ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Т.А. КОЗЛОВА,
к.п.н. ИОСО РАО

Задания для закрепления и углубления знаний по теме «Эволюционное учение»

Задания можно использовать в виде карточек при изучении общей биологии как в 9-х, так и в 10–11-х классах для конкретизации, углубления и расширения основных положений эволюционного учения Ч.Дарвина.
Задания могут выполняться индивидуально или коллективно (в группе).

1. Знакомясь с биографией великого английского биолога Ч.Дарвина, вы узнали о его пятилетнем путешествии. Проследите по карте (рис. 1) маршрут этого путешествия и охарактеризуйте «багаж» естественно-научных наблюдений, сделанных Дарвином.

Рис. 1. Путешествие Ч.Дарвина на «Бигле»

Рис. 1. Путешествие Ч.Дарвина на «Бигле»

Какое значение могли иметь сведения об особенностях живой природы разных континентов для разработки Дарвином эволюционного учения?

2. Рассмотрите рисунки птиц (рис. 2). Какое свойство проявляется в изменении их окраски? Как назвал Дарвин такое явление? Возможна ли эволюция без его проявления?

Рис. 2. Австралийский ткачик

Рис. 2. Австралийский ткачик: 1 – нормальная окраска;
2 – та же птица после трехлетнего пребывания во влажном климате

3. Рассмотрите изображения зебр и жирафов (рис. 3), обратив внимание на особенности окраски отдельных особей. Какое общебиологическое свойство обуславливает возможность индивидуального разнообразия окраски и какова его роль в эволюции?

Рис. 3. Различия в окраске особей

Рис. 3. Различия в окраске особей

4. Вы узнали, что наблюдения, сделанные во время кругосветного путешествия, убедили молодого Дарвина в изменяемости и сходстве видов. Изучите рисунки ископаемого и современного броненосцев, обитателей Южной Америки (рис. 4). Сравните их. Какой вывод можно сделать из этого сравнения? К какому выводу пришел Ч.Дарвин? Какие положения эволюционного учения могут опираться на сравнение ископаемых и современных представителей флоры и фауны нашей планеты?

Рис. 4. Броненосцы

Рис. 4. Броненосцы

5. Как называется главный труд Ч.Дарвина? Какое определение вида как единице систематики дал шведский естествоиспытатель К.Линней? Сформулируйте современное определение вида. Что такое критерии вида, назовите их. Перечислите известные вам местные виды растений и животных.

6. Рассмотрите изображения трех видов растений из семейства бобовых, относящихся к роду вика (рис. 5). Сравните их и назовите морфологические критерии каждого вида.

Рис. 5. Виды рода вика

Рис. 5. Виды рода вика:
1 – горошек заборный; 2 – горошек посевной; 3 – горошек мышиный

7. На рис. 6 изображены разные виды дятлов. Рассмотрите их, ознакомьтесь с описаниями и сформулируйте критерии, которые могут относиться к каждому виду.

Рис. 6. Дятлы

Рис. 6. Дятлы

1. Желна, черный дятел. Окраска черная, на голове красная «шапочка». Барабанит громче всех. Крик очень кромкий.
2. Большой пестрый дятел. Основная окраска – черная с белым. На голове самца – красная полоска. Барабанит потише. Крик тоже более тихий («кик-кик-кик»).
3. Малый пестрый дятел. Основная окраска – черная с белым. На голове самца – красная, у самки – светлая «шапочка». Барабанит тихо, часто, попискивая.
4. Белоспинный дятел. Имеет большое сходство с большим пестрым. Отличие – белая нижняя часть спины.
5. Зеленый дятел. Основная окраска тела – зеленая, без ярких пестрин. На голове – красная «шапочка». Питается муравьями из муравейников, издает крик «клей-клей-клей».
6. Седой дятел. Окраска тела – серо-зеленая. Мельче зеленого, вместо красной «шапочки» – «козырек», задняя часть головы серая.
7. Трехпалый дятел. Похож на большого пестрого, но немного мельче. На голове самцов желтое, а у самок беловатое – пятно. На лапе – три пальца. Молчаливая птица,.
8. Чешуйчатый дятел. Обитает в Средней Азии, в отличие от всех предшествующих видов. Окраска серо-зеленоватая. Похож на зеленого дятла, но на брюхе хорошо заметные пестрины.
9. Малый (а) и большой (б) острокрылые дятлы. Обитают на Дальнем Востоке и на Сахалине (как и ряд других видов, например, большой пестрый).

8. Прочитайте перечень критериев вида, выделите из него экологический критерий:

а) каждый вид имеет свойственный только ему набор хромосом, который характеризуется определенным числом, структурой и дифференциальной окраской хромосом;
б) каждый вид имеет конкретное место обитания в природных условиях;
в) организмы одного вида имеют общий тип обмена веществ;
г) каждый вид занимает определенную географическую территорию;
д) организмы одного вида обладают сходством внешнего и внутреннего строения.

9. Три вида колокольчиков (рис. 7), произрастающие в средней полосе России, имеют следующие особенности.

Рис. 7. Колокольчики

Рис. 7. Колокольчики
  • Колокольчик персиколистный, высота от 30 до 160 см, имеет самые крупные голубые цветки – до 6 на одном цветоносе. В начале цветения цветки обращены вверх, затем опускаются вниз. Сидячие стеблевые листья узкие, очередные, похожие на листья персика. Растет по лесам, полянам.

  • Колокольчик рапунцелевидный растет на лугах, по сухим склонам и опушкам. На каждой односторонней кисти по 10–15 лазоревых поникших цветков. Крупные продолговато-ланцетные листья имеют пильчато-городчатый край. Высота от 30 до 120 см.

  • Колокольчик сборный, или скученный, высотой 15–80 см, растет по лугам, опушкам, полянам. Верхние листья сидячие, яйцевидно-ланцетные. Цветки темно-фиолетовые, скучены по 15–20 штук в плотную верхушечную головку и пазушные почки.

Какими цифрами обозначены эти виды на рис. 7?

(Ответ: 1 – сборный; 2 – рапунцелевидный; 3 – персиколистный.)

10. Сформулируйте определение эколого-географического критерия вида. Можно ли считать данный критерий универсальным? Что такое ареал? Рассмотрите на рис. 8 ареалы серой и черной ворон. Какие процессы могут происходить на границах ареалов? Какими могут быть последствия таких процессов для двух видов ворон?

Рис. 8. Ареалы серой (1) и черной (2) ворон

Рис. 8. Ареалы серой (1) и черной (2) ворон

11. Назовите известные вам критерии вида. Охарактеризуйте экологический критерий. Укажите на рис. 9 соответствие между числами, обозначающими виды организмов, и буквами, обозначающими места их обитания. Почему экологический критерий не может исчерпывающе охарактеризовать вид?

Рис. 9. Организмы и среда их обитания

Рис. 9. Организмы и среда их обитания

(Возможный ответ: 1 – Ж; 2 – В, Г, Д, Е, Ж; 3 – Г, Д, Е; 4 – В, Г, Д, Е, Ж; 5 – Б, В, Е, Ж; 6 – Ж; 7 – А, Б, Г, Ж; 8 – Г.)

12. Какие критерии видов присутствуют в приводимых описаниях (капустной тли и капустной совки) – вредителей капусты и других крестоцветных растений. Определите, какими цифрами обозначены эти виды на рис. 10. Какие критерии в описаниях не использованы?

Рис. 10. Капустная тля и капустная совка

Рис. 10. Капустная тля и капустная совка

1. Взрослые, небольшие (до 4 мм) особи, чаще бывают бескрылыми, отдельные особи имеют крылья. Поселяются на капустных листьях, скручивая их, что затрудняет борьбу с ними. Вред наносят не только взрослые насекомые, но и их личинки. За лето развивается до 16 поколений. Естественными врагами этих вредителей являются божьи коровки, наездники, мухи журчалки, личинки златоглазки.

2. Передние крылья бабочки темно-бурые, задние светлее. Летают бабочки ночью, откладывают яйца на нижнюю сторону листьев капусты. Гусеницы, выедающие мякоть листа с нижней стороны, от светло-зеленых до почти черных. Средства защиты – химические.

13. В средней полосе России обитают четыре вида лягушек. Виды имеют значительное сходство, но различаются по наличию или отсутствию височного пятна и по бугорку на задней лапе (рис. 11). Травяная и остромордая лягушки большую часть времени проводят на суше (во влажной среде), озерная и прудовая – в водоемах и на их берегах.

Рис. 11. Лягушки

Рис. 11. Лягушки

Какие критерии помогают определять эти виды и в наибольшей степени обеспечивают их точное определение?

14. В приводимых описаниях нескольких видов медведей укажите то, в котором вид охарактеризован с наибольшим количеством критериев и то, в котором их использовано меньше всего.

  • «В нашей стране только на Дальнем Востоке можно встретить гималайского медведя. Он питается побегами растений, ягодами, желудями, плодами, насекомыми, даже падалью. Зиму проводит в дуплистых деревьях, впадая в спячку».

  • «В таежной и лесной зонах России обитает бурый медведь, он крупнее гималайского, зимует в берлогах, всеяден».

  • «Черные медведи, или барибалы, обитают в Северной Америке, их рост около 90 см, они мельче бурых, морда светло-бурая, на груди имеется небольшое светлое пятно. Этим пятном он напоминает гималайского медведя. Длинный мясистый нос отличает его от всех других видов медведей. Барибалы любят лакомиться насекомыми из ульев, термитников, муравейников».

  • «Места обитания, внешний вид и образ жизни белого медведя вам, очевидно, знаком».

  • «В горах Боливии, Перу, Колумбии обитают очковые медведи. Это очень редкие, пугливые животные небольшого размера».

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru