причинами может быть связана сложность или
невозможность «приручения» таких растений?
3. Представьте себе, что рядом с
вашим домом (или дачей) есть старый пруд, и вы
решили составить максимально полный список
обитающих в нем живых организмов. Какие действия
следует для этого предпринять? Обоснуйте их
необходимость и достаточность.
4. Как вы думаете, какие функции в
живых организмах могут осуществлять клетки,
форма которых: а) почти шарообразная; б) плоская и
широкая; в) вытянутая в длину и узкая; г) с
торчащими отростками? Постарайтесь придумать
как можно больше разных функций и для каждой
функции напишите, почему для ее осуществления
необходима именно такая форма клеток.
5. Юный натуралист Шурик прочитал,
что гусеницы бабочек-белянок встречаются только
на растениях из семейства Крестоцветные. «Как же
так, – подумал Шурик, – далеко не каждый школьник
справится с определением растения до семейства,
а значительно менее мозговитые насекомые
ухитряются это делать…» Какие эксперименты мог
бы поставить Шурик, чтобы узнать, как белянкам
удается обитать только на растениях из семейства
Крестоцветные?
6. Перечислите различные механизмы,
из-за которых деятельность человека может
приводить к вымиранию видов животных и растений.
По возможности подтвердите примерами указанные
вами механизмы.
7. В рекламе различных снадобий
часто приводится утверждение: «Наш препарат –
естественный продукт, участвующий в нормальном
обмене веществ человека. Следовательно, он не
может быть вреден». Справедливо ли это? Ответ
обоснуйте, по возможности приведите примеры.
8. Классическим примером, позволяющим
изучить многие закономерности перехода к
многоклеточности, является вольвокс. Среди
вольвоксовых встречаются и одиночные организмы,
и небольшие колонии, и скопления из десятков
тысяч особей. Объясните, какие преимущества
получают клетки, входящие в состав колонии
вольвокса, по сравнению с клетками, обитающими
поодиночке.
Продолжение следует
*Во вступительном задании использованы
материалы Всероссийской биологической
олимпиады учреждений дополнительного
образования и Биологической олимпиады
школьников МГУ
|