ЗООЛОГИЯ

В.А. ОСТАПЕНКО,
г. Эр-Рияд, Саудовская Аравия

Павианы-гамадрилы

Стадо павианов проходит опасный участок саванны

Стадо павианов проходит опасный участок саванны

На Аравийском полуострове, помимо человека, водится еще один вид приматов – павианы-гамадрилы (Papio hamadryas). Вид этот африканского происхождения, о чем говорит прерывистый ареал, включающий, помимо горной области Аравийского полуострова вблизи Красного моря, также районы на территории Египта и Судана. Море как бы разрезало область обитания этих обезьян на две части.

Гамадрилы – один из самых эффектных видов павианов, или собакоголовых обезьян. Действительно, морда у них вытянута наподобие собачьей, а сходство с собаками довершает то, что имеют они огромные клыки и ходят на всех четырех лапах. Ведут павианы наземный образ жизни, но при опасности легко взбираются на любые деревья. Взрослые самцы покрыты длинной серебристой шерстью, из-за чего их размер кажется вдвое большим. Самки и молодые самцы гамадрилов – коричнево-бурые. Детеныши в первые месяцы жизни – черные, а морда их не так сильно вытянута, как у взрослых.

В природе павианы живут большими семейными группами со строгой системой соподчинения – иерархией. Многие исследователи отмечали большое сходство в структуре отношений внутри групп павианов и у людей. В этом плане павианы ближе других обезьян к человеку, хотя генеалогическое родство их с нами не такое близкое, как с человекообразными обезьянами. Однако сходство в поведении павианьего и человеческого коллективов настолько поразительно, что ученые, изучая жизнь павианов, познают законы развития человеческого общества. Это параллельное (конвергентное) развитие в процессе эволюции двух разных групп объясняется довольно просто. И павианы, и древние люди стали настоящими наземными существами, которые сталкиваются с большим числом опасностей, среди которых хищные животные имеют немаловажное значение. Сплоченный коллектив лучше противостоит врагу. Порой павианы в природе могут прогнать своего самого злейшего врага – леопарда. Для этого объединяются несколько взрослых и молодых самцов – и их энергия, направленная в одну точку, сметает все на пути...

В английском языке принято называть павианов «бабуинами». Это название иногда применяется и в русском языке по отношению к гамадрилам, анубисам и некоторым другим павианам, имеющим длинные хвосты* . У гамадрилов есть еще одно название – «священный бабуин». Оно появилось в Древнем Египте, где заметили, что рано утром часто можно увидеть этих обезьян, группами восседающих на восточном склоне холма и тянущих руки к солнцу – как будто молящихся богу солнца Ра. На самом деле все гораздо проще. В пустыне большие перепады температурного режима и после прохладной ночи животные действительно собираются на склоне холмов погреться под первыми лучами животворного светила. При этом они принимают разные позы, подставляя солнцу отдельные части тела.

«Священный бабуин»

«Священный бабуин»

Я встречал гамадрилов в разных зоопарках, а также еще в советское время в Сухумском обезьяньем питомнике. Там, где этих животных содержат группами в больших вольерах, они ведут себя вполне естественно и наблюдать за ними очень интересно. Группу возглавляют один или несколько старых самцов высшего ранга, далее вниз по социальной лестнице располагаются молодые взрослые самцы, только одевающиеся в серебристый наряд, затем следуют полувзрослые самцы, взрослые самки с детенышами, а затем подростки. При обходе своей территории, вокруг «шефа» – главного самца, «кучкуются» самки, находящиеся в состоянии эструса, позади них движутся самки с детенышами, а вокруг – молодые самцы и подростки. Бывает, что строй ломается и между животными возникает ссора. Тогда обиженное животное с криками подскакивает в «шефу» и просит его о помощи, подставляя, в знак покорности, свой зад. Реакция главного самца на это может быть разной. Понюхав зад, он остается сидеть на месте, грозно озираясь вокруг, но иногда пользуется предоставленным местом, изображая спаривание. Причем независимо от пола подчиненного животного. Вообще, у павианов многие семейные проблемы решаются посредством сексуального поведения. Даже между самками. Мне не раз приходилось видеть «спаривание» одной самки с другой, после чего обе обезьяны усаживались рядом и начинали выискивать в шерсти друг у друга мнимых паразитов. Это взаимное осматривание – грумминг – тоже очень важный элемент в социальном поведении обезьян. С его помощью животные выказывают дружеское расположение друг к другу, что гасит агрессию, которая так не нужна в сложной по структуре семейной группе. При этом в природе грумминг также весьма способствует поддержанию чистоты шерстного покрова, особенно в местах, недоступных самому животному, – ведь в тропиках много эктопаразитов – клещей и блох.

Группа павианов-гамадрилов в вольере зоопарка г. Эр-Рияд

Группа павианов-гамадрилов в вольере зоопарка г. Эр-Рияд

В Эр-Риядском зоопарке (Саудовская Аравия) около тридцати гамадрилов (включая молодняк) содержат в вольере площадью примерно 15ґ30 м и высотой около 5 м. Внутри нагромождено несколько естественных валунов и крупных камней, из металлических труб сделаны специальные конструкции для лазания, а в верхней части вольеры имеются удобные для сидения опорные металлические балки.

В зоопарке другого саудовского города – Табука – в вольере меньшего размера содержалось более пятидесяти гамадрилов. И там прекрасно уживались друг с другом взрослые самцы, которых я насчитал более десятка. В Риядском же зоопарке между взрослыми самцами порой происходили кровопролитные бои. После каждой из таких стычек одно или нескольких животных приходилось отсаживать в отдельные небольшие клетки. Вернуть такого самца после лечения в группу практически невозможно. В природе таких агрессивных выяснений обстоятельств между животными либо меньше, либо они заканчиваются тем, что побежденный в борьбе за лидерство самец просто изгоняется из группы. Он может составить группу с такими же изгоями, как он, присоединиться к другой семье либо создать свою собственную. Чаще такие проблемы возникают с молодыми половозрелыми самцами, которые начинают бороться за лидерство со старым самцом. При этом не всегда побеждает сильнейший. Бывает, что старые самцы, кооперируясь между собой, дают молодому взбучку и остаются на своем посту. Но иногда бывает и наоборот.

Детеныш павиана-гамадрила

Детеныш павиана-гамадрила

Вспоминается случай, когда в 1997 г. мы организовывали коллекцию животных для нового зоопарка в городе Хаиле, что находится в 700 км от Эр-Рияда. Перевезли туда, в числе других животных, и группу наших павианов, среди которых был один взрослый самец, отделенный от основной зоопарковской группы после конфликта с его собратом. Собрат был с ним примерно одного возраста, а размерами даже уступал этому самцу, но степень агрессивности его была выше, и он победил. Наш «изгой» долгое время просидел в небольшой клетке на ветпункте и видел своих одноплеменников лишь сквозь решетку. Там же в отдельном помещении содержалось три самочки, уже достигшие половозрелости, – между ними установились иерархические отношения. Вот эта самая четверка, да пара павианов-трехлеток и были отобраны для переезда на новое место. По приезде в Хаил мы начали пересаживать обезьян в новую просторную вольеру. Оказалось, что кроме наших павианов туда же нужно было посадить еще трех особей, которых приобрели местные сотрудники зоопарка. Удачным было то обстоятельство, что всех животных выпускали одновременно, не дав кому-то из них первым занять территорию. Из «местной» тройки двое были полувзрослыми самцами и одна – молодая самочка. До этого они содержались вместе в маленькой клеточке и между ними уже установился иерархический порядок. Среди них был признанный «шеф» и его подчиненные.

Павиан-гамадрил – взрослый самец, отсаженный для транспортировки в другой зоопарк

Выпуская павианов, я постарался сделать это по-возможности быстро. И начал наблюдать. Взрослый самец с серебристой шерстью (бывший изгой) сразу взял «бразды правления» в свои руки. Обойдя вольеру (по пути как бы не замечая встреченных животных), он уселся на возвышении в самом ее центре. Вид у него был царственный. Я следил за молодым самцом – «шефом» другой группы и ждал его реакции, которая вскоре и последовала. В компании с «помощником» он дважды пытался атаковать «седого» самца. Но тот безжалостно давал им обоим взбучку. После чего самки приблизились к старику и сели подле него, а оба молодых самца заняли место в дальней части вольеры. Впоследствии порядок не изменялся. По сути дела, мы совместили две разные группы обезьян, и наш опыт удался.

Павианы относятся к семейству мартышковых (Cercopithecidae), куда кроме них включены макаки, мартышки, мангобеи и тонкотелы. Все эти обезьяны обитают в Старом Свете – от Африки до Южной Азии и островов Индо-Австралийского архипелага. Между ними несомненны родственные связи, что иногда бывает доказано и фактами. Посещая зоопарк города Табука, я увидел в одной из клеток интересную пару обезьян. Самка явно принадлежала к павианам-гамадрилам, а самец был гибридного происхождения. Его отец – макак-резус, жил в этом же зоопарке вместе со стадом из пятидесяти гамадрилов, а мать была одной из гамадрилих. Видимо, в стаде резус смог занять некую, не очень низкую, ступеньку в социальных отношениях и приобрел себе самочку. Так родился гибридный детеныш. Сотрудниками зоопарка он был замечен и отделен от группы. Для того, чтобы он не скучал, в его клетку подсадили самку павиана. Во время моего посещения этого зоопарка гибридный самец был уже вполне взрослый – в возрасте пяти–шести лет. Его тело покрывала «грива» из длинных волос, но цвет их был бурый, а не серебристый. Морда не была столь сильно вытянута, а имела размеры, средние между мордой макак и павианов. К самке павиана он относился строго, как в нормальной обезьяньей семье. Но детенышей у них не было, что может свидетельствовать в пользу бесплодности самца. Хотя, для точной установки этого факта нужно было бы провести исследования его семенной жидкости или попробовать подсадить к нему еще две-три самки. В любом случае, этот факт заслуживает внимания и говорит о близкородственных отношениях узконосых обезьян. Во всяком случае, между макаками и павианами. Из доступной мне литературы и Интернета я узнал, что в мире было зарегистрировано лишь два подобных случая скрещивания гамадрилов с макаками-резус. Оба они произошли в зоопарках, и все гибриды были бесплодны.

Взрослый самец павиана-гамадрилаНа рынке Эр-Рияда нередко продаются молодые павианы в возрасте одного–трех лет. Их отлавливают из дикой популяции в области Таифа и привозят в город для продажи. Практически ежемесячно таких обезьян несут в зоопарк – наигравшись с детенышем и вырастив его до подросткового возраста, люди начинают понимать, что обезьяна в доме – это не то, о чем мечталось... Порой у нас скапливалось их более десятка.

Взрослый самец павиана-гамадрила

При этом экологи из Комиссии по охране природы Саудовской Аравии выяснили, что несмотря на браконьерский отлов с целью продажи, павианов в природе становится все больше и больше. В чем же дело? Во-первых, исчез леопард, который является основным регулятором численности обезьян в природе. Во-вторых, оказалось, что павианы нашли прекрасный источник питания – они начали заниматься попрошайничеством на дороге, ведущей из Эр-Рияда в Мекку и Джидду. Дорога серпантинной лентой перерезает горную систему. Вот тут-то пассажиров и водителей автотранспорта и поджидают стаи полуголодных обезьян. Они уже не хотят питаться скудной растительностью и мелкими животными гор, а смело приближаются к остановившимся на перевале автомобилям, заскакивают на их крыши и капоты, заглядывают в карманы людей. Правда, и люди, заранее зная о предстоящей необычной встрече, готовят бананы, апельсины, бутерброды и прочую снедь и угощают ею своих дальних родственников. Комиссия по охране природы постановила, что это наносит вред горной экосистеме, нарушая ее баланс и выпустила листовку с разъяснением того, что кормить павианов не следует, дабы не увеличивать их численность. Но люди есть люди, и очень часто их действием руководит не трезвый рассудок, а «души прекрасные порывы».

Помимо того, что гамадрилов «дарили» зоопарку посетители (многие из этих животных выглядели просто жалко – у некоторых был рахит и анемия от неправильного кормления и содержания в тесных клетках), нередко бывали и звонки: «Приезжайте и отловите обезьяну, поселившуюся в нашем (или соседнем) саду, парке и т.д.» Для такого отлова необходимо было захватить с собой ружье с летающим шприцем, сачок и транспортную клетку. Часто все заканчивались неудачей – обезьяна, имея в своем распоряжении неограниченную территорию и успев изучить повадки людей, легко ускользала от нас и наших помощников. Тем более, что ружье наше стреляет лишь на 5–10 м... Однажды мы безуспешно носились за молодым самцом по всему дипломатическому кварталу с его парками и пальмовыми рощами на пересеченной местности... А одна самка поселилась на крыше ресторана почти в центре Эр-Рияда. Она была явно ручной, но очень осторожно относилась к незнакомым людям. Когда мы с ветврачом вошли в фойе ресторана, нам сказали, что обезьяна находится в районе продовольственного склада. Мы пошли туда и увидели ее сидящей на заборе и наблюдающей за грузчиками, переносившими ящики из машины на склад. Стоило нам взять в руки ружье, как павианиха спряталась за колонну, а потом быстро перелезла на крышу и скрылась из глаз. Стало ясно, что она знакома с подобным оружием и последствиями его применения. Минут через пять нам сказали, что она через верхнее окно спустилась в холл. Мы бросились туда, но хитрая бестия показала нам только свой хвост. В таком духе мы мыкались около двух часов – и наконец нам все же удалось обездвижить обезьяну и благополучно доставить ее в зоопарк. Но это было достигнуто такими трудами, что всякий раз впоследствии, проезжая мимо злополучного ресторана, я вспоминал хитрую самку гамадрила не столько с досадой, сколько с уважением – как достойного противника.

Самец демонстрирует свои замечательные зубыСамец демонстрирует свои замечательные зубы

В последние годы Комиссия по охране природы начала проводить рейды на Птичий рынок и по многочисленным частным зоомагазинам Эр-Рияда, конфисковывая животных, внесенных в списки охраняемых в Саудовской Аравии видов. Это коснулось и павианов, которых стали привозить нам десятками. Объяснить сотрудникам полиции и Комиссии, что у нас нет места для такого количества гамадрилов, мы не могли, и забирали всех конфискованных животных. Надо было искать разумный выход из создавшейся критической ситуации. И он был найден. Я познакомился с заведующим виварием при Исследовательском центре больницы короля Фейсала профессором Шахином Накибом – человеком с большим запасом профессиональных знаний. В виварии, который он возглавлял, содержались самые разнообразные животные – собаки, бабуины, кошки, крысы и мыши, морские свинки и кролики, овцы и козы. С ними проводились исследования и эксперименты, конечной целью которых была борьба с недугами людей. В итоге мы стали отдавали избыток павианов в этот Исследовательский центр. Животные содержались там подолгу и даже приносили потомство. Доктор Шахин не раз сетовал на это, говоря, что отсадил самцов от самок, а детеныши продолжают рождаться. Я осмотрел как-то раз вольеры, где содержались «рассаженные» павианы – оказалось, что они тесно примыкают друг к другу и животных разделяет лишь один слой крупноячеистой сетки...


* При более строгом подходе в отечественной научной литературе бабуином называют вполне определенный вид африканских павианов, Papio cynocephalus. – Прим. ред.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru