КОПИЛКА ОПЫТА

Г.А. СУХОТИНА,
учитель биологии и естествознания,
шк. № 143 СЗУО,
С.В. КОНОВАЛОВА,
учитель биологии шк. № 821 СЗУО,
г. Москва

Дистанционная обучающая олимпиада по биологии

При изучении курса биологии важное значение имеет внеклассная работа. Она направлена на поддержание интереса и формирование прочных глубоких знаний по изучаемому предмету.

Одной из составляющих внеклассной работы являются предметные олимпиады. Внедрение инновационных форм, таких как Интернет-технологии, расширило возможности учителей в достижении общеобразовательных целей. В этом году была проведена первая межрегиональная дистанционная обучающая олимпиада по биологии.

Целесообразность участия школьников в дистанционной олимпиаде обсуждалась на семинаре учителей Северо-Западного учебного округа Москвы. В семинаре приняли участие учителя биологии из 20 школ. Участники семинара с энтузиазмом обсуждали достоинства и проблемы новой формы обучения школьников. В конце семинара учителям была предложена анкета, в которой каждый из участников семинара высказал свое мнение об участии в олимпиаде.

Мнения учителей о мотивах участия в дистанционной обучающей олимпиаде распределились следующим образом (табл. 1).

Таблица 1.

Мотивы участия в олимпиаде

Число мнений

Доля мнений

Интерес к новой педагогической технологии

17

85%

Олимпиада имеет обучающий характер, следовательно, участие в ней будет способствовать повышению результатов обучения

15

75%

Повышение мотивации учащихся к изучению биологии

13

65%

Возможность быть в «одной команде» с учащимися

8

40%

Обмен педагогическим опытом с коллегами через Интернет

6

30%

Возможность приобрести или закрепить навыки работы с компьютером

4

20%

Использование заданий олимпиады при проведении школьных предметных олимпиад

3

15%

Получение грамот, повышение престижа школы

1

5%

Главными мотивами участия в дистанционной обучающей олимпиаде учителя называют интерес к новой педагогической технологии, повышение мотивации и результативности обучения у школьников. Около 15% учителей готовы не только участвовать в дистанционной олимпиаде, но и использовать предложенные задания в дальнейшей работе.

Трудности, связанные с проведением такой олимпиады в школе, учителя оценили следующим образом (табл. 2).

Таблица 2.

Критерии оценки трудностей

Число мнений

Доля мнений

Плохое владение компьютером

13

65%

Отсутствие времени для консультирования учащихся

9

45%

В школе нет выхода в Интернет

8

40%

Трудности в организации разновозрастной команды для участия в олимпиаде

6

30%

Отсутствие поддержки со стороны администрации

1

5%

Видимо, основные трудности организации дистанционной олимпиады обусловлены объективными причинами: отсутствием выхода в Интернет в школах и плохим владением компьютером. Несмотря на отмеченные трудности, учителя округа решили организовать разновозрастные команды школьников и принять участие в дистанционной олимпиаде.

Преимуществом дистанционной обучающей олимпиады является то, что учащиеся могут работать с вопросами олимпиады столько, сколько им требуется, не ограничивая себя ни временем, ни используемой литературой.

Работа в команде развивает у учащихся чувство коллективизма и коммуникативные навыки, такие как умение кратко и четко формулировать мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения, уметь слушать, уважать мнение собеседника и считаться с ним.

В 2002/03 учебном году олимпиада проводилась по теме: «Лекарственные растения». При выборе темы организаторы имели в виду, что учащиеся, работая над заданиями, приобретут знания, которые смогут затем использовать в повседневной жизни для лечения и профилактики различных заболеваний. Данная тема непосредственно не входит в программу школьного курса биологии, но в разделе «Классификация цветковых растений» учебника «Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники» (под редакцией Т.И. Серебряковой, А.Г. Еленевской, М.А. Гуленковой) постоянно упоминаются лекарственные свойства растений изучаемых семейств.

Для участия в олимпиаде по биологии в школе № 143 была сформирована команда, в которую вошли учащиеся 7-, 8- и 10-х классов, т.к. для выполнения заданий потребуются знания по морфологии, анатомии, физиологии растений и человека, систематике растений, химии и экологии.

Собравшись вместе, ребята выбрали название команды. Решив, что лекарственные растения необходимы не только для человека, но и для животных, обитающих в различных экосистемах, они назвали команду «Санитары леса».

Несмотря на то, что в команде были и старшеклассники, капитаном выбрали ученицу 7-го класса – она с увлечением изучает растения и умеет координировать не только свою работу, но и работу товарищей.

Первым заданием дистанционной олимпиады был конкурс приветствий – участники команды в стихотворном виде пытались рассказать о себе.

Вот состав команды нашей:
Женя, Катя, Оля, Маша,
Ира, Настя, Леша, Света –
Будет нашей вся планета.

Есть у нас еще две Ленки –
Не ботаники они.
Обе любят переменки,
Но без них не можем мы.

Санитары леса мы –
Ищем по лесу грибы,
Лечим дятлов, белок, лис,
Вызывают нас на «бис».

Мы – веселая компашка,
Собираем мы букашек,
Поливаем мы цветочки
И сажаем их в горшочки.

Мы – команда высший класс!
Не обгоните вы нас!
Разбегайтесь, конкуренты!
Вы не те ингредиенты!

Олимпиада проводилась в игровой форме и включала в себя два тура: обучающий и конкурсный. Вместе с виртуальным персонажем, лесовичком Флором Фауновичем, участники путешествовали по виртуальным просторам биологии.

Мы решили, что каждый участник олимпиады должен выполнить все задания обучающего тура. В течение пяти дней члены команды самостоятельно работали с заданиями, собирая всю необходимую информацию для их решения. После этого они собрались на совет, и каждый школьник рассказал о проделанной работе.

В первом задании учащимся необходимо было отгадать три загадки и предложить рецепты блюд, которые можно приготовить из растений – героев загадок.

Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.

(Земляника.)

Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка,
А там красные таблетки
Разместились все на ветке.

(Шиповник.)

Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.

(Черника.)

Второе задание направлено на выявление глубины знаний и проверку внимательности школьников. В тексте сознательно было допущено около 15 ошибок, которые надо было найти и исправить.

Описание пижмы: «Многолетний кустарник высотой до 150 см. Это корневищное растение с главным, боковыми и придаточными корнями. Стебли прямые четырехгранные, малочисленные. Листья сложные продолговато-яйцевидные, дважды перисто-рассеченные с зубчатыми сегментами. Цветочные корзинки 8–11 мм ширины, полушаровидные, сверху почти плоские, с язычковыми золотисто-желтыми цветками, собранными в соцветие кисть. Плоды – крылатки. Цветет в мае–июне. Отвар и настой применяют как мочегонное, желчегонное и слабительное средство».

Третье задание – графическое. В пустые клетки кроссворда учащиеся вписывали названия растений, изображения которых помещались в отдельных файлах.

Ребята единодушно решили, что самое простое задание – кроссворд, в котором по иллюстрации необходимо узнать лекарственное растение и вписать его название в сетку кроссворда. Самым сложным растением кроссворда оказалась вахта трехлистная (Menyanthes trifoliata L.), но, воспользовавшись набором открыток «Зеленая аптека» и дополнительной литературой из кабинета биологии, ребята нашли ответ на этот вопрос.

Четвертое задание состояло в определении ботанических названий растений по их обиходным, простонародным, названиям, например:

глотуха – …;
марьин корень – …;
горицвет – …;
кошачий корень, маун, аверьян – …;
порезная трава, кровавник – …

В пятом задании требовалось объяснить лекарственные свойства растения, зная его химический состав.

Для выполнения задания, связанного с активными химическими соединениями лекарственных растений, в команду была включена ученица 10-го класса. В задании требовалось объяснить применение зверобоя как лекарственного растения, основываясь на химическом строении его активных соединений. Путь, который выбрала школьница для решения этого задания, оказался неожиданным: она основывала свой ответ на лекарственных свойствах зверобоя, не рассматривая химического строения веществ. Таким образом, химические формулы активных соединений зверобоя оказались лишней информацией. Это учли при подготовке заданий конкурсного тура, и формулировка задания была изменена.

В процессе выполнения пяти предыдущих заданий у участников набирается список растений, которые составляют основу шестого задания: определить, какие растения могут быть использованы для лечения конкретных органов.

Это задание вызвало много споров, т.к. одно и то же растение можно использовать для лечения разных органов.

Распределив все задания, кроме кроссворда, между участниками команды, ребята решили через три дня собраться для окончательного формулирования и оформления ответов. Таким образом, ответы к заданиям обучающего тура были готовы гораздо раньше установленного координаторами олимпиады срока.

Выполнив все задания, ребята с нетерпением ждали правильных ответов, чтобы сравнить свои результаты с предложенными ответами авторов.

Так участники команды подготовились к решению заданий конкурсного тура, которые по своим формулировкам и смыслу полностью соответствуют заданиям обучающего тура.

Задание 1. «Понять и применить» – отгадать загадки, предложить рецепты блюд и рассказать о лекарственных свойствах растений из загадок.

Задание 2. «Быть внимательным и осторожным» – исправить ошибки в тексте.

Задание 3. «Не оставлять друзей в беде» – конструирование разрезной картинки-загадки с изображением пяти растений. Это задание можно выполнять в компьютере или же распечатать мозаику на принтере и производить сборку картинки традиционным способом, подбирая подходящие друг к другу кусочки. Собрав картинку, участники команды должны назвать растения и определить их систематическое положение.

Задание 4. «Владеть языком растений» – по простонародным названиям определить биологические названия растений.

Задание 5. «Уметь варить зелье» – по предложенным формулам определить какими свойствами должны обладать растения, содержащие данные химические соединения.

Задание 6. «Распределить растения по экосистемам».

Каждый из участников команды заранее знал, на какой вопрос он отвечает, какой литературой или каким-либо другим источником информации он будет пользоваться при выполнении своего задания.

Изюминкой олимпиады, на наш взгляд, стало дополнительное задание, потребовавшее от участников наибольших творческих усилий. Мы предложили командам найти среди комнатных растений такие, которые обладали бы лекарственными свойствами, и описать одно из них по следующему плану:

– видовое название;
– систематическое положение;
– морфологическое описание (с приложением рисунка или фотографии);
– возможные способы размножения;
– распространение вида в природе (ареал);
– название частей растения, используемых в медицине;
– способы применения лекарственного растения в научной и народной медицине;
– сведения о легендах, мифах, поверьях, связанных с растением.

Оценка выполнения этого задания зависела от количества повторов: чем меньше повторов в ответах о целебных свойствах растения, тем выше дополнительный балл за ответ. Это позволило расширить базу данных о комнатных растениях, обладающих лекарственными свойствами. Полученная информация может быть использована учителем для оформления кабинета, составления паспорта комнатного растения, подготовки к уроку или внеклассному мероприятию.

В рамках дистанционной олимпиады проводился виртуальный семинар для учителей по теме «Лекарственные растения в школьной биологии», в ходе которого учителя обменивались опытом, обсуждали актуальные вопросы в преподавании биологии, посылали организаторам свои методические разработки.

Подводя итоги, можно сказать: дистанционная обучающая олимпиада учащимся не в тягость. Они с удовольствием приходили в кабинет информатики не только после уроков, но и на переменах, постоянно общались между собой, несмотря на различия в возрасте.

Мы считаем, что такая олимпиада позволяет учащимся расширить свой кругозор, повышает мотивацию получения знаний по биологии, формирует познавательный интерес к естественным дисциплинам.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru