Обучающие семинары учителей в заповедниках

ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ

З.Б. МИНИНА,
к.б.н., методист ОМЦ СЗУО, г. Москва

Обучающие семинары учителей в заповедниках

Учителя Москвы осуществляют большую работу по экологическому образованию школьников. В Москве расположено большое количество парков, памятников природы, имеются ботанические сады. Ознакомление с ними детей в процессе экскурсий позволяет педагогам решать задачи экологического образования. Но все же приходится признавать, что и парки, и ботанические сады являются искусственными экосистемами, интенсивно посещаемыми горожанами. А гармония природы может быть прочувствована и познана в полной мере только в природном окружении. Заповедные территории, удаленные от Москвы на относительно небольшое расстояние, предоставляют такую возможность.

В последние годы получают все большее распространение и вызывают интерес у школьников конкурсы ученических исследовательских работ в области биологии и экологии. В большинстве случаев руководителями этих работ становятся учителя. Учитель, как правило, помогает ученику в выборе темы исследования и соответствующей методики, а также консультирует ученика на протяжении всего периода проведения работы. Успех в выполнении исследовательской работы может быть достигнут во многом благодаря осведомленности самого учителя о существующих доступных методиках исследований, а также благодаря его возможностям в предоставлении ученикам условий для выполнения работы. Такими условиями могут стать территория природного комплекса, научное консультирование со стороны квалифицированных сотрудников, необходимое оборудование.

На протяжении последних лет методическая служба Северо-Западного учебного округа уделяет большое внимание повышению методической грамотности педагогов в области практической экологии. С этой целью регулярно организуются выездные семинары в заповедники. Результатом обучающих семинаров становятся ежегодно проводимые учителями биологические и экологические практики с учащимися, а также победы их учеников на конкурсах исследовательских работ не только окружного, но и городского уровней.

Местом для проведения одного из первых обучающих семинаров учителей был удачно выбран Полевой учебный центр Ассоциации «Экосистема», которую возглавляет кандидат биологических наук А.С. Боголюбов. Полевой Центр расположен в живописном месте в ближайших окрестностях Москвы. Так как Центр находится в зоне санитарной охраны, то создаются условия для сохранения режима заповедности окружающей территории. Действительно, во время наших экскурсий в живописные хвойные и смешанные леса, на реку, пойменные луга, на озеро мы не встречали там людей. Создавалось полное ощущение девственности природы, и это было удивительно, так как мегаполис был совсем близко.

В программу Центра включены экскурсии с целью ознакомления с рельефом, почвой, растениями и животными Подмосковья, а также изучение ботанических и зоологических объектов в лабораторных условиях. Проводятся также занятия по картографии, водной экологии и экомониторингу. Кроме этого осуществляется практическая исследовательская деятельность с использованием существующих методик. Экскурсии и практические занятия проводят квалифицированные сотрудники, являющиеся к тому же и хорошими педагогами.

Полевой учебный Центр Ассоциации «Экосистема» принимает группы детей практически круглый год. Учебная экологическая практика длится обычно 3 дня. Дети размещаются в уютных помещениях, имеют все необходимые удобства, обеспечены калорийным и по-домашнему вкусным питанием. В конце своего пребывания школьники защищают исследовательские мини-работы на конференции, в присутствии всего коллектива Центра.

Обучающие семинары учителей проводились в конце мая и в феврале. В зимнее время особо запоминающимся событием было рассматривание следов животных на снегу в окружении заснеженных елей и сосен.

Лаборатория Центра прекрасно оснащена всем необходимым оборудованием, а библиотека содержит большое количество справочников, атласов-определителей, методических пособий, аудио- и видеокассет.

Благодаря таким семинарам учителя не только восстановили в памяти знания о природных объектах, что позволило им в последующем проводить с учащимися более интересные экскурсии в московских парках, но и стали организовывать регулярные практики на территории полевого учебного Центра Ассоциации «Экосистема». Учащиеся 15 школ нашего округа ежегодно выезжают с учителями для проведения учебно-экологических практик.

На ботанической экскурсии

На ботанической экскурсии

Другим природным объектом, также предоставляющим большие возможности для экологической работы с детьми, является Национальный парк «Лосиный остров». Он также находится рядом с Москвой, и попасть туда просто. Во время экскурсии по парку учителя познакомились с его интересной историей, историческими достопримечательностями и, конечно с прекрасными пейзажами заповедных Верхнеяузских болот. Леса занимают более 80% площади парка. Они разнообразны: березняки, ельники, сосновые леса, липняки и дубравы. Среди растений и животных довольно много видов, занесенных в Красную книгу. На водоемах можно увидеть бобровые плотины и ондатровые хатки. «Лосиный остров» – единственное в Подмосковье место гнездования пернатого хищника – кобчика. Всего в «Лосином острове» обитает 9 видов хищных птиц, среди которых ястреб-тетеревятник, чеглок, черный коршун, канюк, пустельга, а также ночные хищники – неясыть и ушастая сова.

В конце экскурсии учителя посетили Детский эколого-просветительский центр и познакомились с его работой. Выяснилось, что школьники могут приехать в Центр с учителем на несколько дней, разместиться, пройти с экскурсоводом по экологическим маршрутам и даже выполнить практические работы. Выбрать тему помогает сотрудник экологического Центра. Программа многодневной экологической практики включает помимо экскурсий и исследовательской работы по изучению природы экологические игры и конкурсы творческих работ – рисунков, изделий из природного материала. В конце своего пребывания дети сдают зачет, делают доклады по результатам своих наблюдений. Ежегодно в сентябре Центр организует школьную Конференцию по итогам летних практик. Некоторые наши школы сотрудничают с Детским эколого-просветительским Центром Национального парка «Лосиный остров» и регулярно организуют на его территории экологические практики для своих учащихся.

В зубровом питомнике

В зубровом питомнике

Недалеко от Москвы расположены заповедники: Центрально-лесной, Приокско-Террасный и Окский. Одним из направлений работы заповедников является экологическое просвещение населения. При заповедниках созданы эколого-просветительские отделы, которые организуют и проводят экскурсии по территории заповедника, знакомят с фондами музея, а также охотно привлекают школьников к исследовательской деятельности и к практической деятельности по расчистке и благоустройству территории.

Гордость Приокско-Террасного биосферного заповедника – зубр

Гордость Приокско-Террасного биосферного заповедника – зубр

Приокско-Террасный биосферный заповедник, ближайший к Москве, в последние годы активно осуществляет экскурсионную работу с московскими школьниками. Благодаря предоставленной Московским Департаментом образования школам возможности заказывать бесплатные экскурсионные автобусы, многие учителя организуют поездки в Приокско-Террасный заповедник. Кстати, дорога туда занимает менее 2 часов и поэтому не слишком утомительна.

В заповеднике в основном смешанные леса, но есть и сосновые боры, и ельники, и березняки. Левобережье Оки образует террасы. Заповедник интересен тем, что в нем сохранились участки степи с редкими видами растений (9 видов орхидных, 6 видов лилейных) и животных, представленными также в музее заповедника. В питомнике заповедника разводят зубров, и при посещении экскурсовод рассказывает об истории его создания.

В апреле 2002 г. по инициативе Экологического Центра «»Заповедники» на территории Приокско-Террасного заповедника проходил однодневный практический семинар для педагогов Москвы «Хранители природного и культурного наследия в российских регионах и Москве». Научные сотрудники заповедника провели с учителями экскурсию по его территории, музею и зубровому питомнику, рассказали о научной и просветительской работе. А затем, на семинаре, различные природоохранные организации сделали сообщения о своей деятельности, в которой немалое участие принимают школьники, а учителя некоторых школ поделились опытом работы в области экологического образования детей. В этом практическом семинаре приняли участие более 10 учителей Северо-Западного учебного округа. С тех пор многие из них используют полученную на семинаре информацию и активно сотрудничают с Приокско-Террасным заповедником.

Изучение местной флоры и фауны

Изучение местной флоры и фауны

В апреле 2000 г. на территории Центрально-лесного биосферного заповедника был проведен всероссийский семинар по сохранению водно-болотных угодий. В семинаре приняли участие не только крупнейшие специалисты-болотоведы, гидрологи, геоботаники и экологи, но и методисты, учителя московский школ и старшеклассники специализированных лицеев г. Москвы.

Заповедник расположен в юго-западной части Валдайской возвышенности. В растительном покрове доминируют еловые леса. Одной из достопримечательностей этого заповедника являются верховые болота. Участники семинара посетили с экскурсией болотный комплекс, а затем слушали интереснейшие доклады ученых-болотоведов, обсуждали проблемы сохранения болот России и в рамках работы «круглого стола» вели разговор о задачах и перспективах экологического образования школьников.

В работе этого семинара посчастливилось участвовать группе учителей Северо-Западного учебного округа. Одна из участниц семинара, учитель биологии школы №827 Е.А. Нифантьева, наладила деловые контакты с руководством заповедника и в дальнейшем выезжала с несколькими учащимися в заповедник для выполнения исследовательской работы. Результаты были доложены школьниками на окружной конференции исследовательских работ, и эта работа получила одно из призовых мест. Кроме этого, обширные знания, которыми обогатились учителя за время проведения семинара, позволили им, объединившись в творческую группу, разработать методику экскурсии со школьниками «Болото как экосистема» (опубликована в газете «Биология» в 2002 г.). Сама экскурсия сначала была апробирована с учителями округа. В последующем некоторые учителя успешно проводили эту экскурсию со своими учениками на одном из близлежащих к Москве верховых болот, популяризируя научные данные о растениях и животных болотной экосистемы, их взаимоотношениях, а также акцентируя внимание учащихся на необходимости сохранения болот ввиду их огромного биосферного значения.

На зоологической экскурсии

На зоологической экскурсии

В конце мая прошлого года группа учителей биологии и экологии Северо-Западного учебного округа посетила Окский заповедник с целью проведения на его территории теоретических и практических занятий. Руководство заповедника в лице его директора Ю.М. Маркина и заместителя Н.Г. Белко очень доброжелательно встретило учителей, предоставило гостевые домики, столовую, помещения для проведения теоретических занятий, а также провели несколько экскурсий по заповеднику.

Окский заповедник расположен в 300 км от Москвы, в Рязанской области. Центральная усадьба заповедника находится в поселке Брыкин Бор в окружении сосен, на высоком берегу реки Пра. В ландшафте заповедника преобладают сосновые леса, березняки, а в понижениях – низовые болота. В поймах небольших рек – ольховые леса. С 1985 г. Окский заповедник по решению ЮНЕСКО включен в Международную систему биосферных заповедников, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. В 1995 г. заповедник награжден дипломом Совета Европы.

Во время проведения экскурсий учителя узнали об истории создания заповедника. Он был организован в 1935. для спасения русской выхухоли. В настоящее время численность выхухоли восстановлена, и наиболее важным направлением деятельности заповедника является разведение белого журавля стерха – эндемика России, находящегося под угрозой вымирания. В 1979 г. в рамках международной программы был создан журавлиный питомник, в котором кроме стерха содержатся и остальные 6 видов журавлей фауны России. Во время экскурсии по питомнику его заведующая Т.А. Кашенцева увлекательно рассказала о журавлях и научной работе с ними.

В Окском заповеднике ведется серьезная научная работа не только в области зоологии и ботаники, но и лесоводства, заповедного дела и охраны природы. Ежегодно издается основной документ заповедника – Летопись природы. Каждый ее том представляет собой многостраничный капитальный труд с детальным описанием всесторонних наблюдений за ходом природных процессов, большим количеством таблиц, диаграмм, фотографий.

Госкомэкологии назвал Окский заповедник в числе лучших заповедников, где эколого-просветительская работа ведется наиболее масштабно, всесторонне и эффективно. Сотрудники заповедника в экологической работе с детьми используют разнообразные формы педагогической деятельности и охотно поделились с московскими учителями своим опытом и результатами работы.

Посещение Окского заповедника произвело на учителей наиболее глубокое впечатление, дало им возможность повысить свой профессиональный уровень в области практической экологии.

Сотрудники заповедника всегда радушно принимают как группы учителей, так и учащихся, обеспечивая им комфортные условия для проживания и работы.

Таким образом, возможностей для проведения экологических практик школьников, выполнения ими разного рода исследовательских работ по биологии и экологии в непосредственной близости от Москвы немало. Учителю важно знать о них, уметь ими воспользоваться и иметь желание сделать это.

Сообщаем контактные телефоны организаций, которые проводят с учащимися и учителями экскурсии, организуют экологическую практику.

  • Полевой учебный Центр Ассоциации «Экосистема»: (095) 354–3548.

  • Национальный парк «Лосиный остров»: (095) 268–7926; 268–2965 (заказ экскурсий).

  • Приокско-Террасный заповедник: (095) 293–9709; 301–2514.

  • Окский государственный заповедник: 8–09135–71513.

  • Эколого-просветительский центр «Заповедники»: (095) 129–0688; 332–4828.

Фото автора

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru