А.А. ПАНТЯВИН,
преподаватель биологии гимназии № 1, г. Воронеж
Окончание. См. No 10/2003
Тема «Черви»
Приведем пример завершающего тему
«Черви» урока, посвященного изучению
многообразия кольчатых червей.
Урок 3. «Многообразие кольчатых червей,
их экология и значение.
Общая характеристика типа» (1 ч)
Цель занятия: изучить многообразие
кольчатых червей, их распространение и значение
в природе и хозяйственной деятельности человека;
на основании пройденного материала дать общую
характеристику типа Кольчатые черви.
Оборудование: влажные препараты
«Пескожил», «Пиявка», «Внутреннее строение
дождевого червя», таблица «Тип Кольчатые черви»,
рельефная таблица «Дождевой червь».
Занятие начинается с повторения
материала об особенностях внешнего строения
дождевого червя.
Изучение нового материала
осуществляется методом рассказа с заполнением
таблицы – учителем на доске, а учащимися – в
рабочих тетрадях.
По мере заполнения таблицы учащиеся
узнают о широком распространении кольчатых
червей в морях, об их приспособленности к
обитанию в водной и почвенной средах и
разнообразном образе жизни. При этом
преподаватель демонстрирует влажные препараты
или живых животных. Он обращает внимание
школьников на их внешнее сходство с дождевым
червем, изученным на предыдущем занятии, а затем
предлагает найти различия в строении разных
кольчатых червей. При рассмотрении пескожила
необходимо отметить особенности его образа
жизни (роет норки в песке или иле) и указать на
слабое развитие головного конца тела этого
червя. Важно также сообщить учащимся, что
пескожил имеет специальные органы дыхания –
жабры, расположенные на лопастях, которые можно
продемонстрировать на влажном препарате. При
этом учащиеся повторяют строение кровеносной
системы дождевого червя и делают вывод о том, что
в жабрах происходит обогащение крови кислородом
и выделение в воду углекислого газа. Находящиеся
в них тончайшие кровеносные сосуды – капилляры,
увеличивают площадь газообмена. То же необходимо
отметить и при рассмотрении особенностей
дыхания трубочника, так же как и способность
этого червя производить особые дыхательные
движения, вызывающие приток к телу свежей воды.
Это позволяет трубочнику жить на дне заиленных
водоемов.
Пескожил расстается со своим хвостом,
спасая себе жизнь
При рассмотрении половой системы
названных животных необходимо отметить, что
среди кольчатых червей встречаются и
раздельнополые, и гермафродиты. В связи с этим
учитель обращает внимание на различия в строении
(наличие или отсутствие пояска) и
функционировании половой системы при
оплодотворении и образовании (или отсутствии)
кокона. Учащиеся вспоминают определения
«гермафродит» и «кокон», связывая их с
конкретными животными, изученными ранее.
Завершая заполнение таблицы, учащиеся дают
характеристику систематическому положению
животных, используя при этом карточки,
подготовленные заранее, и делают вывод о том, что
тип Кольчатые черви объединяет высших червей,
приспособленных к жизни в различных средах
обитания.
При рассмотрении значения кольчатых
червей в природе и жизни человека учитель
предлагает учащимся провести «Час занимательной
зоологии»1 , сообщая, что «из разных мест
пришли письма, в которых содержатся интересные
сведения о кольчатых червях», и вскрывает первое
«письмо, полученное из Астрахани». В нем
содержится ребус, которые учащиеся решают
самостоятельно:
Н Е Б Р Е С И Д Ь Ы
–
К У О Р Ф М Д Ц Л Я Ш Р Ы Л Б
(«Нереиды – корм для рыб»).
Далее учитель продолжает читать
«письмо»: «Для расширения кормовой базы
осетровых рыб нереиды из Азовского моря были
перевезены в Каспийское. В 1939–1941 гг. на самолетах
перевезли 65 тыс. нереид. Руководил этими работами
академик Л.А. Зенкевич. Нереиды на Каспии
прижились, размножились и служат теперь важным
кормом для рыб, которые съедают за год не меньше 2
млн ц червей. Если бы мы захотели вывезти такое
количество нереид из Каспия, нам бы пришлось
взять товарный состав почти в 13 тыс. вагонов, а
длина его была бы около 120 км».
Второе письмо «пришло из Средней Азии» и в нем
сообщается о том, как опасно пить воду из
естественных водоемов: «Наш товарищ Карим решил
глотнуть воду из находившегося поблизости озера,
после того как мы прошли довольно долгий путь в
составе каравана. Вскоре с Каримом стряслось
что-то неладное: из горла пошла кровь. Решили
отвезти его в ближайший медпункт. Там с большим
трудом извлекли у Карима из глотки конскую
пиявку». Учащиеся отмечают места обитания пиявок
и вред, наносимый ими. Преподаватель сообщает,
что с давних пор пиявок использовали в медицине,
откуда и получила свое название медицинская
пиявка.
В конце «Часа занимательной зоологии» учитель
рассказывает о дождевых червях эйзениях,
занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Эйзения салаирская
На основании сходства изученных
кольчатых червей учитель предлагает учащимся
сделать обобщение, выделив характерные признаки
типа. Ученики делают следующий вывод: тип
Кольчатые черви объединяет трехслойных
многоклеточных животных, обладающих
двусторонней симметрией тела, кожно-мускульным
мешком, вторичной полостью тела, в которой
находится кровеносная система замкнутого типа.
Для закрепления материала преподаватель
предлагает задания, текст которых записывает на
доске, а учащиеся в тетрадях ставят цифру и
окончание соответствующего предложения2 .
Задание № 1
1. Группа сходных органов, выполняющих
сходные функции, называется .............. .
2. Системы внутренних органов дождевого червя
расположены в ............... .
3. Пищеварительная система дождевого червя
начинается .......... и заканчивается ............... .
4. Процесс восстановления утраченных или
поврежденных частей тела называется .............. .
5. Дождевой червь цепляется при движении за
неровности почвы при помощи ................. .
Задание № 2
1. Группа сходных по строению и функции
клеток называется ....... .
2. Ответная реакция организма на раздражение при
участии нервной системы называется ................. .
3. Кровеносная система дождевого червя состоит из
........... .
4. Часть тела, имеющая определенное строение и
выполняющая определенную функцию, называется
............... .
5. Кожно-мускульный мешок дождевого червя состоит
из ........... .
В конце работы учитель сообщает
правильные ответы, а учащиеся выставляют себе
отметки (самоконтроль), исходя из пятибалльной
системы и снижая оценку на один балл при каждом
неправильном ответе.
В нашей гимназии большое внимание
уделяется вопросам интеграции различных учебных
курсов. В частности, учителями гимназии был
разработан спецкурс «Экология на английском
языке», предназначенный для учащихся
биолого-химических классов. Такая интеграция
позволяет находить новые пути для углубленной
подготовки учащихся гимназии к поступлению в
вузы. В учебном пособии по зоологии на английском
языке3 отсутствует лабораторный
практикум, и наш курс призван восполнить этот
недостаток.
Обучение без домашнего задания и широкое
введение практических работ с отработкой
теоретического материала, полученного на
лекциях, позволяют закрепить знания по предмету
с максимальной эффективностью. А проведение
занятия на иностранном языке повышают уровень
исследования и интерес к изучаемому предмету.
Ниже приведена лабораторная работа, посвященная
изучению внешнего строения дождевого червя, в
ходе которой учащиеся не только выполняют
соответствующие задания, но и используют
активную лексику английского языка для общения
между собой и с преподавателем, а также для
объяснения полученных результатов.
The laboratory work № 2. The external structure of an earthworm,
observation for its movement and reactions to the irritation (1 hour)
The aim of the work is to find the features of the adaptation to the
life in the soil in the external structure of an earthworm.
Training appliances: earthworms, magnifying glasses, preparation
needles, sheets of a paper, pieces of a glass, ruler.
1. Look at an earthworm, determine a shape of its body and its
dimension. Pay attention of its segments that look like rings. What type of the animals
belong therefore an earthworm to?
2. Determine an anterior end of the worm’s body and a posterior one. Pay attention that
the anterior end is more shape than the posterior one. What you can find at these ends?
3. Look at the segments of a worm’s body with the help of a magnifying glass. Find a
thick swelling in it that is named as a girdle. How many segments make it up?
4. Determine a ventral surface of the worm’s body that is more flat than a dorsal one
and a colour of these parts. Why is the dorsal surface darker than another part of the
earthworm’s body?
5. Touch the worm. Is a skin of its body dry or wet? What significance does that skin have
for the life of a worm in the soil?
6. Find the bristles at the worm’s body with the help of a magnifying glass. What
significance do they have for the life of a worm in the soil?
7. Look at the movement of the worm on a paper and on a glass. When is the speed of its
movement greater? How can you explain this difference?
8. Touch the different parts of the worm’s skin with the preparation needle. What do the
earthworm react?
9. Sketch a rain-worm in your notebook and mark the parts of its body.
10. Draw a conclusion and underline the features of the worm’s adaptation to the life in
a soil.
Учащиеся записывают выделенные
термины вместе с переводом в терминологический
словарь по зоологии и в рабочие тетради по
английскому языку. Кроме того, ученики должны
сформулировать и записать на английском языке
вывод, сделанный на основе проделанной
лабораторной работы (о приспособленности
дождевого червя к обитанию в почвенной среде).
Проверяют работу два преподавателя, каждый из
которых оценивает знания учащегося по своему
предмету, и выставляются две отметки: по зоологии
и английскому языку.
Параллельно с основным курсом по биологии в
учебный план нашей гимназии включены
специальные и факультативные курсы. Так,
семиклассникам предлагается изучить
теоретический материал и выполнить ряд
практических работ в рамках спецкурса «Экология
и этология животных» (34 ч, 1 ч в неделю). Программой
этого курса предусмотрено проведение наблюдений
за поведением дождевого червя в садке после
самостоятельного изучения его образа жизни4 .
Практическая работа. «Наблюдение за
поведением дождевого червя в садке» (1 ч)
Цель работы: определить
толерантность геобионтов по отношению к
абиотическим факторам среды.
Оборудование: дождевые черви в
садках; суховоздушный термостат;
дистиллированная вода; термометр; 10%-ный раствор
NaCl; секундомер или часы с секундной стрелкой.
ХОД РАБОТЫ
1. Присыпьте дождевого червя в садке на
1–2 см слоем слегка увлажненной земли.
Понаблюдайте и отметьте характер перемещений
червя в почве.
2. Добавьте в садок 100 мл
дистиллированной воды комнатной температуры,
переувлажнив почву, и отметьте время, которое
необходимо червю, чтобы достигнуть поверхности.
3. Поместите садок с червем в
суховоздушный термостат при температуре +40°С и
отметьте время, через которое червь достигнет
дна садка.
4. Понаблюдайте за поведением червя при
добавлении в почву 10%-ного раствора NaCl и отметьте
характер его перемещений в садке.
5. Сделайте вывод о степени влияния
различных экологических факторов среды на
организм геобионта и об условиях его обитания в
почве.
Учащиеся выполняют это задание по группам и
после проведения работы сравнивают результаты
своих наблюдений за различными особями
кольчатого червя.
1 Жукова Т.И. Часы занимательной
зоологии. – М.: Просвещение, 1973, с. 19–26, 156.
2 Бровкина Е.Т., Казьмина Н.И. Уроки
зоологии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение,
1981, с. 31–47.
3 Shalayev V.F., Rykov N.A. Zoology. Textbook for the 6th and
7th forms.– Moscow, Prosveshceniye, 1966.
4 Краних Э.М., Громан Г. Изучение
животных по методу Гете. – М.: Парсифаль, 1995, с.
182–194.
|