КОПИЛКА ОПЫТА

Н.Л. ЧИБИСОВА,
учитель биологии гимназии № 1,
г. Сергиев Посад, Московская обл.

Индивидуально-групповая форма работы на уроках биологии в 7–11-х классах

(Методическая разработка)

Повышение активности познавательной деятельности учащихся – одна из важных задач школьного образования. Решению ее помогает индивидуально-групповая форма работы на уроке, при которой возможно решение сложных познавательных задач малой группой учащихся. Контроль, корректировка и оценка решения выполняются самими учащимися. Использовать такую форму урока можно на любом этапе: и при изучении нового материала, и как вариант обобщающего урока (в течение всего урока или как фрагмент).

Учитель разбивает учащихся на группы, формулирует познавательные задачи, систематизирует знания и корректирует ответы при обсуждении итогов работы, оценивает знания. Ученики самостоятельно работают с учебником, муляжами, коллекциями, рисунками, таблицами, обсуждают и подготавливают ответы на вопросы и сдают отчет.

7-й класс.

Тема урока: «Грибы-паразиты»

Материалы: учебник (Серебрякова Т.И., Еленевский А.Г., Гуленкова М.А. и др. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. – М.: Просвещение, 1994), таблицы «Грибы-паразиты», плодовые тела трутовых грибов.

1-я группа

В чем особенность питания группы грибов-паразитов? Какие источники органических веществ они используют? Предложите схему с конкретными примерами грибов.

2-я группа

Укажите приспособления к паразитизму у различных грибов.

3-я группа

Укажите значение грибов-паразитов в природе и в жизни человека.

4-я группа

Обоснуйте методы борьбы с грибами паразитами.

Продолжительность самостоятельной работы – 15 минут. Затем – отчеты групп, анализ ответов, сообщение дополнительных сведений, отсутствующих в учебнике.

8-й класс.

Тема урока: «Несекомые -вредители поля (леса, сада, огорода)»

Материалы: учебник (Никишов А.Н., Шарова И.Х. Биология: Животные – М.: Просвещение, 1994), коллекции насекомых, иллюстрации.

1-я группа

Определите отряды, к которым относятся изучаемые насекомые. (Какие признаки используете?)

2-я группа

Проанализируйте, какие органы растений поражают насекомые-вредители. Обратите внимание на признаки поражения.

3-я группа

На какой стадии развития (и почему) насекомые особенно опасны. Установите закономерность.

4-я группа

Предложите и обоснуйте использование различных методов борьбы с насекомыми-вредителями. Установите преимущества и недостатки каждого.

Продолжительность самостоятельной работы – 20 минут. Можно усложнить задания и дать возможность использовать дополнительную литературу по изучаемой теме. Это требует большего времени, поэтому обычно на первом уроке ребята выполняют работу, а отчет заслушивается на следующем (особенно в старших классах).

10-й класс.

Тема урока: «Бактерии – прокариотические организмы»

Литература: учебники (Общая биология/Под ред. Полянского Ю.И. – М.: Просвещение, 1995; Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А. Основы общей биологии. – С.-Пб.: Специальная литература, 1995; Биология/Под ред. Ярыгина В.Н. – М.: Высшая школа, 1995), Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1. – М.: Мир, 1990; Ельцов В.Т., Шильникова В.К. Микробиология. – М.: Агропромиздат, 1990; статьи из журналов «Наука и жизнь», «Биология в школе» разных лет.

1-й урок

1-я группа

Изучите особенности строения бактерий (форма клеток, их строение), их распространение в природе. Обратите внимание на особенности размножения.

2-я группа

Изучите метаболизм бактерий (питание, дыхание, выделение).

3-я группа

Проследите влияние различных факторов внешней среды (физических, химических, биологических) на метаболизм бактерий. Обоснуйте применение различных приемов борьбы с бактериями: стерилизация, пастеризация, дезинфекция и т.д.

4-я группа

Покажите значение бактерий в природе и жизни человека.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru