КОПИЛКА ОПЫТА

Н.В. СОРОКИНА

Методическое пособие для учителя по курсу «РАСТЕНИЕВОДСТВО»

Общие вопросы проведения занятий

Настоящее методическое пособие разработано для обеспечения процесса обучения по курсу «Растениеводство», проводимого с использованием учебника «Основы ведения крестьянского хозяйства. 10–11-е классы». – М.: ДРОФА, 2001. Учебник предназначен для профильного обучения в сельских школах в рамках предметной области «Технология» по направлению «Сельскохозяйственный труд».

Курс «Растениеводство» рассчитан на 68 часов. Для обучения используется время, выделенное на предметную область «Технология» (2 ч в неделю), и время школьного компонента, входящего в вариативную часть Базисного учебного плана. Занятия можно проводить один раз в неделю в виде двух спаренных уроков.

Растениеводству целесообразно посвятить осенний, весенний и летний периоды. В летние месяцы занятия рекомендуется проводить в виде полевой практики, используя часы, отведенные для обучения биологии и технологии.

Содержание пособия структурировано по темам главы 4 учебника («Производство продукции растениеводства») и включает тематический план и поурочную методику с учебно-методическими разработками практических занятий и опорных схем.

В поурочной методике к каждой теме приводятся цели, новые понятия, средства обучения, дидактические материалы, методические рекомендации, отражаются межпредметные связи и подобраны домашние задания

Тематический план

Цели и задачи курса

Основная цель курса – научить учащихся выращивать агропродукцию с использованием современных агротехнологий. При этом должны быть решены следующие задачи.

1. Сформировать у учащихся целостное представление о растениеводстве как важнейшей отрасли производства.
2. Ознакомить учащихся с основными понятиями растениеводства.
3. Продолжить развитие аналитического мышления, позволяющего обобщать, оценивать, прогнозировать различные ситуации, возникающие при возделывании агропродукции.
4. Воспитать уважение к добросовестному труду, получаемым результатам.
5. Ознакомить с технологией, позволяющей реализовывать в практической жизни свои знания и умения, приобретенные в результате обучения по курсу «Производство продукции растениеводства».
6. Продолжить формирование уверенности в собственных силах и возможностях путем осуществления деятельности, доступной возрасту учащихся.
7. Научить оперативно и творчески решать задачи, постоянно возникающие при выращивания культурных растений.

При обучении необходимо учитывать региональные особенности, производственное окружение школы, размеры учебно-опытного участка или подсобного хозяйства, количество учащихся.

Особое внимание необходимо обращать на знание и неукоснительное соблюдение правил безопасного труда. Перед изучением каждой новой темы следует останавливаться на общих вопросах безопасного труда, а в ходе проведения практических работ объяснять правила безопасного выполнения каждой операции.

В результате обучения по курсу учащиеся должны уметь:

– оперативно проводить поиск и использовать информацию, необходимую для выращивания агропродукции;
– правильно оформлять дневники наблюдений за развитием выращиваемых культурных растений; технологические карты; программы своей агрономической деятельности;
– знать и применять современные и традиционные технологии, используемые в данной местности;
– в своей агродеятельности учитывать климатические условия и свойства почвы своего региона.

Поурочное планирование

Тема: «Введение. Направления растениеводства в регионе» (1 занятие)

Цель: познакомить с растениеводческой деятельностью человека, с направлениями растениеводства.

Теоретические знания: иметь представление о направлениях общего растениеводства, их характеристиках и целях.

Практические умения: свободное владение терминологией, используемой для характеристики различных направлений в растениеводстве.

Средства обучения, дидактические материалы: учебник.

Межпредметные связи: биология, география – выращивание культурных растений в различных климатических зонах.

Содержание. Задачи земледелия: получение высоких урожаев при сохранении плодородия земель, использование в земледелии экологически чистых агротехнологий. Направления растениеводства: овощеводство открытого и защищенного грунтов, цветоводство, выращивание плодово-ягодных культур, бахчеводство, виноградарство, выращивание полевых и кормовых культур. Краткая характеристика направлений растениеводства. Отрасли растениеводства, развиваемые в регионе.

Методические рекомендации

Беседа с использованием наглядных средств, ознакомление с результатами труда учащихся школы на учебно-опытном участке. Рассказы ребят об их участии в сельскохозяйственной деятельности родителей в личных приусадебных хозяйствах (ЛПХ).

Для ознакомления с историей села рассмотреть ведение хозяйства в регионе в историческом аспекте, рассказать о знаменитых хлеборобах, овощеводах региона. Следует активно привлекать самих учащихся к рассказу о селе и его жителях. Рассказать о целях обучения по курсу «Производство продукции растениеводства», о возможности продолжения обучения по растениеводческому направлению в профессиональных учебных заведениях региона.

Домашнее задание. Предложить учащимся, заинтересовавшимся профессиями механизатора, овощевода, выяснить, в каком ближайшем учебном заведении можно получить соответствующую профессию, перечень необходимых документов и сроки их приема, сроки обучения, наличие общежития. На ближайшем занятии поделиться собранной информацией.

Тема: «Почва, ее характеристика» (5 занятий)

1. Бонитировка земель (4 занятия)

Теоретические знания: сформировать понятийный аппарат по теме: «Почва, ее характеристика».

Практические умения: сбор данных для бонитировки почвы, составление картограммы окрестных земель, сравнительный анализ полей по данным бонитировки почвы.

Актуализация знаний: почва и ее плодородие; гумус; механический состав почвы; структура почвы; элементы питания; кислотность почвы.

Новые понятия: бонитировка, кадастр земель, агрохимическая картограмма.

Средства обучения, дидактические материалы: учебник.

Межпредметные связи: биология – формирование почвы, почвенные микроорганизмы, растительность; география – почва в различных климатических зонах; химия – элементы питания растений.

Содержание. Понятие «бонитировка почвы». Параметры бонитировки почвы. Технология проведения оценки качества почвы. Составление картограммы. Земельный кадастр. Районный комитет по землепользованию (Райкомзем) и его функции.

Методические рекомендации

Первое занятие по этой теме следует начинать с повторения материала, пройденного в 5–9-х классах по биологии, химии, географии и растениеводству.

Следует подробно рассмотреть понятия: почва и ее плодородие; гумус; механический состав почвы; структура почвы; элементы питания; кислотность почвы («Технология: Сельскохозяйственный труд», 5–9-е классы) и их взаимосвязь. В качестве наглядного средства рекомендуется использовать схему 1.

Предложить учащимся вспомнить материал по географии о распределении различных почв по климатическим зонам и самостоятельно описать условия их формирования. Сравнить содержание гумуса в различных типах почвы, естественное и искусственное плодородие почвы. Дать возможность учащимся самостоятельно сформулировать причины появления чернозема в зоне степей.

Предложить учащимся самим выявить причины постоянных высоких урожаев на одном поле и низких на другом. Рассмотреть для этого следующие варианты.

1. Уровень естественного или искусственного плодородия почвы.
2. Благоприятные погодные условия теплого периода года – весны и лета.
3. Количество снега, выпавшего зимой, и количество урожая, полученного летом.
4. Влияние холодной зимы на количество вредителей культурных растений в теплое время года.
5. Правильность выбора культуры для выращивания.

На втором занятии основное внимание следует уделить объяснению новых понятий: бонитировка, картограмма, земельный кадастр. Учащиеся самостоятельно должны прочитать учебник и выписать определения в рабочую тетрадь.

Вместе с учащимися следует выбрать хозяйственное угодье и обсудить параметры, характеризующие почву данного объекта. Выписать параметры на доске. С помощью учебника ребята самостоятельно дополняют этот перечень.

Используя записи на доске, преподаватель составляет табл. 1. Ее свободные графы учащиеся сами заполняют данными, полученными в результате выполнения ими практической работы 1. Таблицу следует переписать в рабочие тетради.

Таблица 1

Каждому учащемуся дать отксерокопированный вариант практической работы 1. Совместно обсудить каждый пункт ее выполнения.

Затем класс делится на группы по 2–3 человека. Каждая группа по своему желанию выбирает объект для проведения бонитировки почвы на следующем занятии. Преподавателю следует проследить, чтобы в состав каждой группы входили учащиеся с разным уровнем знаний и способностей. Каждая группа должна самостоятельно подготовиться к практической работе 1, распределить, кто за что отвечает. В результате бонитировки почвы учащиеся должны заполнить графу «Экспериментальные данные» с 1-й по 9-ю позиции.

Третье занятие проходит в поле. Учащиеся выполняют практическую работу 1.

Практическая работа 1. Описание типичного для региона почвенного профиля

Материалы и оборудование: лопаты, рулетка, цветные карандаши, линейки.

ХОД РАБОТЫ

1. Сделать вертикальный почвенный разрез глубиной в 1 м на участке, типичном для данной местности.
2. Рассмотреть почвенные горизонты, оценить мощность каждого.
3. Измерить высоту каждого слоя почвенного профиля.
4. Зарисовать в рабочую тетрадь почвенный профиль с указанием верхней и нижней границ каждого слоя.
5. Рассмотреть окраску слоев почвы. Установить основной цвет. Окраску слоев на схеме профиля почвы в рабочей тетради отметить цветными карандашами. Найти в разделе «4.1. Почва» учебника сведения о типах почвы и соответствующем им цвете. Сравнить экспериментальные данные по изучению слоев разреза почвы с теоретическими. На основании сравнительного анализа сделать вывод о типе почвы.
6. Оценить структурность почвы.
7. Заполнить графы табл. 2.

Таблица 2

8. Оценить сельскохозяйственную значимость почвы.
9. Взять образец почвы с глубины 10–15 см (комок диаметром 4–5 см) и положить его в закрывающуюся емкость с широким горлом (майонезная банка, емкость из-под йогурта и т.д.). К каждому образцу приложить сопроводительную записку, в которой отметить следующие параметры:

а) описание рельефа расположения участка;
б) толщина гумуса (в см);
в) обеспеченность водой;
г) «холодная» или «теплая» почва;
д) что выращивалось на данном угодье в последние 5 лет; если это пастбище, то перечислить виды дикорастущих растений.

Четвертое занятие полностью посвящается обсуждению результатов, полученных при выполнении практической работы.

Учащиеся должны:

– сравнить полученное описание с профилем чернозема (учебник, рис. 12 на с. 151);
– сравнить описания профилей исследуемых участков;
– сделать вывод о плодородии почвы исследуемых участков;
– самостоятельно определить расположение наиболее плодородных земель в хозяйстве.

Следует провести сравнительную оценку полей, различающихся по своему расположению, структуре почвы. Например, сравнить почву поля, расположенного на косогоре, и поля, расположенного в пойме реки. Дать хозяйственную оценку этим полям (табл. 2–5, схема 2).

Таблица 3

Таблица 4

таблица 5

При объяснении того или иного понятия следует приводить в качестве примера часто встречающиеся ситуации на конкретных объектах агропроизводства, хорошо знакомые учащимся. Например, предложить учащимся выбрать для предполагаемой хозяйственной деятельности поле в окрестностях села и обосновать свой выбор, используя данные, полученные в результате бонитировки.

Далее следует подробно остановиться на понятии «кадастр земель» и рассказать об организации, в которой можно получить сведения о плодородии земель в регионе, – Районном комитете по землепользованию.

Рекомендуется каждое занятие заканчивать письменной самостоятельной работой на 5–10 мин, предлагая учащимся для выполнения не менее 4 различных вариантов. Для самостоятельной работы по изученной теме можно использовать вопросы 1–3 и 11–13 на с. 157–158 учебника.

Домашнее задание. Прочитать раздел 4.1 учебника «Производство растениеводческой продукции». Ответить на вопросы 4–10. Создать «Школьный кадастр окрестных земель села» на основе данных бонитировки.

2. Мелиорация (2 занятия)

Теоретические знания: продолжение формирования понятийного аппарата по теме: «Почва, ее характеристика».

Практические умения: выбор оптимальной технологии полива для выращивания конкретной агрокультуры, работа со справочниками.

Актуализация знаний: водная и ветровая эрозия почвы, способы ее предотвращения; почвенный раствор; водный режим растений.

Новые понятия: виды полива, поливная норма, технологии полива, влажность и влагоемкость почвы, влияние концентрации солей почвенного раствора на рост и развитие растения.

Средства обучения, дидактические материалы: учебник, справочные пособия по земледелию.

Межпредметные связи: биология – значение воды для биологических систем, почвенный раствор; география – водный режим в различных климатических зонах; химия – раствор, ионы, кислотность почвы.

Содержание. Понятие «мелиорация», цели мелиорации. Понятие «эрозия почвы». Технологии, используемые для предотвращения эрозии почв в регионе. Использование в агропроизводстве водных ресурсов региона. Виды полива. Технологии полива. Оптимальный водный режим при выращивании культурных растений. Значение концентрации почвенного раствора для роста и развития растений.

Методические рекомендации

Первое занятие рекомендуется посвятить активизации знаний, полученных в основной школе. Рассказать об эрозии почвы в результате хозяйственной деятельности человека, уничтожении плодородного слоя земли в результате пылевых бурь на огромных степных территориях при освоении целинных земель в СССР. Предложить учащимся выявить причины этого экологического бедствия. При обсуждении темы рекомендуется использовать схему 3.

Далее дается определение понятия «мелиорация». Необходимо рассмотреть способы отвода лишней воды от посадок и обеспечения их полива при недостатке воды – схема 4.

Рекомендуется привести примеры мелиоративных мероприятий, необходимых для улучшения землепользования или уже осуществляемых в регионе.

Предложить учащимся обсудить следующие вопросы.

1. Какой тип почвы наиболее характерен для местных полей?
2. Какова влагоемкость почв окрестных полей? (Внести результаты обсуждения в рабочую тетрадь.)
3. Почему наиболее плодородные почвы – чернозем, огородная земля – имеют большую влагоемкость?
4. Каким источником воды в селе можно воспользоваться при поливе?
5. Как лучше организовать полив своего огорода?
6. Почему следует использовать нагретую на солнце воду для полива теплолюбивых овощей?
7. Кто из сельчан получает высокие урожаи овощных культур, и часто ли они поливают свой огород?
8. Перечислить правила полива.

Все учащиеся должны успеть высказать свое мнение по этим вопросам.

Обсудить санитарное состояние сельских водоемов – пруда, речки. Выявить источники загрязнения и предложить способы очистки водоемов.

На втором занятии можно предложить учащимся организовать очистку пруда от мусора, принять участие в углублении сельского водоема.

Домашнее задание. Прочитать параграф «Мелиорация» на с. 154–157. Ответить на вопросы 11–13 на с. 158.

Составить план мелиоративных работ для введения в сельскохозяйственное использование конкретного объекта хозяйства (пастбище, заливной луг, заброшенное поле, заросшее кустарником, экологически загрязненная территория, например территории бывшего автохозяйства).

Тема: «Обработка почвы» (2 занятия)

Теоретические знания: сформировать понятийный аппарат по теме: «Обработка почвы», познакомить с правилами безопасной работы с орудиями обработки почвы.

Практические умения: перекопка огорода под зиму, весеннее рыхление почвы, разбивка грядок.

Актуализация знаний: орудия обработки почвы; механический состав и структура почвы.

Новые понятия: отвальная и безотвальная обработка почвы, система обработки почвы, виды паровых полей.

Средства обучения, дидактические материалы: учебник, ручные орудия обработки почвы (лопаты, грабли, носилки, ведра), хлопчатобумажные перчатки, рабочая одежда, сапоги.

Межпредметные связи: биология – обработка почвы и почвенный воздух, почвенные микроорганизмы и увеличение элементов питания растений в почве, обработка почвы и сорные растения; география – обработка почвы в различных климатических зонах; химия – состав почвенного воздуха, условия накопления азота в почве.

Содержание. Основная обработка почвы: зяблевая вспашка, безотвальная обработка почвы; технологии поверхностной обработки почвы. Система обработки почвы. Влияние обработки почвы на содержание почвенного воздуха, жизнедеятельность почвенных микроорганизмов, увеличение элементов питания растений, накопление влаги, структуру почвы и ее свойства. Понятие «паровое поле». Виды паровых полей. Использование парового поля в современном земледелии.

Методические рекомендации

Первое занятие проводится в виде экскурсии. Если это ранняя осень, то преподаватель рассказывает о сущности основной обработки почвы непосредственно на свежевспаханном поле. Демонстрируется правильно проведенная вспашка. Пласт земли должен быть повернут не менее чем на 135 о и плотно, без пустот, уложен в виде ровных неглубоких борозд. Пожнивные остатки и всходы сорных трав должны быть полностью заделаны в почву. Под зиму вспаханное поле не рыхлят.

Опираясь на непосредственные наблюдения учащихся, на их опыт сельских жителей, предложить им дать все возможные варианты ответа на следующие вопросы.

1. Почему при зяблевой вспашке не следует размельчать большие комья земли?
2. Нужно ли повторять вспашку поля весной?

Предложить учащимся провести замеры глубины вспаханного слоя с помощью линейки. Продемонстрировать плуг, объяснить назначение его рабочих частей.

Обратить внимание учащихся на схему движения тракторов по полю, исключающего повторное прохождение техники по одному и тому же участку.

Предложить учащимся ответить на следующие вопросы.

1. С помощью колесного или гусеничного трактора удается лучше обработать поле?
2. Как влияет неоднократный проход тяжелой сельскохозяйственной техники по полю?

Объяснить причину образования «подплужной подошвы», которая ухудшает качество обработки почвы, чем резко снижает урожай.

В средней полосе России основная обработка почвы проводится в августе–сентябре, перед наступлением первых заморозков – «под зябь», поэтому ее называют «зяблевой вспашкой». Обратить внимание учащихся на сроки проведения зяблевой вспашки на местных полях.

Если занятие проводится весной, то учащихся следует познакомить с механическими агрегатами для поверхностной обработки почвы (различными конструкциями борон, культиваторов). Показать их в работе и оценить результаты поверхностной обработки.

Объяснить влияние на качество обработки почвы таких параметров, как скорость вращения чизеля культиватора и скорость движения трактора по полю. Наилучшие результаты достигаются при высокой скорости вращения чизеля и небольшой скорости прохода трактора по полю.

Предложить учащимся ответить на вопрос: «Почему поле, готовое к посеву, должно быть идеально ровным?» (Ровная поверхность создает одинаковые условия для роста и развития каждого растения на поле, иначе возможно замокание растений на низких участках и подсыхание на гребнях борозд. Мастерство механизатора заключается в том, чтобы обработанное поле было идеально ровным.)

Следует специально отметить, что весенняя обработка направлена на улучшение условий прорастания семян, сохранение в почве влаги, защиту агропродукции от сорных растений.

Поверхностная весенняя обработка почвы включает: боронование, культивацию, прикатывание. Предложить учащимся самостоятельно рассказать о назначении каждой из этих технологий, о средствах механизации, с помощью которых осуществляется каждая из них.

Если школа находится в степной зоне, то следует подробно рассмотреть вопросы безотвальной обработки почвы. Почему она применяется для степной зоны? Изучить отличительные черты землепользования в степной зоне.

Второе занятие по теме рекомендуется провести на огороде школьного участка. Необходимо объяснить учащимся, что технологии обработки почвы на школьном учебно-опытном участке аналогичны используемым на полях, но выполняются ручными инструментами: лопатой, граблями, мотыгой. Желательно продемонстрировать учащимся правильное пользование этими инструментами. Остановить их внимание на правилах безопасной работы с инструментами, о необходимости использования в работе перчаток во избежание появления на руках ран и ссадин. Подчеркнуть, что культура работы на земле начинается с выполнения правил санитарных норм и четкого исполнения правил безопасной работы. Например, грабли всегда должны располагаться острыми зубцами вниз или к опоре, после работы необходимо очистить рабочий инструмент от земли, отнести в сарай и поставить на отведенное для них место. Затем учащиеся должны самостоятельно провести перекопку участка земли. Преподаватель делает дополнительные пояснения: как удобнее держать лопату, что необходимо делать, чтобы меньше уставала спина.

Если в школе имеются средства малой механизации, например культиватор «Крот», то ребят следует познакомить с принципом его работы, с его рабочими органами и обучить работе на нем.

Домашнее задание. Прочитать содержание раздела 4.2. «Обработка почвы». Ответить на вопросы 1–5. Составить опорную схему по теме: «Технологии основной и поверхностной обработки почвы». Схема должна быть красочной и простой в понимании. Предложить включить в схему учебный материал, который вызвал интерес у учащихся.

Тема: «Удобрения, их свойства» (3 занятия)

Теоретические знания: сформировать понятийный аппарат по теме: «Удобрения, их свойства».

Практические умения: проводить расчет необходимого количества удобрений, готовить растворы органических и минеральных удобрений, вносить удобрения в почву, проводить ферментацию компоста.

Актуализация знаний: элементы питания растений, почвенный раствор.

Новые понятия: органические и минеральные удобрения, макро- и микроудобрения, комплексное удобрение, действующее вещество (д.в.), бактериальные препараты, маркировка удобрений, система внесения удобрений.

Средства обучения, дидактические материалы: учебник.

Межпредметные связи: биология – влияние азота, фосфора и калия на рост, развитие и плодоношение культурных растений, значение почвенных микроорганизмов для питания растений; химия – свойства азотных, калиевых и фосфорных солей, использование справочных данных для смешивания минеральных удобрений, правила хранения удобрений.

Содержание. Понятия «органические» и «минеральные» удобрения. Перечень органических удобрений, их характеристика. Технология приготовления компоста. Понятия «сидераты» и «бактериальные препараты», их экологическая значимость. Минеральные удобрения: свойства азотных, фосфорных и калийных удобрений. Комплексные удобрения. Способы внесения удобрений. Понятие «подкормка». Типы подкормки.

Методические рекомендации

Занятие следует начинать с проверки домашнего задания – разработанных учащимися опорных схем по теме «Технологии основной и поверхностной обработки почвы». Лучшую схему предложить оформить автору в виде плаката, подписать фамилию автора и повесить в кабинете «Технология». Перейти к изучению новой темы в форме фронтального ее обсуждения с активизацией знаний учащихся по растениеводству, биологии и химии. Обобщая знания учащихся, учитель рассказывает об органических и минеральных удобрениях, их свойствах, выписывает на доске их названия. Рассказывает о маркировке минеральных удобрений, о понятии «действующего вещества» минеральных удобрений. Подробно останавливается на процессе поглощения элементов питания из почвенного раствора корнями растения, рассказывает о понятии «лимитирующий фактор».

Элементы питания попадают в растение из водного почвенного раствора исключительно в виде простых ионов. Поэтому необходим постоянный перевод сложных органических соединений в легкодоступные растворимые формы. Отдельно остановиться на участии почвенных микроорганизмов в этом процессе. Предложить учащимся для самостоятельного обсуждения следующие вопросы.

1. В каких случаях в почвенном растворе содержатся высокие концентрации ионов и какие последствия можно ожидать при внесении: большого количества органических удобрений; минеральных удобрений в почву огорода; минеральных удобрений в почвосмесь теплицы?

Поскольку одним из наиболее доступных и дешевых органических удобрений в домашнем хозяйстве является компост, следует подробно объяснить условия протекания ферментативного процесса, в результате которого образуется однородная темная субстанция без запаха, богатая легкодоступными для питания растений формами различных веществ. Показать важную роль почвенных микроорганизмов (в результате их жизнедеятельности выделяется тепло и образуется компост). Для активного протекания ферментативного процесса требуются достаточная влажность, большое количество воздуха, тепло. Как, изменяя эти параметры, можно управлять скоростью ферментативного процесса? Предложить учащимся самим объяснить процесс образования перегноя из коровьего навоза, биотоплива для весенней теплицы из конского навоза. В связи с этим объяснить важность внесения «бактериальных препаратов» в почву.

Схема 1

Схема 2

Схема 3

Схема 4

Схема 5

Схема 6

Схема 7

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru