С.А. НИКИТИН,
эксперт-криминалист Московского бюро
судебно-медицинской экспертизы,
Т.Д. ПАНОВА,
к.ист.наук, заведующая отделом археологии
Музея-заповедника «Московский Кремль»
Антропологическая реконструкция
Сотни и тысячи имен князей и воинов,
монахов и архитекторов, купцов и политиков,
Великих княгинь и цариц хранят русские летописи.
Изучая по письменным источникам их дела,
невольно задумываешься: какими же были эти люди,
оставившие нам плоды своего труда и военных
подвигов, таланта и мысли.
Русскому средневековому искусству
были чужды светские сюжеты. Портреты
исторических персонажей появляются только в
конце XVII в. Создание в середине XX в.
отечественной школы антропологической
реконструкции и работы ее основателя
М.М. Герасимова (см. «Биология», № 8/2003)
совершили чудо. Сегодня мы можем вглядеться в
лица Ярослава Мудрого, князя Андрея Боголюбского
и Тимура, царя Ивана IV и его сына Федора.
К настоящему времени реконструированы
исторические личности: исследователь Крайнего
Севера Н.А. Бегичев, Нестор-летописец, первый
русский врач Агапит, первый игумен
Киево-Печерского монастыря Варлаам, архимандрит
Поликарп, Илья Муромец, Софья Палеолог и Елена
Глинская (соответственно, бабушка и мать Ивана
Грозного), Евдокия Донская (жена Дмитрия
Донского), Ирина Годунова (жена Федора Иоановича).
Проведенное в 1986 г. восстановление лица по
черепу летчика, погибшего в 1941 г. в боях за
Москву, позволило установить его имя.
Восстановлены портреты Василия и Татьяны
Прончищевых, участников Великой северной
экспедиции.
В декабре 1994 г. в Москве были начаты
исследования останков греческой принцессы Софьи
Палеолог, второй жены великого московского князя
Ивана III, скончавшейся в 1503 г. Она была
похоронена в массивном белокаменном саркофаге в
усыпальнице Вознесенского собора в Кремле рядом
с могилой Марии Борисовны, первой супруги
Ивана III. На крышке саркофага острым
инструментом процарапано «Софья».
Некрополь женского
Вознесенского монастыря на территории Кремля,
где в XV–XVII вв. хоронили русских Великих и
удельных княгинь и цариц после разрушения
обители в 1929 г. был спасен музейными
работниками. Ныне прах высоких особ покоится в
подвальной палате Архангельского собора. Время
безжалостно, и далеко не все погребения дошли до
нас полностью, но останки Софьи Палеолог
сохранились хорошо (почти полный скелет за
исключением отдельных мелких костей).
Общий вид Вознесенского собора (2)
Московского кремля, XVII в. На плане в правом нижнем
углу цифрой 12 обозначено место захоронения Софьи
Палеолог
Современные остеологи многое могут
определить, изучая древние захоронения, – не
только пол, возраст и рост людей, но и болезни,
перенесенные ими в течение жизни, и травмы. После
сопоставления черепа, позвоночника, крестца,
костей таза и нижних конечностей, с учетом
примерной толщины отсутствующих мягких тканей и
межкостных хрящей, удалось выяснить, что Софья
была невысокого роста, около 160 см, полная, с
волевыми чертами лица. По степени зарастания
швов черепа и изношенности зубов биологический
возраст Великой княгини был определен в
50–60 лет, что соответствует историческим
данным. Вначале ее скульптурный портрет вылепили
из специального мягкого пластилина, а затем
изготовили гипсовую отливку и тонировали ее под
каррарский мрамор.
Вглядываясь в лицо Софьи, убеждаешься:
такая женщина действительно могла быть активной
участницей событий, о которых свидетельствуют
письменные источники. К сожалению, в современной
исторической литературе нет подробного
биографического очерка, посвященного ее судьбе.
Скульптурный портрет Софьи Палеолог
(реконструкция по черепу С.А. Никитина)
Жизнеописание Зои (Софьи – как звали
ее на Руси) Палеолог удалось воссоздать, собирая
сведения по крупицам. Но и сегодня неизвестна
даже точная дата ее рождения (где-то между 1443 и
1449 гг.).
Дочь Морейского деспота Фомы, чьи
владения занимали юго-западную часть
полуострова Пелопоннес, была племянницей
последнего византийского императора
Константина XI, погибшего в 1453 г. на стенах
Константинополя при защите города от турок. Под
ударами армии султана пала и Морея. Фома
перебрался сначала на остров Корфу, затем в Рим,
где вскоре умер. Здесь, при дворе главы
католической церкви, воспитывались дети Фомы –
Зоя и два ее брата, Андреас и Мануил.
Судьбы представителей некогда
могущественной династии Палеологов сложились
трагично. Принявший мусульманство Мануил умер в
нищете в Константинополе. Андреас, мечтавший
возвратить былые владения семьи, так и не достиг
цели. Старшая сестра Зои – Елена, сербская
королева, лишенная трона турецкими
завоевателями, окончила свои дни в одном из
греческих монастырей. На этом фоне судьба Зои
Палеолог выглядит благополучной.
Папе Римскому удалось выдать ее замуж
за Великого московского князя Ивана III (он
овдовел в 1467 г.). Переговоры тянулись три года,
т.к. русский митрополит этому браку
воспротивился. Однако воля князя возобладала, и 24
июня 1472 г. большой обоз Зои Палеолог выехал из
Рима.
Греческая принцесса пересекла всю
Европу: из Италии на север Германии, в Любек, куда
кортеж прибыл 1 сентября. Дальнейшее плавание
по Балтийскому морю оказалось трудным и
продолжалось 11 дней. Из Колывани (так в русских
источниках тогда назывался Таллин) в октябре
1472 г. процессия направилась через Юрьев (ныне
Тарту), Псков и Новгород в Москву. Столь длинный
путь пришлось проделать из-за плохих отношений с
Польским королевством – удобная сухопутная
дорога на Русь была закрыта.
Лишь 12 ноября 1472 г. Софья въехала в
Москву, где в тот же день произошли ее встреча и
венчание с Иваном III. Так начался «русский»
период в ее жизни.
«Софья» – надпись, процарапанная на
крышке саркофага, где погребена Великая княгиня
Под влиянием Софьи Палеолог и ее
греко-итальянского окружения активизируются
русско-итальянские связи. Великий князь
Иван III приглашает в Москву квалифицированных
архитекторов, врачей, ювелиров, мастеров
монетного дела и изготовителей оружия. По
решению Ивана III иноземным зодчим была
доверена перестройка Кремля, и сегодня мы
любуемся памятниками, появлению которых в
столице обязаны Аристотелю Фиорованти и Марко
Руффо, Алевизу Фрязину и Антонио Солари.
Поразительно, но многие сооружения конца XV –
первых лет XVI в. в древнем центре Москвы
сохранились такими же, какими были и при жизни
Софьи Палеолог. Это храмы Кремля (Успенский и
Благовещенский соборы, церковь Ризоположения),
Грановитая палата – парадный зал
великокняжеского двора, стены и башни самой
крепости.
Западноевропейской женщине было
трудно постигать законы чужой страны со своими
традициями и иной шкалой духовных ценностей.
Происхождение и воспитание Софьи Палеолог,
несчастья, постигшие семью отца, долгое
пребывание греческой принцессы при дворе Папы
Римского не могли не оказать влияния на ее
характер.
Сила и независимость его
особенно ярко проявились в последнее
десятилетие жизни Великой княгини, когда в
80-е гг. XV в. в династическом споре при дворе
московского государя сложились две группировки
феодальной знати. Предводителем одной стал
наследник престола князь Иван Молодой, сын
Ивана III от первого брака. Вторая образовалась
в окружении «грекини». Лишь окончательное
падение Дмитрия (внука Ивана III от первого
брака) и его матери (в 1502 г. они были посажены в
тюрьму, где умерли) поставило точку в этом
затянувшемся споре.
Фрагмент пелены 1498 г. с изображением
Великой княгини Софьи Фоминишны
(предположительно)
Из Софийской летописи дошло до нас
интересное свидетельство: в период переговоров о
браке Ивана III и Софьи Палеолог одно из
посольств доставило Великому князю портрет
невесты. Появление живописного произведения на
незнакомой со светским искусством Руси потрясло
людей. И впервые столкнувшийся с подобным
явлением летописец так и не смог отрешиться от
церковной традиции и назвал портрет иконой: «...а
царевну на иконе написану принесе». Судьба
картины неизвестна. Скорее всего, она погибла при
одном из многочисленных пожаров Кремля. Не
сохранилось никаких изображений Софьи и в Риме,
хотя гречанка провела при папском дворе около
десяти лет. Так что мы, видимо, никогда не узнаем,
какой она была в молодости.
Скульптурный портрет Ивана IV,
воссозданный скульптором М.М. Герасимовым
Скульптурный портрет-реконструкция
воскрешает ее облик в последние годы жизни. И
сегодня есть удивительная возможность сравнить
облик Софьи Палеолог и ее внука, царя Ивана IV
Васильевича, скульптурный портрет которого
воссоздан М.М. Герасимовым еще в середине
1960-х гг. Хорошо видно: овал лица, лоб и нос,
глаза и подбородок у Ивана IV почти такие же,
как у его бабушки. Изучая череп грозного царя,
М.М. Герасимов выделял в нем значительные
признаки средиземноморского типа и однозначно
связывал это с происхождением Софьи Палеолог.
Антропологическая реконструкция в
судебно-медицинской практике
Разработанные школой
М.М. Герасимова методики антропологического
восстановления успешно применяют и при
раскрытии уголовных преступлений.
Судебная медицина – чисто прикладная
отрасль медицины, появившаяся и существующая
исключительно из-за потребностей
оперативно-следственной практики. Проведенная
реконструкция помогает решить интересующие
следователя вопросы о внешнем облике
неизвестного, о его возрасте, стоматологическом
статусе, возможных следах давних травм.
Конечно этот портрет приблизителен.
Но, как свидетельствует многолетняя
следственная и экспертная практика, вполне
пригоден и абсолютно необходим для
ориентировочного опознания, что значительно
облегчает розыск, сужая круг проверяемых лиц.
Реконструкция головы человека по
черепу стала одним из обязательных видов
экспертиз, исследований и технических приемов в
практике Московского бюро судебно-медицинской
экспертизы. Единственным препятствием в широком
распространении этого вида экспертизы является
крайне ограниченное количество специалистов в
данной области. И все-таки число таких экспертиз
растет. Например, в 1995 г. их было выполнено 15, а
в 2000 г. – 67.
Восстановлению зачастую предшествует
предварительное исследование представленной на
экспертизу головы, как правило, сильно
измененной. Это позволяет получить
дополнительную информации о неизвестном
человеке. Например, увидеть строение ушных
раковин, обнаружить родимое пятно или рубец.
Основная сложность при восстановлении внешнего
облика, как и в этнологической практике, связана
с состоянием черепа, поэтому работа часто
начинается с его реконструкции, если она
возможна.
В арсенале российской школы
антропологической реконструкции существуют
разные методики: пластическая, графическая,
компьютерная и комбинированная. Но главное в них
– поиск и доказательство закономерностей в
форме, размере и положении той или иной детали
лица. Для розыскных целей больше подходит
графическое построение портрета.
При воссоздании портрета используются
различные методики. Это и разработки
М.М. Герасимова по построению век, губ, крыльев
носа и методика Г.В. Лебединской, касающаяся
воспроизведения профильного рисунка носа.
Методика моделирования общего покрова мягких
тканей с применением калиброванных толстотных
гребней позволяет более точно и заметно быстрее
воспроизводить покров.
На основе нашей методики
сопоставления внешнего вида деталей лица и
подлежащей части черепа специалистами
Экспертно-криминалистического центра МВД
Российской Федерации был создан комбинированный
графический метод. Установлена закономерность
положения верхней границы роста волос, выявлена
определенная связь постановки ушной раковины со
степенью выраженности «надсосцевидного гребня».
В последние годы разработан метод определения
положения глазных яблок. Выявлены признаки,
позволяющие определять наличие и степень
выраженности эпикантуса (монголоидная складка
верхнего века).
Во всех случаях при выявлении
предполагаемого лица проводится сравнительное
исследование восстановленного портрета,
прижизненной фотографии и черепа. Это позволяет
получить информацию, необходимую для
дальнейшего развития и объективизации методики
антропологической реконструкции.
|