О.Г. БАРИНОВ
Дикий? Приручим!
В нашем предыдущем материале («Дай лапу, друг», № 23/2003) речь шла о
возможности продемонстрировать школьникам во
время экскурсии непосредственный контакт с
дикими животными. Однако некоторые методические
детали «приручения», возможно, остались для
читателей неясными. Поэтому остановимся на них
более подробно, сосредоточившись на весьма
интересном и доступном объекте – бабочках.
Чтобы не получить результата, прямо
противоположного поставленным целям, необходимо
соблюдать условие: чем короче экскурсия, тем
основательнее должна быть подготовка.
Время проведения экскурсии –
фенологический период вылета крупных красивых
бабочек в вашей местности. Например, нимфалид:
переливниц, а также второго (вышедшего из куколок
летом) поколения адмиралов, траурниц,
«павлиньего глаза», крапивниц. Идут на приманку
различные белянки и парусники (если последние,
конечно, встречаются в вашей местности). Кто еще?
Ну, попробуйте, вдруг вам повезет с бархатницами
(сатирами), голубянками. Последние хоть и
небольшие, но очень красивые… Ночью приманка
может привлечь не менее интересные ночные виды,
но это – тема отдельная.
Самое удачное время – обычно 3–5 дней с
момента появления первых насекомых
интересующего вида. При условии отсутствия
непогоды или резких понижений температуры.
О приманках. Наиболее эффективны
сладкие и сильно пахнущие, особенно чуть
«забродившие». Например, квас, подпорченные
яблоки, виноград, сливы. Возможно разбавленное
варенье, мед, сгущенка. Разбавление должно быть
таким, чтобы приманка не была липкой. У нас нет
задачи убить животное! Неплохой приманкой может
оказаться и жидкая белковая пища –
разложившееся мясо например, или тухлая лягушка.
Но запах… В общем, насколько это подойдет для
экскурсии с детьми, решайте сами.
Приманку следует положить (налить) в
пластиковую кювету или что-нибудь в этом роде.
Удобно использовать разрезанную вдоль
пластиковую бутылку или консервную банку. Сверху
стоит положить тряпочку, которая в любом случае
пропитается раствором или запахом приманки.
Приманки раскладывают за 1–3 дня до
начала работы – чтобы насекомые успели
«пронюхать» (в данном случае в буквальном смысле)
об их существовании. Обычно бабочки, найдя
лакомство, достаточно прочно запоминают к нему
дорогу и многократно возвращаются.
За состоянием приманки нужно следить
– поддерживать во влажном состоянии, а может
быть, и периодически заменять содержимое.
Высохшая, так же как и заплесневевшая, приманка
«не работает».
Где раскладывать приманки? Лучше всего
подходят опушки, прилегающие к лесу или зарослям
кустарника у окраины луга или поля. Место должно
быть доступным для насекомых и
непривлекательным для птиц. Факторами,
отпугивающими птиц, могут быть, например,
блестящие предметы (пара незаржавевших
консервных банок). Или оживленное движение людей
(тропа) неподалеку. Но непосредственная близость
тропы может помешать и привлечению бабочек, и,
тем более, проведению экскурсии. Часто бывает
удобен дальний край вспаханного поля. Троп нет,
люди не шастают, птицы у гнезд не охотятся… На
ветку можно повесить – чтобы качался от ветра –
старый компакт-диск с блестящей поверхностью. Он
оставляет равнодушными насекомых и отпугивает
птиц. Но в то же время привлекает людей. В общем,
смотрите сами, сообразуясь с обстоятельствами.
При небольшом количестве насекомых
стоит разложить много приманок в разных местах;
не повезет в одном, может повезти в другом.
И вот вы приходите к оставленной
загодя приманке и видите, что на ней
расположилось несколько красивых бабочек.
Теперь перед нами следующая часть задачи –
приручить. Технология не очень сложна, но требует
терпения. Обязательна предварительная
тренировка в одиночку. Чрезвычайно важную роль,
по-видимому, играет исходящий от ваших рук запах.
Парфюмерия может как привлечь, так и отпугнуть;
мы не экспериментировали на эту тему. А вот
тщательно вымыть руки непосредственно перед
опытом нужно (они должны пахнуть только
приманкой). Для этого стоит захватить с собой
пару литров воды в пластиковой бутылке.
Насекомые, не подпускающие ближе чем
на 3–4 метра, нам неинтересны в принципе.
Некоторые виды бабочек более «пугливы», чем
другие, но в первую очередь речь идет об
индивидуальных особенностях: менее «битая
жизнью» особь любого вида скорее пойдет на
контакт, чем «умудренная опытом». По этой же
причине при работе стоит в первую очередь
обращать внимание на насекомых с наименее
поврежденными и потрепанными крыльями. Они
моложе и «глупее».
Нанеся немного, буквально следы
вещества-приманки на указательный палец,
начинаем медленно и плавно, без резких движений,
приближаться. Двигаться нужно против солнца –
ваша тень ни в коем случае не должна упасть на
насекомых. О подходящих путях подхода – чтобы и
солнце было там, где нужно, и ветками не махать –
следует позаботиться заранее, выбирая место для
размещения приманки.
Движения должны быть медленными и
плавными, но непрерывными. Остановившись в
полуметре, аккуратно приседаем на корточки (если
приманка на земле). Подводим указательный палец с
приманкой к наиболее спокойной из бабочек –
опять-таки плавно, со стороны головки насекомого,
«в лоб». Остальные пальцы плотно сжаты. Аккуратно
касаемся лапок. Дышать следует в сторону!
Передвигаем палец еще на миллиметр-два, в этот
момент насекомое переступает передними лапками
на палец. (Говоря о передних лапках, мы не
забываем, что, например, у рода Vanessa рабочей
является вторая пара конечностей, отчего
неискушенному наблюдателю кажется, что
«шоколадницы» имеют по 4 лапки, а не 6, как
положено насекомым.) Нам повезло, если на палец же
перемещается и хоботок – распробовав приманку с
пальца, насекомое уже неохотно с него слетает.
Еще подвигаем палец. Переступает следующая пара
лапок, и мы можем поднять руку от кормушки. Лучше
высоко над землей не поднимать – случайный порыв
ветра может испортить всю «охоту».
Чаще всего с первой попытки ничего не
выходит. И подходы приходится повторять
терпеливо десяток-другой раз. У кого-то может и
вообще ничего не выйти. Это в какой-то мере
искусство. И удача.
Если обратить внимание на какую-то
одну относительно «спокойную» особь, она
постепенно «поймет», что вы безобидны, и с каждым
разом будет слетать с выбранного места все позже
и позже. Бегать далеко за ней не надо – вернется
сама. А вот ходить можно, но в пределах десятка
метров от кормушки. А можно тихо сидеть у
приманки и ждать возвращения насекомых. Правда,
во время экскурсии это не очень удачный прием:
длительное время ничего не происходит, внимание
детей неизбежно переключается на что-то другое.
Теперь о самой экскурсии.
Предварительно (возможно, еще до размещения
приманок и тренировки с «приручением») стоит
провести занятие, на котором повторить, чем
питаются долго живущие бабочки. Нектаром. А что
такое нектар? Раствор легко усваеваемых
углеводов (сахара). А еще в сухое время и в сухих
местах бабочкам нужна влага. А в некоторых
случаях – и белковая пища. Только растворимая:
ротовой аппарат – сосущий, колющих частей в нем
нет, так же как и желез с ферментами для внешнего
пищеварения. (Последнее – к вопросу о падали в
качестве возможной приманки.) Что привлекает
бабочек, указывая им на возможный источник пищи?
Цвет и запах.
Хорошо, если ученики вспомнят, в каких
местах они в массе видели бабочек, – на влажной
почве, на каком-либо виде цветущего растения,
опавших фруктах. Решаем, что можно использовать в
качестве приманки (фантазию учеников необходимо
сориентировать в направлении чего-то
доступного). Обсуждаем вопрос: почему выбранными
приманками нельзя привлечь поденок (не питаются
во взрослом состоянии), стрекоз (хищники). Какие
еще насекомые, кроме бабочек, могут прилететь на
приманку? (Пчелы, шмели, осы, мухи.)
Предпочтительная погода во время
проведения экскурсии – переменная облачность
без осадков и ветра, возможно ясно. Время –
первая половина дня. Проливные дожди или сильные
холода «охоту» портят напрочь.
Кроме образцов уже разложенных ранее
приманок и фото-кино-видеоаппаратуры ничего
брать не нужно. Не стоит брать с собой и тетради,
лишние пугающие факторы ни к чему. Страничку не
вовремя перелистнул – и привет. Приманки берем в
баночках из-под фотопленки или детского питания
– крышки должны закрываться плотно.
Если класс большой, работать будет
крайне трудно. Звук голоса насекомых не пугает, а
вот ненужные резкие движения могут все
испортить. Проще провести экскурсию или
экскурсии с небольшим количеством учеников –
человек 5–6. Их последующие рассказы будут
неплохой «рекламой» проделанной вами работы.
Остановив группу не ближе чем в 5 м от
насекомых, учитель по уже отработанной схеме
пытается «пересадить» бабочку себе на руку. Если
удается – можно попросить кого-нибудь из
учеников сделать снимок или видеозапись.
Ребята могут подойти, но в любом случае
не ближе, чем на два метра. Кроме снимающего, если
он аккуратен. Вы-то безобидны, а вот они… им еще
эту бабочку надо в своей безобидности убедить.
Поэтому и аппаратура для съемок должна быть
соответствующей, позволяющей получить крупное
изображение мелкого объекта с достаточно
большого расстояния. В этом тоже стоит
потренироваться заранее.
Фото М.Кабанова
|