Я ИДУ НА УРОК

С.П. ПРИТУЛЯК

Условия здорового образа жизни

Обобщающий урок

Одной из задач учителя биологии является формирование у каждого учащегося верного представления о здоровом образе жизни, правильном отношении к сбережению и укреплению своего здоровья. В 1980 г. для обозначения науки о формировании, сохранении и укреплении здоровья профессор И.И. Брехман предложил термин валеология (от лат. valeo – здравствовать, быть здоровым).
Формированию важнейших валеологических представлений у учащихся способствует использование на уроках примеров из жизненного опыта, самонаблюдения, исследовательская работа, составление и ведение валеологического дневника, решение творческих задач, игры, дискуссии и т.п.
Валеологический дневник позволяет учителю проверить умение учащихся как излагать факты и результаты самонаблюдений, так и интерпретировать эти факты. Для составления дневника учащиеся могут воспользоваться следующим планом:

– антропометрические данные (рост, масса тела, давление, пульс);
– заболевания;
– вредные привычки;
– режим дня;
– режим и нормы питания;
– профилактика заболеваний;
– хобби;
– отношение к понятию «здоровье».

Оформляя эту работу, учащиеся могут использовать представления об анатомии, физиологии и гигиене человека, известные им из самонаблюдений, суждений окружающих их людей, печати, телевидения и других источников.
После проверки работ и анализа ответов в классе можно провести обсуждение: один из учащихся зачитывает свою работу, остальные ее комментируют, высказывают мнения, задают вопросы. Различия в жизненных ситуациях и способах их разрешения порождает дискуссию. В ходе дискуссии учитель комментирует наблюдения учащихся, корректирует их высказывания, дополняет фактический материал.
Решение творческих задач развивает у учащихся самостоятельность, воображение, мышление. Такие задачи могут быть использованы на проблемных уроках, для систематизации материала, установления связи нового материала с пройденным. В качестве домашнего задания учитель может предложить учащимся самим составить творческие задачи, предварительно ознакомив их с необходимой литературой.
Эффективными методическими средствами закрепления валеологических понятий могут служить различные игры (например, составление и решение кроссвордов) и игровые ситуации (например, пресс-конференция). Они стимулируют учащихся к активной деятельности, развивают любознательность и фантазию.
Предлагаемый ниже сценарий урока может служить примером использования различных методических средств и условий при формировании соответствующего валеологического понятия.

Домашнее задание предыдущего урока: подобрать пословицы и высказывания о здоровье, собрать упаковки продуктов питания, подготовиться к ролевой игре «Рекламодатель и потребитель».

Цель урока: определение понятия «здоровье», выявление факторов, укрепляющих и ослабляющих здоровье.

Оборудование и материалы: магнитная доска, карточки с изображением леса, алкогольных напитков, пачек сигарет, людей, занимающихся спортом, зарядкой, физическим трудом, купающихся и загорающих, продуктов питания, обуви на высоком каблуке, девушки, демонстрирующей модную одежду, портрет В.Дикуля; обертки от «Сникерса», жвачек, печенья и др. продуктов, список канцерогенов с указанием их кода с литерой «Е».

Учитель. Сегодня мы с вами побеседуем о здоровье человека и о том, как его беречь. На здоровье людей существенное влияние оказывает экологическая обстановка. Во многих районах России она неблагоприятна для человека и продолжает ухудшаться.
По статистике, заболеваемость детей составляет 150 случаев на 1 тыс. детей в год; 40% школьников страдают хроническими заболеваниями. Каждый 3-й юноша считается негодным к службе в армии по состоянию здоровья. Растет число инфекционных, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, все чаще люди болеют туберкулезом и сифилисом. Среди молодежи распространены такие заболевания, как алкоголизм, наркомания, СПИД.
В статье «Москва на последнем издыхании» (газета «Коммерсантъ» от 6 июня 1998 г.) приведен ряд диаграмм, из которых видно, что рост заболеваемости детей и взрослых бронхиальной астмой связан с увеличением числа автомобилей. В Москве загрязнение атмосферного воздуха оксидом углерода вызывает образование аденоидов и хронические болезни миндалин у детей, а загрязнение воздуха диоксидом азота – болезни системы кровообращения у взрослых.
В «Парламентской газете» (21 января 2003 г.) читаем: «В стране сегодня примерно 3,3 млн человек потребляют наркотики. За последние 10 лет заболеваемость наркоманией среди подростков возросла в 17 раз.
Среди ВИЧ-инфицированных молодежь от 20 до 30 лет составляет 62%.
Больше половины новорожденных сейчас появляются больными. Это приведет к тому, что через 18 лет в России некому будет воспроизводить здоровое потомство».
Как видите, статистика плачевна. Как вы думаете, отчего люди болеют?

1-й ученик. Не хватает лекарств.

2-й ученик. Неквалифицированные врачи нас лечат.

3-й ученик. Люди сами не следят за собой, отравляют свой организм сигаретами, алкогольными напитками.

4-й ученик. Мы дышим загазованным воздухом, купаемся в загрязненных водоемах, гуляем в шумных местах, подвергаемся стрессам.

Учитель. Верно. Не только окружающая среда оказывают влияние на организм человека, но и сам человек может разрушить или укрепить свое здоровье. А что же такое здоровье и почему его надо беречь?

1-й ученик. К здоровью я отношусь очень серьезно, потому что здоровье за деньги не купишь. Чтобы сохранить его, нужно вовремя лечиться, делать зарядку, убирать квартиру, т.к. чистота – залог здоровья.

2-й ученик. Здоровье – это душевное и физическое состояние человека.

3-й ученик. В здоровом теле – здоровый дух. Нужно избавляться от вредных привычек и правильно питаться.

4-й ученик. Здоровье – это отношение нас самих к себе, забота о себе, о своей жизни.

5-й ученик. Здоровье дороже денег.

Учитель. Давайте подытожим сказанное. Здоровье – это способность сопротивляться болезням, приспосабливаться к окружающей среде, способность к самосохранению и саморазвитию. Состояние здоровья зависит не только от внешних условий и от собственного отношения к здоровью. Вы слышали о знаменитом силаче В.Дикуле? Работая в цирке, он повредил позвоночник и на многие месяцы оказался парализованным. Специальными упражнениями, потребовавшими огромных усилий воли, он восстановил свое здоровье. Позднее В.Дикуль продолжил выступления в цирке, удивляя зрителей своей необычайной силой.
На прошлом уроке вам было дано задание подобрать пословицы, поговорки, высказывания о здоровье и попытаться объяснить их смысл. Посмотрим, как вы с этим справились.

1-й ученик. Береги платье снову, а здоровье смолоду. Здоровье надо беречь с детства, пока организм крепкий, стараться избавляться от вредных привычек, соблюдать режим дня – основу здорового образа жизни.

2-й ученик. Болезнь человека не красит. По лицу можно определить, здоров человек или нет. Например, если под глазами желтые круги, значит, у человека больное сердце, если желтые белки глаз – больная печень, часто моргают глаза – заболевания нервной системы. Гнилые зубы могут приводить к заболеваниям пищеварительного тракта.

3-й ученик. Где просто, там живут лет до ста. Естественное питание, прогулки на свежем воздухе, доброжелательная спокойная обстановка в семье, занятия физическим трудом – все это благотворно сказывается на здоровье человека и его долголетии.

4-й ученик. Курить – здоровью вредить. Никотин – это яд, разрушающий организм. Сам Марлборо-Мэн, рекламировавший сигареты, умер от рака легких. На съемках ему приходилось много курить. Герой американских боевиков Джеймс Бонд хотел избавиться от своей вредной привычки, понимая ее вред.

5-й ученик. Лучшее лечение – профилактика. Каждый должен следить за своим здоровьем: своевременно делать прививки, ходить к врачу, вести здоровый образ жизни.

6-й ученик. Д.Писарев писал: «Разве человек, испорченный в нравственном отношении, – не больной?». Душевное равновесие – важный показатель здоровья. Человек должен владеть собой, учиться справляться со стрессами, которые подстерегают его на каждом шагу. От этого зависит и работоспособность, и настроение, и успехи в учебе и труде.

7-й ученик.

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь одним, чем вместе с кем попало.

Омар Хайям

Нужно правильно питаться, в рационе должны быть все питательные вещества, необходимые организму. На душевное здоровье воздействуют люди, которые рядом с нами; надо избегать людей, которые влияют на вас отрицательно.

Учитель. Молодцы, справились с заданием. Теперь поговорим о том, какие же факторы воздействуют на здоровье человека отрицательно, а какие положительно.
Посмотрите внимательно на карточки, на которых изображены эти факторы. В центре на магнитной доске расположим изображение девушки, демонстрирующей моду. Справа от нее необходимо поместить отрицательно воздействующие на здоровье факторы, слева – положительно. Но сначала обратите внимание на положение тела девушки. Что вы думаете о ее осанке?

Ученик. Привычное положение тела человека – это осанка. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты и немного опущены, лопатки прижаты, грудь слегка выпукла, живот втянут, изгибы позвоночника нормальны. Мы можем сказать, что у девушки правильная осанка.

Учитель. В каких случаях возникают нарушения осанки?

Ученик. Нарушения осанки возникают, например, если неправильно сидеть за столом: слишком наклоняться над столом, изгибать туловище вбок.

Учитель. Каковы факторы, улучшающие осанку человека?

Ученик. Физический труд, занятия спортом, утренняя гимнастика – все это укрепляет мышечную систему человека, улучшает осанку. (Ученик берет карточку с изображением детей, сажающих деревья, и размещает ее на магнитной доске слева от изображения девушки.)

Учитель. Что такое гиподинамия, как она влияет на деятельность организма?

Ученик. Гиподинамия возникают при недостаточной физической нагрузке, в результате ослабляется деятельность сердца, мышечной системы, возникает ожирение, падает работоспособность. Надо вести активный образ жизни – заниматься спортом, физическим трудом, тогда никакие болезни не пристанут к человеку.

Учитель. Как влияют занятия спортом на организм человека?

Ученик. Занятия спортом укрепляют здоровье, повышают работоспособность, иммунитет, укрепляют сердце, кровеносные сосуды, легкие, скелет, мышцы, улучшают обмен веществ. Карточку с изображением детей, играющих в футбол, поместим туда, где расположены факторы, положительно влияющие на здоровье человека.

Учитель. Расскажите, какими видами спорта вы занимаетесь.

1-й ученик. Я играю в футбол.

2-й ученик. Я занимаюсь большим теннисом.

3-й ученик. Я плаваю в бассейне.

Учитель. Молодцы! Теперь постарайтесь найти среди карточек ту, на которой изображено еще одно средство физического воспитания.

Ученик. Это карточка, на которой нарисованы дети, выполняющие утреннюю гимнастику.

Учитель. Каково значение зарядки?

Ученик. Зарядка помогает перейти от состояния сна к бодрствованию, т.к. она активизирует работу всех систем организма.

Учитель. Каковы правила выполнения зарядки?

Ученик. Зарядку надо делать систематически в течение 10–20 мин, в хорошо проветриваемом помещении.

Учитель. Итак, физический труд, утренняя гимнастика и занятия спортом способствуют физическому развитию человека.

Ученик. Я хочу добавить, что соблюдение гигиенических требований к одежде и обуви тоже улучшает физическое развитие человека.
Очень длинная одежда затрудняет движения, теплоотдачу, кровообращение. Узкая тесная обувь сдавливает ногу, увеличивает потоотделение. (Ученик находит карточку с изображением обуви на высоком каблуке, без задника и показывает ее учащимся). В такой обуви стопа располагается неправильно, давление на пальцы увеличивается, они искривляются, плюсна смещается, что приводит к поперечному плоскостопию.
Карточку с обувью на высоком каблуке мы поместим справа от девушки, т.е. туда, где расположены изображения факторов, отрицательно влияющих на здоровье.

Учитель. А теперь скажите, что повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Ученик. Закаливание.

Учитель. Верно. Обратите внимание на картинку, на которой изображены люди, купающиеся и загорающие на берегу моря. Вспомните, что вы ощущаете, когда входите в холодную воду.

Ученик. Сначала становится холодно, потом привыкаешь.

Учитель. Как с физиологической точки зрения объяснить это явление?

Ученик. Когда входишь в холодную воду, кровеносные сосуды сужаются, кровь отливает к внутренним органам, тело охлаждается. Но вскоре увеличивается теплопродукция, температура тела повышается, становится тепло.

Учитель. Если долго находиться в воде, появляется вторичный озноб. Каковы его признаки?

Ученик. Кожа становится бледной, губы синеют, появляется дрожь.

Учитель. Почему тогда надо вылезать из воды?

Ученик. При переохлаждении снижаются защитные силы организма и можно заболеть. Необходимо постепенное и систематическое воздействие холода на организм.

Учитель. А как вы закаливаетесь дома?

1-й ученик. Обтираюсь полотенцем, смоченным холодной водой.

2-й ученик. Плаваю зимой в бассейне, летом – в озере.

3-й ученик. Загораю летом.

Учитель. Как вы думаете, почему к вечеру после длительного пребывания на солнце необходимо одеться?

Ученик. К вечеру воздух охлаждается. Из-за расширенных кровеносных сосудов человеку по-прежнему жарко, но из-за усиленной теплоотдачи может произойти переохлаждение организма.

Учитель. Каковы правила принятия солнечных ванн?

Ученик. Вначале солнечные ванны принимают в течение 5–10 мин, постепенно увеличивая процедуру до 1 ч. На голову надевают головной убор.

Учитель. Почему закаливающие процедуры эффективнее проходят на свежем воздухе?

Ученик. Свежий воздух содержит большое количество кислорода. Поэтому человек, проводящий много времени в лесу или в парке, обладает высокой работоспособностью и крепким здоровьем. Люди, которые редко бывают на свежем воздухе, подвержены частым простудам, головным болям, быстро утомляются.

Учитель. Что еще является необходимым фактором здоровья.

Ученик. Полноценное питание.

Учитель. Каковы требования к гигиене питания?

1-й ученик. Есть надо неторопливо, при этом выделяются пищеварительные соки, и лучше усваивается пища.

2-й ученик. Желудочный сок в организме выделяется в одно и то же время, поэтому питаться нужно регулярно.

3-й ученик. Из рациона лучше исключить горячую и острую пищу, т.к. она раздражает слизистую оболочку пищевода и желудка, что может привести к их воспалению.

4-й ученик. Не следует принимать пищу на ночь, т.к. это нарушает сон и приводит к ожирению.

5-й ученик. Не рекомендуется есть всухомятку, т.к. это раздражает слизистую оболочку желудка.

Учитель. А можно ли читать во время еды?

Ученик. Если человек читает во время еды, у него нарушаются осанка и пищеварение, портится зрение.

Учитель. Когда вы покупаете продукты питания, вы смотрите на упаковку. Не всегда красивая упаковка соответствует качеству продукта. В странах ЕЭС при производстве продуктов питания не разрешается применять эмульгаторы, консерванты, стабилизаторы и красители, вызывающие расстройства кишечника, оказывающие вредное влияние на печень и почки. (Показывает список вредных пищевых добавок с указанием их кода с литерой «Е».) Будьте осторожны при покупке продуктов.
Внимательно посмотрите на упаковки, оставшиеся от продуктов питания, которые вы принесли из дома. Найдите, какие пищевые добавки имеет в своем составе тот или иной продукт. Сверьте со списком канцерогенов. Сделайте для себя определенные выводы. А теперь найдите на обертках символы. Что они могут означать?

Символы на упаковках продуктов питания

Символы на упаковках продуктов питания

Ученик. Знак № 1 – «Зеленая точка» – символ экологически чистого продукта, тара которого подлежит вторичной переработке. Знак № 2 – призыв не сорить, а собирать и сдавать использованную тару на приемные пункты для переработки. Но это хорошо для Германии, где разработан этот символ, а в России отходы не собираются и не перерабатываются. Знак № 3 – «Голубой ангел» – экологически чистый продукт.

Учитель. Маркировка «Экологически чистый продукт» информирует потребителя о безопасности предлагаемых товаров для человека и окружающей среды.
Кроме маркировки, символов важно знать срок изготовления продукта и срок годности. Обычно эти сведения указаны на упаковке. Использовать продукт после истечения срока годности опасно.
Итак, картинки с изображением леса, купающихся и загорающих людей, продуктов питания помещаем с левой стороны. И закаливание, и полноценное питание, и прогулки, и физические упражнения – все это необходимо выполнять систематически, следуя распорядку дня. Как же помогает сохранить здоровье четкий режим дня?

Ученик. Если человек соблюдает режим дня, он не перегружается, его силы быстро восстанавливаются.

Учитель. Правильно. А сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру «Рекламодатель и потребитель». Задача рекламы – увеличить покупательную способность того или иного продукта, а ваша задача – делать правильный выбор, выявлять, какие продукты полезны для вас и вашей семьи, а какие – вредны. (Игра готовится заранее, предварительно выбираются рекламодатели и потребители.)

Рекламодатель. Жевательная резинка «Дирол» очищает ваши зубы после еды, сохраняет их белизну и здоровье, восстанавливает кислотно-щелочной баланс.

Потребитель (читает текст на упаковке жвачки). В составе этой жвачки находятся красители, консерванты, которые отрицательно влияют на организм. Кроме того, у меня некоторые зубы запломбированы. От жвачки пломбы могут разрушиться или выпасть.

Рекламодатель. После того, как вы выкурили сигарету, вам необходимо съесть два апельсина: одна сигарета разрушает в организме столько витамина С, сколько его содержится в двух апельсинах.

Потребитель. Ядовитые вещества, находящиеся в сигаретах, разрушают не только витамин С. Всем известно, что у курильщиков чаще встречаются заболевания дыхательной системы: рак легких, туберкулез, бронхит. У них нарушается работа сердца, почек и других органов. Поэтому два апельсина не восполнят то, что в организме нарушилось из-за курения.

Учитель. Какие же факторы вредно влияют на здоровье человека?

1-й ученик. Табакокурение. Вещества, которые содержатся в сигаретах, оказывают вредное влияние на организм. У курящих чаще, чем у некурящих, встречаются заболевания дыхательной системы, гортани, пищевода, инфаркт миокарда. Никотин сужает кровеносные сосуды, затрудняется кровообращение, в результате ухудшается обмен веществ. (Карточку с сигаретой помещает в правую колонку.)

Учитель. Если у вас в доме есть курящие со стажем, вы можете провести следующий опыт. Определите скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа у людей, которые очень хотят курить. Для этого используйте линейку и секундомер. Когда испытуемый захочет курить, зажмите ноготь его большого пальца так, чтобы ногтевое ложе побелело. Затем отпустите палец и определите, за сколько секунд оно покраснеет. Определите длину ногтевой пластинки, т.е. длину пути S, который прошла кровь. Рассчитайте скорость кровотока по формуле: V = S/t, где V – скорость движения крови, S – путь, который она прошла, t – время. Снова измерьте скорость кровотока после того, как испытуемый выкурит сигарету.
Не удивляйтесь, что после курения скорость кровотока стала выше. Это объясняется двухфазным действием табака: вначале он расширяет сосуды, и скорость крови увеличивается, затем наступает спазм сосудов, и скорость кровотока может резко снизиться. Изменения скорости кровотока происходят не только в сосудах ногтевого ложа, но и в других органах, в частности, в сосудах головного мозга, что ведет к ухудшению его работы. Получается порочный круг: чтобы восстановить нормальную скорость крови, необходимы новые порции табака.

2-й ученик. Алкоголь также вредит здоровью. В организме он ослабляет процессы торможения в ЦНС, снижает работоспособность. Алкоголь оказывает негативное действие на печень, желудок, половые железы, зрение. У алкоголиков рождаются ослабленные и недоразвитые дети. (Карточку с изображением алкогольных напитков помещает в правую колонку.)

3-й ученик. Одним из факторов, подрывающих здоровье человека, является употребление наркотиков. У человека, который употребляет наркотики, поражаются внутренние органы, нервная система. (Помещает карточку с изображением наркотиков справа от девушки.)

Учитель. А знаете ли вы симптомы наркомании?

Ученик. У наркоманов расширенные или суженные зрачки. У них резко меняется настроение, бывает потеря аппетита, чрезмерное возбуждение.

Учитель. К наркогенным веществам относятся табак, алкоголь, наркотики, токсические вещества. Они оказывают разное действие на организм, но все опасны тем, что человек к ним привыкает. Они нарушают и изменяют обмен веществ, работу регуляторных систем. При привыкании отказ от них вызывает тяжелое психическое и физическое состояние, которое называется абстинентным синдромом (абстиненция – воздержание). Наркоманы это состояние называют ломкой, потому что они испытывают сильнейшие боли. Снять их можно новым приемом наркотика. Получается замкнутый круг, выйти из которого очень трудно. Только систематическое лечение у нарколога может помочь этим людям.
Как можно предотвратить развитие наркомании?

Ученик. Мне кажется, родители и учителя должны разъяснять детям вред наркотиков, отвлекать их интересными и полезными для окружающих занятиями.

Учитель. Итак, какой вывод можно сделать из сказанного?

Ученик. Курение, алкоголь, наркотики вредят здоровью человека.

Учитель. Поговорим еще об одном факторе, вызывающем ослабление здоровья. Есть старинная восточная притча о старике, который искал невесту для своего сына. Приехав в одно село, он объявил, что меняет спелые сливы на… домашний сор и пыль. Местные девушки принесли к его телеге мусор из дома. А одна девушка не нашла мусора в своем доме, поэтому пришла с пустыми руками. Как вы считаете, к кому прислали сватов?

Ученик. Я думаю, что старик женил сына на девушке, которая не нашла мусора в своем доме. Он понял, что она чистоплотна, а ведь чистота – залог здоровья. Мы меньше подвержены аллергическим реакциям и заболеваниям дыхательной системы (например, бронхиальной астмой), если у нас в доме чисто, проветрено.

Домашнее задание: найти статьи о здоровье, здоровом образе жизни, о причинах и профилактике заболеваний, о закаливании и подготовьте об этом сообщение.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru