КОПИЛКА ОПЫТА

Н.В. СОРОКИНА

Окончание. См. No 20, 21/2003

Методическое пособие для учителя по курсу «РАСТЕНИЕВОДСТВО»

Второе занятие

Теоретические знания: формирование понятийного аппарата по теме: защита агропродукции от вредителей и инфекционных заболеваний.

Практические умения: применять агротехнические, механические, химические, биологические технологии защиты культурных растений от вредителей и инфекционных заболеваний.

Новые понятия: неинфекционные и инфекционные болезни растений, пестициды: инсектициды, фунгициды.

Средства обучения, дидактические материалы: учебник, наглядный учебный материал: таблицы, гербарии, диафильмы по теме «Сельскохозяйственные вредители».

Межпредметные связи: биология – фазы развития растения, циклы развития насекомых – вредителей культурных растений, размножение патогенных низших грибов, бактерий и вирусов, способы заражения растений инфекционными заболеваниями; химия – правила безопасной работы с ядовитыми веществами.

Содержание. Вредители культурных растений. Вредители-насекомые, их характеристика. Инфекционные и неинфекционные болезни растений. Возбудители инфекционных заболеваний: низшие грибы, бактерии, вирусы. Способы защиты культурных растений от инфекционных заболеваний: агротехнические (профилактические и истребительные), химические и биологические. Ядохимикаты – пестициды, их свойства, влияние на окружающую среду и на здоровье человека. Классификация пестицидов: гербициды, инсектициды, фунгициды. Их назначение, технологии использования.

Методические рекомендации

Занятие проводить в виде обсуждения: преподаватель рассказывает и одновременно проводит беседу с учащимися. Кого можно отнести к вредителям культурных растений? Выяснить совместно с учащимися, какие вредители более всего досаждают сельчанам в регионе. Какие методы и средства используют сельчане для защиты агрокультур на полях, огородах, в садах? Подробно рассказать об используемых технологиях защиты культурных растений (схема 18). Предложить перечислить агротехнические способы защиты и обосновать их «экологическую чистоту», профилактическую направленность. Вспомнить о повсеместном потеплении климата и широком распространении (в связи с теплыми зимами) колорадского жука, медведки. Используя знания по биологии, учащиеся должны рассказать о циклах развития этих вредителей, о препаратах, с помощью которых удается снизить их количество, о способе и сроках их применения. Сравнить агротехнический и химический способы защиты культурных растений. Предложить самим учащимся определить те случаи, когда необходимо применять химический способ защиты. Ядохимикаты, используемые в сельском хозяйстве для защиты агрокультур, относятся к группе пестицидов, в которую входят гербициды, инсектициды, фунгициды. Предложить учащимся по этим названиям определить, против каких вредителей направлено их действие.

Домашнее задание

Прочитать раздел «4.6. Защита агрокультур», ответить на вопросы и выполнить задания 1–5.

Схема 18

Третье занятие

Заключительное занятие по теме «Защита агрокультур» провести на поле. Это может быть поле с посевами моркови, которую необходимо проредить и освободить от сорняков, или картофельное поле, зараженное колорадским жуком, и поэтому срочно требующее механического уничтожения вредителя.

Преподаватель должен помнить, что детей можно выводить работать только на поле, не обработанное никакими химическими средствами!

Преподавателю следует подробно объяснить, как собирать вредителей, как для сбора использовать небольшие емкости с водой. Время от времени по ходу сбора учащиеся переливают содержимое своих емкостей в общую большую емкость. После окончания работы учащиеся сливают из большой емкости воду с вредителями так, чтобы они остались в ней, и передают емкость с собранными вредителями преподавателю.

После занятия преподаватель сам заливает в емкость небольшое количество бензина для уничтожения вредителей.

Тема: «Уход за культурными растениями, уборка урожая» (11 занятий)

Первое занятие

Теоретические знания: сформировать понятийный аппарат по теме: уход за культурными растениями, уборка урожая.

Практические умения: обеспечение оптимальных условий для роста и развития агрокультуры (рыхление почвы, прополка, прореживание всходов); технологии полива, подкормки, формирование растения.

Актуализация знаний: фазы развития растения; технологии ухода за культурными растениями.

Новые понятия: факторы роста и развития растений – водный режим, питание, температурный и световой режимы; вегетативная и генеративная фазы развития растений; подкормка, ее типы, мульчирование, окучивание, формирование растений.

Средства обучения, дидактические материалы: учебник.

Межпредметные связи: биология – фазы развития растения, потребности растений в питании, воде, тепле, свете, требования различных культур к температурному режиму выращивания; химия – названия азотных, фосфатных и калийных солей; математика – вычисления процента от числа, вычерчивание схем и карт местности в масштабе, составление таблицы.

Содержание. Характеристика вегетативной и генеративной фаз роста и развития агрокультуры. Требования агрокультуры к условиям выращивания в течение вегетативной и генеративной фаз развития. Технологии ухода за агрокультурой в различные фазы ее развития: полив, подкормка, рыхление почвы, прополка, прореживание всходов, мульчирование, окучивание, формирование растений, постоянное наблюдение за состоянием агрокультуры, защита от вредителей и инфекционных заболеваний.

Методические рекомендации

Занятие начинается с объяснения нового материала. В процессе выращивания агрокультуры, с одной стороны, необходимо учитывать все ее требования к условиям выращивания, а с другой – применять различные современные агротехнологии для получения высоких урожаев. Это выбор наиболее подходящего для данной климатической зоны сорта или гибрида агрокультуры, применение севооборота, постоянное увеличение искусственного плодородия почвы с помощью органических удобрений, проведение мелиоративных работ по улучшению водного режима поля, уменьшению засоленности почв. Выписать на доске последовательность технологий для выращивания агрокультур:

– почва должна быть хорошо обработана;
– посев должен быть проведен в оптимально короткие сроки.

Предложить учащимся самостоятельно продолжить этот перечень.
Следует подробно остановиться на сущности каждой из технологий ухода за растениями. Активизировать знания учащихся по биологии, дать характеристику вегетативной и генеративной фазам роста и развития агрокультур. Рассказать о потребностях растения в питании для каждой из фаз. Привести наглядную схему процесса роста и развития озимой пшеницы по временам года с перечнем необходимых агротехнологий по уходу за ней. Предложить учащимся составить аналогичные схемы для ряда агрокультур, выращиваемых в регионе (например, для Северо-Западных регионов – капусты, для Нечерноземья – картофеля; для степной зоны – кукурузы, подсолнечника, яровой пшеницы).

Подчеркнуть важность постоянного наблюдения за состоянием выращиваемых агрокультур для предупреждения массового поражения вредителями, инфекционными заболеваниями, для обеспечения оптимального водного режима.

При объяснении использовать опорную схему 19.

Схема 19

Домашнее задание.

Прочитать с.186–188 учебника, ответить на вопросы 1–5 на с. 189.

Второе занятие

Теоретические знания: сформировать понятийный аппарат по теме: уход за культурными растениями, уборка урожая.

Практические умения: составление краткой технологической карты выращивания агрокультур.

Актуализация знаний: фазы развития растения; полив, подкормки.

Новые понятия: факторы роста и развития растения – водный режим, питание, температурный и световой режимы; технологии ухода – типы полива, типы подкормки, мульчирование, окучивание, формирование растений.

Дидактические материалы: учебник.

Межпредметные связи: биология – фазы развития растения, потребности растений в питании, воде, тепле, свете; география – культурные растения, выращиваемые в различных климатических зонах; химия – названия азотных, фосфатных и калийных удобрений; математика – вычисления процента от числа, вычерчивание схем и карт местности в масштабе, составление таблиц.

Содержание. Знакомство с краткой технологической картой выращивания агрокультуры. Требования агрокультуры к условиям выращивания в течение вегетативной и генеративной фаз развития: технологии ухода за растением в различные фазы его развития.

Методические рекомендации

Занятие начинается с проверки домашнего задания. Затем проводится самостоятельная работа. Перед ее началом преподаватель знакомит учащихся с правилами составления краткой технологической карты. Экземпляр технологической карты каждый учащийся вклеивает в свою рабочую тетрадь. Пользуясь учебником и сельскохозяйственными справочниками, ребята разрабатывают краткую технологическую карту выращивания выбранной по своему желанию агрокультуры.

Учащиеся должны усвоить, что в технологическом процессе выращивания агропродукции нет главных и второстепенных приемов, и необходимо соблюдать все этапы технологической карты. Карта является инструкцией по выращиванию агрокультуры. Все технологии, обозначенные в ней, необходимо выполнять с учетом погодных условий текущего сезона (холодная, затяжная весна, дождливое или, наоборот, засушливое лето).

Если процесс выращивания состоит из нескольких этапов, то целесообразно для каждого из них составлять отдельную технологическую карту, например для выращивания рассады.

Иногда отдельные учащиеся пытаются по-своему составить технологическую карту. Препятствовать этому не нужно. Следует лишь оценить результаты их самостоятельной деятельности, найти ошибки, включить недостающие пункты.

После окончания работы учащиеся сравнивают разработанные ими карты возделывания агрокультур со стандартной, ищут ошибки, включают недостающие пункты.

Третье занятие

Теоретические знания: продолжение формирования понятийного аппарата по теме: уход за культурными растениями.

Практические умения: осуществление технологий по уходу за культурными растениями для создания оптимальных условий роста и развития агрокультур.

Актуализация знаний: искусственное плодородие; фазы развития растения; оптимальные режимы для роста и развития культурных растений.

Новые понятия: водный режим, питание, температурный и световой режимы; технологии полива, технологии подкормки, мульчирование, технология формирования растений.

Средства обучения, дидактические материалы: учебник, сельскохозяйственные справочники.

Межпредметные связи: биология – фазы развития растения, потребности растений в питании, воде, тепле, свете; география – направления растениеводства в различных климатических зонах; химия – свойства азотных, фосфатных и калийных солей, приготовление растворов нужной концентрации; математика – часть числа, целое число, процент, расчет процента по данному числу и наоборот.

Содержание. Осуществление различных технологий по уходу за агрокультурами.

Методические рекомендации

Занятие проводится на пришкольном участке. Учащиеся самостоятельно решают, какие технологии необходимы для создания оптимальных условий роста и развития выращиваемых культур, какой инвентарь им потребуется для работы. Практическую работу следует выполнять группами по 2–3 человека. Если агрокультурам требуется дополнительный полив, то необходим график дежурств на пришкольном участке.

Краткая технологическая карта выращивания агрокультуры

Четвертое занятие

На примере овощных культур следует рассмотреть вопросы, связанные с уборкой урожая. Объяснить понятия «стандартная» и «нестандартная» агропродукция. Затем провести самостоятельную работу по заданию 6 на с. 189 учебника. Использовать данные схемы 18.

На заключительном этапе обсудить вопрос, что надо предпринять, чтобы урожай был больше и качественнее.

Если занятие проводится в осенний период, то на следующем занятии учащиеся участвуют в сборе урожая, например, картофеля в школьном подсобном хозяйстве.

Оставшиеся 14 ч можно использовать для выполнения проекта «Лунный календарь и урожай». Начинать выполнение проекта следует весной, вставляя занятия (по 2 ч, предназначенные для выполнения проекта) в учебную сетку.

ПРОЕКТ «ЛУННЫЙ КАЛЕНДАРЬ И УРОЖАЙ»

В настоящее время наблюдается повсеместное увлечение проведением сельскохозяйственных работ по Лунному календарю. В нем указываются благоприятные, неблагоприятные и запрещенные дни для выполнения сельхозработ, предположительно связанных с влиянием различных фаз Луны на урожай. Но это влияние может полностью нивелироваться другими факторами (например, тепловым, световым или водным режимами выращивания агрокультуры).

Задача эксперимента – установить, существует ли это влияние.

1. Выбор культуры

Работа осуществляется индивидуально или в группах по 2–3 человека. Индивидуальная работа может проводиться на приусадебном участке родителей. Группы работают на пришкольном участке, выращивая агрокультуры для школьной столовой или для других хозяйственных целей. Преподаватель напоминает, что овощные культуры делят на холодоустойчивые (редис, щавель, укроп, салат, петрушка) и теплолюбивые (томат, огурец, перец). В зависимости от выбранной агрокультуры следует определить, в каком грунте (защищенном или открытом) ее следует выращивать. Семена редиса, например, можно сеять непосредственно в открытый грунт, а для томата необходимы условия защищенного грунта и рассадный способ выращивания.

2. Варианты опыта

Необходимо поставить три варианта опыта:

I вариант – посев семян в благоприятный день по Лунному календарю;
II вариант – посев семян в неблагоприятный день;
III вариант – посев семян в запрещенный день.

3. Выбор семян

Выбрать оптимальное количество семян для постановки опыта. Для получения достоверных результатов каждый вариант опыта проводим в трех повторностях.
Количество семян во всех вариантах должно быть одно и то же, например по 50 или 100 мелких семян (морковь, петрушка), по 10 или 50 крупных семян (горох, фасоль) или семян теплолюбивых культур (перец, томаты). Провести расчет общего количества семян, необходимого для постановки всех вариантов в повторностях.

4. Выбор сорта агрокультуры

Учащиеся собирают сведения о сортах или гибридах агрокультуры, рекомендуемых для выращивания в данном регионе, о новых сортах и гибридах, распространяемых региональными семенными станциями. Составляют характеристику выбранного сорта или гибрида с указанием источника полученной информации: рекламный буклет, информация на упаковке семян, данные справочника, сведения, полученные от сотрудников агрослужб региона и др.
Достоверность эксперимента повышается, если учащиеся одного класса (10–20 человек) исследуют не более трех-четырех агрокультур.

5. Выбор оптимальных сроков посева семян

В зависимости от выбранной культуры эксперимент начинают в апреле (теплолюбивые в защищенном грунте) или в мае (холодоустойчивые в открытом грунте). По Лунному календарю выбираются ближайшие 3 дня для посева культуры: благоприятный, неблагоприятный и запрещенный дни для посева.

6. Составление плана эксперимента

Каждый учащийся в своей рабочей тетради составляет план работы, выбирает схему посева семян на грядках с подробным указанием размещения на ней вариантов опыта и повторностей для каждого варианта.

7. Проведение посева семян

Перед посевом следует провести следующие работы:

а) тщательно подготовить почву грядки: насыпать на грядку компост или перегной (1 ведро на 0,5 м2 ), вскопать, разбить комки и разровнять почву на грядке, дать время почве осесть. Оптимальные размеры грядки: ширина 80 см, длина 2 м, высота 10–20 см.
При посеве семян в рассадные ящики необходимо подготовить питательную почвосмесь. В ведре объемом 10 л смешать 7 частей торфа, 2 части древесных опилок, 1 часть раствора коровяка, разведенного в 2 раза. На ведро смеси добавить 1 стакан золы, 1 ч. ложку аммиачной селитры, 1 ст. ложку суперфосфата, 1 ч. ложку сернокислого калия;
б) на грядке (в рассадном ящике) сделать поперечные ряды для посева семян, отступив по 4 см от края грядки (рассадного ящика);
в) зарисовать схему рядов в рабочей тетради;
г) крайние ряды в опыт не включать для исключения фактора подсыхания почвы на краях гряды (рассадного ящика);
д) ряды на грядке (в рассадных ящиках) разметить с помощью деревянных колышков или спичек. Последовательность вариантов на грядках строго зафиксировать в рабочей тетради;
е) семена не подвергать допосевной обработке. В рабочей тетради указать название культуры, дни посева и количество семян, используемых для посева в каждом варианте опыта и повторностях. Посев проводить строго по схеме, а при ее изменении все поправки вносить в рабочую тетрадь. Для получения достоверных результатов необходимо создать одинаковые условия (состав почвы, содержание элементов питания в ней, влажность, освещенность, тепло) для всех вариантов опыта и их повторностей.

8. Технологии ухода за растениями

Проводить рыхление почвы, полив и подкормки одновременно для всех вариантов опыта и их повторностей. Количество воды для полива и количество раствора для подкормки должно быть одинаковым для всех вариантов и повторностей. В рабочей тетради вести их строгий учет.

9. Промежуточное обсуждение работы

Вопросы, возникающие в ходе выполнения работы, учащийся должен записывать в рабочей тетради. Систематически проводится совместное обсуждение этих вопросов. В процессе обсуждения каждый предлагает пути их решения, дает свои рекомендации.

10. Сбор урожая

Сбор экспериментальных данных. Учащийся выбирает те параметры урожая, которые помогут ответить на вопрос: имеются ли различия в урожае, полученном из семян, посеянных в благоприятный, неблагоприятный и запрещенный для посева дни по Лунному календарю? На основании выбранных параметров следует составить таблицу для последующего внесения в нее экспериментальных данных. Данные следует своевременно вносить в графы таблицы 7.

Таблица 7

Выводы

Для заключительного занятия по проекту предложить учащимся подготовить таблицу, куда будут вноситься данные, полученные в эксперименте различными учащимися. Таблица должна быть красочной, данные должны вноситься яркими фломастерами так, чтобы сразу стало ясно, влияет ли Лунный календарь на размер урожая или нет. Кроме того, учащиеся готовят сообщения о проведении опыта, формулируют вопросы, которые возникли в ходе проведения опыта.

Совместно обсуждаются результаты, формулируются выводы и составляются рекомендации, следует ли придерживаться при посеве семян советов Лунного календаря.

Тема: «Модели крестьянского хозяйства растениеводческого профиля» (2 занятия)

Первое занятие

Теоретические знания: производственная программа деятельности крестьянина: ее содержание и назначение; современные модели агрохозяйств.

Практические умения: составление производственной программы.

Актуализация знаний: современные агротехнологии возделывания агрокультур, основы экономических знаний, бонитировка земель.

Новые понятия: производственная программа деятельности крестьянина – производителя агропродукции, модели агрохозяйств.

Средства обучения, дидактические материалы: учебник, сельскохозяйственные справочники.

Межпредметные связи: экономика – понятия «себестоимость», «бизнес-план»; математика – понятие «математическая модель».

Содержание. Содержание производственной программы деятельности крестьянина: характеристика почвы по данным бонитировки, учет климатических факторов, выбор системы земледелия и все другие позиции, изученные в курсе. Модели ведения крестьянского хозяйства и их характеристики. Особенности ведения хозяйства в условиях России.

Методические рекомендации

Изучение данной темы будет повторением и закреплением пройденного. Занятие проводится в виде беседы с активным участием ребят. За урок должны выступить все учащиеся. Они учатся аргументированно отстаивать свою позицию. Преподаватель оценивает их знания и умения, полученные в ходе обучения по курсу, владение терминологией.

При ознакомлении с моделями крестьянского хозяйствования следует подчеркнуть различия в экономическом развитии сельского хозяйства России и США, что не дает возможности просто переносить опыт работы фермеров США на российскую землю. Подчеркнуть, что в реализации любой модели необходимо использовать современные технологии земледелия:

обязательное применение севооборота для полей хозяйства;
качественную обработку почвы;
мелиорацию земель;
– основной упор в процессе повышения плодородия делать на внесение органических удобрений и на севооборот;
строго выполнять все технологии, записанные в краткой технологической карте возделывания конкретной агрокультуры.

Домашнее задание

Выбрать одну из трех моделей и составить по ее данным опорную схему. В качестве образца можно использовать разработанные опорные схемы по другим темам.
Основные требования к разрабатываемой схеме: наглядность, красочность, аккуратность в исполнении, простота для понимания.
Схему можно выполнить на отдельном листе бумаги формата А4 или больше (по желанию автора). Рекомендуем провести конкурс разработанных схем.

Второе занятие. ДЕЛОВАЯ ИГРА (30–40 мин)

Оборудование: лист бумаги и ручка; цветные фломастеры; линейка; справочная литература; специальная периодическая литература; буклеты реклам удобрений, семян; учебник; опорные схемы; краткая технологическая карта возделывания агрокультуры; рабочая тетрадь учащегося.
В игре могут принимать участие как отдельные учащиеся, так и группы из 2–3 человек. Группы формируются по желанию.
Игра проходит в виде конкурса. Победят те, кто сможет подобрать наиболее оптимальную систему возделывания выбранной культуры, наиболее подробно и правильно изложит ее обоснование и красиво оформит.

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Наша игра моделирует ситуацию, возникающую в сельском хозяйстве в условиях рыночной экономики. Все вы становитесь фермерами и производите в качестве основной одну из предложенных агрокультур (кормовые культуры; овощные культуры в открытом грунте; овощные культуры в защищенном грунте; полевые культуры).
Все направления связаны между собой севооборотом.

1. Вы можете взять участок земли в собственность или в аренду. Это может быть поле в пойме реки или ближайший к селу косогор, огород, зимняя или весенняя теплица.
2. Сами выбираете культуру, которую будете выращивать на своей земле.
3. Подбираете оптимальную для ее выращивания технологию.
4. Определяете перечень сортов и гибридов, внесение удобрений и обработку почвы, предпосевную подготовку семян, посев и т.д.

Вы получите информационную карту, в которой приводятся все необходимые агротехнологии. Ваша задача – составить систему возделывания определенной культуры. (Можно воспользоваться схемой 7.)
Представить систему можно словами, понятными символами или любым другим наглядным способом. На ее обоснование отводится 2–3 мин.

(Игра начинается по команде ведущего.)

Анализ игры

В конце игфры рекомендуется провести совместное обсуждение хода и результатов игры. Можно обсудить следующие вопросы:

1. Почему выбрана та или иная технология?
2. Какие этапы пропущены в разработанной системе возделывания культуры?
3. Что следует добавить в разработанную систему?
4. Какие ситуации игры вызвали затруднения?

Следует дать слово для выступления победителям. Пусть они расскажут о последовательности своих действий при составлении системы возделывания выбранной агрокультуры, объяснят, почему именно этот участок земли они решили выбрать для своей сельскохозяйственной деятельности.

Список рекомендуемой литературы

1. Андреев П.А. и др. Фермерские хозяйства России: пути становления и развития. – М.: Колос, 1992.

2. Боровиков В.П. Безопасность труда в сельском хозяйстве. – М.: Агропромиздат, 1987.

3. Внеклассные занятия по биологии. Необычные формы и методы активизации познания// Под ред. Л.Ю. Ганич. – М.: Школа-Пресс, 1998.

4. Егоренков Л.И. Основы экологической безопасности. – М.: 1994.

5. Занятия по трудовому обучению. Сельскохозяйственные работы. Пособие для учителя труда//Под ред. Д.И. Трайтака. – М.: Просвещение, 1989.

6. Кавтарадзе Д.Н. Интерактивные методы: обучение пониманию // Биология в школе, № 3, 1998.

7. Казакевич В.М., Поляков В.А., Ставровский А.Е. Основы методики трудового обучения. – М.: 1983.

8. Касл Э., Бекур М., Нельсон А. Эффективное фермерское хозяйствование. – М.: Агропромиздат, 1991.

9. Конф Г. Биодинамичекая ферма. – М.: АККОРинформиздат, 1993.

10. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. Поурочное планирование. Класс 9. – М.: Дрофа, 2001.

11. Ливчак И.Ф., Воронов Ю.В., Стрелков Е.В. Охрана окружающей среды. – М.: Колос, 1995.

12. Методика производственного обучения будущих фермеров. Методическое пособие // Сост. О.Я. Дюртеева, Л.Н. Шварц. – С-Пб., 1995.

13. Митина Л.П., Замяткин Г.А. Агротехника растениеводства. Учебное пособие для сельской школы. – М.: 1990.

14. Папорков М.А. и др. Учебно-опытная работа на пришкольном участке. – М., 1980.

15. Справочник крестьянина // Сост. Я.Я. Узуленьш. – М.: Колос, 1994.

16. Устименко Г.В., Кононков П.Ф. и др. Основы агротехники полевых и овощных культур. Учебное пособие для 8–11-х классов средней сельской школы. – М.: Просвещение, 1991.

17. Фермерство, юношество, школа //Под ред. Б.М. Понятаева. – Краснодар, 1994.

18. Цейтлин Н.Е., Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению. 1983

19. Хлыстун В.Н. и др. Землеустройство крестьянских хозяйств. Учебное пособие. – М.: Колос,1994.

20. Щукин С.В. Опытническая работа учащихся на учебно-опытном участке. – М.: Просвещение, 1971.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru