Отрывки из книги доктора биологических наук,
сотрудника Института проблем экологии и
эволюции РАН Евгения Николаевича Панова
«Бегство от одиночества» публиковались на
страницах нашей газеты в 1999–2002 гг ). В
предыдущих частях речь шла о проблемах
взаимотношений «частей» и «целого» у
колониальных одноклеточных и многоклеточных
организмов, о принципах построения отношений
между особями в семейных и территориальных
группах различных животных. Настоящая,
завершающая, глава книги посвящена
взаимоотношениям между индивидуумами и группами
у «наиболее социального» вида живых организмов
– человека. Вопрос о соотношении
«биологического» и «социального» в нашем
поведении имеет давнюю историю и носит в
значительной степени философской характер.
Точка зрения, которой придерживается автор
книги, – не единственная и во многом спорная.
Однако учитывая значительное количество
появившихся в последнее время публикаций на эту
тему, в том числе и авторов, имеющих косвенное
отношение к науке, мы считаем полезным
ознакомить читателя с подборкой фактов,
составленной высокомпетентным специалистом. А
выводы каждый волен делать сам.
Е.Н. ПАНОВ
На острие социальной эволюции:
«Я» – «Мы» – «Они»
Неандертальцы
Лет эдак 20 тому назад меня пригласили
прочесть лекцию о социальном поведении животных
в одном из биологических институтов Москвы. Тема
эта в то время у нас в стране была для многих
новой, и присутствующие буквально засыпали меня
вопросами. Подробности дискуссии давно уже
стерлись из моей памяти, но один из вопросов я
запомнил навсегда. «Но почему же, – воскликнул
маститый седовласый зоолог, – Вы называете
животных «социальными»? У них же нет денег!..»
Читатель, вероятно, знает, что
появление денежного обмена – это сравнительно
недавнее событие в многовековой истории
человечества и что даже по сию пору существует
немало «первобытных» культур, чуждых самой идеи
звонкого металла. Так или иначе, обладание
деньгами отнюдь не может служить существенным
рубежом для разграничения социальности у
животных и у человека. Разумеется, обмен в самых
разнообразных его формах (женщинами, продуктами
промысла и труда, и т.д.) – черта, характеризующая
человека как существо высокосоциальное. Однако
понимание всех тех преимуществ, которые
открывает обмен, могло родиться у наших далеких
предков только на сравнительно высокой стадии их
интеллектуального и культурного развития.
Немало поколений сменилось, прежде чем вполне
привычными стали понятия «мое» и «твое» и тем
самым оформилось представление о собственности.
А этому на заре становления человека
необходимости должно было предшествовать
осознанное отделение индивида как личности от
своих собратьев и соплеменников – тот самый
рубеж, когда рождаются категории «Я» и «Ты», «Мы»
и «Они» и группировка приматов-гоминид
перерастает в человеческое общество. Именно это
имел в виду выдающийся французский социолог
Эмиль Дюркгейм, говоря, что коллективная жизнь
людей, вопреки кажущейся самоочевидности, не
возникла из индивидуальной, а, напротив,
последняя возникла из первой. Именно здесь, по
всей видимости, и коренится фундаментальное
отличие социальности человека от всевозможных
форм коллективизма у животных.
Главенствующая роль мыслящего,
самоосознающего индивида как творца
материальной и духовной культуры – в
координатах которой только и возможно
существование человеческого общества – долгое
время ускользала от внимания ученых, занятых
вопросом о путях социальной эволюции. Именно
этим обстоятельством можно объяснить
многочисленные попытки поставить знак равенства
между законами, управляющими жизнью социума
животных, с одной стороны, и человеческого
общества – с другой. Особенно завораживала
некоторых таких мыслителей картина необычайной
сложности и целесообразности в организации
общин социальных насекомых – таких как пчелы,
муравьи и термиты. Казалось, что отличия этих
общин от нашего собственного социума с его
разветвленными механизмами производства и
накопления материальных благ, административного
и политического управления – это всего лишь
отличие в степени, но не в качестве. Отсюда и
многочисленные попытки использовать в
применении к сообществам общественных насекомых
таких понятий, которые применимы лишь для
описания социальным структур и установлений
человека, возникших, к тому же, на сравнительно
поздних этапах эволюции человеческих обществ.
Вот, к примеру, в каких выражениях в
конце XIX в. описывал немецкий естествоиспытатель
Людвиг Бюхнер организацию общины медоносных
пчел: «…приходится признать почти достигнутый
идеал благоустроенного, как в политическом, так и
в социальном смысле, государства. У них нет
постоянного войска – как у других родственных им
насекомых, а защита государства ... основана на
всеобщем ополчении граждан, подобно тому, как
граждане средневековых городов были в одно и то
же время работниками и воинами. Но внутри все
держится исключительно трудом, самоотверженным
трудом ради общего блага», «... в труде пчелы
достигли наивысшего коммунистического идеала.
Труд вполне свободен, доброволен и
непринудителен...», «Нельзя также особенно
упрекать наших пчел-демократов за их
монархический режим, если принять в расчет, что
царица находится под присмотром и в зависимости
от работниц и что сфера ее власти не может даже
сравниться с полномочиями президента людских
республик».
Вероятно, сегодня мало кто согласится
с правомерностью использования при описании
сообщества пчел таких выражений, как
«государственное устройство», «демократия»,
«монархический режим», «власть»,
«коммунистический идеал», «ополчение граждан».
Все эти термины допустимы в данном
случае лишь в качестве метафоры, но ни в какой
мере не оправданны, если мы хотим разобраться в
истинных принципах строения и организации
пчелиной семьи. Только в переносном,
метафорическом, смысле возможно по отношению к
пчелам и употребление слова «труд», ибо это
понятие предполагает рациональную, сознательно
планируемую деятельность – в отличие от
спонтанной активности насекомых, направляемой
главным образом мощными, но неосознаваемыми
импульсами инстинкта*. Так или иначе, если мы
задались целью уяснить себе, в чем же социальная
организация у животных принципиально отличается
от социальности рода человеческого, нам придется
познакомиться с бытующим сегодня среди ученых и
философов пониманием таких категорий, как
«общество», «культура», «государство», а также
целого ряда других, также имеющих немаловажное
значение для обсуждаемой темы. Но прежде чем мы
займемся этим, стоит вплотную задуматься над тем,
что же мы имеем в виду, когда пытаемся рассуждать
о «человеке» и «человечестве» в их
противопоставлении миру животных.
Согласно преданиям африканского
народа йоруба, руками которого на территории
нынешней Нигерии еще в XII–XIII вв. была создана
впечатляющая цивилизация, возникновение всего
сущего на Земле произошло следующим образом.
Одуа, божественный предок первой династии
йоруба, спустившись с небес, поместил на
поверхность воды немного земли и курицу. Копаясь
в земле, курица разбросала ее в разные стороны.
Вот так вокруг Ифе, древнего города-государства
йоруба, и возник мир.
Этот замечательный в своей
первобытной наивности миф может служить
прекрасной иллюстрацией явления, именуемого этноцентризмом.
Суть этноцентризма в том, что человек вольно или
невольно помещает общность, к которой
принадлежит сам, в центр мировых событий. К
сожалению, не чужды этому заблуждению были и
многие европейские мыслители, пытавшиеся на
протяжении веков уяснить себе сущность
социальной природы человека – в его отличиях от
животных – ориентируясь целиком или
преимущественно на образ жизни, сложившийся в
рамках так называемой европейской цивилизации и
ее великих соседей-предшественников (культур
Месопотамии, Ближнего Востока, Древнего Египта).
И хотя материал, поставляемый как историей, так и
сегодняшним днем великих цивилизаций Евразии,
поистине огромен, привычка рассматривать
природу человека через очки «европоцентризма»,
вне всякого сомнения, катастрофически сужает
поле нашего зрения.
Мир человека разумного –
того биологического вида, к которому принадлежим
мы с вами, претерпел поистине не поддающуюся
воображению эволюцию во времени и в
пространстве. Время отделения так называемых
гоминид – существ человекоподобного облика с
поступательно развивающимися способностями к
мышлению, овладению языком и созданию
материальной культуры, теряется во тьме далекого
прошлого. Ученые предполагают, что процесс
очеловечивания наших предков-приматов мог
начаться в период между 20 и 12 млн лет тому назад.
Изготовлять и использовать достаточно
разнообразные каменные орудия научились уже
существа, которые из-за резких анатомических
отличий от людей современного типа не
удостоились чести быть причисленными к сошедшим
со сцены поколениям Человека разумного. Речь
идет как минимум о трех давно вымерших видах
гоминид – о человеке умелом Homo habilis, человеке
прямоходячем Homo erectus (куда относится и хорошо
известный всем питекантроп) и о Homo primigenius (он
же – Номо neandertalensis, или, попросту
неандерталец), морфологически очень близком к
современному человеку. Эпохи существования всех
этих гоминид охватывает гигантский промежуток
времени между примерно 3,7 млн и 50–40 тыс. лет тому
назад (все датировки ориентировочны из-за
разновременности хода событий в разных
регионах).
Время
появления на арене событий человека
современного типа уже бесспорно принадлежащего
к нашему с вами виду Homo sapiens, ученые относят к
периоду порядка 40 тыс. лет тому назад. Этот наш
далекий предок мог унаследовать от своего
предшественника-неандертальца значительно
развитую индустрию каменных орудий, другие
практические навыки (например, умение добывать
огонь и строить примитивные временные жилища), а
также определенные зачатки интеллектуальной
культуры – нарождающийся язык, обряды
погребения мертвых, ритуальные действа, лежащие
в основе зачатков изобразительного искусства. В
археологической летописи время появления
человека разумного совпадает в большей или
меньшей степени с эпохой верхнего палеолита, то
есть поздним периодом древнего каменного века.
Судя по всему, племена древних людей-неоантропов,
уже занимавшие к этому моменту обширные
пространства Африки, Европы и Азии, начинают
активно расселяться в незанятые еще регионы. В
области Берингии они из Чукотки проникают в
Северную Америку, а из Юго-Восточной Азии – на
Австралийский континент.
По мере расселения в новые места
обитания усиливается процесс расхождения
(дивергенции) неоантропов в плане их
морфологического облика и культурных традиций.
Население Земли становится все более
неоднородным, распадаясь на отдельные расы,
внутри каждой из которых формируются более или
менее самостоятельные группировки населения –
так называемые этносы с их разнообразной и
уникальной материальной и духовной культурой.
Поистине грандиозно разнообразие лика
человечества, претерпевшего многие тысячелетия
этнической и культурной эволюции.
О реальности процесса быстрой
дивергенции культур говорит тот факт, что уже в
среднем и верхнем (позднем) палеолите в одной
только Африке существовало не менее 15 традиций
обработки каменных орудий. Эти региональные
традиции в то время развивались независимо друг
от друга в северных, южных, западных и восточных
районах африканского континента. Различия между
отдельными этносами в сфере приобретения
прогрессивных практических навыков еще более
усилились в последующие периоды эволюции
этнокультурных группировок. Часть из них уже на
протяжении неолита (нового каменного века), между
10 и 5 тыс. лет тому назад, далеко продвинулись по
пути прогресса, освоив не только гончарное
мастерство, но и постигнув первые секреты
земледелия, скотоводства и архитектуры,
знаменующих собой, кстати сказать, переход к
производству продуктов жизнеобеспечения в
условиях постоянной оседлости. Что касается
многих других, то они оказались в своем развитии
несравненно более консервативными. И по сей день
на нашей планете существует немало этносов,
сохранивших на протяжении тысячелетий своей
истории приверженность культурным традициям
каменного века, словно бы законсервировавших в
первозданном виде раннее детство человечества.
Зулус в ритуальной одежде
Разнообразие человеческих культур,
которое сложилось ко второй половине XX в., можно
попытаться оценить на основе подсчета числа
народов, обитающих сегодня на нашей планете.
Народом (или этносом) я буду называть
«исторически сложившуюся на определенной
территории устойчивую совокупность людей,
обладающую единым языком, общими особенностями
культуры и психики, а также общим самосознанием
(разделяемыми всеми сознанием о своем единстве и
об отличии от других подобных совокупностей),
которое зафиксировано в самоназвании данной
совокупности».
Продолжение следует
|