В.Г. СМЕЛОВА,
учитель биологии,
СШ № 7, г.Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО
О прекрасной, но не здешней…
Внеклассное мероприятие
Материалы для подготовки и
проведения мероприятия.
1. Репродукции картины
В.М. Васнецова: «Алёнушка» и эскизы к ней –
этюд «Сидящая девочка» (1880) и «Пруд в Ахтырке»
(1880).
2. Литература.
Мастера живописи. Виктор Васнецов. –
М.: Белый город, 1999;
Е.И. Кириченко. Русский стиль. –
М.: Галарт, 1997.
Биологический энциклопедический
словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986.
Жизнь животных. Т.6. Птицы. – М.:
Просвещение, 1989.
Фауна мира. Т.2. Птицы. – М.:
Агропромиздат, 1991.
Растения и животные. Руководство для
натуралиста. – М.: Мир, 1991.
Алан Пиз. Язык телодвижений. –
Нижний Новгород.: Ай Кью, 1992.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Настрой
Звучит распевная русская народная
мелодия. Учитель читает стихи.
Присела девочка на берегу пруда,
Коса распущена, оборвано платьишко,
Босые ноги леденит холодный камень,
На руки детские поникла голова…
Какая ж приключилась с ней беда?
Иль злая мачеха прогнала на ночь глядя?
Иль потеряла братца-непоседу –
По лесу долго бегала, кричала,
Присела отдохнуть, а встать не может –
Тяжело горе, не дает подняться.
И лес притих. Умолкли птицы,
Осинки перестали трепетать,
Вода застыла – ни кругов, ни звука,
Все сторожит Аленушки покой.
2. Вводное слово учителя
Ребята, перед вами картина известного
русского художника Виктора Михайловича
Васнецова. Вам хорошо знакомы его картины –
«Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича
с половцами», «Иван Царевич на сером волке» и
другие. Он был не просто в числе первых
художников, обратившихся к сюжетам русского
фольклора. Он первый из мастеров станкового
искусства сумел передать былинно-сказочные
сюжеты в духе, соответствующем художественным
особенностям сказок и былин.
Но сегодня мы обратимся к произведению, которое
сильнее всего отразило веру в
благотворно-преобразующее воздействие
искусства и красоты. Это «Алёнушка».
Летом 1880 г. Виктор Михайлович жил в деревне
Ахтырка, в нескольких верстах от Абрамцева, где
начал писать этюды. Вскоре появляется эскиз,
сделанный маслом, – босоногая крестьянская
девочка, сжавшись в комочек, сидит на камне у
воды. За спиной ее – темное пятно леса. Так
постепенно рождалась великая картина Васнецова.
Художник тщательно, неторопливо разрабатывал
первоначальный замысел, не меняя в нем главного:
образ Алёнушки, который возник в его воображении
задолго до окончания работы.
Летом следующего, 1881 г., после многочисленных
набросков и эскизов В.М. Васнецов приступил к
работе над одним из самых своих задушевных и
проникновенно-лирических произведений. Он
закончил картину зимой 1881 г. в Москве и отправил
на очередную Передвижную выставку. «Так глубоко
выразить душу, так поэтично представить тип –
для этого нужен талант художника», – писали о
картине критики. Но никто не заметил того нового,
что ввел Васнецов в русское искусство, создав
«Алёнушку».
3. Постановка проблемы
Давайте же вместе постараемся
ответить на вопрос: какое открытие совершил
художник, написав полотно?
4. Организация работы в группах
Класс делится на группы: «Экологи»,
«Орнитологи», «Живописцы», «Психологи». Каждая
группа получает определенное задание на
карточках (см. ниже) и приступает к работе.
5. Обсуждение итогов работы
Выступление «Экологов»
(При выполнение задания им
предложено воспользоваться книгой «Растения и
животные. Руководство для натуралиста», с. 57, 64,
66.)
Вопросы
1. Какие биоценозы изображены на
картине? (Болото, пруд, на заднем плане – еловый
лес.)
2. Почему пруд, а не речка, ручей? (Стоячая
вода – нет движения, печаль, безысходность.)
3. Какие растения изображены на
картине «Алёнушка»? (Рогоз узколистный, осока
метельчатая, хвостник обыкновенный (водяная
сосенка), осина, ель.)
4. Какие растения изображены на
эскизе «Пруд в Ахтырке»? (Березки, в воде –
кувшинка белая.)
5. Почему художник заменил
некоторые растения на основной картине? (Береза
– символ света, добра, надежды, осина – символ
скорби, печали, дрожащие листы – страх, волнение;
белые цветы кувшинки тоже вселяли надежду.
Темные ели – символ надвигающейся беды.)
6. Деревья на картине молодые или
старые? Почему? (Молодые, такие же как и Алёнушка.)
7. Какое время года? (Начало осени
– начали желтеть осины.)
8. Какое время суток? (Скорее всего
вечер. Солнце едва видно.)
9. Какая погода? (Пасмурно. Грустно.)
Вывод. Природа тоскует вместе с
Аленушкой, добавляя картине «настроение
трепетной скорби». Вода темная, стоячая – нет
движения. Заросли осоки в темной воде будто
оберегают Аленушку от неверного шага. Охраняют
ее и молодые ели, стоящие за ней дозорными. Как
поется в народной песне: «Горе за мной идет,
вослед грозит: «Порублю я, посеку все темные леса,
а найду тебя, горемычную!»
Выступление «Орнитологов»
(Им было предложено ответить на
вопрос: «Каких птиц изобразил художник на
картине? Как вы думаете, почему?».)
Вопросы
1. Какой вид ласточек изображен на
картине? Используйте «Биологический
энциклопедический словарь», с. 312, статья
«Ласточковые». (Судя по удлиненному туловищу,
длинному раздвоенному хвосту, длинным острым
крыльям, темному оперению спинной стороны и
белому брюшку на картине изображена деревенская
ласточка, или касатка.)
2. Прав ли был художник, изображая
птицу открытых пространств на опушке леса рядом
с водоемом? Используйте «Фауну мира. Птицы»,
с. 225, статья «Семейство Ласточковые». («Ласточки
заселяют открытые пространства поблизости от
пресноводных водоемов – речные долины,
побережья озер, опушки лесов… Ласточки –
прекрасные летуны, значительную часть жизни
проводят в воздухе. На землю они спускаются
неохотно, предпочитая садиться на ветви
деревьев, крыши строений, провода…» Да, ласточки
могут находится на дереве рядом с пресноводным
водоемом.)
3. Сколько ласточек изображено на
картине? Как вы думаете, почему? Можно ли по
птицам определить время года? Используйте книгу
«Жизнь животных. Птицы», с. 374, статья
«Семейство Ласточковые». («Ласточки –
общественные птицы. В северных частях гнездового
ареала в гнезде бывает одна кладка, обычно 4–6
яиц. После вылета из гнезда родители
докармливают птенцов еще несколько дней. Затем,
ставшие самостоятельными молодые птицы
собираются в большие стаи и в поисках пищи летают
по приречным лугам, берегам озер и болот. В
сентябре численность ласточек увеличивается в
отдельных стаях до тысячи и более, начинается
отлет к местам зимовок». На картине изображена
семья ласточек вскоре после вылета из гнезда.
Время года – конец лета, но еще не сентябрь.)
4. Еще раз внимательно рассмотрите
ласточек на картине. Что можно сказать о
композиции этой группы? (Из шести птиц четырех
художник изобразил отвернувшимися. Обычно
ласточки приятно щебечут, цвиркают, здесь –
скорее всего, спят. Своим молчанием птицы
подчеркивают печаль Алёнушки.)
5. Почему именно ласточки, а не
воробьи, вороны и т.д.? Используйте словарь В.Даля,
возможно он вам поможет. (Художник не случайно
выбрал ласточек для того, чтобы показать грусть
девочки. «Ласточка» – так ласково обращались на
Руси к девушке. Просматривается и символизм в
выборе, черно-белой птицы. Загадки про ласточку:
«Белое – венчальное, черное – печальное.» «Свет
бел, да люди черны.»
Выступление «Живописцев»
Вопросы
1. Какой колорит выбрал художник
для картины? (Все оттенки зеленого,
преимущественно темного цвета.)
2. Как вы думаете, почему? (Зеленый
– цвет спокойствия и умиротворения.)
3. Как художник акцентировал
внимание на Алёнушке? (Поместил изображение
девушки на передний план; выделил цветом более
яркое пятно сарафана.)
4. Какова общая композиция картины?
(Передний план – Алёнушка и пруд, задний план –
темное пятно леса и серое небо.)
5. Сравните эскизы к картине и
окончательный вариант. Что изменилось? (На
эскизе – этюд сидящей девочки – не видно неба. На
картине оно появилось, символизируя лучик
надежды. На эскизе иная цветовая гамма в одежде
девочки – темно-фиолетовое платье, на картине
сарафан выделяется более ярким пятном.)
Вывод. В серебристо-дымчатой
цветовой гамме картины слышится грустный напев:
«Ахти горе, тоска, печаль великая». Но светлое
небо за темным лесом вселяет надежду в светлое
будущее.
Выступление «Психологов»
(При выполнение задания им
предложено воспользоваться книгой Аллана Пиза
«Язык телодвижений», стр.104.)
Вопросы
1. Почему на картине изображена
девочка (а не женщина, мужчина)? (Дети вызывают
естественное чувство жалости. Мужчинам не
свойственно показывать печаль и скорбь, это удел
женщин.)
2. Обратите внимание на позу
девочки. Почему она сидит? Попробуйте
проанализировать наклон головы, взгляд,
положение рук, ног, прическу. (Голова склонилась
на руки, волосы распущены – выражение скорби.
Волосами как бы отгораживается от окружающего
мира. Руки скрещены на коленях – руки-барьеры,
тоже укрывают от всех.)
3. Обратите внимание на одежду. Что
можно сказать по ней об Алёнушке? (Одежда
старая, рваная. Разорван рукав, подол сарафана.
Девочка очень бедная и ленивая – не может рукав
зашить.)
4. Сравните эскиз к картине («Этюд
сидящей девочки») и «Алёнушку». Что изменилось? (На
эскизе девочка смотрит прямо на зрителя, а на
картине – в воду, погружена в себя. На эскизе у
девочки почти новое темно-синее платье, на
картине одежда сильно изношена. На эскизе
девочка сидит на лугу в окружении яркой зелени
травы и белеющих тут и там цветов, на картине –
только темная гладь пруда.)
5. Почему художник внес эти
изменения в картину? (Чтобы подчеркнуть скорбь
девочки, вызвать у зрителя жалость и сострадание
к ней.)
Вывод. Грустят вместе девочка,
деревца, птицы на ветке, сливаясь в тихую
задумчивую сказку. Олицетворение русской
женской доли, а может быть, и самой России.
6. Выводы
Виктор Михайлович Васнецов раскрыл
тончайшую связь между переживаниями человека и
состоянием природы, что великолепно передано в
народной поэзии. Природа на картине тоскует
вместе с Алёнушкой, добавляя полотну «настроение
трепетной скорби». Столь
художественно-поэтичный образ был нов для
русской живописи.
Сегодня на уроке мы совершили
открытие: какими глубокими познаниями в области
биологии, экологии, психологии, живописи должен
был обладать художник, чтобы создать этот шедевр!
7. Задание на дом
Попробуйте написать небольшое
сочинение-впечатление о картине.
|