Я ИДУ НА УРОК

И.А. АКПЕРОВА,
учитель биологии школы № 46, г. Киров

Одно из слагаемых счастья?

Размышления о красоте человека

Учитель. Я не знаю, является ли то, о чем пойдет сегодня речь, действительно слагаемым счастья, поэтому к теме урока добавлен вопросительный знак. На этот вопрос каждый из вас попробует ответить в конце урока. А пока давайте создадим коллективный портрет счастливого человека. На листочках напишите по 5 слов, которые, с вашей точки зрения, являются безусловными составляющими счастья. Итак, какой он, счастливый человек? Что нужно человеку для счастья? Обязательно ли счастливый человек должен быть красивым? (Учащиеся называют записанные качества.)
Сегодня речь пойдет о красоте, точнее, о красоте человека. Еще точнее – о красоте человеческого тела, о физической красоте. Эпиграфом к уроку могли бы быть следующие высказывания. (Открывается запись на доске.)

  • «Красота – это гармония случая и добра» (Симона Вейль).

  • «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье» (Генрих Гейне).

Какие слова предложили бы вы в качестве эпиграфа?

У каждого из нас свое представление о красоте. Давайте обратимся к научной трактовке этого понятия. Прочитайте следующие определения красоты и выделите значимые лично для вас слова.

  • «Красота – это свойство объекта или явления действительности, которое отражается в человеческом сознании и переживается им, вызывая чувство удовольствия и наслаждения».

  • «Красота – одна из важнейших категорий эстетики, которая отражает такие эстетические свойства предметов и явлений действительности, как гармоничность, совершенство, упорядоченность».

  • «Красота – это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме».

(Как правило, в процессе работы и обсуждения учащиеся обращают внимание на то, что красота – это гармоничность, упорядоченность, целесообразность. Понятие красоты субъективно, т.к. является отражением действительности в сознании человека.)

Давайте посмотрим, как менялись взгляды на красоту человека. (Демонстрируются слайды с изображениями эталонов красоты в разные эпохи и краткими комментариями.)

Древняя Греция. Человеческое тело прекрасно, это идеал совершенства и гармонии. Греческое искусство стремилось воспроизвести человеческое тело в порыве одухотворенной страсти.

В Средние века произошла дискредитация человеческого тела. Плоть – причина всех человеческих несчастий. На полотнах появляются чахоточные святые, безобразные мученики, плоскогрудые девы с чересчур длинными ногами и узловатыми руками, отшельники, высохшие и лишенные плоти. Высокий лоб, широко раскрытые глаза – это воплощение красоты духовной.

Эпоха Возрождения вновь поставила во главу угла лучшее создание природы – человека – земного, плотского. Был провозглашен идеал «человечного человека». На полотнах появляются пышногрудые, пышущие здоровьем красавицы.

В России прошлых веков, с точки зрения крестьянина, красивой можно было считать женщину здоровую, цветущую, упитанную. Близки к этому эталону и купеческие красавицы. В дворянской гостиной другие критерии женской красоты: аристократка должна быть бледной, тонкой и всем своим обликом напоминать о духовном.

Революция принесла совсем иной взгляд на предназначение женщины: крепкая физкультурница, строительница светлого будущего.

В 1960-е гг. на подиумах появилась худышка Твигги со слабо выраженными вторичными половыми признаками, более похожая на девочку-подростка.

Красавицы конца прошлого тысячелетия – длинноногие, худощавые, с хорошо развитой грудью, очень тонкой талией и узкими бедрами.

Почему менялись взгляды на красоту? Наша цель – найти биологические критерии красоты. Как вы думаете, какие они?
Обратившись еще раз к определениям красоты, легко выделим нужное нам слово – «целесообразность». С этих позиций попробуем «дописать» несколько фрагментов замечательного романа И.Ефремова «Лезвие бритвы», в котором очень четко прослеживается идея красоты как биологической целесообразности. Почувствуйте логику рассуждений писателя и восстановите авторский текст.
«Блестящая ... и плотная кожа, ... волосы, ясные, чистые глаза, ... губы – это прямые показатели общего здоровья, они свидетельствуют о ... . Красивая ... осанка, ... плечи, внимательный взгляд, высокая посадка головы – это признаки ... . Большие и широко расставленные глаза красивы, так как ... . Чем больше глаза, тем ... , тем лучше зрение. Чем ... глаза, тем больше стереоскопичность зрения, глубина планов. Красивы ровные, плотно посаженные зубы, изогнутые правильной дугой, потому что ... . Красивы длинные ресницы, т.к. ... . Нам кажутся они изящнее, если ... , в этом случае они не слипаются и не смерзаются. Красивы густые и не очень широкие брови, потому что ... . Женщина имеет более развитый ... . Это запас на случай внезапного голода во время вынашивания и кормления ребенка. Резервная пища служит одновременно ... и ... изоляцией для развивающегося ребенка. Длинная гибкая шея прибавляет к красоте женщины, т.к. по своей древней природе женщина является ... . Более ... и ... шея мужчин обеспечивает прочную поддержку головы в бою или во время ношения тяжестей».

После самостоятельной работы с фрагментом текста и коллективного обсуждения результатов работы делаем выводы:

– красота биологически целесообразна;
– критерии красоты у мужчин и женщин различны.

Современные представления о женской красоте противоречат биологической целесообразности. (С этим высказыванием девятиклассники соглашаются неохотно. В подтверждение его справедливости можно вновь обратиться к тексту романа И.Ефремова «Лезвие бритвы», а можно предложить учащимся для самостоятельного чтения фрагмент статьи Э.П. Шайтора «Он, Она и биомеханика».)

«...В чем смысл полового диморфизма у человека? Попробуем ответить на этот вопрос с позиций законов биомеханики. В отличие от Него Она должна носить ребенка. Очевидно, что центр тяжести плода должен совпадать с центром тяжести тела матери. Задача совмещения этих точек возникла перед природой или эволюцией (будем называть ее для простоты Конструктором) в те далекие времена, когда наш предок осваивал ходьбу на двух ногах.
Пока животное передвигается на четвереньках, механические возмущения плода невелики. Поэтому нет надобности приспосабливать к ним строение тела. Кошки по внешнему виду мало чем отличаются от котов. Можно предполагать, что и у пращуров человека, пока они не встали на задние ноги, Он и Она были похожи друг на друга. Будем считать, что современный мужчина ближе к исходной модели, чем женщина, такое допущение не повлияет на наши выводы, но сделает их нагляднее.
Выпрямившись, человек задал Конструктору целую кучу задач. Прежде всего, пришлось отказаться от естественной колыбели для эмбриона – мягкой, эластичной, как гамак, брюшной стенки матери. Плод «сел» на тазовое дно. Пришлось расширить таз – развернуть крылья подвздошных костей и увеличить тазовое кольцо. Это понадобилось сделать и потому, что у плода стала крупнее голова (увеличение массы мозга). Следовательно, встала задача опустить центр тяжести тела матери. Как это сделать?
Конструктор должен был рассуждать так: увеличить толщину ног нельзя – возрастет момент инерции и повысится расход энергии на ходьбу. Можно, правда, не трогая костей и мышц, добавить жировой ткани, распределив ее на бедрах так, чтобы мощность слоя уменьшалась с расстоянием от центра вращения ноги (тазобедренного сустава). Но на жире много не выиграешь. Слишком легкий материал. И тогда Конструктор принял второе ответственное решение – уменьшил все размеры мышц и костей выше таза. Центр тяжести снизился. Так появилась фигура современной женщины, контуры которой Флобер сравнивал с контурами античной лиры.
Изменение фигуры повлекло за собой несколько дополнительных следствий. Снизилась мощность мускулатуры, представительницы слабого пола лишились возможности развивать большое усилие за короткое время. Случайно оступившись, мы восстанавливаем равновесие благодаря мгновенному компенсирующему движению. У женщины это получается не так хорошо, как у мужчины, но зато насколько ее жесты, все ее движения пластичнее и грациознее, чем у мужчины. Это вопрос не только эстетики: плавность движений женщины жизненно необходима будущему ребенку».

Я думаю, что теперь у вас нет сомнений относительно биологической целесообразности широких бедер женщины.
Но мы забыли о мужчинах. С тем, что развитые мышцы у мужчин – это, безусловно, красиво, согласятся все. А какова биологическая целесообразность этого толстого слоя мышц?

Обратимся к теме урока. Кто считает красоту обязательной составляющей счастья? А кто считает себя красивым человеком?
В подростковом возрасте большинство людей пристально рассматривают себя в зеркале, и лишь очень немногие остаются довольны собой. Иногда проблемы внешности, точнее недовольства своей внешностью, выходят на первый план и становятся причиной серьезных переживаний. Порой эти переживания формируют стойкий комплекс неполноценности, который сопровождает человека всю жизнь. Специально для страдающих мне хочется сегодня раскрыть некоторые тайны восприятия внешности.

Вспомните, что вы испытываете, надев новую одежду в первый раз. Вам кажется, что на вас все смотрят! Прошло три дня. Одежда все еще новая, но окружающие перестали обращать на вас внимание. В чем дело? А дело в иллюзии восприятия. Ваша новая одежда была объектом, прежде всего, вашего внимания. Внимание окружающих было кажущимся, иллюзорным. Так же и внешность. Если вы обращаете на нее слишком пристальное внимание, то вам кажется, что она является и объектом внимания окружающих, что, конечно, не так. Вспомните, сильно ли, а главное, надолго ли возбуждается ваше любопытство, если чья-то внешность отличается от среднестатистической? Прошли, увидели, забыли.

И еще два секрета, важные для девушек. Первый: мужчины разные, с разными вкусами. Обязательно найдется человек, которому именно вы покажетесь эталоном красоты. Второй: мужчины не видят настоящей внешности женщины. Они видят то, что женщина им внушает. И не только за счет косметических ухищрений, но прежде всего за счет одухотворенности, внутренней свободы. Не в ту влюбляются, которая красива, а в которую влюбляются – та и красива. Девушка с идеальными внешними данными, но психологически зажатая, не будет восприниматься красивой, и наоборот.

Мне хочется напомнить вам строки стихотворения Н.Заболоцкого.

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее.
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье –
Младенческая грация души
Уже скользит в любом ее движеньи.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Несколько лет назад мне в руки попалась замечательная книга В.Леви «Искусство быть другим». И сегодня я не могу не прочитать два письма из этой книги.
Восемнадцатилетняя девушка Лена пишет психотерапевту: «...Я не знаю, дождусь ли вашего ответа. Мне почти все равно. Посмотрите на эту физиономию (приложено фото), и вы все поймете. Была застенчива, сейчас становлюсь просто злой. Жить не интересно... Может ли человек прийти к выводу, что ему не стоит жить? Спокойно и без истерики».

И получает ответ: «Ты уж извини, тезка, некогда, спешу к Федору, яблок надо купить, магазин через час закрывается, и гололед. Печатаю быстро, пожалуй, успею. Значит, как там говоришь, не стоит жить? А скажи, человеку, у которого вместо лица – обожженная маска, уроду из страшного сна, как, по-твоему, – стоит или нет??? Здравствуй, это я Камбова Елена, 29 лет, инвалид I-й группы. Сама себе казалась так себе, завидовала хорошеньким, ревновала всех ко всем. После взрыва газа в духовке осталась без лица. 10% зрения. Увидишь без бинтов – грохнешься в обморок, и я тебя не поддержу, чтобы не испугалась еще больше... Последнее зеркало в доме было 5 лет назад. Четыре пластические операции. Две попытки самоубийства. Ну вот и представилась. Так знаешь что, Леночка? Счастлива, что самое интересное. Я, я счастлива, я, эгоисточка, с малых лет шагу не ступавшая без «как на меня посмотрят»... Счастлива. Не поверишь – приезжай, посмотри, для тебя, пожалуй, и бинты сниму на минутку. Таких дур, как мы, и надо лечить ожогами, уродка была до этого, вот что ясно как божий день. Вот на этом снимке, где самая хорошенькая, как все говорят, мама не позволяет снять со стены, мне тут 18, первая любовь и все такое, вижу, как сквозь молоко, но ясно: уродина, душа неумытая. И сколько таких вокруг? Через минуту старухи, и все слепы, как совы днем. Жалко. Помочь нечем, ожогом только. А обожженная счастлива, моя милая, обожженная не зависит ни от кожи, ни от носа, ни от чего, обожженная свободна, хотя времени нет совсем. Другие заботы. И никаких больше операций, незачем, некогда. Друзей не было, а теперь много, и Федор. Тоже инвалид, без ног. Художник. Не показываю, конечно, что было лицом, обходимся... Ну что тебе еще на прощание? Печатаю на машинке, вслепую, овладела английским в объеме иняза, занимаюсь испанским, читаю пальцами и остатками зрения, перевожу, играю на гитаре, пишу сказки, еще кое-что... Вот так, Леночка. Насчет того, кому стоит жить, а кому нет, скажу так: всякому дано право увольнения по собственному желанию, но увольнение увольнению рознь. Бывает и своевременная отставка, а бывает – и чаще всего – дезертирство, бегство трусливых дураков. Жизнь – война, ты понимаешь? За человеческую душу, за ваши души, слепцы, не на смерть, а на жизнь... А много ли настоящих солдат? Вот и приходится дезертиров вроде меня посылать в штрафные батальоны, а дур вроде тебя, насколько возможно, учить. Прости за резкость, имею право. Не потеряешь – не найдешь. Предложи мне теперь лицо какой хочешь красоты – откажусь. У меня уже есть. Поняла ты или нет? Тебе не досталось ожога, пусть его заменит мое письмо. Прости. Будь здорова, твоя Елена».

Письмо возымело действие.

Давайте вернемся к теме урока. Красота – одно из слагаемых счастья? Я надеюсь, что вы сегодня не были пассивными слушателями, вы думали, чувствовали, переживали. И значит, у каждого из вас есть ответ на главный вопрос нашего урока.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru