Е.А. ПИПКО,
г. Брест, Беларусь
Биоковбои, или Занимательная
ботаника
Игра проводится с учащимися параллели
7-х классов. Из учеников формируются команды.
Выбираются ведущий (или его функции выполняет
учитель), капитаны команд и жюри.
Команды получают задания: оформить командную
символику; написать стихотворение– загадку о
выбранной эмблеме-цветке; подготовить материал
для выступления в 1-, 3-, 4- и 6-м геймах.
Функции капитана: организовать подготовку
команды, распределить задания. В случае
неготовности команды отвечать капитан должен
выступить сам.
Жюри подводит итоги после каждого конкурса,
выставляя оценки за научную достоверность
материала, его полноту, а также оформление и
эмоциональность выступления.
1-й гейм – «Литературный»
Ведущий. Нет на земле ничего
прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и
драгоценного дара природы. Легенды и сказки о
цветах вдохновили многих писателей и поэтов. А
знаете ли вы их?
Команды представляют литературные
произведения или легенды (возможный вариант –
оформить материал в виде сочинения) о растении,
выбранном в качестве эмблемы.
2-й гейм – «Крот в подземелье»
Ведущий. Можно предположить, что
вкус и аромат трав и плодов человек «унюхал» еще
в каменном веке. Пряности и пряно-ароматические
растения (шафран, тмин, укроп, сельдерей и др.)
издавна и широко применяют в качестве
лекарственных средств, в кулинарных и
косметических целях. Узнайте по запаху растения.
Участникам команд завязывают платками
глаза. Ведущий подносит к носу участника
подготовленный учителем стаканчик с образцом –
нужно определить растение по запаху.
Образцы для мальчиков: листья черной
смородины, герани, сельдерея, укропа, петрушки.
Образцы для девочек: анис, ваниль,
лавровый лист, черный перец, корица.
3-й гейм – «Музыкальный салон»
Ведущий. А сейчас давайте окунемся
в мир музыки. Из произведений классиков, а также
современных композиторов составьте «букеты» для
жюри.
Звучат подобранные командами записи
музыкальных произведений (песен, романсов и т. д.),
посвященных тому или иному растению. По
окончании звучания фрагмента участник команды
ставит бумажный макет этого растения в вазу
перед жюри.
4-й гейм – «Картинная галерея»
Ведущий. Приглашаем посетить нашу
картинную галерею.
Из пяти произведений художников
команды должны составить коллаж на одну,
произвольно выбранную, биологическую тему – так,
чтобы у «экскурсоводов» получился связный
рассказ.
5-й гейм – «Капитанский»
Вопросы капитану первой команды.
Назовите:
– тропическую культуру с низким
содержанием сахара в плодах, называемую
«аллигаторовой грушей» (авокадо);
– семечковую культуру с плодами, напоминающими
небольшие яблоки; португальцы назвали эти плоды
«мармело» – отсюда слово «мармелад» (айва);
– растение, о котором говорят: «Растет овсинка, а
под ней трясинка» (рис).
Вопросы капитану второй команды.
Назовите:
– небольшое субтропическое
цитрусовое деревце, имеющее самые скороспелые
плоды приплюснуто-шаровидной формы с нежным
вкусом (мандарин);
– растение, о котором в древней восточной
рукописи можно прочесть следующее: «...Усиливает
дух, смягчает сердце, удаляет усталость,
пробуждает мысль и не дозволяет поселяться
лености...» (чай);
– растение, о котором говорят: «Из мешка – на
забаву, из бутылки – на приправу» (плоды
подсолнечника – семечки и подсолнечное масло).
6-й гейм – «Ботаническая азбука»
Каждая команда представляет свою
«азбуку», заранее написанную на листе бумаги, –
список растений в алфавитном порядке, по одному
растению на каждую букву алфавита. Оценивается
полнота составленной азбуки.
Подведение итогов
Жюри объявляет общее количество
баллов, набранное каждой командой. Команды
награждаются импровизированными медалями,
грамотами, сладкими призами.
|