О.В. ПОПОЛИТОВА,
зам. директора Марьинской школы
Нерехтского р-на Костромской обл.
Учим ребят делать жизнь красивой
Наша школа работает над созданием
действующей модели «Школа – крестьянское
хозяйство» на базе основной школы. Помимо
изменений в учебном плане, введения
специализированных курсов, мы ищем такие формы
работы, которые могли бы помочь воспитанию у
ребят потребности к эстетическому обустройству
своего жизненного пространства (территории
вокруг дома, ландшафтных пейзажей, надворных
построек и т.п.).
Много внимания уделяем организованной
практической работе. Наблюдения за ростом
растений, борьба с вредителями, уход за посадками
на учебно-опытном участке на уроках
сельскохозяйственного труда или во время
летней трудовой практики под руководством
учителя – лучшая и эффективная школа
агротехники. Полученные навыки правильного
выращивания различных культур и оригинальные
способы посадки дети используют затем дома и на
личных участках вместе с родителями внедряют
передовой опыт.
Эффективными и оригинальными формами
работы по подготовке к сельскохозяйственному
труду являются конкурсы. Дети очень любят
соревноваться, получать публичную оценку своего
труда, награды за победу и участие.
Вот некоторые из проведенных нами
конкурсов: «Моя клумба», «Теплолюбивые культуры
в условиях Нечерноземья Костромской области» («И
у нас растут арбузы», «Чудо-дыня!», «Сладкий
перец», «Баклажаны», «Огурчик», «Ранняя выгонка
гиацинта» и др.), а также коллективные проекты:
«Наша клумба – самая красивая», «Круговорот
семян в природе» (получение семян астр).
Наряду с традиционными конкурсами в
последнее время большой популярностью
пользуется смотр-конкурс усадеб «Я – хозяин
своего двора!». Конкурс проводим весной, когда
сельские жители (по традиции или готовясь к
празднику Святой Пасхи) наводят порядок дома и на
территориях у своих дворов.
В школе создается организационный
комитет, который разрабатывает положение о
конкурсе, собирает заявки от желающих принять
участие, проводит осмотр усадеб. В него входят
координатор программы, представитель
администрации школы, заместитель директора по
воспитательной работе и обязательно дети –
командиры классных коллективов (у нас в
оргкомитет входят 9 человек: 3 взрослых, 6 детей
(4–9-е классы). На доске объявлений вывешивается
информация о смотре: сроки проведения, время
подачи заявок, список оргкомитета, а также
«Положение о конкурсе».
Положение о конкурсе
Приглашаем всех учащихся школы
принять участие в традиционном весеннем
смотре-конкурсе «Я – хозяин своего двора!»
Критерии оценки усадеб:
– чистота территории;
– порядок у хозяйственных построек;
– наличие декоративных уголков;
– состояние цветников;
– состояние зеленых насаждений (наличие
плодовых и декоративных деревьев и кустарников);
– наличие мусорной ямы и ее обустройство.
Максимальная оценка по каждой позиции
– 5 баллов, наименьшая – 0.
Смотр усадеб в деревнях Клетино,
Панино, селе Есипово – 24 апреля с 15.00 до 18.00, в
селе Марьинское – 25 апреля с 14.00 до 18.00.
Среди участников смотра-конкурса будут
определены призовые места (1-, 2- и 3-е) в общем
зачете и победители в номинациях «Самый лучший
цветник», «Строим сами», «Самый красивый сад».
Победителей и участников ждут памятные дипломы и
призы!
Желаем всем участникам смотра-конкурса успехов в
благоустройстве своих дворов, хороших оценок и
победы!
Записаться в число участников конкурса можно у
членов оргкомитета или классных руководителей.
Оргкомитет
Конечно, предполагается работа по
привлечению к участию в конкурсе. Здесь не
обойтись без помощи классных руководителей,
членов родительского комитета, администрации
села. В первый год проведения желающих принять
участие было совсем немного – чуть больше
10 семей. Но уже на следующий год список
значительно расширился.
Важно, чтобы дети и взрослые
объективно и беспристрастно оценивали то, что
видят. Можно предварительно провести с детьми
экскурсию на образцовую усадьбу, а если таковой
нет, то ознакомить их с литературой по дизайну
крестьянской усадьбы. При проведении конкурса
важно также правильно выбрать порядок посещения
усадеб.
В назначенный день в школе
дополнительно напоминают участникам конкурса о
том, чтобы они встречали жюри в своих дворах.
Каждому члену жюри выдается лист со списком
участников и критериями оценок, где он лично
выставляет оценки в ходе осмотра усадеб. Затем
баллы по каждому участнику суммируются, после
чего определяется победитель.
Итоги конкурса подводятся на
общешкольном сборе. Каждому участнику вручается
диплом, победителям – призы. Подбирая призы,
стараемся, чтобы они соответствовали теме
конкурса – это хозяйственный и садовый
инвентарь, домашняя утварь, книги и календари для
садоводов и огородников, семена и пр. В
проведении конкурса мы нашли поддержку у
Комитета по экологии муниципалитета города и
района, сельской администрации – они помогают в
приобретении призов. Итоги смотра-конкурса
вывешиваются в школе, на центральной усадьбе, а в
районной газете «Нерехтская правда» публикуется
заметка о конкурсе с фотографиями .
В конце учебного года (в апреле–мае) в
школе проходят программы продолжительностью
1–1,5 месяца, посвященные природе, ее охране,
умелому землепользованию. В качестве примера
приведу планы программ двух последних лет.
Программа «Земля – наш дом»
(2000/01 учебный год)
Старт программы – презентация
общешкольных дел, конкурсов.
Акция «Территория школы – самая
чистая и уютная!»
Конкурс рисунков «Как прекрасна
родная природа!»
Смотр-конкурс усадеб «Я – хозяин
своего двора».
Научно-практическая конференция
«Земля – наш дом».
В ходе программы прошли классные часы
«Экологический КВН», «Путешествие в город
Природоград», викторина «Знаешь ли ты?»,
брейн-ринг на экологическую тему, экскурсии в
природу и др.
Завершала программу
научно-практическая конференция «Земля – наш
дом». В ее подготовке и проведении дети принимали
самое активное участие. Цель конференции
заключалась в том, чтобы показать, что в природе
все взаимосвязано, очень ранимо и к ней нужно
бережно относиться. Ребята получили новые
сведения из области естествознания и экологии,
приобрели навыки исследовательского труда,
научились пользоваться справочной и научной
литературой. По итогам конференции ребята должны
были осознанно принять совместно выработанное
решение конференции.
В течение 14 дней работало 5
исследовательских групп: «Экологическая»
(птицы), «За здоровый образ жизни», «Как прекрасна
земля!» (цветы), «Витаминная грядка», «Лес – наше
богатство». Дети выбирали группу по своему
желанию. У каждой группы был учитель – куратор из
старшего звена и учитель начальных классов.
В конференции приняли участие гости из
Комитета по экологии, известные спортсмены,
представители сельской администрации. Дети
выступали с сообщениями и рефератами. Каждая
секция давала свои предложения в проект решения.
Программа «Природа»
(2001/02 учебный год)
Старт программы – презентация
основных мероприятий.
Конкурс среди классов по уборке
школьной территории.
Посадка деревьев на Аллее дружбы.
Конкурс рисунков и сочинений на
свободную тему.
Закладка опытов на учебно-опытном
участке школы.
Экскурсии и походы по родному краю
«Весна пришла!»
Смотр-конкурс усадеб «Я – хозяин
своего двора».
Подведение итогов.
Успех этих общешкольных мероприятий
будет заметнее, если информация не станет носить
отвлеченный, чисто научный характер, а будет
приближена к местным условиям, к опыту работы на
земле, к грамотному ведению приусадебного
хозяйства!
Будем рады, если среди читателей мы найдем
единомышленников. Готовы обмениваться опытом,
вместе решать проблемы воспитания сельских
школьников.
Рисунки А.Проскурина
|